Урок окружающего мира в 4 классе "Права человека в обществе"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Брунько Светлана Дмитриевна

В ходе урока использовано 20 слайдов, помогающих довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён правами. Используя игровые ситуации, применить полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava.docx20.86 КБ
Office presentation icon prezentaciya_prava_cheloveka.ppt2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе по теме: «Права человека в обществе»

Цели:

Образовательная:

-довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;

-обобщить знания учащихся о личных правах человека;

Развивающая:

- развивать умение применения полученных знаний на практике;

Воспитательная:

-воспитывать доброту, внимательное отношение к другим людям, толерантность.

Целесообразность:

-воспитание законопослушного гражданина,

-подготовка младшего школьника к жизни в современном обществе.

Оборудование: учебник «Человек и человечество», проектор, «Декларация прав и свобод человека и гражданина», Конституция Российской Федерации, «Конвенция о правах ребёнка», иллюстрации к сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и заяц», «Колобок», «За двумя зайцами».

Ход урока:

I. Организационный момент

[Слайд 1]

II. Проверка домашнего задания по теме: «Как жить в мире людей».

- Объясните, что такое совесть.

(Совестью называют способность человека чувствовать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло.)

- Что такое мораль?

(Правила, по которым строятся отношения в обществе, называются моралью.)

-Чем совесть отличается от морали?

 ( Правила морали - это те правила поведения, которые приняли люди. Совесть - это, когда человек сам чувствует, что - хорошо, а что – плохо).

-Ребята, помогите разобраться, где действуют правила морали, а где – правила поведения?

[Слайды 2, 3, 4, 5]

  1. Дразнить заикающегося человека (мораль)
  2. Перебегать улицу на красный свет (правила поведения)
  3. Разбить стекло в школе (правила поведения)
  4. Не уступить в автобусе место старушке (мораль)

III. Проблемная ситуация.

[Слайд 6]

- Какое правило нарушают эти персонажи? (правило морали)

- Как они должны поступить?

- Но эти молодые люди забыли не только правило морали, они ещё нарушают и права человека, живущего этажом ниже. Как вы думаете, какие права нарушены? (предположения детей)

IV. Сообщение темы урока.

[Слайд 7]

- На уроке мы познакомимся с правами человека в обществе, основными документами, защищающими эти права. И вы сами сможете ответить, какое право нарушили эти персонажи.

V. Работа над новым материалом.

- Сегодня я хочу познакомить вас с необычным Маленьким Человечком, который живёт в большом городе.

[Слайд 8]

- Днём он ходит на работу, а вечером сажает в своём огороде капусту или сидит на скамейке у ворот и радуется тому, что всё вокруг такое большое. Огорчало Маленького Человечка только то, что большие люди не замечали его. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться, или пройти через его огород, топча ногами  капусту.

-Что вы делаете?- кричал им Маленький Человечек

- Пожалуйста, будьте внимательны!

Но Большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.

- Однажды Маленький Человечек нашёл в библиотеке книгу под названием «Декларация прав и свобод человека и гражданина».

[Слайд 9]

В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книга эта очень понравилась Маленькому Человечку. Он очень хочет,  чтобы и вы узнали о правах человека в обществе.

- Самые главные права человека перечислены в основном законе государства. Как называется этот документ? (Конституция Российской Федерации)

[Слайд 10]

- С какими правами человека из Конституции вы уже знакомы? (Ответы детей внимательно выслушиваются, в итоге опроса появляется слайд с основными правам:1.Право на труд. 2.Право на отдых. 3. Право на бесплатное медицинское обслуживание.)

[Слайд 11]

- Давайте назовём те права, которые защищают личность человека.

- Главное право – право на жизнь.

[Слайд 11]

- Как вы понимаете это право? (ответы детей)

- Проверим ваши предположения.

(учебник с. 48)

( Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом.)

- Следующее важное право – право на свободу и личную неприкосновенность.

[Слайд 11]

-Как вы понимаете это право? (учебник с.48)

- Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры.

Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограниченно, если он нарушит права других людей и его вина будет доказана в суде. Его посадят в тюрьму.

- Необходимое нам право – право на неприкосновенность жилища.

[Слайд 11]

-Как вы понимаете это право?

(Никто не может проникнуть в наше жилище против нашей воли.)

- Ещё одно важное право – право на защиту чести и достоинства.

