Технологическая карта урока предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культуры») по теме "Заповеди".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Сиротская Светлана Владимировна

На уроке учащиеся познакомятся с библейскими Заповедями и нравственными критериями, заключёнными в них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока предметной области

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

(модуль «Основы православной культуры»)

Тема: «Заповеди»

4 класс

                                                                         

Технологическая карта урока по предмету

 «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы православной культуры»)

Тема урока:

Заповеди

Педагогическая цель урока:

Создать условия для формирования   представления о нравственных критериях,  заключённых в десяти  Библейских заповедях.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с десятью заповедями Моисея;

- сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали;

- расширить кругозор   учащихся;

- способствовать  развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

- содействовать  развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Планируемые результаты:

Формируемые УУД:

Личностные:

  • умение определять и высказывать  простые, общие для всех людей правила;
  • анализировать поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
  • сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.  Регулятивные:
  • умение  выражать свои мысли;
  • определять и формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • фиксировать индивидуальное затруднение;
  • составлять план действия по работе.

Познавательные:

  • ориентироваться в учебнике;
  • сравнивать, анализировать, обобщать;
  • отличать неизвестное от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • выделять главное в тексте, отделять от второстепенного;
  • выполнять действия по алгоритму;
  • понимать текст, извлекать необходимую информацию;
  • использовать знаково-символические средства;
  • делать выводы.

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других;
  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем.  

Предметные результаты:

Знать: что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

  • Уметь: рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея».
  • Основные термины и понятия: заповедь, Заповеди Божии, Десять заповедей.

Методы обучения:

- деятельностный,

- практический,

- словесный.

Технологии обучения:

Технология проблемного диалога, технология развития критического мышления учащихся.

Технология сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

- фронтальная;

- работа в парах;

- работа в группах;

- индивидуальная. 

Оборудование: 

- Кураев А.В. Основы православной культуры. Учеб. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2014.

- Толковый словарь С.И. Ожегова.

-  Церковнославянский словарь Григория Дьяченко.

- Выставка книг.

- Раздаточный материал: макет «Скрижали» (Приложение 1) ,

- Карточки для работы в группах (Приложение 2).

- Карточки для работы в парах (Приложение 3).

- Ватман с изображением подсвечника, рисунки зажжённых и потухших свечей.

- ПК

- Проекционное оборудование.

- Экран.

- Презентация Power Point «Тест» (Приложение 4).

Организационная структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые

результаты

Время

I.  Организационный момент

Приветствие обучающихся.  Включение в деловой ритм.

– Сегодня мы вновь отправимся в мир православной культуры. На уроке разрешается делать всё: слушать, размышлять, рассуждать, доказывать, отвечать!

– Согласны? – Да! Начнём тогда.

Обучающиеся приветствуют учителя, рассаживаются на свои места.

Личностные: самоопределение.  Регулятивные: организация рабочего места.

1 мин

II.  Мотивация учебной деятельности

– А начать урок я хочу с притчи.

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано «Переверни и ты узнаешь что-то новое». Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он всё же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне «Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

– В чём заключается смысл этой притчи?

– Надеюсь, что знания, которые вы получите  сегодня на уроке, вы обязательно будете применять их в жизни.

Слушают учителя.

Участвуют в диалоге. Делают вывод, что человек должен не только получать новые знания, но и использовать их в жизни.  

Формулируют ответы, отвечают на вопрос.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3 мин

III. Актуализация опорных знаний

Выявляет уровень знаний. Задаёт вопросы.

– Давайте выясним, что мы уже знаем.

– Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

– Что такое совесть?

– Какие два важных дела есть у совести?

– Какая особенность есть у совести?

Самое главное в жизни человека – жить в ладу со своей совестью. Чтобы совесть была спокойна, чтобы не совершать греха, православный человек должен соблюдать особые «правила». 

– А вы знаете эти правила?

– А хотели бы узнать?

– Сегодня мы поговорим, о том, что помогает человеку не совершать плохие поступки.          

Участвуют в диалоге.

