Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме:
    конспект урока и презентация по теме "Путешествие по старинным городам России"

    Тиунова Елена Анатольевна

    На уроке дети узнают об истории старинных городов России, о достопримечательностях...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по предмету « Окружающий мир» для 3 класса.

    Составила учитель начальных классов МОУ «ООШ № 14» Тиунова Елена Анатольевна.

    Место занятия в структуре образовательного процесса: уроки по учебному плану.

    Номер урока по теме: первый.

    Форма урока: комбинированный.

    Цели: 1. Способствовать расширению и углублению знаний учащихся об истории древних русских городов: Москвы, Великого Новгорода.

    2. Развивать познавательные интересы учащихся.

    3. Воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны.

    Задачи: побуждать детей к самостоятельному поиску информации по истории страны.

    Ожидаемые результаты: вызвать у детей интерес к самостоятельному изучению истории нашей страны.

    Оборудование: ЦОР «Природа, человек и общество»

    Этапы урока (с временной раскладкой):

    1. Организационный момент: 1мин.
    2. Повторение пройденного материала: 10мин.
    3. Изучение нового материала: 20мин.
    4. Закрепление: 10мин.
    5. Итог: 3мин.
    6. Задание на дом: 2мин.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Повторение пройденного материала. Показ слайдов.

    1. Расположите жилища по порядку их появления в жизни людей: каменная постройка, пещера, деревянный дом, шалаш.
    2. Расскажите, как менялись на Руси постройки.
    3. Что означает слово «город»?
    4. Почему в любом старинном городе был Кремль?
    5. Как получали свои  названия старинные города?

    III.Изучение нового материала.

    1. Вступительное слово учителя. Показ слайдов.

    Я приглашаю вас в путешествие по старинным русским городам. Каждая эпоха оставила свои следы и приметы в древних городах, соединили они и древность и современность. Многое видели и пережили эти города. А сколько увлекательных историй могли рассказать улицы и площади этих городов – свидетели увлекательных событий. Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых возникала неповторимая культура. Иностранные путешественники, бывавшие в Древней Руси, восхищались  красотой её городов. Когда они возвращались к себе на Родину, то рассказывали о крепких городских стенах, храмах с золотыми куполами, княжеских теремах, искусных мастерах.

    2. Чтение и анализ текста «Господин Великий Новгород».

    - О первом русском городе Великом Новгороде прочитаем в учебнике (с.143)

    Вопросы для повторения. Показ слайдов.

    1. О каких событиях 859 года гласит летопись?
    2. Почему этот город называли «Господин Великий Новгород»?
    3. Что такое Новгородское вече?
    4. Почему новгородцы говорили: «Где святая София, там и Новгород»?

    Время пролетело, слава отжита;

    Вече онемело – сила отнята.

    Город воли дикой, город буйных сил –

    Новгород Великий тихо опочил…

    - Постепенно этот город потерял свою силу и могущество и в XV веке присоединился к Московскому княжеству.

    3. Вступительное слово учителя о Москве. Показ слайдов.

    - Следующий город, который мы «посетим», - Москва. Как ты думаешь, есть в России человек, который не знает, что такое Москва? Каждый знает, что это – столица России. Москва стоит на семи холмах на берегу Москвы- реки. Её история уходит далеко в глубь веков, прежде чем маленькое поселение превратилось в самый большой и красивый город России , чудесную град – столицу.

    4.Чтение и анализ текста в рубрике «Жил на свете человек…» (с. 144 – 145)

    5. Вопросы для повторения. Показ слайдов.

    1. Кого считают основателем Москвы?
    2. Какого московского князя народ прозвал Калитой? Почему?
    3. Вспомните, при каких князьях Древней Руси строилась и перестраивалась Москва?

    6. Показ слайдов по истории Московского Кремля?

    Рассказывая о Москве нельзя не вспомнить историю Кремля.

    Москва, Москва! Люблю тебя как сын,

    Как русский сильно, пламенно и нежно!

    Люблю священный блеск твоих седин

    И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

    М. Ю. Лермонтов.

    Московский Кремль сооружался на высоком холме. Его мощные стены и высокие башни должны были не только устрашать врага, но и показывать заморским купцам и путешественникам могущество России, которая в то время называлась Московия.

    1. 1156г. На слиянии рек Москвы и Неглинной появляется деревянная крепость.
    2. 1367г. Строительство Кремля из белого Камня при Дмитрии Донском.
    3. 1485г. Строительство Кремля из красного кирпича при Иване III. Эти стены дожили до наших дней.

    7. Рассказы детей о достопримечательностях Московского Кремля. Показ слайдов.

    1. Успенский собор Московского Кремля.
    2. Царь – пушка.

    IV. Закрепление с показом слайдов.

    1. Какое поселение называли «Новым городом»?
    2. Чем был знаменит Новгород?
    3. Каким годом датируется первое упоминание о Москве.
    4. Кто был основателем Москвы?
    5. Просмотр рубрики «Картинная галерея».

