Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Любовь и уважение к Отечеству" (модуль Основы православной культуры) 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Конспект урока в 4 классе по ОПК "Любовь и уважение к Отечеству" по учебнику А.Кураева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lyubov_i_uvazhenie_k_otechestvu.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Андреевская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Российской Федерации Курганова Алексея Сергеевича»

Конспект урока

по ОРКСЭ

(модуль Основы православной культуры)

4 класс

Тема: Любовь и уважение к Отечеству.

Петрова Наталья Анатольевна

Основные понятия. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Цель: создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству, уважительного отношения к представителям разных религиозных культур.

 Задачи.

Образовательная:

Расширить знания учащихся о стране, в которой они живут. Уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм.

Воспитательная:

 Воспитывать чувство любви и уважения к Родине, желание быть причастными к истории Отечества, эмоциональную отзывчивость учащихся, чувствовать красоту слова.

Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

Развивающая:

 Развивать у учащихся устную речь, навык самостоятельной работы с текстом, развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению  работать в группе.

Личностные результаты:

расширять кругозор обучающихся, обогащать  словарный запас.

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

самостоятельно формулировать тему урока;

принимать учебную задачу;

Познавательные:

извлекать информацию;

пользоваться словарями;

строить рассуждения;

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметные результаты:

самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

понимание ценности Отечества

Технологии. Личностно - ориентированная,  сотрудничества, здоровьесберегающая,  деятельностный подход.

Тип урока:

по основной дидактической цели: изучение нового материала

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Оборудование: учебное  пособие А.В.Кураева «Основы православных культур; мультимедийный проектор для просмотра презентации; толковые словари, словообразовательный словарь;  раздаточный материал для урока(конверты с пословицами, карточки с заданиями),

Ход урока.

Формулирование темы урока

- Ребята, у вас на партах лежат конверты со словами. Сложите из них пословицы. Подумайте, о чём они.

Проверка работы, обобщение.

1 ряд: о любви к Родине (И пылинка родной земли – золото. Своя земля и в горсти мила.)

2 ряд: о дружбе людей (Если дружба велика, то и Родина крепка. Народное братство дороже всякого богатства.)

3 ряд: о защите Родины (Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Береги землю родимую, как мать любимую.)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (предположения детей)

- Откроем учебник на стр. 142. Прочитайте тему урока. Правы ли мы были? Запишем тему в тетрадь

- А что для вас значит слово «Родина»?

- Как можно проявить свою любовь к Родине?

- Сегодня на уроке мы ответим на эти вопросы.

- Прочитайте четверостишие А.С. Пушкина:

  Пока свободою горим,

  Пока сердца для чести живы,

 Мой друг, Отчизне посвятим

 Души прекрасные порывы!

- Как вы понимаете эти слова?

- К кому обращается автор?

- Подберите синонимы к слову «Отчизна».      

- Почему Родину часто называют матерью, матушкой?

- Как мы должны относиться к Родине? 

Родина одна на всех. Она нас всех связывает и роднит. Мы – дети нашего великого Отечества.

Работа с учебником

Чтение 1-2 абзаца стр.142.

- Какое завещание оставил нам писатель Василий Макарович Шукшин? К чему он нас призывает? Что значит «не отдавай… за понюх табаку»?

Чтение 3-4 абзацев учебника. (Тем временем на магнитной доске два ученика составляют ленту времени «Многообразие религий России» на основе прочитанного текста. Быстро читающий ученик работает с толковым словарём: уточняет значение слова традиции – 1) то, что переходит от одного поколения другому, 2) укоренившийся порядок)

- На чём основана культура нашей страны? (на духовных традициях разных народов)

Повторение по ленте времени. Вывод: в нашей стране одновременно сосуществовали разные религии, влияющие на культуру России и обогащающие её.

Чтение текста параграфа до конца. Задание: - Придумайте вопросы по тексту.

Обсуждение прочитанного. Примерные вопросы:

- Какое желание есть у каждого человека?

- Когда человек превращается в эгоиста?

- Кого мы любим бескорыстно?

- В чём ценность любви?

- Как объяснял смысл любви Н.В. Гоголь?

- В чём проявляется любовь?

- Что такое патриотизм?

- Ребята, было ли в этом отрывке что-то, что вас удивило?

- Как же человек проявляет свою любовь? (делами, когда заботится о ком-то)

- Как вы понимаете слово патриотизм?

- Как же показать Родине, что мы её любим? (сделать что-то хорошее, полезное)

Закрепление. Работа с понятиями в группах.

