Использование ИКТ технологий в начальной школе на уроках окружающего мира по теме: "Экосистема луга" с презентацией в SMART BOAD и тестом в интерактивной оболочке HOT POTATOES.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок разработан для 3 класса Иваненко Н.А. по окружающему миру по теме: "Экосистема луга" с применением ИКТ технологий. К конспекту  урока прилагается презентация в программе SMART BOAD и тест в интерактивной оболочке HOT POTATOES.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ учителя начальных классов Иваненко Н.А.

Тема: Экосистема луга

Класс: 3 «Е»

Программа: «Школа 2100».

Учебник: А.А.Вахрушев. Окружающий мир «Обитатели  Земли». 3 класс.

Цель урока: знакомство обучающихся с экосистемой луга и ее живыми организмами.

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. выяснить особенности круговорота веществ в экосистеме луга;
  2. сформировать понятие экосистема луга.
  1. Развивающие:
  1. развивать информационную  культуру учащихся посредством совершенствования работы с   разнообразными источниками информации, критические ее оценивать, выбирать нужную, обмениваться информацией;
  2. развивать  познавательную активность и творческие способности учащихся;
  3. развивать психические процессы: памяти, внимания, воображения, внимания.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать бережное отношение учащихся к природным богатствам;
  2. развивать коммуникативные навыки учащихся.
  1. Здоровьесберегающие:
  1. формировать навыки саморегуляции своего поведения;
  2. создание ситуации успеха при освоении нового материала, снятие тревожности.

Основные вопросы урока:

  1. Экосистема луга незамкнута.
  2. Экосистема луга имеет своих производителей, потребителей и разрушителей.

Умения, отрабатываемые на уроке:

  1. Работать с текстом учебника, словарем (над основными понятиями темы).
  2. Уметь определять тему и цели урока.
  3. Развивать информационную культуру обучающихся.
  4. Уметь обосновывать свою точку зрения.
  5. Формировать навыки познавательной деятельности.
  6. Развивать коммуникативные умения и навыки в процессе урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:  ИКТ технологии, проблемно-поисковые методы;  метод создания воспитывающих ситуаций, наблюдение, прогнозирование, эмоциональное воздействие.

Основные понятия урока: экосистема луга, дернина, сенокос.

  1. Оборудование: А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. ("Обитатели Земли"). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система "Школа 2100"); А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 3 класс. (Обитатели Земли). - М.: Баласс, 2008. (Образовательная система "Школа 2100");  таблицы, карточки, карточки слов, иллюстрации, гербарий злаковых, компьютер для учителя, презентация  SMART NOTEBOOK, проектные карты для организации работы в группах, задания в электронном варианте для групп, передвижной компьютерный класс для детей, Интерактивный тест (программа Hot Potatoes)

Программное обеспечение: персональный компьютер, проектор, экран, интерактивная доска; инструментальные среды: программа Hot Potatoes .

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Повторение изученного.

(Заранее учитель делит класс на 4 группы)

-Повторять материал будем в виде викторины. За каждый ответ группа будет получать бонусы, которые в итоге и помогут выиграть.

Вопросы викторины:

  1. Что такое экосистема?
  2. Какие экосистемы знаете и в чем их особенности?
  3. Как экосистема озера связана с экосистемой болота?
  4. Какие “профессии” живых организмов встречаются в каждой экосистеме?
  5. Живым организмам какой профессии приходится туго на болоте? Почему?
  6. Почему разрушителям приходится на болоте туго?
  7. Что может произойти с болотом через много лет, если круговорот веществ полностью незамкнут?

Возможные ответы детей:

  1. Содружество живой и неживой природы.
  2. Озеро и болота, экосистемы незамкнуты.
  3. Круговорот веществ в озере замкнут не полностью. Некоторые вещества не используются живыми организмами. Они накапливаются, и условия в озере меняются. Поэтому бессточное озеро рано или поздно, но неизбежно превращается в другую экосистему – болото
  4. В каждой экосистеме встречаются производители, потребители, разрушители
  5. На болоте трудно приходится организмам профессии – разрушители
  6. Разрушителям трудно жить в болотной почве. Под слоем мха всё время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. К тому же сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф
  7. Со временем толща торфа становится всё выше, а болото суше. Тогда оно начинает зарастать травой. Пройдёт много лет, и здесь могут появиться луговые растения

Вызов. Мотивация.

Разгадайте кроссворд и узнаете тему сегодняшнего урока. СЛАЙД 2

(Ответы: болото, кулик, сфагнум, экосистема)

-Какая тема урока?

-Какие задачи на уроке мы должны решить?

-Что уже знаете об этой экосистеме?

-Что такое луг? Кто бывал на лугу?

СЛАЙД  3-4

-Чем похожи эти картинки?  Где располагаются луга?

-Это разные виды лугов. Луга заливные, сенокосные, альпийские. Сегодня мы познакомимся с экосистемой заливных лугов.

Разгадывают кроссворд и по вертикали определяют тему урока: «Экосистема луга»

Тема: Экосистема луга.

-Узнать особенности экосистемы луга, познакомиться с производителями, потребителями и разрушителями этой экосистемы.

(Дети высказывают свои предположения)

(См. в Толковом словарике в учебнике)

-Луг - это участок покрытый травянистой растительностью.

-Это обширные равнины, луга

- Луга располагаются по берегам рек, озёр, на краю леса и высоко в горах.

Физминутка

Давайте выйдем все на луг.

Как много трав, смотри, вокруг!

Вот бабочка вспорхнула

И крыльями взмахнула.

А вот кузнечик скок-скок.

Давай понюхаем цветок.

Мы наклонимся к нему,

Раздвинем пальцами траву.

А сейчас встаем на ножки,

Пробежимся по дорожке.

Дружно все вздохнули,

Мы немножко отдохнули.

Дети выполняют движения под музыку

Осмысление.

Каждая группа получает задание: СЛАЙД 5  и один  компьютер на группу, на котором, в зависимости от задания, группа и выполняет свою работу.

(Сначала дети читают текст учебника, работают с картинками на компьютере или с гербарием и готовят слайд по своей теме)

Учитель корректирует и помогает, в случае необходимости.

Работа в группах.

Дети читают текст учебника по теме, находят ответы на вопросы учителя  и выполняют совместное задание на компьютере (готовят слайд по теме)

Обмен информацией.

Рассказ 1 группы сопровождается СЛАЙДАМИ 6-11 (слайд детей тоже показывается и комментируется)

Работа 2 группы сопровождается СЛАЙДАМИ 12-13

Работа 3 группы сопровождается СЛАЙДАМИ 14-15

Работа 4 группы сопровождается СЛАЙДАМИ 16-17

Рассказ по своей теме в группах и презентация своего слайда.

Анализ услышанной информации.

Рефлексия

-Что интересного на уроке запомнили и какой информацией урока  готовы поделиться с родными?

-Работу лучшей группы поможет оценить тест. Кто лучше и быстрее в группе ответит на вопросы теста, тот и победил.

-Проверка усвоения темы с помощью теста.

( См. приложение: Интерактивный тест (программа Hot Potatoes)

Дети отвечают на вопросы

-Отвечают на вопросы теста по теме: «Экосистема луга»

(У каждого ребенка компьютер или NETBOOK)

Подведение итогов.

Подсчет бонусов, работы в группе и работы с тестом.

Закончить работу хочу строками стихотворения.

СЛАЙД 18

Выявляется лучшая группа, она получает или презент или отметку «5».