Лес и человек друзья или враги?
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

открытый урок по окружающему миру 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_i_chelovek.docx49.32 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.4 класс.

УМК «Школа России»   Учитель: Ковалева  Инна Юрьевна

 Тема урока:         « Лес и человек – друзья или враги?»

 Цели и задачи урока:    - сформировать у учащихся представление о лесной зоне,    

                                          о роли леса в жизни человека и природы, умение

                                          пользоваться географической картой, атласом-определителем

                                          растений и животных, энциклопедиями;

                                        - раскрыть экологические проблемы леса, которые возникли        

                                          по вине человека, найти пути их решения;

                                        - ознакомить с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

                                     - развивать познавательный интерес к вопросам данной темы,                                                   к исследовательской и проектной деятельности и умение        

презентовать свои работы, учить групповому методу работы ;                                    

                                       - воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

культуру поведения.

Оборудование:               компьютер, проектор, плакаты, слайды, карточки-светофоры,  таблички: «географы», «ботаники», «зоологи»,  «экологи» .

При подготовке презентации были использованы следующие прикладные  программы:

Microsoft office Power Point

1. Организация на урок.

Поверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

Сегодня мы продолжим путешествие по карте нашей страны, а куда именно отправимся - вам предстоит догадаться самим и ответить на мой вопрос, отгадав загадку:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
   (Лес).

- Правильно.  Сегодня на уроке мы продолжим  наше путешествие по лесной зоне и узнаем ещё больше интересных фактов из жизни лесного царства.

( Слайд  1)

 Вы будете работать по 4-м направлениям. Каждой группе  предстоит защитить свою исследовательскую работу по секциям, обозначенным  на прошлом уроке:  (СЛАЙД 1)

1-   географы        раскроют нам природные и климатические  особенности  лесной зоны.

2 - ботаники       постараются открыть нам тайны царства   растений.

3 -  зоологи         расскажут о многообразии  животного мира.

4 -  экологи      осветят проблемы, с которыми сталкиваются жители лесной полосы.

3. Проверка домашнего задания.

 А) Первое слово я предоставляю географам. Пожалуйста, охарактеризуйте нам  природные и климатические особенности, характерные только для лесной зоны

География - наука о земле

1 ученик.

а) Наш класс только что вернулся из экспедиции по лесной зоне ,цель нашей экспедиции – раскрыть вам природные и климатические особенности  лесной зоны. (слайд 3)

Климат зоны лесов зависит от её географического положения на земном шаре, освещённости её солнцем.

Показывает эту зону на карте. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах и на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. . В природной зоне встречаются три типа лесов. Первый – самый большой тип - тайга (она обозначена темно – зеленым цветом на карте), второй тип - смешанные леса.(зеленый цвет). Третий тип - широколиственный лес (светло- зеленый цвет на карте).

2 ученик.

Зона лесов занимает большую часть территории России. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме и увеличивается от зимы к лету. Зима короче и теплее, чем в тундре. И чем дальше на юг, тем продолжительность её меньше. Больше и тепла. Осадков выпадает достаточное количество. Они выпадают в виде дождя и снега. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр.

Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит ярко выражены 4-ре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зимняя температура может быть до –300 мороза, летняя до + 250 тепла.

Почвы в лесной зоне гораздо богаче питательными веществами, чем в тундровой. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги.

Учитель: Возьмите в руку светофор, ваша задача правильно ответить на вопросы:

Если ответ верный, дети показывают светофор: да – зелёный, нет – красный.

Вопросы.

  1. Зона лесов расположена южнее зоны тундры? (Да.)
  2. Зона лесов расположена в умеренном поясе? (Да.)
  3. В зоне лесов суровая зима и короткое прохладное лето? (Нет.)
  4. В зоне лесов ярко выражены четыре времени года? (Да.)
  5. Почвы лесной зоны очень бедны питательными веществами?(Нет.)

Учитель:

- От географического положения лесной зоны зависит ее растительный мир. Послушаем группу ботаников.

 Ботаники

1 Ученик:    (ВИКА)   Ботаника- наука о растениях

Само название природной зоны говорит о том, что растения здесь образуют леса.

Лес- это природное сообщество. В нем растут деревья, кустарники, травы.

Высокому росту деревьев способствуют условия неживой природы: продолжительный безморозный период, достаточное количество света и влаги. Значительный слой почвы.                                                                

Рассказ о тайге:

Тайга занимает большую часть лесной зоны. Наше путешествие начнётся с хвойного леса- тайга.

 Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.

Послушайте деревья, что они говорят сами о себе.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
 (Ель).     (СЛАЙД 4)

Ель - знакомая всем новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки,
Опадают те иголки. (Лиственница).
  (СЛАЙД 5)

2Ученик.  (Фатима)

Я лиственница. Народ называет лиственницу королевой сибирских лесов. Осенью золотые хвоинки, как листья опадают на землю, отсюда и произошло название дерева. Древесина моего дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат 400–500 лет. Древесина лиственницы не гниёт, а со временем становится ещё твёрже и как бы каменеет. Живёт лиственница 400–500 лет. Используют её в судостроении, кораблестроении.

(слайд 6 )Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки. В тайге растут папоротники, кислица, брусника, черника, голубика. Почва часто покрыта мхами, стволы деревьев - лишайниками.

Эти растения не требовательны к почве.  

3 Ученик.  (Данила)   Рассказ о смешанном лесе.  (СЛАЙД 7, 8, 9)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи, рябины, боярышники. Эти деревья называются мелколиственными. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму .

Много здесь кустарников: орешник, малина, ежевика, шиповник. Под деревьями встречаются брусника, черника. Мхи уже не покрывают сплошь почву, как в тайге. Много различных травянистых растений:

 ландыш, ветреница, дудник.

4 Ученик.   ( ЕВА)

А теперь мы с вами окажемся в широколиственном лесу.  

 Рассказ о широколиственном лесе.  (СЛАЙД 10)

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут: дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами (картина “Широколиственный лес”).

Мы подходим к самому могучему дереву этих лесов.

Он из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок он и могуч
Не боится ни гроз, ни туч. (Дуб).
(СЛАЙД 11)

Я дуб Самое могучее дерево смешанных лесов. Мощь и красота дуба привлекают всех. Мои корни уходят глубоко в землю и поэтому мне не страшны никакие бури. Дуб издавна пользуется особой любовью и почётом у всех народов. В Греции дубовая ветка была эмблемой силы, могущества и знатности рода. Дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги.  Я дерево долгожитель, т. к. могу жить более тысячи лет. Самый старый дуб растёт в Литве, ему 2 тысячи лет. Много пользы приносит дуб человеку. Транспорт, медицина, химия, строительство не могут обойтись без меня. Из моих веток получают хорошие банные веники.

С этого цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд.
И всё же обижают шкурку тонкую снимают.
 (Липа).

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы- темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком (показ плодов липы).

Учитель: Возьмите в руки светофор. (Если ответ верный, дети показывают светофор: да – зелёный, нет – красный.)

  1. В зоне Тайга – это смешанный лес? (Нет).
  2. Тайга – это хвойный лес? (Да)?
  3. Мелколиственные растения это: береза, осина, ива, ольха? (Да).
  4. Самый большой тип лесов в лесной зоне – широколиственный? (Нет).
  5. В зоне лесов растет карликовая береза? (Нет).
  6.  В зоне лесов осадков выпадает мало? (Нет.)

От разнообразия растительного мира зависит жизнь животных.

Слово – зоологам. 

Зоологи

Зоология- наука о животных

1 ученик. В лесной зоне условия для животных организмов более благоприятные, чем в тундре, поэтому животный мир здесь богаче, чем в тундре.

Весь год лес обеспечивает своих обитателей разнообразными кормами: листьями, почками, ветками, плодами, семенами растений, грибами, другими животными. В лесу животные меньше страдают от резких перемен в погоде. Здесь много удобных мест для устройства гнезд: густые заросли, дупла деревьев, коряги. Поэтому в зоне лесов много разнообразных животных.

В теплое время года лес, луг, болото наполнены насекомыми. Это комары, бабочки, жуки, муравьи, стрекозы. Обилие растительной пищи и множество насекомых привлекают сюда много птиц. Это дятлы, синицы, кукушки, дрозды, сойки, клесты, зяблики, поползни, соловьи. Мы слышим прекрасное пение птиц. Одна из интереснейших таежных птиц- кедровка (видеофильм).

2 ученик.В лесной зоне можно встретить мелких и крупных животных:

белка, лось, заяц – беляк, волки, лисы      (плакат на доске)

Рысь - (презентация 2 ученика)  (СЛАЙД 12)

А еще живут мыши, лисы, бурый медведь – (презентация 3 ученика), волк

(СЛАЙД 13)  ( ЮРА)

В лесной зоне немало промысловых пушных зверей. Великолепен мех у соболя, норки, куницы, бобра, ондатры. Россия издавна славится пушниной.