1 группа

Продолжите фразы:

Родина – это ……………………………………………………………………………,

родина  - это…………………………………………………………………………… .

Однокоренные слова слову родина -…………………………………………………………..

Слово «родина» происходит от древнего слова ……………………………………………

Какие пословицы по теме вы запомнили……………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………

Какие поэты писали стихи о любви к Родине?................................................................

……………………………………………………………………………………………..

Можно воспользоваться подсказкой. (приложение 1)

2 группа

Продолжите фразы:

Наша страна называется…………………………………………………….........................

Граждане России называются ……………………………………………………………….

Однокоренные слова слову Россия -…………………………………………………………..

В древние времена наше государство называлось ………………………………………...

Какие художники в своих картинах прославляли красоту российской природы?......

…………………………………………………………………………………………….

Какие вы знаете пословицы и поговорки со словами «Русь», «русский»?...................

……………………………………………………………………………………………

Можно воспользоваться подсказкой. (приложение 2)

3 группа

Ответьте на вопросы. При необходимости воспользуйтесь словарями.

Какого человека можно назвать патриотом?

Какими качествами характера обладает патриот?

Подберите однокоренные слова к слову «патриот»

Кого из известных исторических личностей вы можете назвать патриотами и почему?

Кого из современных людей вы можете назвать патриотами и почему?

При ответе на 4 и 5 вопросы можете пользоваться пособиями «Наш край» и «Азбука юного владимирского школьника»

Выступления детей. Оценка работы групп.

Составление синквейна к понятию патриот (запись в тетради)

примерный

Патриот.

Смелый. Верный.

Любит. Защищает. Уважает.

Отечества достойный сын.

Гражданин.

Рефлексия.

- На нашем занятии прозвучало много фамилий известных людей. Ребята, в чём

  проявляется патриотизм военного?

- А в чём выражается любовь к Родине путешественника? Учёного?

- Как вы считаете, люди искусства являются патриотами?

- В чём проявляется их любовь к Родине? (в творчестве)

- Вспомните, с творчеством каких поэтов и художников мы знакомились на внеклассных занятиях? (И. Левитан, В. Васнецов, М. Нестеров, В. Жуковский, Н. Некрасов) Какие произведения вам особенно запомнились? Как в них выражается любовь к Отечеству?  

- Напишите на листе (раздать самоклеющиеся листочки) фамилию человека, деятельность которого произвела на вас большое впечатление. Это может быть знаменитый человек, о которых мы с вами читали, а может быть ваш родственник или знакомый. Может быть, вы хотели бы посвятить жизнь такой же профессии. Прикрепите листочки на карту на доске.

Приложение 1. Стихи.

В. Жуковский

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

И. Никитин «Русь»

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

 

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

 

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

  

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

  

С. Дрожжин «Родине»

Как не гордиться мне тобой,

О родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою недвижим я,

 

Когда молитвенный свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На темные леса.

 

Как хороша ты в теплый день

На празднике весны,

Среди приветных деревень

Родимой стороны!

Ф. Савинов «Родное»

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья...

Это — русская сторонка,

Это — родина моя!

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля...

Это — русское раздолье,

Это — русская земля!

Слышу песни хоровода,

Звучный топот трепака...

Это — радости народа,

Это — пляска мужика!

Коль гулять, так без оглядки,

Чтоб ходил весь белый свет...

Это русские порядки,

Это — дедовский завет!

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!

(С. Дрожжин)

Родина  

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.


Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)

Что мы Родиной зовём  
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Наша Родина  (Г. Ладонщиков)
И красива и богата 
Наша Родина, ребята. 
Долго ехать от столицы 
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное: 
Горы, степи и леса: 
Рек сверканье голубое, 
Голубые небеса.

Каждый город 
Сердцу дорог, 
Дорог каждый сельский дом. 
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

Родина  
Если скажут слово «родина», 
Сразу в памяти встаёт 
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница 
И ромашковый бугор... 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики, 
Где недавно был каток, 
И большой соседней фабрики 
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная, 
Золотая целина... 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна!
(З. Александрова)
 
Россия

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
(П. Синявский)

Приложение 2. Пословицы и поговорки.

Русский человек добро помнит.

Русский солдат в огне не горит.

На Руси Святой каждый кустик свой.

Земля русская вся под Богом.

На простоте душевной стоит русская деревня.

За Россию-мать не страшно умирать.

Красна песня складом, а Россия ладом.