Разработка урока "Неживая и живая природа"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Тимофеева Елена Евгеньевна

Пояснительная записка

к уроку окружающего мира во 2 классе

по теме: «Живая и неживая природа»

В свете новых стандартов для решения проблемы воспитания и развития личности недостаточно передать ученику готовые знания. Необходима самостоятельность и в обучении и воспитании. Для самостоятельного овладения знаниями следует сформировать способность к открытиям нового в известном, содействовать превращению этой способности учащихся в норму, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности. Данный урок отвечает требованиям ФГОС второго поколения.

I. Место урока Изучение темы «Живая и неживая природа» входит в раздел «Природа» по программе «Окружающий мир» А.А.Плешаков. На изучение этого раздела отводится 20 уроков. Урок «Живая и неживая природа» проводится первым в разделе.

II. Цель урока. Дать представление о живой и неживой природе.

III. Задачи урока. Планируемые результаты:

личностные результаты

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, учащиеся осознают ценность природы;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

предметные результаты:

1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны;

2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация);

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

IV. Характеристика урока.

Методы обучения: подводящий диалог, проблемный, деятельностный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Этапы урока:

  1. Введение в урок.
  2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
  3. Совместное «открытие» новых знаний.
  4. Физкультминутка.
  5. Продолжение работы по теме урока.
  6. Рефлексия.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание.

V. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, кукла Березовый листочек, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» часть 1, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», фигуры: красные квадраты, желтые треугольники, желтые круги.

VI. Структура урока:

  1. Введениее в урок. В начале урока звучит песня «Листья желтые» в исполнении Анжелики Варум создавая положительный психологический настрой учащихся.
  2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Во время этапа актуализации знаний при постановке проблемы используются музыкальная композиция «Листья желтые над городом кружатся…» и письмо Листочка с заданиями, благодаря которым учащиеся смогут определить, что одни объекты относятся к живой природе, а другие к неживой.
  3. Совместное «открытие» новых знаний. На этапе «открытия» новых знаний ребятам предлагается отгадать несколько загадок и составить из первых букв отгадок слово. Затем из слов отгадок нужно составить 2 группы живая природа и неживая. Во время выполнения данного задания у детей может возникнуть затруднение в какую группу нужно отнести слово АРБУЗ. Поэтому вместе с учащимися называем признаки сначала живой природы, а затем неживой. На основании полученных знаний ребята сначала пытаются сделать вывод самостоятельно, затем читают его в учебнике. Перед учениками возникает новый проблемный вопрос: что связывает объекты живой природы и неживой. Здесь помогают задания из письма героя – листочка. Для первичного закрепления предлагается выполнить упражнение в рабочей тетради (работа парами), проверь своего товарища.
  4. Физкультминутка. Способствует изучению нового материала, потому что ребята вместе с листочком (куклой) шагают, приседают, прыгают, танцуют.
  5. Продолжение работы по теме урока. После небольшого отдыха в виде физминутки, класс делится на 3 группы (1 ряд одна группа и т.д.). Каждой группе предлагается разгадать кроссворд, вписав в клеточки названия объектов живой и неживой природы. После чего учитель задаёт вопрос: По каким признакам мы отличаем живые организмы от неживых предметов? Дети обобщают полученные знания. Учителю необходимо спросить у ребят, возникли ли у них затруднения во время выполнения самостоятельной работы.
  6. Рефлексия. Ребятам предлагается ответить на вопросы учителя, а также в учебнике, нужно объяснить схему (взаимосвязь неживой и живой природы). Цель урока (Дать представление об объектах живой и неживой природы) - успешно решена. Учащиеся самостоятельно делают вывод и проводят рефлексию своей работы.
  7. Домашнее задание. Выполнить задание в рабочей тетради (показать связь живой и неживой природы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

Введение в урок

Звучит музыка «Листья желтые над городом кружатся…» 

Актуализация знаний.

Учитель. Ребята у нас сегодня необычный урок. К нам в гости залетел березовый листочек. СЛАЙД 2.

