Урок окружающего мира. Организм человека. 4 класс умк ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сорокина Надежда Александровна


Данный урок был проведен как защита проекта. Группы защищали тему своего проекта на уроке обобщения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Урок окружающего мира в 4 классе.                                                                      Тема: Человеческий организм. Защита проекта.

Цели урока: 1. Обобщить и закрепить изученный материал.                                                2. Воспитывать чувство ценности собственного здоровья.                        Формировать интерес к познанию своего организма для сохранения и осознанного принятия идеи «здорового образа жизни».    

                       3. Развивать логическое мышление, творческое воображение.

Оборудование: презентация к уроку, проектная работа групп по системам  человеческого организма.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие мои?

- Хорошее ли у вас сегодня настроение?

- Покажите умные глазки, ровные спинки, длинные шейки, поглядите друг на друга, улыбнитесь. Спасибо. Садитесь.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Мы закончили изучение всех систем человеческого организма. Какова тема урока?

- Правильно, сегодня нам надо обобщить и закрепить изученное.

С помощью учителя ученики выводят цели урока.

III. Постановка проблемы.

- Каждый день мы говорим и слышим слова с корнем «- здрав»,

«- здоров»: «Здравствуйте», «Как ваше здоровье?», «Доброго здоровья», «Будьте здоровы».

- Как вы думаете, почему?

- Конечно, ведь здоровье – самое ценное богатство каждого человека. Ребята, а зачем человеку здоровье?

- Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что здоров и всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться.

- Перед вами пословицы о здоровье, прочитайте и объясните их значения.

         

           Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.

Здоров будешь – всё добудешь.

Не рад больной и золотой кровати.

  Здоровье не купишь – его разум дарит.

У кого что болит, тот о том и говорит.

  1. Актуализация знаний.

 Мы закончили изучение раздела «Человеческий организм». На предыдущем уроке вы выполняли проектную работу. Сегодня каждая группа будет защищать свой проект.  

а) - Итак, слово предоставим 1 группе. Тема «Костно-мышечная система».

- Костно-мышечная система организма отвечает за структуру тканей. От состояния костно-мышечной системы зависит способность человека к активным движениям. Из костной ткани состоят все кости тела, хрящи, суставы и связки, соединяющие их.

Скелет – это подвижная опора человека. Она состоит из 206 костей. Примерно половина из них формирует конечности: руки и ноги. Хотя каждая кость в отдельности не сгибается, весь скелет удивительно подвижен и позволяет человеку множество разнообразных движений. Скелет защищает внутренние органы от повреждений.

Позвоночник – один из самых важных органов костно-мышечной системы. Позвоночник обеспечивает функцию прямостояния, к которой человек пришел в процессе эволюции. От состояния позвоночника зависит самочувствие человека.

Мышечная система человека состоит из 600 скелетных мышц. Пучки мышечных волокон, окруженные тонкой соединительно-тканной оболочкой, обычно располагаются параллельными рядами. Длина мыщцы зависит от длины мышечных волокон. В разрезе мышца напоминает многожильный кабель, где каждый «провод» надежно изолирован друг от друга.    

  Дополнительный вопрос группе: Ты умеешь управлять мышцами рук и ног. По своему желанию ты можешь сгибать и разгибать руки в локтевом суставе, поднимать и опускать руки и ноги, сжимать разжимать пальцы рук и ног. Работа, какой мышцы не зависит от твоих желаний?  

б) Выступление 2 группы по теме «Пищеварительная система».

- К пищеварительной системе относятся органы, осуществляющие обработку пищевых продуктов, всасывание питательных веществ и воды в кровь и лимфу, формирование и удаление непереваренных остатков пищи.

Пища вначале попадает в ротовую полость, где в процессе пережевывания она не только измельчается, но и перемешивается со слюной, превращается в пищевой комок. Это перемешивание в ротовой полости осуществляется при помощи языка и мышц щек.

