Урок окружающего мира. Организм человека
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок окружающего мира. УМК "Школа России" 3 класс. Автор учебника А.А.Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_organizm_cheloveka.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

УМК «Школа России»

3 класс

Учитель: Кальницкая Л.А.

Тема урока : Организм человека

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: дать представление об организме человека, его строении и функционировании.

Задачи урока:

- составить с детьми правила по сохранению и укреплению здоровья; 

- развивать мышление, память, умение слушать; 

- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью; 

- формирование УУД. 

Личностные УУД 

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, 

• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса 

Регулятивные УУД 

Ученик развивает навыки: 

• принимать и сохранять заданную учебную цель, 

• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале, 

Познавательные УУД 

Школьник учится: 

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе, 

• обобщать полученные знания, 

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. 

Коммуникативные УУД 

Школьник учиться: 

• слушать собеседника, 

• задавать вопросы,

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Оборудование:  компьютер,  экран, проектор, презентация, мячики, шары, клубки ниток, проспекты для проектной деятельности, сюжетные картинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, какое у вас сейчас настроение? Поприветствуйте наших гостей и подарите им свои улыбки !

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться!

        Народная мудрость гласит: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам». На уроке мы вместе будем трудиться и оценим ваши дела. Надеюсь, наше сотрудничество будет интересным и плодотворным

II. IIроверка дом. задания

Тест в системе опроса

III. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.

Кому же он будет посвящён? Отгадайте загадку!

  На земле он всех умней

  Потому и всех сильней.

Откроем стр. 121.

Чему мы будем учиться, изучая этот раздел?

Давайте прочтем.

Здоровый человек – сильный, бодрый, энергичный. Здоровый человек умеет жить в ладу со своим организмом.

- Попробуйте сформулировать тему урока. Организм человека.

- Какие цели поставите перед собой:

  • Узнать, как называется наука, изучающая строение тела человека;
  • Узнать, какие органы есть у человека и для чего они нужны.  

- Как вы думаете, что такое организм? (Организм – это система органов, связанных между собой и образующих единое целое.)

По словарю Ожегова, «организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.    

- Из каких частей состоит организм человека?

V. Работа по теме

Работа с текстом учебника стр. 123

- Изучением человека занимаются специальные науки.

- Откройте учебник на стр. 123 и попробуйте найти определение наук,

Анатомия – наука, изучающая строение организма.

Физиология – наука, изучающая работу органов человека.

Гигиена - наука о здоровье. Проверка по эталону.      

- Разобраться в устройстве собственного организма не только важно, но и очень интересно. Организм человека состоит из частей - органов.   Все органы в  организме здорового человека  действуют слаженно, согласовано.

Игра «Я назову, а ты прикоснись!»

Нос, глаза, ухо, сердце.

- Ко всем ли частям тела вы смогли прикоснуться?

- Почему вы не смогли прикоснуться к сердцу?

 (Сердце находится внутри нас, а все остальные органы снаружи)

- Как вы думаете, на какие две группы мы можем разделить все органы человека?

Органы бывают внутренними и внешними.

Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов.

Исследовательская работа.  

Правила работы в группе

- Вспомните правила работы в группе.        

(представитель каждой группы выбирает карточку с названием одной из систем органов)

- Каждая группа проведет небольшую исследовательскую работу по определенной системе органов.

 - В теле человека 12 главных систем.          

 Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни. Мы рассмотрим несколько.

 У каждой группы есть своя карточка. Ваша задача с помощью учебника и текста на карточке узнать, какие  органы входят в эту систему, найти и выделить нужную информацию и заполнить таблицу.

Название системы

Органы

Для чего служит

         

 

- По ходу нашей работы вы должны заполнить таблицу.  

Проверка по слайдам.

- Перечислите органы пищеварения (желудок, кишечник, печень)

- Какую работу выполняет пищеварительная система? (обеспечивает переваривание пищи.)

- Перечислите органы кровообращения. (сердце, кровеносные сосуды)

- Какую работу выполняет кровеносная система? (обеспечивает движение крови в организме.

- Перечислите органы нервной системы. (головной и спинной мозг, нервы)

- Какую работу выполняет нервная система?( управляет деятельностью всего организма.)

- Перечислите органы дыхательной системы. (лёгкие)

- Какую работу выполняет дыхательная система?( с помощью лёгких человек дышит.) 

