Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.

Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buddizm_-_drevneyshaya_mirovaya_religiya.rar26.11 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Ольга Александровна Тихонова

Учитель СОШ № 24 Мо РФ

Г. Вольск – 18, Саратовская область

Методическая разработка урока по предмету

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курс: «Религии мира»

Тема урока: «Буддизм – древнейшая мировая религия».  

Тип урока: Урок открытия новых знаний (ОНЗ) (1 урок по теме «Буддизм»)

Цель урока:  знакомство с мировой религией – буддизм, жизнью ее основателя Сиддхартхи Гаутамы.

Задачи:  развитие воображения, образного мышления, логики обучающихся,  воспитание духовной культуры, религиозной терпимости, умения видеть красоту и гармонию мира глазами буддистов.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник, Карточки со словарём, листы бумаги, гуашь, кисточки.

План проведения урока

Этап урока

Стадия использования

1

Организационный момент.

Обсуждение эпиграфа урока.

Осмысление

2

Введение в тему

Вызов

3

Знакомство с историей возникновения буддизма (с использованием мультимедийной  презентации).

Осмысление

4

Работа с понятийным колесом.

Составление синквейна.

Рефлексия

5

Физ.минутка (проводит ученик)

6

Первичное закрепление

Осмысление

7

Самостоятельная работа  (Творческая мастерская).

Осмысление

8

Рефлексия

Рефлексия

9

Домашнее задание

Осмысление

 Конспект урока

1. Организационный момент

Уч.  Перед началом урока я хотела бы произнести изречение «Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец. Это – древний закон»

- Как вы думаете, что за человек мог произнести эти слова?              -     - - Какими качествами он должен был обладать? (ответы обучающихся).

2.Введение в тему

- А слышали ли вы о такой религии как буддизм?

- Что вы о ней знаете? Во что верил человек в древности?

- Самая ли древняя это религия?

3. Знакомство с темой

 (начинается презентация)

1 слайд 

Уч. Буддизм – религия, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры на основе учения Будды как воплощение наивысшего духовного развития.

Распространена на территории Индии, Китая, в Монголии, Корее и Японии. На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.

2 слайд 

Уч. Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили богов о том, чтобы они послали им сына.   В одну из ночей царице приснился странный сон: белый слон вошел  в ее опочивальню и три раза обошел вокруг ее ложа. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети. Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.

3 слайд 

Уч. Вскоре предсказание исполнилось. Царица родила прекрасного мальчика, которого назвали Сиддхартха  Гаутама, но сама через семь дней после его рождения умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определенного возраста, он женился и у него родился свой сын.

4 слайд

Уч. Но, несмотря на усилия отца, боги распорядились так, что однажды принц покинул дворец и оказался на улочках города. Здесь он столкнулся со стариком и понял, что молодость не вечна, затем на его пути возник больной обезображенный своей болезнью, и молодой принц понял, что и эта беда может постичь всякого. И, в конце концов, Сиддхартха увидел похоронную процессию и понял, что и жизнь не вечна. С этого момента уже ничего не могло развлечь его, потому что он постоянно думал «Как можно веселиться и наслаждаться жизнью, когда вокруг нас столько людей стареют, болеют и умирают?»

5- 6 слайд

Уч. С этим вопросом он тайно покинул дворец и стал вести жизнь отшельника. Он спрашивал совета у великих мудрецов, истязал себя, подолгу не ел и не пил и все пытался понять причины страданий человека и пути избавления от этих страданий. Однажды его неистовство довело его до того, что он уже почти умер от истощения, но проходящая мимо женщина влила ему в рот ложечку рисовой похлебки и он уснул долгим сладким сном, а проснувшись сказал «Крайности вредны!» Нельзя ни переедеть, ни недоедать, нужно выбрать серединный путь, то есть вести умеренную жизнь. Он взял себе новое имя «Будда», т.е. «Просветленный» и создал свое учение.

7 слайд -          

Уч.  Будда изложил четыре истины:

1. Жизнь есть страдание  (рождение, любовь, болезнь, смерть – все приносит страдание человеку)

2. Причина страданий человека – жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)

3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки

4. Путь для уничтожения этой жажды – серединный «восьмиричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.

Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.

        8 слайд

Уч.   40 лет проповедовал Будда своим ученикам, которых становилось больше год от года. И всем он давал мудрые советы. Вот одна из притч об учении Будды:

      Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?
Ученик сказал:
— Ничего! Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

Будда сказал:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это все равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего не случилось.