      На  поверхности языка расположено множество нервных окончаний – рецепторов. С помощью, которых человек воспринимает вкус, температуру, консистенцию и другие качества пищи. Рецепторы подают сигнал в головной мозг, в результате чего начинают включаться последовательно в работу слюнные, желудочные и поджелудочные железы, затем происходит глотание пищевого комка через пищевод в желудок.

       Желудок расположен в верхней части живота, под ребрами слева. Он напоминает кожаный мешочек. Внутри он полый, как воздушный шарик. Но когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи, тем больше он растягивается. Но больше 2-3 литров в него поместиться не может. За свою жизнь средний человек съедает около 50 тонн пищи. Это целый вагон! Стенки желудка сокращаются и перетирают комки пищи, перемешивают ее с желудочным соком, облегчая и улучшая этим переваривание.

В основном пища переваривается в тонком кишечнике – самой длинной части пищеварительного тракта. В тонком кишечнике можно выделить верхнюю, самую короткую его часть – двенадцатиперстную кишку. Кишечник умещается у нас в животе только потому, что не стоит, как заводская труба, а плотно свернут, как пожарный шланг. Он так накручен, что образует множество петель и похож на ворох, который часто называют «кишками». Но пища пройдет от начала до конца и дорога займет почти двое суток.

Дополнительный вопрос: Почему важно соблюдать правила приема пищи?

в) Выступление 3 группы по теме «Система кровообращения».

- Огромную роль в организме играет кровь, которая движется по кровеносным сосудам. В организме взрослого человека около 5 литров крови. Кровь пробегает через весь наш организм за 26 секунд. А заставляет ее двигаться с такой бешенной скоростью – сердце! Сердце – это главная мышца. Его можно сравнить с насосом, который выталкивает кровь в кровеносные сосуды. За сутки сердце пропускает через себя целую цистерну крови. Сердце не останавливается ни на секунду, даже когда мы спим или задерживаем дыхание. Если сердце остановится, то клетки организма останутся без пищи – кислорода и человек погибнет.

Систему кровообращения составляют сердце, вены и артерии. Каждый орган имеет два типа кровеносных сосудов. По артериям кровь движется от сердца к органам, принося им кислород и питательные вещества. По венам кровь движется от органов к сердцу, унося из них углекислый газ и отходы продуктов питания.

Кровь снабжает ткани организма кислородом, питательными веществами. Обогащение крови кислородом происходит в легких, а насыщение питательными веществами – в органах пищеварения. Различают малый круг (через легкие) и большой (через органы и ткани) круги кровообращения.

Кровообращение – важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных. Кровь может выполнять свои разные функции только находясь в постоянном движении.

Дополнительный вопрос: Назови известные тебе клетки крови.

Физминутка (упражнения для шейного отдела позвоночника):

- Шея подвижна за счёт шейных позвонков, поэтому голова может наклоняться вперёд (наклоните!), назад (наклоните!) и поворачивать в стороны (поверните голову вправо, влево!  По кругу вправо.  По кругу влево!)

г) Выступление 4 группы по теме «Система дыхания».

- Наше тело действует как обычная свеча: для того, чтобы свеча горела, необходимо зажечь её, а горение возможно только при наличии кислорода. Система органов дыхания – это совокупность структур, позволяющих улавливать кислород и выводить углекислый газ, образованный внутренним дыханием. Центральный орган – это легкие, расположенные по обе стороны сердца. К ним через легочные артерии поступает венозная кровь, а через дыхательные пути – атмосферный воздух.

Глотка – трубка, отходящая вниз от носовой полости. Пересечение дыхательных и пищеварительных путей. Трахея – дыхательная трубка. Ниже она делится ещё на две трубки. Они называются бронхами. Один бронх идёт одно лёгкое, другой бронх – в другое лёгкое. Далее бронхи становятся меньших размеров. Самые маленькие бронхи называются бронхиолами. Бронхиолы не толще человеческого волоса! На конце бронхиол находятся альвеолы. При каждом вдохе человек вводит в лёгкие около полулитра воздуха, а за час целых 540 литров!

