Урок окружающего мира «Организм человека» УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Бондаренко Татьяна Владимировна

План урока способствует обеспечить условия для формирования у обучающихся представлений об организме человека как об едином целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4-А

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тема урока: « Организм человека».

Цель урока: обобщить и систематизировать ранее полученные знания об организме человека; способствовать пониманию обучающимися важности сохранения своего здоровья.

Оборудование: презентация, карточки с номерами,  карточки-слова, двойные листы для работы, пословицы, стикеры.

Планируемые предметные результаты освоения материала:

-характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;

-рассказывать о системах органов организма человека, их строении и работе;

-понимать взаимосвязь систем органов организма человека;

-знать основные правила сохранения здоровья;

-формировать адекватную оценку своих достижений.

Планируемые личностные результаты освоения материала:

ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

Планируемые метапредметные результаты освоения материала:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

• понимать цель познавательной деятельности;

• планировать свои действия при выполнении заданий;

• осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

• сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

• выполнять групповые задания в классе; сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Межпредметные связи: чтение и развитие речи, развитие речи.

Ход урока:

1. МОТИВАЦИЯ.

- Итак, у нас урок окружающего мира.

- Сегодня я хотела бы начать свой урок из таких слов: « Чему бы ты  не учился, ты учишься для себя».

- Как вы думаете, что значит это выражение? (не для того, чтоб хвалили, чтоб быть развитым, хорошее образование. Знания для будущего)

- Хорошо. Я вам желаю успехов на уроке.

- Как вы думаете, какие качества нам понадобятся. Чтоб добиться успехов на уроке? Упорство, трудолюбие, самостоятельность, не лениться, внимательность, старание.

- Я надеюсь что эти качества у вас есть и вы обязательно их проявите на уроке.

- Ребята, сегодня мы с вами будем работать на основе командной деятельности.

Я попрошу вас сесть так удобно, чтобы вы могли  видеть и учителя, и экран одномоментно. Это возможно? Отлично!

- Сегодня очень важно чтобы мы с вами имели какую-то обратную связь. А, что, если мы попробуем держать связь через хлопки?! При этом хлопки могут быть ритмичные.

 – Давайте попробуем!

- Что может обозначать хлопок во время урока? (Сигнал)

И это очень важно чувствовать друг друга,  Этот синхронный хлопок послужит сигналом быть очень внимательным, так как последует важная информация.

Итак, давайте начнем урок.

- Вопрос! Можно ли назвать человека телом живой природы? Почему?

Итак, человек – смышленое, думающее живое существо.

ВНИМАНИЕ на экран.

- Каждый день, каждый час, каждую минуту человек находится в окружающем его мире, совершает какие- то действия, думает, кушает, просто живет.  А в это время мы не замечаем, как  работают все наши органы. Нет ничего удивительного и интересного познания чем организм человека. Только лишь стоит школьнику поднять руку для ответа на уроке, включаются в работу сотни мышц  и даже мозг человека. В день мы делаем ну где-то 40 000 морганий,  20 000 вдохов, совершаем более 3 с половиной тысяч шагов. Много это? – 20 км. Примерно как длина через весь наш город. Просто человек – это обыкновенное чудо природы.

- Но как хорошо мы знаем организм человека? Об этом мы поговорим чуть позже.

Ну, а сейчас, воьмите карточки, которые лежат у вас на партах.  ( На столах в лежат карточки. Каждый ученик возьмет себе одну.)

- Предлагаю задание: вы сейчас по моему сигналу должны встать и, двигаясь по классу, создавая новые группы с учетом этих карточек. Принцип создания групп вы выбираете сами. Я об этом вам ничего не говорю. Единственное что хочу сказать, что вы ограничены во времени. У вас на это есть 2 мин.

- Сейчас тихонечко встаньте, задвиньте стульчики, пройдите в центр класса ближе к доске.

-Через две минуты я хочу увидеть ваши группы.- сколько – я пока не знаю. В этом помогут вам карточки.

- Отлично!

- Ребята, почему вы объединились в одну группу? – каждая группа отвечает.

1. Нервная система - спинной мозг, головной мозг, нервы, позвоночник.