Вот как надо было заполнить таблицу. 

 Оценивание работы групп                                         

Выберите название тех органов, которые выполняют одинаковую работу.

 №1: сосуды, сердце, мозг;

 №2: желудок, кишечник, мозг;

 №3: лёгкие, нос, мозг;

 №4: скелет, мышцы, мозг.

 Вопросы для группы №1.

- Что у вас лишнее?

- Что объединяет сосуды и сердце?

- Что двигается по сосудам?

- Какую работу выполняет сердце?

 Вывод:  обеспечивает движение крови по организму

- Если кровь движется, сосуды её несут. Как можем назвать эту систему одним словом?    (Кровеносная система)

Вопросы для группы №2.

- Какие два слова объединили?

- Докажите, почему вы так решили?  (обеспечивает переваривание пищи)

- Если пища переваривается  этими органами, как мы можем назвать эту систему? (Пищеварительная система)

Вопросы для группы №3.

- Какую работу выполняют нос и лёгкие?

- Чем насыщается наш организм во время  дыхания?

Вывод: обеспечивает организм кислородом.

- Если при помощи лёгких и носа мы дышим, как мы можем назвать эту систему?  (Дыхательная  система)

Вопросы для группы №4.

-Что вы объединили?

- Для чего нам нужен позвоночник? (опора организма)

- Какую работу выполняют мышцы? (помогают двигаться)

Вывод: создаёт опору для организма и позволяет двигаться.

- опора, движение – объедините эти слова и попробуйте назвать эту систему? (опорно-двигательная система)

- А теперь все вместе назовём слово, которое оказалось лишним во всех группах. (мозг)

- Для чего человеку нужен мозг? (управляет организмом,  посылает импульсы к нервным окончаниям)

Таким образом, обеспечивает слаженную работу всех систем. А сама система называется  - нервная.

Вывод: мы рассмотрели системы внутренних органов и изучили работу этих систем.

Наука, изучающая систему внутренних органов, называется анатомия.

Наука, изучающая работу внутренних органов, называется физиология. (слайд 6)

Практическая работа

Теперь мы с вами можем изучить свой организм с помощью практической работы.

(измерение своего роста и массы тела)

- Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)

 ( карточки  на магнитах)

(В здоровом теле здоровый дух.) 

- Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать.)

- Что такое здоровье?  (Здоровье - это слаженная работа всех органов человека, как внешних, так и внутренних.)

Знакомство с ученым  Иваном Павловым                                                                                                                                                             

 - Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено человеческое тело, как работают органы, почему люди болеют? Раньше церковь запрещала анатомировать людей. Некоторые ученые проводили свои опыты тайно – вскрывали умерших в подвалах заброшенных домов. Постепенно накапливались знания, которые помогали учёным, врачам ставить правильные диагнозы, лечить людей, делать операции, спасать человеческие жизни.

- Иван Петрович Павлов – был великим русским ученым-физиологом, всю свою жизнь посвятил  научными исследованиями. Он очень хорошо изучил работу органов пищеварения. В этих исследованиях ему помогали его ассистенты и ученики, а подопытными были обыкновенные собаки. Таким собакам поставлен памятник. И.П. Павлов провёл много опытов по изучению головного мозга, его роли в управлении процессом пищеварения.

- Найдите в учебнике рубрику «Для самых любознательных», прочитаем дополнительный материал учебника (стр. 125).

- Что еще узнали об ученом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Организм человека" 3 класс.

По теме даётся разработка урока и презентация с подробными схемами и опорными таблицами....

Урок окружающего мира "Организм человека"

Урок окружающего мира  в 3-м классе по теме "Организм человека"...

Урок окружающего мира "Организм человека"

Тема: «Организм человека» Цель: познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.Задачи: 1)    обобщить ра...

Урок окружающего мира "Организм человека", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)

В работе представлен конспект и презентация к уроку окружающего мира в 3 класса по теме "Организм человека"....

Урок окружающего мира. Организм человека. 4 класс умк ПНШ

Данный урок был проведен как защита проекта. Группы защищали тему своего проекта на уроке обобщения....

Урок окружающего мира «Организм человека» УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс.

План урока способствует обеспечить условия для формирования у обучающихся представлений об организме человека как об едином целом....

Презентация к уроку окружающего мира "Организм человека"

Презентация к уроку окружающего мира "Организм человека"...