Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ на тему "Как христианство пришло на Русь" в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии на тему "Как христианство пришло на Русь" в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._kak_hristianstvo_prishlo_na_rus.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                  

                          «Утверждено»

Руководитель практики

                          Методист практики

от базового учреждения

                           ___________________

________________________

Подпись

                           Подпись

________________________

Дата

                          _____________________

                          Дата

Конспект

урока по ОРКСЭ

который будет проведен ________________ года

в 4  классе у учителя _____________________,

_______________________________________________

студентом 4 курса группы «НК»

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К.Глушкова»

Соколовой Эльвирой Николаевной

         

                            Оценка_________________

                                                                                                 Подпись ________________

Оршанка

2023

Паспорт урока

1.Класс: 4         

2. Продолжительность: 45 минут

3.Тема: «Как христианство пришло на Русь»

4.Тип урока: открытие новых знаний

5. Цель:  Формирование представлений о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия

6. Задачи:

6.1 Образовательные

  • Формировать знания о разных значениях понятия «Церковь»;
  • Формировать знание о Крещении;
  • Формировать знание о том, как христианство пришло на Русь, и какое значение это событие имело для нашего государства.

6.2 Развивающие:

Познавательные УУД:

  • Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний;
  • Формировать умение перерабатывать полученную информацию;
  • Формировать умение делать выводы по теме;
  • Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

  • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • Развивать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • Развивать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
  • Развивать умение принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану.

Коммуникативные УУД:

  • Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно;
  • Формировать умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах;
  • Формировать умения слушать и понимать речь других;
  • Формировать умение слушать и слышать речь учителя и друг друга;
  • Формировать умение доносить свою точку зрения до других.

6.3 Воспитательные:

  • Проявлять положительное отношение к изучению предмета ОРКСЭ;
  • Воспитывать чувство ответственности за выполнение своей работы;
  • Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу;
  • Формировать уважительное отношение к учителю и друг другу.

7. Методы обучения

7.1 Основной метод: словесный (беседа)

7.2 Частные методы и приемы:

  • наглядные: демонстрация видеосюжета виртуальной экскурсии
  • словесные: объяснение, беседа, диалог
  • методы поощрения: похвала, одобрение
  • методы контроля: контроль учителя, самоконтроль

8.Ресурсы урока

8.1 Дидактическое средство обучения:

  • оборудование для учителя: конспект урока, учебник, ноутбук
  •  оборудование для учащихся: учебник, ноутбук, словари

8.2 Технические средства обучения: доска, презентация.

План урока

1. Организационное начало

1.1 Приветствие

1.2 Проверка рабочего места

1.3 Мотивация к учебной деятельности

2.  Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4.  Основная часть

4.1 Работа по тексту

4.2 Виртуальная экскурсия

5.  Подведение итогов

6. Рефлексия

7. Организационное завершение


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационное начало

1.1 Приветствие

1.2 Проверка рабочего места

1.3 Настрой на урок

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльвира Николаевна. Сегодня урок проведу у вас я.

- Давайте проверим все ли у вас готово к нашему уроку. На ваших партах должны лежать тетради, ручка и дневник. Молодцы!

- Сегодня у нас с вами не простая и в тоже время интересная работа. Я надеюсь, что на уроке вы будете очень активны и внимательны.

- Присаживайтесь.

Приветствуют учителя, проверяют рабочее место

Личностные УУД:

1. Формировать уважительное отношение к учителю и друг другу

2. Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг к другу

3. Проявлять положительное отношение к изучению предмета ОРКСЭ

2.  Актуализация знаний

– Какие Священные книги вам

известны?

Что вы знаете о Коране?

Какие Священные книги вам

известны?

Что вы знаете о Коране?

Какие Священные книги вам

известны?

Что вы знаете о Коране?

-Ребята, как называется наше государство?  

- А какая она по вашему мнению? Подберите прилагательные для её описания.

- А как вы охарактеризуете Россию с точки зрения Основ православной культуры?

-Что означают эти понятия? Как вы их понимаете?

- Всегда ли Русь, по вашему мнению, была православной?

- Сможете ли вы сейчас объяснить, как и почему на Русь пришло христианство?