9 слайд –

Уч. Будда учит не быть зависимым от вещей, нас окружающих, учит глубоко и ясно понимать ценность вечного и малую цену преходящего и отличать одно от другого. Он учит Освобождению — благородному восьмеричному Пути, складывающемуся из маленьких повседневных усилий сделать наше сознание чище и тоньше, освободить душу от заблуждений и иллюзий, которые заставляют нас гоняться за тем, что исчезнет, едва мы успеем насладиться им. Он учит Пути как достойной замене бегу по кругу. Учит работать над собой, а не пассивно наблюдать за другими. Он учит активному состраданию всему живущему, и его жизнь — яркий тому пример.

Вот какое учение, какую религию создал Сиддхартха Гаутама или Будда. Он учил любить всех, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать. «Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной твоего страдания» говорил он. Учения Будды – это учение о Жизни, учение о Человеке.

4.Работа с «понятийным колесом»

Уч. Давайте составим синквейн к слову – Буддизм  (работа в парах)

Проверка

5. Физ.минутка (проводит ученик)

6. Первичное закрепление

Уч. А как вы сами поняли кто такой Будда, что такое «Восьмеричный» Путь?  (высказывания обучающихся)

Для закрепления понятия ведётся работа со словарём (лист на столе у каждого обучающего)

Словарь: Восьмеричный Путь — путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания  и освобождению от сансары. Лежит посередине между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом.

- С чем у вас ассоциируется это понятие?

7.  Самостоятельная работа (Творческая мастерская).

Уч. У вас на столах стоят краски, кисточки, вода, попробуйте изобразить Будду как вы его представляете. Если кому-то что-то непонятно, обращайтесь за помощью  (дети работают.

Выставка работ

8. Рефлексия

Уч. После работы, изменилось ли ваше представление о религии буддизм?

Что теперь вы можете о ней сказать?

 Уч. Кто хочет озвучить вслух?

На уроке я узнал….

На уроке я научился….

Я чувствовал себя на уроке….

9. Домашнее задание:  работа с учебником стр. 68 – 69  уметь задавать «тонкие « и «толстые» вопросы по прочитанному материалу; знать, что такое «Восьмеричный Путь»; найти значение выделенных слов из словаря.

Всем спасибо за урок

САМОАНАЛИЗ

Осуществление поставленных целей достигается следующим образом: каждый этап урока четко просматривается, имеет смысловую завершенность.

Урок начинается с организационного момента – эмоционального настроя учеников, организована эвристическая беседа с обучающимися, которая помогает обозначить тему урока и выявить имеющиеся у учеников знания по теме «Буддизм – древнейшая мировая религия». На этом же этапе формулируется проблема «Почему буддизм самая древняя мировая религия?»

Для формирования целостного представления об учении Будды, ученикам представляется мультимедийная презентация. Этот этап урока позволяет осуществить  интеграцию с такими предметами как история, МХК, литература, что позволяет развивать у учеников кругозор, воображение, целостное представление об истории и культурном наследии человечества.

С помощью методики «понятийное колесо» основные понятия урока воспроизводятся учениками в ассоциации. Такой прием  позволяет обучающимся запоминать и понимать сложные термины.

Для самостоятельной работы ученикам предлагается   индивидуальная творческая работа. Итогом урока становится творческое представление рисунков, созданных учениками.

В конце урока проводится рефлексия как на эмоциональном, так и на практическом уровне. Дети оценивают атмосферу урока, свои чувства и эмоции, важность темы по методике «неоконченное предложение»

На уроке используются технологии и приемы: проблемное обучение, ИКТ, индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы, элементы здоровьесберегающих технологий. Для активации творческих и мыслительных способностей учеников используются технические, дидактические средства: мультимедиапроектор, компьютер.

Принципы урока: доступность, последовательность, логичность.

Материал к уроку  подготовлен с учетом возрастных и личностных особенностей обучающихся (аудиальные, визуальные, кинестетические). Степень активности  - на высоком уровне. Дети думают, отвечают, ищут, выбирают, работают творчески, открывают для себя что-то новое.  

Кредо моего урока можно определить следующими словами: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»

Урок в 4 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» по учебнику Е.И. Николаевой,  Е.Н. Петровой «Я в мире людей» Тема урока: Я в кругу друзей (1...

рабочая программа по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 4 класса,

В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования ду...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ», 4 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ», 4 КЛАСС Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравс...

Принцип краеведения в преподавании предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Принцип краеведения в преподавании курса ОДНК НР в 5 классе представлен в трёх уровнях: всероссийский, региональный, районный. В статье раскрывается использование этого принципа при изучении некоторых...

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира.

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира....