Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Савельева Ирина Владимировна

Цель урока: Формировать  первоначальные знания и представления о культурных традициях; Познакомить с понятием «мировое дерево»;

Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к своей большой и малой Родине, толерантности.

В области формирования УУД:  - личностные - умение выделять нравственный аспект поведения; - познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников; - регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий; - коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.                                                                                                                                                                                                                 Планируемые результаты урока:  1.Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. 2.Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества. Метапредметные: получить  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников; получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении  вопросов урока.                         Тип урока - урок  открытия новых  знаний.                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_rossiya_nasha_rodina.docx33.29 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ Урок №1 Тема:  Россия – наша Родина.

Дата:   .  . 2014 года                                                                                                                                                   Класс 4                                                                                                                                                              Учитель  Савельева Ирина Владимировна

Цель урока: Формировать  первоначальные знания и представления о культурных традициях;

Познакомить с понятием «мировое дерево»;

Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к своей большой и малой Родине, толерантности.

В области формирования УУД:                                                                                                                         - личностные - умение выделять нравственный аспект поведения                                                                    - познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников;                                                                                                                                         - регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;                                                                                - коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.                                                                           Планируемые результаты урока:                                                                                               1.Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.                                                            2.Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;                                                      3.Метапредметные: получить  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников; получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении  вопросов урока.                                                                                                Тип урока - урок  открытия новых  знаний.                                                                                 Оборудование и  учебно - методическое обеспечение: компьютер, мультипроектор, раздаточный материал, иллюстративный материал, презентация, учебник «Основы светской этики» Т.Д. Шапошникова «Дрофа» 2012г., толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И.                                                          Форма и виды деятельности на уроке: Беседа; Самостоятельная работа со словарем; Творческая работа в группах; Работа в парах; Чтение и анализ текстов разных жанров (притчи, рассказа), Мозговой штурм; Визуальное восприятие; Устные высказывания на тему; Подготовка к творческим заданиям.                            

Используемые методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая, фронтальная.

Основные понятия: Родина - место, где родился, твои корни. Мировое дерево – один из древнейших образов мира. Вечные ценности- то, что ценится во все времена.

Ожидаемые результаты: расширение представления о  Родине, Отчизне, о древнейших образах мира, о своих корнях;

Ход урока:   Организационный  момент      Знакомство с учебником стр. 4-6.                                                                                                    Слайд 2  Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством, родичи. Мы все- потомки  какого – либо древнего рода, у нас у каждого есть родословная, т. е. перечисление поколений. А еще у древних славян был бог-Род.  Посмотрите на карту нашей Родины - она огромна и прекрасна, но главное- она у каждого только одна, как мать. Мы должны любить свою Родину, хорошо знать историю своей страны.  А как называется наша Родина? Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского "С чего начинается Родина?"                                                                                                                                                       Актуализация опорных знаний. Ребята, мы прослушали песню о Родине, как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? Сегодня мы с вами будем говорить о Родине. Россия – наша родная страна, наша Родина, которая у человека бывает одна на всю жизнь.

Площадь Территории России составляет 17 075 400 кв. км. Крупнейшие города (города с населением более 1 млн. человек): Столица Российской Федерации - Москва (9000 тыс. чел.). Санкт-Петербург (4600 тыс. чел.)

Российская Федерация, Россия, страна в восточной Европе и северной Азии. Россия – правопреемник Союза Советских Социалистических Республик (СССР), который перестал существовать 26 декабря 1991. Имеет федеративное устройство.
В состав России входят 89 субъектов Федерации: 21 республика 1 автономная область, 10 автономных округов, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения. Столица – Москва. Население 146,3 млн. чел. Географическое положение Государство, расположенное на двух континентах - Европе и Азии. В России около 120 тыс. рек. В РФ около 2 млн. пресных и соленых озер Высшая точка России - гора Эльбрус (5642 м).                                                                    

Слайд 3

Послушайте, как поэт Михаил Пляцковский написал о Родине. Слышишь песенку ручья?  Это Родина твоя. Слышишь голос соловья?  Это – Родина твоя.
Видишь звездочки Кремля?  Это – Родина твоя.
Школа, где твои друзья,  Это – Родина твоя.
Руки матери твоей, Звон дождей,
И шум ветвей, И в лесу смородина –   Это тоже Родина!
Слайд 4-17  Чтение стихотворения Зинаиды Александровой «Родина»

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

 

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

 

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

 

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Слайд 18 Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран.
Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.                                                                              
Слайд 19 У каждого государства есть отличительные символы – герб, флаг, гимн. Кто знает, что они обозначают? (учащиеся объясняют).                                                                                                                             Слайд 20 Государственный герб - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках. Также является составной частью государственного флага. Государственный герб  установлен Конституцией Российской Федерации.                                                                                      

Слайд 21  Таким был герб РСФСР (Российской Советской Федеративной  Социалистической Республики)  до 16 мая 1992 года. Красный щит, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце, как знак перемен. Вверху на щите помещалось сокращенное название государства - РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь".

Слайд 22 Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.                                                                                                                                    Слайд 23 Государственный флаг России.  В августе 1991 год Верховный совет РСФСР постановил считать трёхполосное знамя национальным флагом России. Белый цвет – цвет мира, говорит о миролюбии нашей страны,

Синий цвет  – вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей.

Красный цвет  – цвет силы, крови, пролитой за Родину.                                                                                Слайд 24  Государственный флаг. Государственный флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание государственного флага, как правило, фиксируется в конституции.

Государственный флаг обычно вывешивают на зданиях верховных государственных органов государственной власти и управления, на помещениях посольств государства за рубежом, судах, плавающих в открытом море в территориальных водах иностранного государства.                                                                                             Слайд 25 ГИМН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Официальный символ государства (наряду с флагом государственным и гербом государственным).                                                                                                    

Слайд 26  Давайте встанем и споем гимн России. (Текст на доске)                                                       Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена!

ПРИПЕВ: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края  Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –  Хранимая Богом родная земля!

ПРИПЕВ: Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет  всегда

ПРИПЕВ:

Слайд 27 Столица нашей Родины – Москва.  Москва – это Красная площадь. Москва – это башни Кремля. Москва – это сердце России, Которое любит тебя.                                                         Слайд 28 ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ. Второй президент РФ – Путин Владимир Владимирович  ( 2000 – 2008 гг.). Третий президент РФ – Медведев Дмитрий Анатольевич  (2008 – 2012 гг.).                                                                                                    Слайд 29  Действующий президент РФ Избран на пост всенародным голосованием в мае 2012 года. Президент – глава государства;  В его руках находится особая власть – президентская; Его главные задачи: охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие.                                                                                                                                    Слайд 30 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение; Обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной политики в области культуры, образования, здравоохранения и т.д.                                                                                                                                                        Слайд 31  Конституция Российской Федерации. Конституция нашего государства была принята всенародным голосованием (референдум) 12 декабря 1993 года.      

Слайд 32   Группа однокоренных слов к  слову «Родина»: род, родители, родиться, родной, родня, родственники, родич, родом, родство, родоначальник, родненький, породниться, родимый, рождение, рождество, рождественский,  зарождение, народ, народный,  природа, родник, родниковый, родинка, родословная, зародыш…

Слайд 33 Составьте и запишите в тетрадь предложение с одним из этих  слов:                                         Россия, Родина, патриот, отечество, столица, президент.  Ребята скажите, как вы понимаете, смысл слов «Родина бывает разная, но у всех она одна». Разная – это у каждого то место, где он родился, вырос, ходил в школу, учился. А одна для всех родина - Россия. Закройте глазки и мысленно произнесите слово «Россия». Что вы представляете, когда произносите это слово? Для меня Россия – это моя родина. Назовите свои ассоциации (по цепочке). Какими словами можно заменить слово Родина? (Отчизна, Отечество). Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (место, где ты родился, где живешь, где находится твой дом).

Работа с учебником стр. 6-7 (чтение «Земля оттич и дедич» по А.Н. Толстому.  О чём этот рассказ? Можно ли отнести то, что написал писатель к любому другому народу?                                   Слайд 34 Путешествие по городам России. 1108 населенных пунктов в России имеют статус  города (показ слайдов).                                                                                                                                      Слайд 35  Природа России (показ слайдов). Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса, Солнце ярче, звезды всех светлее, Где отрадны рощи и леса;     Слайд 36 Народные промыслы (показ слайдов). Народы России. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Её населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп (показ слайдов).                                                                                     Слайд 37 Пословицы о Родине: С родной земли умри – не сходи. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Смело иди в бой, Родина за тобой (записать любую в тетрадь).                                  

Слайд 38 Игра  «Собери пословицы».

Для Родины своей        ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, чужая сторона – мачеха.

На чужой сторонушке рад своей  воронушке.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Всякому мила своя сторона.