(СЛАЙД 14)  (ЕГОР)

Соболь - национальная гордость России. И не только потому, что водится лишь в нашей стране. Мех соболя во все времена ценился выше золота.  Основная пища соболя - мыши. Еще совсем недавно соболь был на грани полного уничтожения, но был взят под строгую охрану. К настоящему времени сибирские леса вновь стали соболиными.

Поскольку в зоне лесов теплее, чем в тундре, здесь живут змеи, ящерицы, лягушки. Многочисленные водоемы населены водными животными, среди которых очень разнообразны рыбы. Это щука, окунь, карась, плотва. Есть и довольно ценные. Это форель, судак, белуга, стерлядь.

Жизнь животных лесной зоны изменяется в зависимости от изменений в живой и неживой природе по временам года.

Учитель: Возьмите в руки светофор. (Если ответ верный, дети показывают светофор: да – зелёный, нет – красный.)

  1. В лесной зоне живет белый медведь? (Нет).
  2. В лесной зоне живет бурый медведь? (Да).
  3. Есть ли в лесной зоне рыбы? (Да).
  4. Считается ли волк редким животным в зоне лесов? (Нет).
  5. Белка – летяга – это птица? (Нет).

Учитель: И последнее слово нашим экологам.

-Как же спасти лес и какова доля нашего участия может быть в этом деле?

Экология – наука о доме

1 ученик: Экологические проблемы в этой природной зоне связаны в основном с хищническим использованием лесов: с их вырубкой, с неумеренной охотой и браконьерством.  (СЛАЙД 15)

Вырубают леса в основном из-за древесины. С каждым годом её требуется всё больше. Ведь из неё получают строительные материалы, бумагу, искусственные ткани и кожу, фотоплёнку и киноплёнку, лаки и краски, пластмассы и много других необходимых изделий. Раньше людям казалось – лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности!

2 ученик: -   Самой большой опасностью для лесов являются ПОЖАРЫ.                                                    Чаще всего они возникают вине людей, не соблюдающих                                                       меры предосторожности при  неправильном обращении с огнём. ( СЛАЙД 16)

 Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски их использовать, а вырубленные – обязательно восстанавливать. Заготовленную древесину необходимо вовремя вывозить из леса и полностью использовать. К сожалению, эта работа не всегда хорошо налажена. Много срубленной древесины остаётся в лесу, пропадает без всякой пользы. Не всегда идут в дело и отходы: корни, сучья, ветки. Из них можно получать материал для изготовления мебели, а из хвои со срубленных деревьев – богатую витаминами хвойную муку для сельскохозяйственных животных. Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона.

3 ученик: Охрана лесов – обязанность государства и каждого человека. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения, так как жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу.

Учитель:Что взрослые могут сделать для охраны природы леса?

Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышат люди.

  1. Теперь бумагу и картон будут складывать отдельно, стеклянную посуду отдельно, пластиковую отдельно.

Это по силам каждой семье, а помощь охране природы может оказать существенную.

Конечно, вернуть мир к первобытности невозможно и не нужно. Но человек обязан учитывать последствия любых своих действий.

  1. Захотели осушить болото — проверьте, не питает ли оно истоки реки.

Хотите выпускать продукцию — посчитайте, сколько будет отходов и как от них избавиться.

  1. Человек не должен жить ценностями одного дня — хищнически вырубить лес, продать его и на эти деньги жить там, где травка еще зеленеет.

Поэтому в большинстве стран мира приняты законы об охране окружающей среды. За их исполнением следят многочисленные служащие, чаще всего экологическая полиция. Если кто-то видит, как вырубают деревья, предприятие выбрасывает сточные воды или грязный воздух, надо сообщить в экологическую полицию.

Практически все бумажные бытовые отходы можно использовать вторично, что значительно сокращает вырубку лесов.

  1. Давайте стараться жить так, чтобы земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели песни птицы.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Учитель: Вы хорошо поработали, а теперь  отдохните.

4.Физминутка для глаз.  (слайд  17 )

5.Объяснение нового материала.

Чтение стихотворения учителем.

Нет ничего милее                                  Душистая малина

Бродить и думать здесь.                       На кустиках густых.

Излечит, обогреет,                                Ищу грибов поляну

Накормит русский лес.                         Я, не жалея ног,

А будет жажда мучить-                       А если и устану-

То мне лесовичок                                 Присяду на пенёк.