- Сформулируйте тему нашего урока.

 

- Какую цель мы можем поставить?

-Верно! Сегодня на уроке мы познакомимся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси; выясним, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; узнаем,  что подразумевают под понятием Святая Русь.

- Россия

ответы детей

- Православная, христианская, святая

ответы детей

- Как христианство пришло на Русь

- Познакомиться с историческим событием крещения Руси

Познавательные УУД:

1.Формировать умение перерабатывать полученную информацию

2.Формировать умение делать выводы по теме

3.Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД:

1. Формировать умения слушать и понимать речь других

2. Формировать умение слушать и слышать речь учителя и друг друга

3. Формировать умение доносить свою точку зрения до других

Регулятивные:

1. Развивать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя

2. Развивать умение принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану.

3. Постановка учебной проблемы

4.Основная часть

4.1 Работа по тексту

4.2 Виртуальная экскурсия

- Ребята, давайте подумаем, как мы можем с вами узнать информацию о празднике?

- Какие предложения у вас есть?

-Так, давайте, чтобы было легче. Мы составим краткий план нашей работы на урок.

-Во-первых, что мы можем узнать?

-Так, замечательно. Думаю, по намеченному плану, будет намного легче изучить нашу тему. А что мы можем сделать, чего бы мы положили в копилку знаний?

-Замечательная идея

- Молодцы ребята, с помощью намеченного плана, нам будет легче работать!

 

-Итак, Откройте учебники на стр. 58 и прочитайте 1-3 абзацы статьи «Крещение Руси».

Вопросы по тексту:

- Каким образом учение Христа расходилось по свету?

- Быстро или медленно это происходило? Почему?

- Во что объединялись христиане?  

- Какие значения слова «Церковь» вы теперь знаете?  

- Как тогда объяснить высказывание: «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах»?

- Какой праздник все христиане празднуют 19 января?

- Что произошло в этот день?

- Что такое крещение? Прочитайте определение на с. 59

- Каждый ли христианин должен креститься? Когда это обычно происходит?

(рассказ подготовленного ученика)

- Замечательно! А о том, как происходил выбор веры, вы узнаете из видеосюжета. Смотрим внимательно!

Просмотр отрывка «Выбор веры»

Вопросы по видеосюжету:

- Долго ли Владимир выбирал веру для Руси? Почему?

- Что же повлияло на его выбор?

-Замечательно, теперь поработаем в группах.

Задание для 1 группы:

-  Вы должны будете ознакомиться с текстами, лежащими у вас на партах, и ответить на вопросы к этим текстам.

- 1 группа, прочитайте отрывок из книги  Михаила Владимировича Толстого «История Русского православия»  и ответьте на вопросы:

- Какие изменения произошли в характере князя Владимира после принятия им Крещения?

Задание для 2 группы:

-2 группа, прочитайте отрывки из книги  Надежды Дмитриевны Богдановой «Крещение Руси»  и ответьте на вопрос:

- Как изменилась жизнь киевлян после их крещения?

-Итак, ваше время вышло, давайте каждая группа встаёт и отвечает на данный вам вопрос.

- Спасибо за выступления!

И теперь, я предлагаю вспомнить цель нашего урока.

-Верно! Давайте для закрепления проделанной работы, вы составите в группах синквейн.

1 группа: князь Владимир

2 группа: Крещение

- Найти информацию в учебниках, а также в дополнительных источниках

План:

1. Изучить информацию из учебника о Крещении Руси

2. Познакомиться с понятием Крещение

3. Воспользоваться дополнительными источниками для изучение новой темы.

Практическая работа - составление синквейна

4. Показать результат или подвести итоги нашего урока

читают параграф в учебнике

ответы детей

- Церковь

- Церковь – это храм, и Церковь – это объединение христиан в общество

ответы детей

- Крещение

 

- Крещение – это церковное таинство. Человек погружается в воду с призыванием Бога и надеждой на Его помощь. Обычно крестят маленьких детей, но если человек не был крещён в детстве, то он может креститься в любом возрасте, но только один раз. Если у него возникнет нужда обновить душу, то это возможно только через покаяние, которое называют вторым крещением.

- Первые христиане на Руси крестились будучи взрослыми, состоявшимися людьми. Они делали это добровольно, изучив и осмыслив  христианское учение. Но таких людей было немного. Русь была языческим государством. Кто знает, кто такие язычники?

- Язычники – это люди, которые поклоняются многим божествам - идолам. По представлениям язычников мир состоит из добрых и злых духов природы  и нужно стараться угождать им. А для этого им нужно приносить жертвы: продукты питания, животных и даже людей. Можно представить,  насколько жестокие нравы царили на Руси. Все русские князья были язычниками, пока княгиня Ольга не приняла христианство. В 957 году она специально поехала в Константинополь – столицу Византии – чтобы креститься. В крещении  она получила имя Елена. Согласно Житию, Ольга всей душой приняла высокие нравственные идеалы христианства, главные Божии заповеди. Вернувшись в Киев, она построила один из первых русских христианских храмов – деревянный храм Святой Софии в Киеве и прославилась добрыми делами милосердия и помощи. Позже она была причислена к лику святых.

Крестителем Руси было суждено стать князю Владимиру, внуку княгини Ольги. О том , что это был за человек, мы узнаем из рассказа ребят.

Князь Владимир родился около 960 года  в селе Будутино, Псковской области. Отец – князь Святослав. Мать его, Малуша была дочерью князя Древлянского. Мальчика  назвали русским языческим именем Володимир – владеющий миром, владеющий особым даром мира. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником. Он возглавил поход против  своего брата Ярополка–христианина и, победив его, стал полновластным князем Киева. Он расширял и оборонял   пределы  княжества силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Несмотря на то, что воспитывался он, как и его братья, святой равноапостольной княгиней Ольгой, христианского учения сначала не принял. Началом чудесной перемены в князе стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на врагов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси. Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерево, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звёзды и Луну, и Солнце, и человека». Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.

- Князь Владимир принял Крещение в городе Корсунь.  В Крещении он принял имя Василий. Вернувшись в Киев, Владимир крестил своих детей и призвал народ принять крещение. Он велел идти к Днепру. Народ рассуждал: «Не будь это хорошо, князь и бояре не крестились бы сами». Когда все собрались у реки, Владимир со священниками вышел к народу. Киевляне по приказанию князя вошли в воду; кто помоложе, тот становился у берега; маленьких детей держали на руках. Священники с берега читали молитвы, и таким образом все киевляне были окрещены в один день. После крещения Владимир прочитал громко молитву, в которой благодарил Бога за то, что Он научил истинной вере.

Текст: Отрывок из книги М.В.Толстого «История Русского православия»

«Жестокий и мстительный в язычестве Владимир-христианин сделался образцом кротости и любви ближнему; он не хотел наказывать даже преступников. Епископы представили ему, что злодейства умножались и строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости. Бедным и нуждающимся был отворен вход к нему: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги, покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказывал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. В праздничные дни всегда у него было три трапезы: первая - для митрополита с епископами, иноками и священниками; вторая - для нищих; третья – для самого князя с дружиной. Такова была христианская жизнь приснопамятного крестителя земли Русской!»

Текст: Отрывок из книги Н.Д. Богдановой «Крещение Руси»

«При князе Владимире началось просвещение Руси. Он хотел превратить свой народ в просвещенную и культурную нацию. Поэтому началось христианское обучение народа. Как и при крещении, он начал с собственного семейства: его сыновья Ярослав, Мстислав, Изяслав и Борис были научены грамоте и сами читали книги. Стали открываться школы. Владимир «... повелел забирать детей у нарочитой чади и отдавать их на учение книжное». Забирая насильно детей знатных родителей, Владимир хотел, чтобы они, получив образование, стали будущими просветителями своего народа. Сколько тогда появилось школ и где именно, в летописи не сказано. Можно только предполагать, что они открылись не только в Киеве. Иаков мних пишет в «Житии...»: «И повелел попам по городам и селам людей по крещению приводить и детей учить грамоте», т.е., чтобы в каждом приходе при церкви была организована школа, где местное духовенство занималось бы обучением детей. Чему обучали в церковных школах? Конечно же славянской письменности, а, возможно, и церковному пению (если готовили священников). Рождаются удивительные литературные произведения.»

