Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему: «Как христианство пришло на Русь » Модуль «Основы православной культуры»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ефимова Ирина Алексеевна

Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_orkse_efimova_i.a.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 549 c углубленным изучением английского языка

 Красносельского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока ОРКСЭ

на тему: «Как христианство пришло на Русь »

Модуль «Основы православной культуры»

Выполнила:

Ефимова И.А.

учитель начальных классов

Санкт – Петербург

2016 – 2017

Пояснительная записка

Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей государственной образовательной политики РФ. Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для нашей страны. Не касаясь политического значения принятия христианства, на данном уроке речь идет о духовном изменении личности, что на современном этапе является очень актуальным. На эту тему планированием предусмотрен 1 урок, в  ходе которого обучающиеся 4 класса должны понять, что после принятия христианства люди стали меняться, что христианство дало возможность  личности считать себя равным Богу и  решать свою судьбу наравне с  ним, что  православие принесло на Русь нормы, которые впоследствии легли в основу моральных законов.

Технологическая карта урока

Тема: «Как христианство пришло на Русь .»

Тип: комбинированный

Цель урока:

 формирование у учащихся представлений о значимости для нашего Отечества принятия христианства, как важного этапа, с которого началось качественно новое развитие нашей государственности и культуры

Задачи:

обучающая – познакомить с историческими обстоятельствами, связанными с Крещением Руси, узнать о роли князя Владимира в этом событии;

развивающая – создать условия для развития  и раскрытия  творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства; развитие образного мышления;

воспитывающая – способствовать воспитанию у детей патриотических чувств, формированию гуманистической и гражданской  позиций

Планируемые результаты

Предметные:

- знать историю принятия христианства на Руси

- уметь давать определения некоторым терминам

- знать и  понимать  следующие  ценности: милосердие, доброту, патриотизм, сострадание;

-осознавать  значимость духовности в человеческой жизни

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока  и стремиться её выполнять;

- учиться работать с информацией

- работать в паре и группе: распределять обязанности, договариваться о выполнении задания, делать выводы

Личностные:

- проявлять интерес к истории, к жизни своих предков

- воспитывать уважение к культуре своего народа

- формировать православные ценности

Ресурсы урока: Учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев

 видеофильм «Князь Владимир и крещение Руси», музыка «Звон колоколов»,  презентация MS PowerPoint, карточки с таблицей, карточки с заданиями для групповой работы, тексты из книги М.В.Толстого «История русского православия».

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Звучит музыка (звон колоколов). Какие чувства у вас вызывает звучание колоколов? Что представляете, когда слышите звук колокола? Где можно услышать колокольный звон?

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. (Презентация. ). Что на ней изображено? (В храме крестят ребёнка). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Да, мы поговорим о крещении, как христианство пришло на Русь.

Учитель: Что вы знаете об обряде крещения?    

Притча Учащиеся читают в учебнике с.84

Учитель: Найдите главную мысль в этой притче? «Бог так устроил, что люди должны научаться от людей».
Т.е. все люди зависят друг от друга.

Отвечают на вопросы

(Ответы детей)

(дети находят в тексте и зачитывают) 

Актуализация необходимых знаний

  Учитель: Теперь  я попрошу вас заполнить таблицу 

    У каждого ученика на парте лежит карточка с таблицей, состоящей их трех граф. В левой колонке помещены вопросы, в средней колонке  обучающийся должен отметить + или -, знает он ответ на этот вопрос или  нет.

 (Приложение  1)

1.Откуда и когда христианство пришло на Русь?

2.Кто был тот человек, который решил принять православную веру в нашем государстве?

3.По какой причине именно эта вера была выбрана?

4.Какие люди в жизни этого человека повлияли на этот выбор?

5.Какое значение имело принятие христианства на Руси?