    V. Итог. Что интересного узнали на уроке?

    VI. Домашнее задание. Подготовить сообщение об одной из башен Кремля.


    Фамилия Имя

    Отчество

    Должность,

    место

    работы

    Квалификационная

    категория,

    педагогический стаж работы

    Опыт использования ЦОР в учебном процессе

    Контакты (телефон с кодом населённого пункта, мобильный телефон, электронный адрес)

    1.

    Тиунова Елена Анатольевна

    Учитель начальных классов, МОУ «ООШ №14»

    II категория, стаж – 13 лет

    нет

    Рабочий (57-80-90).

    Мобильный (8 – 9090835932)



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МОУ «ООШ №14» Учитель начальных классов Тиунова Е. А. Путешествие по старинным городам России.

    Слайд 2

    Маршрут путешествия : Древние русские города Великий Новгород ( XII-XV вв.) Месторасположение Новгорода Жители Новгорода Новгородское вече Торговая площадь Москва( XII-XV вв.) Основание Москвы История Московского Кремля Достопримечательности Москвы

    Слайд 3

    Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами. Каждая эпоха оставила свои следы и приметы в древних городах, соединили они и древность, и современность.

    Слайд 4

    Ростов Великий.

    Слайд 5

    Владимир. Золотые ворота. Псков. Кремль.

    Слайд 6

    Тула.

    Слайд 7

    Новгородская и Владимиро-Суздальская земли

    Слайд 8

    Великий Новгород. В (XII – XV в.) это был красивый город, который славился своим богатством, искусством и смелостью воинов. Поэтому и величали его «Господин Великий Новгород» и называли вольным городом. Почему?

    Слайд 9

    Все городские дела новгородцы старались решать по справедливости. Ведало всеми городскими делами Новгородское вече – собрание знатных горожан.

    Слайд 10

    Напротив Новгородского кремля находилась главная торговая площадь города. Кругом неё теснились каменные амбары, в которых хранилось зерно и разные товары.

    Слайд 11

    В XV веке Новгород присоединился к Московскому княжеству. «Город воли дикой, город буйных сил – Новгород Великий тихо опочил… Покорение Новгорода Иваном III в 1478 г.

    Слайд 12

    Что такое Новгородское вече? О каких событиях 859 года гласит летопись? Почему этот город называли «Господин Великий Новгород»? Назови самый знаменитый храм Новгорода!

    Слайд 13

    Жил на берегу Москвы-реки богатый, знатный князь Юрий, по прозвищу Долгорукий. Владел землёй (уделом), на котором располагалось несколько деревень. Называлось это поселение Москвой.

    Слайд 14

    Москва стоит на семи холмах на берегу Москвы- реки. Рассказывая о Москве нельзя не вспомнить историю Кремля. 1156г. 1367г . 1485г.

    Слайд 15

    Достопримечательности Москвы и Московского Кремля.

    Слайд 17

    Каким годом датируется первое упоминание о Москве? Кого считают основателем Москвы? Какого московского князя народ прозвал Калитой? Вспомни, при каких князьях строилась и перестраивалась Москва? 1147г.

    Слайд 18

    Третьяковская галерея

    Слайд 19

    А. Рябушкин. Московская улица XVII века.

    Слайд 20

    Б.Кустодиев. На ярмарке

    Слайд 21

    Б. Кустодиев. Балаганы

    Слайд 22

    Б. Кустодиев. Морозный день

    Слайд 23

    В. Маковский. Литературное чтение.

    Слайд 24

    Список использованной литературы : Н. И. Ворожейкина «Беседы по истории России», 3 класс. «Ассоциация XXI век», 2000г. Н. Ф. Виноградова. Учебник «Окружающий мир», 3 класс. Москва, «Вентана-Граф», 2001г. Л. М. Жукова «Рассказы по истории», 2001г . Школьная энциклопедия «Руссика». История России IX-XVII вв. Москва «Олма-Пресс», 2003г. Природа, человек и общество (Мультимедиа)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока и презентация по теме " Живая природа зимой" УМК " Школа России" окружающий мир

    В конспекте максимально выполнены требования к уроку по ФГОС...

    Конспект урока и презентация по истории "Страна городов"

    технологическая карта урока по истории...

    Конспекты уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России.

    Два конспекта уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России....

    Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России.

    Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России....

    Конспект урока и презентация по ИЗО "Выражение намерений человека через форму и украшения. Сказочный флот." во 2 классе по программе Школа России.

    Конспект урока и презентация по ИЗО "Выражение намерений человека через форму и украшения. Сказочный флот." во 2 классе по программе Школа России....

    Конспект урока и презентация по изобразительному искусству "Матрешка" в 3 классе, УМК "Школа России".

    Тема урока – «Матрешка»Предмет – изобразительное искусствоТип урока - комбинированныйЦель: знакомство особенностями формы и росписи Загорской матрешки.Планируемый результат: зн...