ПИСЬМО   Листочек

  1. Я сегодня прилетел к вам не спроста,

И прошу вас, помогите мне друзья.

Я поспорил с камнем серым на песке,

Что узнаю все о нем и о себе.

Что относится к живой природе, а что нет.

И сейчас хочу услышать я ответ.

Учитель. Ребята, поможем листочку ответить на все вопросы и узнать правильные ответы?

Учащиеся. Поможем.

Самоопределение к деятельности.

ПИСЬМО   Листочек

  1. Первое задание, друзья, выполнить вам не составит и труда.

Вот загадки камень вам прислал, думает, что я не отгадал.

Помогите мне, пожалуйста друзья и отгадки напишите не тая.

  1. -Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)  СЛАЙД 3.

  1. -У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы. СЛАЙД 4. 
  2. -Распускает хвост павлином. Ходит важным господином. По земле ногами – стук. Как зовут его – (индюк). СЛАЙД 5.

 

  1. -         Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей.) СЛАЙД 6.
  2. -        По синему морю гуси плывут. (Облака) СЛАЙД 7.
  3. -         Он идет, а мы бежим,

 Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук! (Дождь) СЛАЙД 8.

  1. -        . Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (Арбуз) СЛАЙД 9.

ПИСЬМО Листочек

  1. Вот ребятки Вам, спасибо!

Помогли мне отгадать.

И первое заданье камня

Вы сумели разгадать

Но теперь вам нужно слово

Из первых букв собрать. СЛАЙД 10.

Учащиеся. Это слово – ПРИРОДА. СЛАЙД 11.

ПИСЬМО   Листочек:

  1. Вы ребята молодцы, настоящие спецы,

Но слова – отгадки опять играют в прятки.

Из ответов собери ты скорей две группы.

Совместное «открытие» новых знаний.

Что живое назови, а что неживое. СЛАЙД 12.

Учитель. Ребята, как Вы думаете, какие объекты природы называется живыми?

Учащиеся. Живое – паук, рыба, индюк.

Учитель. По каким признакам Вы отнесли эти объекты к живой природе? Учащиеся. Они двигаются, едят, дышат. 

Учитель. Ребята Вы молодцы, назвали два признака живой природы – это дыхание и питание, а вот движение, это не признак живой природы. А какие объекты Вы отнесли к неживой природе?

Учащиеся. Неживое – ручей, облако, дождь, арбуз.

Учитель. Ребята, назовите признаки неживой природы?

Учащиеся. Не двигаются, не едят и не дышат.

Учитель. Скажите, а растения дышат? СЛАЙД 13.

Учащиеся. Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

Учитель. Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения?

Учащиеся. Дышат, питаются, размножаются, умирают, рождаются. СЛАЙД 14.

Учитель. Так к какой группе мы отнесем слово арбуз?

Учащиеся. Арбуз мы отнесем к живой природе, т.к. это растение и оно обладает всеми признаками живой природы.

Учитель. А теперь, давайте назовем признаки неживой природы.

Учащиеся. Уменьшается, разрушается, увеличивается, растворяется, размывается. СЛАЙД 15.

ПИСЬМО Листочек

  1. И с третьим Вы заданием справились – Ура!

А тему этого урока Вы назовете без труда.

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?

Учащиеся. Мы сегодня будем говорить о живой и неживой природе.

Учитель. Какие учебные цели мы поставим перед собой? СЛАЙД 16.

Учебные цели:

  1. научиться различать объекты живой и неживой природы;
  2. рассматривать взаимосвязь между живой и неживой природой;
  3. научиться беречь природу.

Учащиеся. Научиться различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природы, научиться беречь природу.

Учитель. Ребята, какие объекты относятся к живой природе?

Учащиеся. Человек, растения, животные, грибы. СЛАЙД 17.

Учитель. Ребята, какие объекты относятся к неживой природе? СЛАЙД 18.

ПИСЬМО Листочек

  1. Ну, ребята два заданья Вам осталось разгадать.

Что относится к природе Вам скорее отвечать.