Средь зарослей колючих                     Лес очень любит пеших,

Покажет родничок.                              Для них совсем он свой.

Нагнусь к нему напиться-                   Здесь где-то бродит леший

И видно всё до дна.                             С зелёной бородой.

Течёт вода-водица,                              Жизнь кажется иною,

Вкусна и холодна.                               И сердце не болит,        

Нас ждут в лесу рябина,                     Когда над головою

Орехи и цветы,                                    Как вечность, лес шумит.

Постановка проблемного вопроса.

-О каких отношениях говориться в этом стихотворении? ( Об отношениях между человеком и лесом). Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является для человека лес.

Итак, тема нашего урока « Лес и человек – друзья или враги?»

Работать будем таким образом: 2 и 4 группы- ботаники и экологи- попробуют доказать нам, что лес и человек - друзья, тогда как 1 и 3 группы-географыи и зоологи- попытаются уверить нас в обратном. Даю 5 минут на размышления.

(Дети совещаются и поочерёдно высказывают свою точку зрения. По ходу их выступления на магнитной доске появляются краткие изречения).

-Давайте теперь подведём итог нашему спору.

-Какие функции выполняет лес?      

(Защитник.  

  1. Лесные растения вырабатывают кислород и благодаря им вокруг планеты образовалась атмосфера — воздушная оболочка, без которой невозможна жизнь.
  2. Лес очищает воздух от пыли.
  3. От фитонцидов погибают болезнетворные микробы.
  4. Лес защищает водоёмы и почвы: там , где растёт лес, не мелеют реки, лес «питает» их.
  5. Корни растений не дают почве разрушаться, лес защищает почвы от ветра.)

Враги:

Учитель: В полосе лесов живёт много людей в нашей стране. С давних времён наши предки наделяли некоторые деревья магической силой, приписывали им чудотворные действия. Попробуйте узнать, о каком дереве идёт речь.

В старину об этом дереве пели:

Это дерево-О четыре дела.

А первое дело –Мир освещать;

А второе дело – Крик утешать;

А третье дело – Больных исцелять;

Четвертое дело – Чистоту соблюдать.

Ответ:  Это – берёза.(СЛАЙД 18)

Я берёза.(Данила) Полюбилась русскому народу белоствольная берёзка. Я красавица – с этим никто не спорит. Я могу расти на любой почве. Мне везде хорошо. Светел и радостен лес из моего дерева. Берёза удивительное дерево. Можно весь свет обойти, а такого дерева, как я не найдёшь, у меня единственная в мире белая кора. Разве ли не чудо? Если поранить ствол берёзы ранней весной, из меня начинает сочиться сок. Это для меня очень опасно. Я при этом истощаюсь, лишаюсь питательных веществ. Через ранку в живые ткани попадают вредные микробы, отчего я могу заболеть. Поэтому лучше отказаться от удовольствия отведать берёзовый сок. Много песен, стихов сложено про красавицу берёзу. Часто меня упоминают в сказках, загадках, поговорках. Из берёзы делают фанеру, мебель, сувениры, плетут корзинки и лукошки. В давние времена, когда не было электричества, избы освещали берёзовой лучиной. Больных исцеляли отваром из берёзовых почек. Берёзовые веники для бани считаются самыми хорошими. А на моей коре, когда-то даже писали.

        Следующая загадка.

 «Поющее дерево»     Звонкая древесина этого дерева поёт в руках музыкантов. Нет лучших гуслей, свирелей , чем сделанные из этого материала. Сам скрипичный мастер Страдивари брал для своих вечных и непревзойдённых скрипок, наряду с елью и это дерево, но только из Далмации и Закарпатья. Известно оно и как лучшее теневое дерево для парков , посадок на улицах и в скверах. В Канаде оно оберегается особо, так как признан национальным деревом этой страны. Изображение листа этого дерева красуется на государственном флаге Канады. Итак. Назовите это дерево. Почему оно так почитаемо в Канаде?

(Это клён. В Канаде он особенный, и называется сахарный. Канаду часто называют «страной клёнов». Сок канадского клёна содержит до 20% сахара. Оберегая его в лесах и широко культивируя, канадцы  и до нашего  времени считают его лучшим источником получения кленового сахара. Добывают сахар из сока увариванием, а сам сок собирают в специально подвешенные к стволам металлические вёдра и бачки. Ежегодно в Канаде и США  добывают из кленового листа около 4000 тонн превосходного кленового сахара).

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?        

Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел.