Слайд 39 На свете много разных стран, но есть одна страна –

Её мы Родиной зовём, а Родина – одна!  Мы – граждане России (показ слайдов). 

Ребята, на примере нашего класса мы должны понять, что наша страна - многонациональное государство. Послушайте стихи об этом.

Живут в России разные народы с давних пор. Одним – тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд один черкеску носит, другой надел халат. Еврей и тувинец, бурят и удмурт, русский, татарин, башкир и якут. Разных народов большая семья, и этим гордиться должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом, пусть будет уютно каждому в нем. Любые трудности мы осилим и только в единстве сила России.

Слайд 40  Мировое дерево в культуре разных народов  (показ слайдов). Работа с учебником стр. 7-8.  «Мировое дерево» чтение и обсуждение. Почему у наших предков представление о мире связано с образом дерева? С чем люди издавна сравнивали крону дерева? Ствол? Корневище? Объясните, почему человеку необходимо знать свои корни?                                                  

Слайд 41 Домашнее задание: СХЕМА  РОДОСЛОВНОГО  ДЕРЕВА.

Итог урока. Подводя итог урока, мне бы хотелось, чтобы вы никогда не забывали, что вы - граждане великой страны. У нее богатая и славная история, у нас всех общая судьба. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!                                

Список литературы и использованные источники:

1. Савченко К.В., Шапошникова Т.Д. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.

2. Шапошникова Т.Д. Учебник. Основы светской этики. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.

3. РГПУ им.Герцена. Религия Санкт-Петербурга. СПб.: Союз.

4. Электронное приложение к учебному пособию.

5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии

6. Министерство образования  и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов  ОРКСЭ»

7. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

8. Энциклопедическая и справочная литература, словари.

9. Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

      http://lib.pstgu.ru/icons/ ,  http://pravolimp.ru 

      http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

http://2 bp.blogspot.com,   http://3 bp.blogspot.com

      http://ais.badische-zeitung.de, http://cakecentral.com и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Российская Федерация

Слайд 2

Слышишь песенку ручья? Это - Родина твоя. Слышишь голос соловья? Это - Родина твоя. Видишь звездочки Кремля? Это - Родина твоя. Школа, где твои друзья, Это – Родина твоя. Руки матери твоей, звон дождей, и шум ветвей, И в лесу смородина – Это тоже Родина! Михаил Пляцковский

Слайд 3

Олицетворяют родную землю её символы. Каждое государство имеет свои символы – это Герб, Флаг, Гимн. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.

Слайд 4

Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.

Слайд 5

Государственный флаг России В августе 1991 год Верховный совет РСФСР постановил считать трехполостное знамя национальным флагом России Белый цвет – цвет мира, говорит о миролюбии нашей страны, Синий цвет – вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей. Красный цвет – цвет силы, крови, пролитой за Родину.

Слайд 6

Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Он имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем. Его слушают и исполняют стоя. Почему? Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. Обязательная традиция иметь каждой стране свои герб, флаг, гимн установилась в XX веке. Отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Это величие и могущество России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

Слайд 7

Действующий президент РФ Действующий президент РФ Избран на пост всенародным голосованием в мае 2012 года. Президент – глава государства; В его руках находится особая власть – президентская; Его главные задачи : охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие.

Слайд 8

Подберите однокоренные слова к слову «Родина»: род , род ители, род иться, род ной, род ня, род ственники, род ич, род ом, род ство, род оначальник, род ненький, по род ниться, род имый, рож дение, рож дество, рож дественский, за рож дение, на род , на род ный, при род а, род ник, род никовый, род инка, род ословная, за род ыш…

Слайд 9

Составьте и запишите в тетрадь предложение с одним из этих слов: Россия Родина патриот отечество столица президент

Слайд 10

Пословицы о Родине С родной земли умри – не сходи. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Смело иди в бой, Родина за тобой.

Слайд 11

Домашнее задание: СХЕМА РОДОСЛОВНОГО ДЕРЕВА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Разработка урока по теме: «Россия – наша Родина»

Разработка урока по теме: «Россия – наша Родина»...

Методическая разработка урока по окружающему миру. «Моя Родина - Кузбасс»

Методическая разработка урокапо окружающему мируТема: «Моя Родина - Кузбасс»...

Методическая разработка внеклассного занятия на тему "Наша Родина - Россия"

Данная методическая разработка позволит учителю ознакомить учащихся с этимологией слова "Родина", Конституцией - основным законом Российской Федерации, показать флаг, герб, прослушать гимн, ...