Надеюсь к конц у урока  мы сможем ответить на все вопросы

Работают с таблицей

Организация познавательной деятельности

   (Эпиграф к уроку)

Ребята перед вами высказывание Л.Н. Гумилева 

«Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

Прочитайте еще раз внимательно эти строки, вдумайтесь в них и ответьте на вопрос:

-На какие слова в этом высказывании вы обратили внимание? Почему?

-Как они связаны с темой урока?

  Рассказ учителя (сопровождается показом презентации)

До принятия христианства у наших предков славян была языческая религия. Люди жили в неизведанном мире. Каждая секунда их жизни могла быть остановлена природой, силой, неподвластной пониманию. Человек осознавал свою беспомощность перед стихиями природы, а потому начал преклоняться перед могуществом богов. Славяне  обожествляли и поклонялись силам и духам природы, считали, что многие природные предметы обладают сверхъестественной силой.

Ребята, теперь вы будете моими помощниками, и дальнейшую работу будете выполнять в группе. А распределиться на группы вам помогут загадки о тех явлениях природы, которым поклонялись древние славяне. У вас на партах картинки. Тот, кто первый отгадает, поднимает нужную картинку. У кого изображения совпадут, тот объединяется в  группу.

Загадки

Летит птица орёл,
Несёт в зубах огонь,
Огненные стрелы пускает,
Никто её не поймает. (Молния)

Над рекой остановился
Шар воздушный, золотой.
А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой. (Солнце)

            За окошком завывает,
           Тёплым, ласковым бывает,
           Но и может всё на свете,
           Разломать, разрушить...  (ветер)

 Первая группа получает следующее задание:

восстановить деформированный текст и пересказать его. Вторая группа :

вставить пропущенные слова в текст, пользуясь словами для справок.

Третья группа :

прочитать текст и составить сообщение, пользуясь вопросами-помощниками. (Приложение 1)

 После того, как выполните задание, вы от группы должны выделить выступающего, который сможет представить всему классу эту информацию.

А теперь послушаем, что у вас получилось. Не забывайте про вопросы, на которые вы не знали ответа. Ведите краткую запись.

Учитель сопровождает рассказ детей показом слайдов презентации.

Вернемся к карточкам, которые лежат на ваших партах. На какие вопросы вы получили ответ из выступления групп?

Учитель: Владимир не сразу пошел на введение христианства, ведь принятие новой веры было очень важным событием. Для себя он уже принял решение. Но вопрос о перемене религии не мог быть решен одним распоряжением князя. Чтобы не рассориться с дружиной, Владимир должен был показать необходимость принятия христианства, завоевавшего  уже весь цивилизованный мир.

Итак, Владимир оказался в ситуации выбора веры. Мы сейчас посмотрим отрывок из фильма «Князь Владимир и крещение Руси». В этом видеофрагменте постарайтесь найти ответы на вопросы,  на которые вы еще не знаете ответа.

Вначале выясним, что же обозначает понятие «крещение»

Просмотр. Запись ответов в карточках ответов на какие-то вопросы.

1.Что вы узнали из этого видеофрагмента? (О чем было повествование?)

2. Каким образом князь Владимир избирал новую веру?

3. Прислушался ли князь к совету бояр, как он поступил?

4. Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?

Физминутка

Учитель: В конечном счете, князь Владимир избирает православную веру, т. к. Русь и Византию связывали не только военные противостояния, но и давние торговые,  религиозные контакты. 

Именно в греческую столицу Константинополь  князь Владимир отправил своих послов .В этом городе есть прекрасный храм ,носящий  имя Святой Софии ,что в переводе  с греческого «Мудрость»

Посмотрим в учебники  стр. 85. и прочтем что такое «мудрость»

Ребята, в искусстве многие художники обращались к этой теме и создавали картины. Я предлагаю сейчас отправиться на виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею в Москву. Экскурсоводом у нас сегодня работает … (учащийся к выступлению готовился заранее совместно с учителем)

 Работа с репродукцией картины художника В.М.Васнецова «Крещение Руси» (учебник с.86)

Учитель: жизнь князя Владимира делится на два периода – до и после Крещения. Первый период был очень коротким – до 25-летнего возраста. Это время Владимир жил, как язычник, имел много жен, был жестоким и беспощадным человеком.