Учащиеся. Все то, что не сделано руками человека.

Листочек

  1. Много сделали ребята с Вами мы заданий,

А теперь давайте с Вами немного поиграем.

Физкультминутка. СЛАЙД 19

  1. Я листочек очень мал

Но в разных странах побывал.

Я садился и вставал.

Много нового узнал.

Но еще хочу узнать

Как на вопросы отвечать.

Помощи прошу опять,

И ответ чтоб был на «5».

Учитель. Ребята, задание состоит из нескольких этапов. Вам нужно будет в одних заданиях продолжить предложение, а в других найти лишнее слово.

Например: Вишня- это ягода или овощ?

Лишнее слово: туфли, кроссовки, сапоги, машина. СЛАЙД 20-23.

Продолжение работы по теме урока.

ПИСЬМО Листочек

  1. Поиграем мы в игру очень интересную

Дети – в первый столбик положи все, что есть живое,

А во второй, конечно же, только неживое.

Учитель. Раздает задания в конвертах каждой группе.

Учащиеся. Ребята выполняют задание в группах.

ПИСЬМО Листочек

  1. Вы проверьте друг у друга

Правильно ль вы сделали?

(Учитель открывает доску, на которой заранее записаны верные ответы.)

. СЛАЙД 24

ПИСЬМО Листочек

  1. От меня ребята низкий вам поклон,

И спасибо искреннее в нем.

Все я понял и запомнил тоже все.

Камню спутать меня будет нелегко.

Рефлексия

ПИСЬМО Листочек

  1. Что для жизни нужно нам, чтоб не задохнуться,

Чтоб от жажды не погибнуть и вырасти повыше?

Учащиеся. Воздух, вода, солнце.

Учитель. Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Обоснуйте свой ответ.

Учащиеся. Живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.

Учитель. Давайте рассмотрим схему. Кто желает объяснить ее? СЛАЙД 21.

Учащиеся. Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, и вода. Без этих трех составляющих ничто живое не могло бы существовать.

ПИСЬМО Листочек

  1.          Для того, чтоб жить нам долгие лета

Нужны Солнце, Воздух и Вода!

И природу мы должны с вами беречь.

Хоть живая или неживая – она есть! СЛАЙД 22.

Учитель. Ребята, что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей).

Учитель. Давайте оценим нашу работу сегодня на уроке. На ваших столах лежат красные квадратики – это оценка «5» , желтые треугольники – это отметка «4», ну, а синие кружочки – это знаки, что эта тема вызвала у Вас затруднения.

(Ответы детей).

Учитель. Подведение итогов урока

Учитель. Ребята, какие учебные цели мы перед собой ставили?

Учебные цели:

  1. научиться различать объекты живой и неживой природы;
  2. рассматривать взаимосвязь между живой и неживой природой;
  3. научиться беречь природу.

Учащиеся. Научиться различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природы, научиться беречь природу.

Учитель. Все ли цели были достигнуты?

Учащиеся. Да, мы узнали, что относится к живой природе, а что к неживой.

Домашнее задание СЛАЙД 23.

Нарисовать взаимосвязь живой и неживой природы.

СЛАЙД 24.

-



Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.

УМК «Школа России».

Класс: 2.

Тема урока: Живая и неживая природа.

Цели урока: Дать представление о живой и неживой природе.

Планируемые результат: Знать, на какие две группы делится природа, научить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой природы.

Основные понятия: объекты живой и неживой природы.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы: Учебник «Мир вокруг нас», 1 часть, Рабочая тетрадь1 часть. Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал. Презентация урока.

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в малых группах, в больших группах.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа

I этап.

Введение в урок

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

Заинтересовываются и улыбаются.

Включает музыку «Листья желтые над городом кружатся…»

-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. СЛАЙД .1

В класс вносят конверт с письмом.

Коммуникативные УУД

II этап.

 Актуализация знаний.

Цель: настроить детей на плодотворную работу.

Хотят помочь Листочку.

Вскрывает конверт. Вешает на доску изображение листочка. Читает письмо. Заинтересовывает учащихся.