2. Опорно-двигательная система – мышцы, кости, череп, ребра.

3. Пищеварительная система – пищевод, желудок, кишечник, язык.

4. Дыхательная система – легкие, нос, бронхи, трахея.

- А если я попрошу вас как- то схематически изобразить из этих систем одно целое. Как?

2. Тема урока.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Верно. Итак тема урока « Организм человека».(Ребят рассадить по новым группам.)

Актуальность.

- Ребята, как вы считаете, тема сегодня важная для нас? Она актуальна? Почему?

- Я предлагаю каждому из вас  дать ответ письменно на листочке … -потому что … .  Даю вам на это 1 мин.

Хлопок!

А теперь поработайте командой, обсудите, какой из вариантов лучше всего?

 Даю 1 минуту. - Кто из команды отвечает?

- Я хочу, чтоб вы услышали ответы одноклассников.  Хорошо. Принято.

3.Цель урока.

- Какая же цель урока?

- Повторить  материал по теме “Как устроен и работает организм человека”

- Расширить знания учащихся об организме человека;

- Получить знания  о себе, о своем организме и положительных факторах, способствующих поддержанию организма в здоровом состоянии.

- Научиться заботиться о своем здоровье.

4. Работа по теме урока.

- Человека можно сравнить с действующим механизмом, в котором каждое колёсико или винтик выполняет свою работу. Как вы это понимаете?– Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что для этого нужно? (Работать согласованно.)

– Система органов – это группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу.

Работа в группах.

- Как работает каждая из систем? Какую работу она выполняет в организме?

Распределите обязанности между собой.

- Кто будет отвечать?

- Кто будет вести запись?

- Кто будет находить информацию?

  1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Органы дыхательной системы осуществляют дыхание: насыщают организм кислородом и освобождают его от углекислого газа.

2. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

Сердце, как насос, качает кровь, которая по кровеносным сосудам поступает ко всем органам, доставляя питательные вещества и кислород.

Так работает КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА.

3.ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Мышцы – гибкий скелет.

В теле человека около 600 мышц. и каждая из них участвует в выполнении какого–либо движения. От состояния мышц зависит физическая сила человека.

Скелет – опора тела.

В организме более 200 костей, и именно они позволяют удерживать тело и все его органы в определённом положении.

4. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ И ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМЫ

Через пищеварительную систему

в организм поступают необходимые питательные вещества, а выделительная система способствует выведению вредных и ненужных веществ.

5. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Части нервной системы:

Головной мозг Спинной мозг Нервы Нервные узлы

Нервная система  – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека.

Вывод. Все системы органов важны, каждая выполняет в организме свою задачу. Системы должны работать слаженно. Головной мозг и спинной мозг – командиры нашего организма.

5. ЛЮБОПЫТНАЯ ПАУЗА!

Рубрика «А знаете ли вы?..» В домашнем задании вы должны были подготовить интересную информацию на урок  об организме человека из энциклопедии или из интернета. Чем вы нас сегодня удивите?

Самоконтроль.

Прием «Верные и неверные утверждения»

 Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ. Дети работают индивидуально  в группах.

- Ребята, используя свои знания, выступления групп, ответьте на вопросы. Если вы согласны, ставите в таблице знак «+», если вы не согласны – ставите знак «-«

Вопросы:

1) Верите ли вы, что этот плотный мускулистый мешочек размером немногим больше кулака, который все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту называется сердце. (+)

2) Верите ли вы, что при помощи легких человек дышит. (+)

3) Верите ли вы, что легкие – это внутренний орган, который гонит кровь в сосуды и заставляет её обегать всё тело. (-)

4) Верите ли вы, что желудок – это орган «внутренней кухни», похожий на извилистый лабиринт. (-)

5) Верите ли вы, что головной мозг – это «главный командный пункт» всего организма. (+)

Самоконтроль.

- В какой группе возникли затруднения?

- Как вы думаете, что важнее всего для человека?

- Конечно же, здоровье.

- Посмотрим, какие привычки вы считаете  полезными для здоровья.