Каким  человеком стал князь Владимир после принятия новой веры, вы сейчас определите самостоятельно. Прежде чем приступим к чтению, проведем словарную работу.

Словарная работа:

Кротость - незлобивый и отходчивый нрав человека, готового осознанно прощать ошибки и обиды от других.

Епископ -  священнослужитель третьей (высшей) степени

Отворен - открыт

Невольник – раб, пленник

Митрополит - первый по древности епископский титул в христианской Церкви. 

Инок – то же, что монах

Трапеза – общий стол для приема пищи в монастыре, а также сам прием пищи, еда.

Получают карточки с текстом.

 (Приложение 4 )

А каким же его запомнили ?Как жила Святая Русь ?

Прочтем в учебнике с.87-88

Работа с текстом в учебнике с.87-88.

Ответы детей

Отгадывают загадки. Распределяются в группе соответственно предмету, изображенному на картинке.

Выступления учащихся.

.

Дети объединяются в группы

Выступления детей.

Учащиеся кратко записывают ответы на какие-то вопросы.

Записывают ответы в карточки

Смотрят отрывок. Записывают ответы в таблицу.

Отвечают на вопросы

Дети смотрят и читаю определение в учебнике с.85

Рассматривают репродукцию.

Выступает подготовленная ученица с кратким докладом (Приложение 3)

Вопросы:

  1. Что изображено на картине?
  2. Какие черты характера главного героя и особенности подчеркнул художник?
  3. Какие эмоции вызвала у вас эта картина?

Дети смотрят и читаю определение в учебнике с.85

Дают определения словам, пользуясь толковым словарем.

Читают отрывок из книги М.В.Толстого «История русского православия»

Читают текст, отвечают на вопросы.

Рефлексия деятельности

Благодарю вас за хорошую работу. Вернемся с карточке, которую вы заполняли в начале урока. Поделитесь своими впечатлениями, которые получили на занятии, на все ли вопросы, которые я вам приготовила, вы получили ответы? Какие вопросы появились у вас после изучения этой темы? Как вы думаете, где можно найти на них ответы.

Закончите предложения:

  1. Я узнал (а), что ________________________
  2. Я был удивлен (а) тем, что _______________________
  3. Мне понравилось _____________________________
  4. Для меня крещение – это ________________________

Делятся впечатлениями о занятии.

Заканчивают предложения.

Список литературы:

  1. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т.1. – М.: Наука, 1989.
  2. Толстой М.В. История русского православия. Эксмо, 2010.
  3. Интернет ресурсы: видео урок Закона Божия телеканала «Союз» priozornoe.prihod.ru

      4.Учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев

Приложение 1.

Вопрос

Знаю (+) – не знаю (-)

Краткий ответ

1.Откуда и когда христианство пришло на Русь?

2.Кто был тот человек, который решил принять православную веру в нашем государстве?

3.По какой причине именно эта вера была выбрана?

4.Какие люди в жизни этого человека повлияли на этот выбор?

5. Какое значение имело приятие христианства на Руси?

Приложение 2.

Задание для первой группы: восстановить деформированный текст.

Родился князь Владимир в 963 году.

          Служила ключницей, то есть хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей княгини Ольги.

Отцом его был князь Святослав Игоревич, который правил на Руси в те времена.

Малуша сохраняла свое положение при дворе княгини Ольги.

          Воспитала будущего князя Владимира  при дворе.

Она не была законной женой князя Святослава Игоревича.

          Старалась подчеркнуть его княжеское происхождение.

В 10 веке правителем древней Руси был князь Владимир Святославович.

Матерью простолюдинка Малуша.