 В нем стало неуютно без старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем, пакетов с орехами, запасов различной крупы. Пропал и запах пряностей, которые хранились в нем. Нет больше деревянных шкафов, в которых хранилась одежда из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги, бумага? Их тоже сделали из древесины. Без растений не было бы ни мячей, ни резиновой обуви.

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для  выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничено, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в  Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу  занесены:

(работа с учебником: рассматривание иллюстраций с изображением данных животных и растений).(стр. 109) (слайд19)

-жук-красотел, дровосек реликтовый, жук-олень, филин, утка-мандаринка, зубр, амурский тигр, женьшень, венерин башмачок. 

Амурский тигр - самый крупный представитель семейства кошачьих. Сегодня им грозит полное исчезновение по вине человека.

Жук-олень (показ иллюстрации) Сокращение площадей дубрав привело к уменьшению их численности.

Выхухоль - мелкий зверёк. Когда-то он был распространён по всей Европе. Из-за меха зверёк очень дорого ценился .Сейчас он под угрозой исчезновения.

В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает должно быть хорошо продумано. Иначе природе может быть нанесён большой вред.

Лес- это зелёная кладовая, кладовая чистого воздуха, свежей воды, ягод, грибов, лекарственных растений. Входя в него, подумайте: кем вы туда входите. Лучше всего- войти в лес другом.

Правила поведения в лесу:

  1. не оставлять мусор, он засоряет лес;
  2. разумный сбор даров леса;
  3. нельзя громко кричать и включать музыку;
  4. нельзя ездить на машине или мотоцикле в лесу;
  5. гулять с собакой только на поводке;
  6. нельзя разжигать костёр;
  7. наблюдать за животными - это редкая удача

 Закрепление изученного материала. (СЛАЙД 20, 21)

- Что даёт лес человеку и природе?

- Назовите экологические проблемы леса.

- Что каждый из нас может сделать для охраны леса?

    Итог урока.

- «Лес и человек – друзья или враги?»

  Домашнее задание.

-работа с учебником: с. 106-113, пересказ, ответы на вопросы

В лесной зоне созданы заповедники:

-Беловежская пуща- в Белоруссии.Здесь удивительные по красоте хвойные и смешанные леса с их богатым животным миром В этом заповеднике живут самые крупные дикие животные-зубры( дикие коровы и быки) Зубр вырастает и весит до 1 тонны.

- Печеро-Иличский заповедник на Урале(северном). Здесь в таёжных массивах среди других животных ведётся работа по одомашниванию лосей.

-Ильменьский- на южном Урале. Здесь, кроме леса и зверей под охраной находятся минералы ( а их до 140).

-Окско-Донской. Под охраной находится бобёр.        

-Баргузинский- около озера Байкал .Охраняется горная тайга и звери в ней, среди которых славится баргузинский соболь.

-Кедровая Падь - на Дальнем Востоке. Здесь богатейшие смешанные леса, удивительные животные. Среди которых под охраной находится тигр уссурийский, олень-цветок( пятнистый олень), изюбр( олень крупный), корень Жень - шеня, напоминающий фигурку человека, из которого изготовляют лекарство.

-Приокско - Террасный находится на юге Московской области. На берегу Оки.

Здесь можно увидеть разные типы лесов.  Насчитывается 54 вида млекопитающих, 134 вида птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных и огромное количество насекомых. Самый знаменитый зверь-зубр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа "Почему птиц называют друзьями человека".

Этическая беседа как средство воспитания младших школьников....

Собака - друг человека. а друзей не бросают в беде.

Классный час, посвящённый проблеме бездомных собак в Москве....

Окружающий мир во 2 классе по теме "Животные - друзья человека"

 Предмет: окружающий мир Тема урока: Животные – друзья человека. Класс: 2 Проблема исследования: Когда мы заводим  домашнее животное в своём доме - не наносим ли ему вред? Хотят на день рожденияМне по...

Классный час по теме: «Человек без друзей, что дерево без корней» для обучающихся 3 - го класса и их родителей.

                        Самый прекрасный подарок после мудрости,которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.ЛарошфукоЦел...

Внеклассное мероприятие во 2 классе "Друзья человека"

Внеклассное мероприятие во 2 классе "Друзья человека"...

Классный час "Дерево держится корнями, а человек - друзьями"

Классный час направлен на развитие у учащихся коммуникативных ууд, умения сотрудничать, относиться терпеливее к окружающим....

Конспект урока по АООП обучающихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями по учебному предмету "Человек" - "Друзья Мойдодыра"

Конспект урока по адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, Т...