Создается проблема. И ее нужно решить.

- Ребята, поможем листочку ответить на все вопросы и узнать правильные ответы?

Задается вопрос.

Коммуникативные и личностные УУД

Целеполагание.

Регулятивные УУД

III этап. Самоопределение к деятельности.

Цель: актуализировать знания детей о живой и неживой природе.

Читают стихотворения-загадки и отгадывают их.












Чтение в учебнике название нового раздела и темы для изучения в этом разделе.

Помогает, направляет и контролирует работу учащихся.










Заинтересовывает.

Учащиеся загадывают загадки о пауке СЛАЙД 3,

рыбах СЛАЙД 4, индюке СЛАЙД 5, ручье СЛАЙД 6, облаке СЛАЙД 7, дожде СЛАЙД 8, арбузе СЛАЙД 9,

Из первых букв отгадок СЛАЙД 10.

нужно составить слово СЛАЙД 11.

Получается слово ПРИРОДА

Чтение в учебнике, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

Ставится проблема героем-Листочком.

-Что относится к живой, а что к неживой природе?

Загадываются загадки.

Коммуникативные УУД

Ответы на загадки.

Познавательные и личностные УУД







Познавательные УУД


Задается вопрос.

Коммуникативные

и личностные УУД

IV этап.

Совместное «открытие» новых знаний.

Цель: научить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой природы.

Называют объекты живой и неживой природы и их признаки.




Затруднение вызывает слово АРБУЗ.









Называют тему и цели данного урока. СЛАЙД 15.





Отвечают на вопросы героя-листочка.











Выполняют задание в рабочей тетради с.7 №1.(работа в паре). Ребята меняются тетрадками и проверяют друг друга. Двое учеников комментируют вслух, после проверки.

Предлагает определить признаки объектов живой и неживой природы.


Направляет, корректирует работу, для того чтобы учащиеся правильно сделали вывод.





Предлагает учащимся назвать тему урока и какие цели перед собой поставят учащиеся.


Читает очередное задание Листочка.

Создается проблемная ситуация. Арбуз – дети отнесли к неживой природе.

-Назовите признаки неживой природы.

- Скажите, а растения дышат? СЛАЙД 12.

- Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения? СЛАЙД 13.

- Так к какой группе мы отнесем слово арбуз?

- А теперь, давайте назовем признаки неживой природы. СЛАЙД 14.

- Ребята, какие объекты относятся к живой природе? СЛАЙД 16.

-Ребята, какие объекты относятся к неживой природе? СЛАЙД 17.

- Ну, ребята два заданья Вам осталось разгадать.

Что относится к природе Вам скорее отвечать.

- Что для жизни нужно нам, чтоб не задохнуться,

Чтоб от жажды не погибнуть и вырасти повыше?

- Поиграем мы в игру очень интересную

Вы скорей тетрадь откройте на странице 7.

Дети – первый вариант подчеркнет живое,

А второй, конечно же только неживое.

-Вы проверьте друг у друга

Правильно ль вы сделали?






- Много сделали ребята с Вами мы заданий,

А теперь давайте с Вами немного поиграем.

Происходит исследование поставленной проблемы, построение алгоритма ее решения , выдвижение гипотез и их обоснование.

Познавательные УУД


Планирование и прогнозирование

Регулятивные УУД

Целеполагание.

Регулятивные УУД

Самостоятельное выделение целей урока.

Познавательные УУД


Инициативное сотрудничество в поисках нужной информации.

Коммуникативные УУД.

Логическое решение проблемы.

Познавательные УУД.


Контроль, оценка, коррекция.

Регулятивные УУД.

Умение структурировать знания.

Познавательные УУД.

Опора на личный опыт.

Личностные УУД.

Инициативное сотрудничество.

Коммуникативные УУД.

V этап.

Физкультминутка. СЛАЙД 18

Цель: дать возможность учащимся немного отдохнуть, повысить и удержать умственную работоспособность детей.

Выполняют упражнения.