Задание для второй группы: вставить пропущенные слова в текст, пользуясь словами для справок.

Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы своего княжения уже была _______________. В то время в Киеве уже существовали _________________. Князь Владимир с детства познакомился ______________. Влияние бабушки помогло ему понять суть христианской религии.

В первые годы своего правления _______________ ничего резко не менял в жизни страны. ______________ он скорей покровительствовал и, на удивление христиан, даже воздвигал новых ___________________. Но потом все изменилось.

Слова для справок: христианские церкви, князь Владимир, с христианством, язычеству, христианкой, в Киеве, истуканов

3адание для третьей группы:  прочитать текст и составить сообщение, пользуясь вопросами-помощниками.

 Во второй половине 80-х годов X века князь Владимир стал делать первые шаги, ведущие к крещению. Преимущества веры Христовой становились для него все яснее, тем более, что в самом Киеве, среди бояр, купцов, горожан, да и княжеских дружинников было достаточно много христиан. В прежнем своем виде язычество не устраивало князя Владимира, который стремился укрепить свое положение. Этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к новой религии — единобожию к православию.

Вопросы для подготовки ответа:

  1. Когда князь Владимир стал делать первые шаги к принятию христианства?
  2. Почему князь все больше склонялся к принятию христианства?
  3. Почему язычество перестало устраивать Владимира?

Приложение 3

Описание картины (текст для заранее подготовленного  ученика)

Среди работ Виктора Васнецова, посвященных религиозной теме, можно отметить картину «Крещение князя Владимира». Прежде, чем написать её, автор изучал рукописи, работы летописца Нестора.

В центре картины – князь Владимир. Он сидит в купели, украшенной крестом. Взгляд  Владимира сосредоточенный, брови нахмурены. Весь образ говорит о важности принятого решения, которое стало судьбоносным для всего государства. Придворные, которые стоят рядом, держат его роскошное, расшитое золотом одеяние, что говорит о царском происхождении. Слева от князя стоят священники, справа - его дружина. Над ними возвышается купол храма с очень красивыми росписями и фресками. Из окон льется свет. Картина достаточно светлая, художник использовал много светлых оттенков, чтобы показать чистоту помыслов и важность события.

Приложение 4

Отрывок из книги М.В.Толстого «История Русского православия»

«Жестокий и мстительный в язычестве Владимир-христианин сделался образцом кротости и любви ближнему; он не хотел наказывать даже преступников. Епископы представили ему, что злодейства умножались и строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости. Бедным и нуждающимся был отворен вход к нему: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги, покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказывал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. В праздничные дни всегда у него было три трапезы: первая - для митрополита с епископами, иноками и священниками; вторая - для нищих; третья – для самого князя с дружиной. Такова была христианская жизнь приснопамятного крестителя земли Русской!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ОРКСЭ НА ТЕМУ "КАК ХРИСТИАНСТВО ПРИШЛО НА РУСЬ"

данный материал может быть использован К УРОКУ ОРКСЭ В 4  КЛАССЕ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Как христианство пришло на Русь» (УМК «Основы православной культуры», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о появлении кириллицы, о Крещении Руси, принятия православия.Зпдпчи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями о появлении кириллицы.Объяснить с...

Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ на тему "Как христианство пришло на Русь" в 4 классе

Конспект урока по ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии на тему "Как христианство пришло на Русь" в 4 классе...

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Любовь и уважение к Отечеству" (модуль Основы православной культуры) 4 класс

Конспект урока в 4 классе по ОПК "Любовь и уважение к Отечеству" по учебнику А.Кураева...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: «Каждый интересен» (4 класс, УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» под ред. А.И. Шемшуриной)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности.  Дидактические:1) дать представление о п...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Простые школьные и домашние правила этикета» (4 класс, УМК : «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «школьный» и «домашний» этикет и о его роли в обществе.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать основные прави...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство" - 4 класс («Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании понятий «честь и достои...