Курение вредно для каждой части организма, но для лёгких оно особенно губительно!    

Дополнительные вопросы: 1) Почему важно дышать через нос, а не через рот? 2) Почему врачи не рекомендуют разговаривать на улице в морозные дни?

д) Выступление 5 группы по теме «Как работают почки».

Выделительная система состоит из почечной вены, почечной артерии, почек, мочеточника, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Почки – парный орган, одна почка расположена справа под ребрами, вторая – слева. Почки выводят избыток воды, солей и очищают кровь от чужеродных веществ. По своей форме они напоминают фасолинки. Почки вырабатывают мочу, которая дальше двигается по мочеточникам к мочевому пузырю. Образование мочи – это одна из важнейших функций почек, которая способствует поддержанию постоянства внутренней среды организма. В целом процесс образования мочи можно разделить на три этапа: фильтрация, обратное всасывание и секреция.

Медицина предупреждает об осторожном обращении с поваренной солью, которая в наш организм должна поступать за день не более 5 г., в то время как  в среднем мы употребляем 10-20 г. соли, а многие и того больше.

Дополнительный вопрос: Назовите систему, которая управляет и органами пищеварения, и органами кровообращения, и органами дыхания, и органами выделения.

е) Выступление 6 группы по теме «Нервная система».

- Нервная система – комплекс анатомических структур, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к внешней среде и регуляцию деятельности отдельных органов и тканей.

К нервной системе относятся головной и спинной мозг, а также нервы, нервные узлы, сплетения и т.п.

Головной мозг – часть центральной системы, находящейся внутри черепа. Состоит из большого мозга, мозжечка, ствола и продолговатого мозга. Головной мозг – главный командный пункт организма. Чтобы человек ни делал, всем управляет мозг. Он заведует всеми мыслями и чувствами, ведает правильной работой внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим, так как мозг живет до тех пор, пока в него поступает кислород. Кора головного мозга покрыта складками – извилинами. Чем больше извилин, тем лучше развиты умственные способности. Мозг способен запомнить. Он дарит нам память.  

Спинной мозг – образует распределительную сеть центральной нервной системы. Лежит внутри позвоночного столба, и от него отходят все нервы, образующие периферическую нервную систему.        

Дополнительный вопрос: Дотронувшись до горячего предмета, мы отдергиваем руку до того, как успеем об этом подумать. Объясни, почему это происходит?

    IV. Вывод ПРИТЧА:

    Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас - это здоровье, только тогда,  когда его у нас уже нет».

- Прислушайтесь к словам мудрецов и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!

    V. Итог урока. Рефлексия.

Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе.

Я работал на уроке с желанием,  не очень уверен в себе, волновался.

Я работал без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

    VII. Задание на дом.  Составить кроссворд на тему «Организм человека» для своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Организм человека" 3 класс.

По теме даётся разработка урока и презентация с подробными схемами и опорными таблицами....

Урок окружающего мира "Организм человека"

Урок окружающего мира  в 3-м классе по теме "Организм человека"...

Урок окружающего мира "Организм человека"

Тема: «Организм человека» Цель: познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.Задачи: 1)    обобщить ра...

Урок окружающего мира "Организм человека", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)

В работе представлен конспект и презентация к уроку окружающего мира в 3 класса по теме "Организм человека"....

Урок окружающего мира. Организм человека

Урок окружающего мира. УМК "Школа России" 3 класс. Автор учебника А.А.Плешаков...

Урок окружающего мира «Организм человека» УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс.

План урока способствует обеспечить условия для формирования у обучающихся представлений об организме человека как об едином целом....

Презентация к уроку окружающего мира "Организм человека"

Презентация к уроку окружающего мира "Организм человека"...