Показывает движения.

Я листочек очень мал

Но в разных странах побывал.

Я садился и вставал.

Много нового узнал.

Но еще хочу узнать

Как кроссворд мне отгадать.

Помощи прошу опять,

И ответ чтоб был на «5».

Коммуникативные УУД.

VI этап.

Продолжение работы по теме урока.

Цель: выявить, у кого из учащихся есть затруднения в усвоении данной темы.

Контролирующее задание.

Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)

Коммуникативные УУД

Отгадывание кроссворда. (Работа в больших группах)

(у каждой группы на столах кроссворд)








Получилось слово ПРИРОДА. Объекты живой природы – это петух, белка, лиса, зебра. Объекты неживой природы – это мороз, радуга, молния. СЛАЙД 20.

Если у какого либо ряда возникнут трудности учитель подходит и помогает.

- Это задание Вы будете выполнять в группах. 1-й ряд, это первая группа. 2-й ряд, это вторая группа, а 3-й ряд, это третья группа.

Отгадайте слово и разделите слова отгадки на 2 группы 1- живая природа, а 2- неживая природа.

Какое ключевое слово у Вас получилось?

Контроль, оценка, коррекция.

Регулятивные УУД

Выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные УУД.

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Коммуникативные УУД.

VII этап.

Рефлексия

Цель: систематизировать знания учащихся полученные на уроке.

Учащиеся делают вывод.

-Живая природа не может существовать без неживой и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.

И подтверждают его схемой в учебнике на стр. 27. СЛАЙД 21.

Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, и вода. Без этих трех составляющих ничто живое не могло бы существовать.



Оценивают свою работу с помощью квадратиков, треугольников и кружочков.

Предлагает учащихся обратиться к собственному опыту и знаниям полученным на уроке.













Предлагает оценить учащимся их работу.


- Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Обоснуйте свой ответ.






Герой-Листочек

Для того чтоб жить нам долгие лета

Нужно Солнце Воздух и вода!

И природу мы должны с Вами беречь.

Хоть живая или неживая – она есть! СЛАЙД 22.

-Ребята давайте оценим нашу работу сегодня на уроке. На ваших столах лежат красные квадратики – это оценка «5» , желтые треугольники – это оценка «4», ну, а синие кружочки – это знаки, что эта тема вызвала у Вас затруднения.




Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД.

Рефлексия.

Познавательные УУД.

Смыслообразование.

Личностные УУД.

VIII этап.

Подведение итогов урока

Цель: дать оценку успешности достижения целей поставленных учащимися на уроке, учить детей выделять главное, чтобы цель стала осознанной. 

Делают выводы.

- Научиться различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природы, научиться беречь природу.

-Да, мы узнали, что относится к живой природе, а что к неживой.

Корректирует.

- Ребята, какие учебные цели мы перед собой ставили?





- Все ли цели были достигнуты?

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД.

IX этап.

Домашнее задание

Записывают в дневник Рабочая тетрадь, страница 17, задание 6.

СЛАЙД 24.

Выставляет отметки в дневники учащихся.

СЛАЙД 23.

Коммуникативные УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Царства живой природы"

Документ содержит материал для презентации, стихи, загадки, мини-доклады с использованием личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий, игровых приемо...

Разработка урока по окружающему миру "Живая природа. Животные" 1 класс

В матерале урока рассматриваются особенности животного мира, их основные виды. Используя краеведческий материал, учитель знакомит учащихся с видами и представителями животного мира Якутии.Работа детей...

Занятие по экологии в старшей группе: «ЖИВАЯ И НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы, от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрыв...

План-конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему : "Живая и не живая природа"

План-конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему : "Живая и не живая природа"...

Живая природа: растения. Живая природа: животные. Уроки в 1 классе по УМК Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.

Презентация к циклу уроков по окружаещему миру, включающему в себя уроки по темам: Живая и неживая природа, Живая природа - растения, Живая природа - животные, Зависимость растений от природных услови...

Живая и не живая природа

Уровневые задания...