[слайд 11]

- Оно защищает нас от клеветы, напрасных обвинений, оскорблений. За клевету тоже существует правовая ответственность.

Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах.

VI. Физминутка.

VII. Изучение прав ребёнка.

- У всех людей есть права. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они, по- вашему?

(ответы детей внимательно выслушиваются)

- Проверим ваши предположения.

Это необычная книга, её тоже нашёл Маленький Человечек.

[Слайд 12]

Она расскажет вам о ваших правах – правах ребёнка. Они записаны в

«Конвенции о правах ребёнка», которую создала и приняла Организация Объединённых Наций. Это международная организация, защищающая права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета у них кожа, какой язык, национальность, а также независимо от того, кто их родители: бедные или богатые.

Давайте рассмотрим, какие же права имеет ребёнок.

Самое главное право ребёнка – право на жизнь.

[Слайд 13]

У детей есть ещё одно право – право на любовь и заботу.

[Слайд 13]

Любить своих детей и заботиться о них, прежде всего, обязаны родители. Также любовь и заботу о детях обязано проявлять государство и все его граждане.

- Если с ребёнком случилась беда, любой взрослый обязан ему помочь

( право на помощь): найти потерянных родителей, защитить (право на защиту) [Слайд 13], спасти.

- Какие права ребёнка защищает государство, открывая детские бесплатные больницы (право на бесплатное медицинское обслуживание)

[Слайд 13], школы (право на бесплатное обучение), лагеря отдыха, санатории (право на отдых)? [Слайд 13]

VIII. Закрепление нового материала

- Давайте подскажем Маленькому Человечку, какие его права были нарушены.

[Слайд14]

(право на личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища)

- Сказочные герои также часто нарушают права. Давайте рассмотрим иллюстрации к сказкам и, как опытные правоведы, укажем какие права нарушены?

Работа в группах

[Слайд 15]

1 группа «Заюшкина избушка» (право на неприкосновенность жилища)

2 группа «Морской царь и Василиса Премудрая» (право на свободу и личную неприкосновенность)

[Слайд16]

1 группа «Теремок» (право на неприкосновенность жилища)

2 группа «Колобок» (право на жизнь)

[Слайд 17]

1 группа и 2 группа «За двумя зайцами» (право на свободу и личную неприкосновенность)

IX. Разрешение проблемной ситуации.

- Вернёмся к вопросу, который был задан в начале урока: «Какое право нарушили молодые люди?»

[Слайд 18]

(право на отдых)

X.Итог урока.

- Как видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Какие это права?

[Слайд 19]

- Нужно знать и отстаивать свои права. Но, отстаивая свои права, не забывай – у других они точно такие же!

XI. Выставление оценок.

- Вы хорошо поработали сегодня и имеете право получить хорошие отметки…

[Слайд 20]


ТЕКСТОВОЙ КОММЕНТАРИЙ-ПОЯСНЕНИЕ

В ходе урока использовано 20 слайдов, помогающих довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён правами. Используя игровые ситуации, применить полученные знания на практике.

Для просмотра слайдов используется щелчок мыши. На слайдах 11 и 13 очерёдность заполнения таблицы по щелчку мыши.

Использование мультимедийной презентации на данном уроке делает усвоение такой сложной темы, как «Права человека в обществе», интересным и доступным для младших школьников. Образы сказочных персонажей становятся ярче и ближе. Использование схем даёт возможность обобщить полученные знания о правах человека, а применение новых технологий позволяет сделать это наглядно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Луг и человек"

Цели: 1. Рассказать о значении луга в жизни человека            2. Познакомить   с ролью человека, помочь учащимся осознать практическу...

Урок окружающего мира. Презентация. Организм человека.

Урок по окружающему миру с использованием компьютерной презентации....

Урок окружающего мира по теме "Человек и природа"

Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы. Задачи: доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бер...

Урок окружающего мира "Береги природу, человек"

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуацииТип урока: усвоение новых знанийЗадачи: сформировать знания о значении природы в...

Презентация к уроку окружающего мира "Как узнать человека" 4 класс

Презентация к уроку  окружающего мира "Как узнать человека" 4 класс...

урок окружающего мира "Лес и человек".

данный урок составлен согласно ФГОС нового поколения в рамках УМК "Начальная школа XXI века"....

Урок окружающего мира. Лес и человек.

Урок окружающего мира в технологии « развитие критического мышления»...