 Проведём игру «Полезно-вредно» (у каждого ученика таблички, каждая фраза по щелчку)

- Утром не завтракать  ….(вредно)

- Не останавливать кровь при травме …(вредно)

- Часто проветривать помещение …(полезно)

- Смотреть близко телевизор …(вредно)  

- Употреблять в  пищу Кириешки, Хок-доги …(вредно)

- Употреблять в пищу морковь, петрушку …(полезно)

- Тереть глаза  грязными руками …(вредно)

- Заниматься физкультурой …(полезно)

- Запомните полезные привычки.

Рубрика « «Собери пословицу»

- Прочитайте  пословицу: «Здоровье – всему голова».

- Раскройте смысл пословицы. Как вы ее понимаете?

- А сейчас  каждой группе задание.

 – Кто  быстрее  составит пословицу о здоровье.

 Сон - лучшее лекарство.

Здоровье – всему голова.

Здоровье дороже богатства.

Здоров будешь - все добудешь.

-Чтоб  здоровым, сильным быть - надо овощи  любить.

- Как вы думаете, мы всё знаем об организме человека? Над чем нужно еще поработать?

-Что не выяснили, но хотели бы узнать? Почему это важно? Об этом мы узнаем на следующем уроке. А также попробуйте поискать интересные факты в энциклопедиях о системах органов человека. Ваши находки мы обсудим на следующих урока.

6. Итог урока.

- Над какой темой работали? («Как устроен организм человека») Какое основное понятие было на уроке? Всё ли удалось на уроке? Что удалось лучше всего?

- На все ли вопросы мы сумели ответить на уроке?

- Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение. Какой был вопрос? (Организм, имеющий сложное строение, может выполнять сложные задачи. Следовательно, какие преимущества имеет организм со сложным строением, состоящий из различных органов?) Каким бы теперь был ваш ответ? Смогли ли мы на него ответить?

- Какие цели мы ставили в начале урока? Какие умения формировали? (Познакомиться со строением тела человека. Узнать об основных внутренних органах человека и их функциях. Мы научились распознавать органы человека. Теперь знаем, какие функции выполняет каждый организм. И как важно следить за своим здоровьем.)

- Где пригодятся знания?

- Ребята, оцените свою работу.

•        Если вы довольны своей работой на уроке, всё было понятно – прикрепите на доску улыбающийся смайлик.

•        Если иногда что-то было непонятно – смайлик серьёзный.

•        Было скучно и непонятно – грустный.

- Кого вы бы хотели сегодня за урок похвалить? Как работал ты?

- Ребята, сформулируйте основной вывод нашего урока. (Человек – это сложный живой организм. Он состоит из отдельных органов: сердца, легкий, желудка, глаз, ушей и т.д. Каждый орган имеет определенное строение и выполняет определенную работу. Но все органы зависят друг от друга. Вместе они составляют сложный и слаженный в работе механизм человека, который называется организмом.)

- Так почему эту тему так важно изучать, ведь мы не врачи?

- Прислушайтесь к словам мудрецов и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!

7. Домашнее задание (дифференцированно):

Первый уровень -  найти пословицы о здоровье.

Второй уровень – составить и записать памятку «Берегите свой организм» (или составить памятку с рекомендациями для одной какой – либо системы органов человека).

Работа с текстом учебника – стр. 8 – 11, ответить на вопросы.

8. Рефлексия.

Я старался и у меня все получилось.

Я старался, но были ошибки.

У меня не получилось, но я буду стараться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Организм человека" 3 класс.

По теме даётся разработка урока и презентация с подробными схемами и опорными таблицами....

Урок окружающего мира "Организм человека"

Урок окружающего мира  в 3-м классе по теме "Организм человека"...

Урок окружающего мира "Организм человека"

Тема: «Организм человека» Цель: познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.Задачи: 1)    обобщить ра...

Урок окружающего мира "Организм человека", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)

В работе представлен конспект и презентация к уроку окружающего мира в 3 класса по теме "Организм человека"....

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Урок окружающего мира. Организм человека. 4 класс умк ПНШ

Данный урок был проведен как защита проекта. Группы защищали тему своего проекта на уроке обобщения....

Урок окружающего мира. Организм человека

Урок окружающего мира. УМК "Школа России" 3 класс. Автор учебника А.А.Плешаков...