Отрывок из книги Н.Д. Богдановой «Крещение Руси»

«Вскоре после крещения киевлян великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их на местах прежних языческих кумиров. Первую церковь он построил на Перуновом холме во имя своего небесного покровителя святого Василия. Это была небольшая деревянная церковь, расположенная рядом с теремным двором князя. Подлинным же памятником Крещению Руси стала соборная церковь Пресвятой Богородицы, получившая впоследствии название Десятинной. Строили ее греческие мастера, «зиждители палат каменных», приглашенные Владимиром, украшали греческие живописцы. В возведении храма участвовали и русские. Начинается стремительный рост городов. В городах и селах развиваются различные ремесла: кузнечное, кожевенное, гончарное; прикладные искусства: литье, ковка, чеканка, финифть. Как всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую монету».

- Ребята,  с Христианством пришла на Русь письменность на славянском языке, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, повсеместно распространялась грамотность. Принятие христианства способствовало расцвету культуры: иконопись, фреска, мозаика, неповторимые облики церквей и соборов, стремящиеся ввысь купола. С принятием Христианства людские сердца «умягчались». Вера в одного, единого Бога собирала славянские племена  и давала им ощутить себя единым народом.

слушают выступления 2-ух групп

- узнать о том, как христианство пришло на Русь

выполняют практическую работу

Образовательные УУД:

  1. Формировать знания о разных значений понятия «Церковь»;
  2. Формировать знание о Крещения;
  3. Формировать знание о том, как христианство пришло на Русь, и какое значение это событие имело для нашего государства.

Познавательные УУД:

1. Формировать умение перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные УУД:

1.        Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно

2.        Формировать умение доносить свою точку зрения до других

5.  Подведение итогов урока

- Ребята, я вижу, что вы заканчиваете работу и поэтому я бы хотела, чтобы вы прочитали свои синквейны.

 - Ребята, посмотрите на наш план. Как вы думаете, выполнили ли мы его?

- А для чего мы с вами составляли это план?

-Совершенно верно! Достигли мы с вами цели урока?

чтение синквейнов

-Да, план выполнен полностью

-Для достижения цели урока

-да!

Познавательные УУД:

1.Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний;

2. Формировать умение перерабатывать полученную информацию;

3. Формировать умение делать выводы по теме;

4. Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Воспитательные:

- Проявлять положительное отношение к изучению предмета ОРКСЭ;

- Воспитывать чувство ответственности за выполнение своей работы;

- Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу.

6.  Рефлексия

-Чему вы научились на уроке?

- Что было для вас трудным?

Закончите предложение

. Я узнал (а), что ________________________ 

 . Я узнал (а), что ________________________ 

Для меня Крещение это_______

3. Мне понравилось, что __________________

 

4. Для меня крещение – это ___________________

 

Коммуникативные УУД:

1. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно;

2. Формировать умения слушать и понимать речь других;

3. Формировать умение доносить свою точку зрения до других.

Познавательные УУД:

1.Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний;

2. Формировать умение перерабатывать полученную информацию;

3. Формировать умение делать выводы по теме;

4. Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

7.Организационное завершение

- На этом урок окончен. До свидания!

прощаются с учителем

Коммуникативные УУД:

1. Создание доброжелательную психологическую атмосферу в классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ "Монастырь" в 4 классе

Конспект урока по ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии на тему "Монастырь" в 4 классе...

Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ "Икона" в 4 классе

Данный конспект урока ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии а тему "Икона" в 4 классе...

Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ "Россия-наша Родина" в 4 классе

Конспект урока по ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии на тему "Россия-наша Родина " в 4 классе...

Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии на тему "Заповеди" в 4 классе...

Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ "Православные таинства" в 4 классе

Конспект урока по ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии на тему "Православные таинства" в 4 классе...

Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ на тему "Православный храм" в 4 классе

Конспект урока по ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии на тему "Православный храм" в 4 классе...

Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ на тему "Защита Отечества" в 4 классе

Конспект урока по ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии на тему "Защита Отечества" в 4 классе...