Главные вкладки

    Урок окружающего мира "Луг и человек"
    методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

    Цели: 1. Рассказать о значении луга в жизни человека

                2. Познакомить   с ролью человека, помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала, создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути  ее решения,

                 3. Помочь детям составить и запомнить правила поведения на лугу.

                4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lug_i_chelovek.doc431 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Жиздринская средняя общеобразовательная школа №1»

    Урок по предмету

    «Окружающий мир»

    по теме: «Луг и человек»

    (УМК «Перспективная начальная школа»)

    Урок подготовила и апробировала

    учитель начальных классов

    МОУ «ЖСОШ №1»

    Илюшкина Нэля Юрьевна

    Луг и человек

    Цели: 1. Рассказать о значении луга в жизни человека

                2. Познакомить   с ролью человека, помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала, создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути  ее решения,

                 3. Помочь детям составить и запомнить правила поведения на лугу.

                4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

    Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс авт. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., компьютерная презентация «Луг и человек», тетради для самостоятельной работы.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания

    (слайд 2)

    - Чьё это меню? Трава, ягоды, орехи, жёлуди, личинки, муравьи, рыба, мёд. (бурый медведь)

    - У какой птицы самый длинный язык? (дятел)

    - Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц)

    - Что теряет лось каждую зиму? (рога)

    - Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом? (лиса)

    - Дерево – символ нашей Родины (берёза)

    - Колобок, обросший иголками. (ёжик)

    - Все эти животные и растения представители, какого сообщества? (лес)

    - Как вы понимаете слова: «Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади?»

    - Что вы можете сделать, чтобы сохранить лес? (беречь книги, карандаши, мебель)

    - А какие опасности можно встретить в лесу?

    - Какие правила безопасного поведения в лесу вы знаете?

    (1. Перед выходом в лес предупредить родных куда идёте

    2. С собой иметь нож, спички, часы, мобильный телефон

    3. Не уходить далеко от знакомого маршрута

    4. Надевать одежду из плотной ткани, а также сапоги или высокие ботинки

    5. Если встретили животных, не надо навязывать им своё «знакомство»

     6. Увидев змею, надо потихоньку отойти в сторону

    7. Опасаться клещей

    8. После похода в лес, внимательно осмотреть складки одежды и тело)

    - Что делать, если вы заблудились в лесу?

    1. Не паниковать! Постараться найти подходящие ориентиры, которые помогут найти дорогу (шум машин, собачий лай, колокольни и т.п.)

    2. Если есть возможность связаться по телефону со службой спасения 01 или 112

    3. Подавать звуковые сигналы (удары палкой о дерево)

    4. Если точно знаете, что вас будут искать, оставайтесь на месте. Разведите костёр. Пойте песни

    5. Собираясь ночевать, сделайте постель из лапника

    III. Сообщение темы и целей урока

    - А сегодня мы будем говорить о луге. Узнаем о значении луга в жизни человека, познакомимся с правилами поведения на лугу.

    - Давайте вспомним, что такое луг? (безлесый участок земли, на котором растут только травянистые растения)

    - Ухаживает ли человек за лугом?

    IV.Формирование новых понятий

    - Чем поле отличается от луга? (слайд 3)

     (на поле растут культурные растения, а на лугу дикорастущие)

    - Чем богат луг?( на нём много цветов, лекарственных трав)

    (слайд 4)

    Белая корзинка
    Золотое донце,
    В ней лежит росинка
    И сверкает солнце.
    (Ромашка)

    Есть один такой цветок,
    Не вплетешь его в венок,
    На него подуй слегка,
    Был цветок и нет цветка.
    (Одуванчик)

    Бело-розовый цветок,

    И кружавчиком листок.

    Поле, луг он украшает,

    Хото трава вся выгорает,

    И в жару и в холод

    Он растёт и молод.

    (Тысячелистник)

    Эх, звоночки, синий цвет,

    С язычком, а звука нет.

    (колокольчик)

    - Какое главное богатство луга? (кормовые травы)

    - Какие кормовые травы растут на лугах? Найдите ответ на этот вопрос на странице учебника. (клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост, люцерна – лучший корм для травоядных животных)

    - В качестве чего использует человек луга? (слайд 5)

     (как пастбища, скашивает душистое сено для домашнего скота)

    - Прочитайте учебник на стр. 79-80 и скажите, влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений? (Влияет, без охраны и заботы человека луг может превратиться  в запущенный пустырь, заросший сорной травой)

    - Чтобы сохранить луга, работники сельского хозяйства ухаживают за ними – удаляют с поверхности почвы камни и проросшие кустарники, уничтожают сорные травы и мхи, подсевают семена клевера и тимофеевки. Оставляют нескошенной часть луга.

    - Что произойдёт, если засеять распаханный луг кормовыми травами? (это уже будет поле – искусственное природное сообщество, которое создал человек на месте природного)

    - Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга? (не рвать луговые травы, бережно относится к насекомым , жабам, ящерицам и т.д.)

    V.Закрепление изученного

    Работа в тетради задание 38.

    - Назовите луговые травы. Какие из них лекарственные? (тысячелистник, ромашка, мята – лекарственные, мятлик, клевер, люцерна – кормовые)

    Задание 40. Коллективное составление памятки «Как вести себя на лугу» (слайды 6- 8)

    1. Не рвать цветы охапками
    2. Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.
    3. Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.
    4. Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.
    5. Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

    VI.Рефлексия

    - Достигли ли мы поставленных целей?

    - Что нового узнали на уроке?

    -Как работники сельского хозяйства заботятся о сохранении лугов?

    VII. Домашнее задание

     учебник стр. 79-82, по желанию нарисовать экологические знаки «Как вести себя на лугу».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира "Организм человека" 3 класс.

    По теме даётся разработка урока и презентация с подробными схемами и опорными таблицами....

    Урок окружающего мира "Труд человека", 1 класс

    Урок окружающего мира по теме "Труд человека" , 1 класс, система Л.В.Занкова. Разработка урока с презентацией и набором пословиц для работы в группах....

    Урок окружающего мира "Организм человека"

    Урок окружающего мира  в 3-м классе по теме "Организм человека"...

    Урок окружающего мира "Организм человека"

    Тема: «Организм человека» Цель: познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.Задачи: 1)    обобщить ра...

    Урок окружающего мира "Организм человека", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)

    В работе представлен конспект и презентация к уроку окружающего мира в 3 класса по теме "Организм человека"....

    Урок окружающего мира. Организм человека. 4 класс умк ПНШ

    Данный урок был проведен как защита проекта. Группы защищали тему своего проекта на уроке обобщения....