Формулируют ответы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение диалогической и монологической речью.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

3 мин

III.  Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

На доске карточки с буквами АВИРОЛП

– Составьте из букв слово по его лексическому значению «Норма поведения, принятый кем-либо образ мыслей, действий».

– Подберите синоним к этому слову.

– Мир, который нас окружает, живёт по определённым законам. Утром поднимается из-за горизонта солнце, а ночью высыпают на небе звёзды. За зимой приходит весна, за весной лето и осень и никогда не бывает наоборот.

– Какие это законы?

– По каким законам живут граждане каждой страны?

– Существуют законы и в духовной жизни. Кто знает, как они называются?

– Значит, какой будет тема сегодняшнего урока?

– Давайте подумаем, что бы вы хотели узнать про заповеди?

На доске появляются формулировки:

1. Что означает слово «заповедь»?

2.  Откуда появились эти заповеди у людей, кто их дал  людям?

3. Познакомиться с заповедями.

4. Узнать смысл заповедей.

5. Надо ли соблюдать заповеди в наше время?

 

– Мы составили план нашего урока, того, что предстоит узнать.

Составляют из букв слово ПРАВИЛО

Подбирают синоним ЗАКОН

Это законы природы. 

– Законы государства.

Формулируют тему урока.

– Заповеди.

Составляют план достижения цели.

Формулируют задачи урока.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование, постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели; формулирование проблемы.

3 мин

IV.  Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

1. Словарная   работа.  

 Первая  задача урока   выяснить значение слова «Заповеди».

– Где можно узнать значение слова?

 Давайте заслушаем каждую группу.

Как вы поняли смысл слова «заповедь»?

2. История возникновения заповедей.

–  Прочитайте первые три абзаца параграфа в учебнике. Отмечайте новую информацию.

Что нового вы узнаете из текста?

 

Находят информацию в толковых словарях. Выясняют значение слова.

Значение слова  мы найдём в толковом словаре.

Работают в группах с толковыми словарями. Объясняют значение слова.

Читают текст с. 40-41.

Работают  с текстом учебника, отслеживают новую информацию.

Заповеди даны людям от Бога. Бог начертал 10 Заповедей на каменных плитах скрижалях и передал их людям через пророка Моисея на горе Синай в Египте.

Регулятивные: планирование; прогнозирование.

Познавательные: поиск и выделение информации;  выделение познавательной цели, выдвижение гипотез, создание способов решения проблем;

смысловое чтение.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение выражать свои мысли.

4 мин

V. Реализация построенного проекта. Работа над темой урока.

3. Знакомство с заповедями.

Настало время познакомиться с заповедями.

– Возьмите на парте листы-макеты «Скрижали» (Приложение 1), на которых перечислены заповеди. Прочитайте их. Обведите кружочком номера тех заповедей, которые говорят об отношениях человека с Богом.

– Проверяем. Молодцы! 

– Остальные шесть заповедей говорят об отношениях людей друг к другу. Вот об этих шести заповедях мы и поговорим с вами подробней.

4. Работа над смысловым значением заповедей. Исследовательская  работа с текстом.    

– Сейчас вы самостоятельно познакомьтесь с этими Заповедями. Каждая группа прочитает одну из заповедей и объяснит, что она означает. В качестве аргументов можно использовать художественные произведения или реальные истории из личного опыта.

Обводят номера 1, 2, 3, 4.

Работа в группах.

Получает рабочий лист с заданием (Приложение 2).

Осуществляют работу в группах.

Читают учебник, выполняют задание на карточке, представляют свои ответы классу.

Познавательные: выдвижение гипотез, доказательство, смысловое чтение.

Коммуникативные: умение понимать других, инициативное сотрудничество.

Регулятивные: планирование.

6 мин

V. Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия.

– Давайте проверим выполнение задания. Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

В ходе выступления каждой группы  учитель дополняет, конкретизирует ответы.

Презентация результатов деятельности.

Каждая группа выходит к доске,  зачитывает из карточки заповедь, рассказывают о ней, подтверждает примерами из  литературных произведений или историями из личного опыта.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск информации; анализ, синтез. Построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: контроль, коррекция.

