Урок окружающего мира "Луг и человек"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Цели: 1. Рассказать о значении луга в жизни человека

            2. Познакомить   с ролью человека, помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала, создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути  ее решения,

             3. Помочь детям составить и запомнить правила поведения на лугу.

            4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lug_i_chelovek.doc431 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Жиздринская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок по предмету

«Окружающий мир»

по теме: «Луг и человек»

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Урок подготовила и апробировала

учитель начальных классов

МОУ «ЖСОШ №1»

Илюшкина Нэля Юрьевна

Луг и человек

Цели: 1. Рассказать о значении луга в жизни человека

            2. Познакомить   с ролью человека, помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала, создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути  ее решения,

             3. Помочь детям составить и запомнить правила поведения на лугу.

            4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс авт. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., компьютерная презентация «Луг и человек», тетради для самостоятельной работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания

(слайд 2)

- Чьё это меню? Трава, ягоды, орехи, жёлуди, личинки, муравьи, рыба, мёд. (бурый медведь)

- У какой птицы самый длинный язык? (дятел)

- Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц)

- Что теряет лось каждую зиму? (рога)

- Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом? (лиса)

- Дерево – символ нашей Родины (берёза)

- Колобок, обросший иголками. (ёжик)

- Все эти животные и растения представители, какого сообщества? (лес)

- Как вы понимаете слова: «Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади?»

- Что вы можете сделать, чтобы сохранить лес? (беречь книги, карандаши, мебель)

- А какие опасности можно встретить в лесу?

- Какие правила безопасного поведения в лесу вы знаете?

(1. Перед выходом в лес предупредить родных куда идёте

2. С собой иметь нож, спички, часы, мобильный телефон

3. Не уходить далеко от знакомого маршрута

4. Надевать одежду из плотной ткани, а также сапоги или высокие ботинки

5. Если встретили животных, не надо навязывать им своё «знакомство»

 6. Увидев змею, надо потихоньку отойти в сторону

7. Опасаться клещей

8. После похода в лес, внимательно осмотреть складки одежды и тело)

- Что делать, если вы заблудились в лесу?

1. Не паниковать! Постараться найти подходящие ориентиры, которые помогут найти дорогу (шум машин, собачий лай, колокольни и т.п.)

2. Если есть возможность связаться по телефону со службой спасения 01 или 112

3. Подавать звуковые сигналы (удары палкой о дерево)

4. Если точно знаете, что вас будут искать, оставайтесь на месте. Разведите костёр. Пойте песни

5. Собираясь ночевать, сделайте постель из лапника

III. Сообщение темы и целей урока

- А сегодня мы будем говорить о луге. Узнаем о значении луга в жизни человека, познакомимся с правилами поведения на лугу.

- Давайте вспомним, что такое луг? (безлесый участок земли, на котором растут только травянистые растения)

- Ухаживает ли человек за лугом?

IV.Формирование новых понятий

- Чем поле отличается от луга? (слайд 3)

 (на поле растут культурные растения, а на лугу дикорастущие)

- Чем богат луг?( на нём много цветов, лекарственных трав)

(слайд 4)

Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик)

Бело-розовый цветок,

И кружавчиком листок.

Поле, луг он украшает,

Хото трава вся выгорает,

И в жару и в холод

Он растёт и молод.

(Тысячелистник)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звука нет.

(колокольчик)

- Какое главное богатство луга? (кормовые травы)

- Какие кормовые травы растут на лугах? Найдите ответ на этот вопрос на странице учебника. (клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост, люцерна – лучший корм для травоядных животных)

- В качестве чего использует человек луга? (слайд 5)

 (как пастбища, скашивает душистое сено для домашнего скота)

- Прочитайте учебник на стр. 79-80 и скажите, влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений? (Влияет, без охраны и заботы человека луг может превратиться  в запущенный пустырь, заросший сорной травой)

- Чтобы сохранить луга, работники сельского хозяйства ухаживают за ними – удаляют с поверхности почвы камни и проросшие кустарники, уничтожают сорные травы и мхи, подсевают семена клевера и тимофеевки. Оставляют нескошенной часть луга.

- Что произойдёт, если засеять распаханный луг кормовыми травами? (это уже будет поле – искусственное природное сообщество, которое создал человек на месте природного)

- Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга? (не рвать луговые травы, бережно относится к насекомым , жабам, ящерицам и т.д.)

V.Закрепление изученного

Работа в тетради задание 38.

- Назовите луговые травы. Какие из них лекарственные? (тысячелистник, ромашка, мята – лекарственные, мятлик, клевер, люцерна – кормовые)

Задание 40. Коллективное составление памятки «Как вести себя на лугу» (слайды 6- 8)

  1. Не рвать цветы охапками
  2. Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.
  3. Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.
  4. Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.
  5. Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

VI.Рефлексия

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Что нового узнали на уроке?

-Как работники сельского хозяйства заботятся о сохранении лугов?

VII. Домашнее задание

 учебник стр. 79-82, по желанию нарисовать экологические знаки «Как вести себя на лугу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Организм человека" 3 класс.

По теме даётся разработка урока и презентация с подробными схемами и опорными таблицами....

Урок окружающего мира "Труд человека", 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Труд человека" , 1 класс, система Л.В.Занкова. Разработка урока с презентацией и набором пословиц для работы в группах....

Урок окружающего мира "Организм человека"

Урок окружающего мира  в 3-м классе по теме "Организм человека"...

Урок окружающего мира "Организм человека"

Тема: «Организм человека» Цель: познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.Задачи: 1)    обобщить ра...

Урок окружающего мира "Организм человека", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)

В работе представлен конспект и презентация к уроку окружающего мира в 3 класса по теме "Организм человека"....

Урок окружающего мира. Организм человека. 4 класс умк ПНШ

Данный урок был проведен как защита проекта. Группы защищали тему своего проекта на уроке обобщения....