8 мин

Физкультминутка

– Встаньте из-за парт. Я буду называть различные слова. Если слово доброе, хорошее – похлопайте в ладоши, если означает что-то плохое, недоброе – закройте лицо руками. Начнём!

Милосердие, малодушие, покаяние, гордыня, зависть, самолюбие, гнев, раздражительность, пьянство, курение, сквернословие.

– Что произошло?

– Вам нравится так стоять?

– Помогайте мне, называйте слова, которые означают доброе и хорошее.

Называют слова: терпение, смирение, радость, мир, любовь и др.

2 мин

VI. Повторение.

Организует деятельность по применению новых знаний.

1. Работа с пословицами.

 Прочитайте пословицы и заповеди. Соедините пословицу с заповедью.

Совместная проверка.

2. Цепочка событий (элемент ТРИЗ).

– Давайте представим, что было бы, если…

Если бы человек позавидовал, то….

Если бы человек захотел иметь то, что есть у другого, то….

Если бы человек украл, убил, то….

Если бы человек испортил имя своей семьи….

Вопросами подводит к выводу.

3. Вывод.

– Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?

– Вернемся к плану нашего урока. На все ли вопросы мы получили ответы?

Выполняют задание по карточкам для работы в парах. (Приложение 3).

Зачитывают ответы.

Делают предположения:

 Он бы захотел иметь то, что есть у другого.

 Он бы украл, мог бы  убить.

 Он расстроил своих родных, и испортил о них доброе мнение.

Он может остаться один.

Отвечают на вопросы, формулируют вывод.

Познавательные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

5 мин

VII. Контроль.

– А теперь вам предлагаю маленький тест, чтобы проверить, насколько внимательны вы были на уроке.

– Поменяйтесь  листочками с тестом, выполним взаимопроверку.

Отвечают на вопросы теста (Приложение 4 ) индивидуально.

Осуществляют взаимопроверку по эталону.

Коммуникативные: умение договариваться, работать в паре.

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.

5 мин

VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Предлагаю выполнить домашнюю работу по вашему усмотрению:

1. Написать мини - сочинение на тему: «Какая заповедь мне больше понравилась и почему?».

2. Составить рассказ на тему «Что я расскажу своим родителям о сегодняшнем уроке?».

3. Подготовить вопросы по теме урока для беседы с одноклассниками.

Выбирают задание с учётом индивидуальных возможностей.

2 мин

IX. Рефлексия.

Ставит проблемные вопросы.

 Подведем итоги нашей деятельности.

– Какой нравственный закон мы изучили на сегодняшнем уроке?

– Чему учат нас эти заповеди?

– Становятся ли счастливее те, кто нарушает заповеди?

– Все ли задачи, которые мы поставили перед уроком, выполнили?

Предлагает продолжить предложение.

На доске прикреплён ватман с изображением подсвечника. Учитель показывает зажженную свечу и читает стихотворение.

Огонь очистительный

Огонь роковой,

Красивый, властительный,

Словно живой.

Огонь одинокий среди темноты,

Как символ душевной моей чистоты.

В православии считают что мягкость и податливость свечи,  показывают готовность следовать Господним заповедям.

Итак, ребята, если вы считаете, что Божьи заповеди выполнять нужно, возьмите и прикрепите зажжённую свечу, а если вы считаете, что можно прожить и без заповедей, прикрепите потухшую свечу. И пусть свет свечи очистит ваши души от обид, злобы, поможет обрести спокойствие и веру в свои силы.

– Спасибо за работу!

Подводят итоги деятельности и достижение поставленной цели.

Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

3 мин



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему: «Как христианство пришло на Русь » Модуль «Основы православной культуры»

Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для на...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,  модуль «Основы православной культуры».  Класс 4....

Технологическая карта ОРКСЭ «Добро и зло» («Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс О.Ю. Васильева)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как менялось добро и зло в ходе исторического развитияЗадачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры " 4 класс тема урока:"Защитники отечества"

Представлен материал  для 4 класса по предмету: "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Основы православной культуры" тема урока "Защитники отечества&quo...