Исследовательская работа "Почему небо голубое?"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Тимонькина Наталья Александровна

 

        Актуальность моей темы заключается в том, что она будет интересна и полезна для слушателей потому, что очень многие люди, смотрят на ясное голубое небо, любуются им, и немногие знают, почему же оно такое голубое, что придает ему такой цвет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_pochemu_nebo_goluboe.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кодинская средняя общеобразовательная школа № 4





Почему небо окрашено в голубой цвет?




                                                                           Выполнил:

                          Шумель Александр

                          ученик 3 «Г» класса

                          Кодинской СОШ №4

                          Руководитель:

                          Тимонькина Н.А.

                                                           




г.  Кодинск  2012

Содержание.

  1. Введение.                                                                                             с. 3
  2. Основная часть.                                                                                   с. 4 -6
  1. Предположения моих одноклассников                                                        
  1. Догадки древних ученых                                                  
  2. Современная точка зрения
  3. Разные цвета неба                                                              
  4. Вывод.
  1. Заключение.                                                                                         с. 7
  2. Литература.                                                                                          с. 8

1. Введение.

Мне нравится, когда на улице ясная солнечная погода, небо без единого облака, и цвет неба – голубой. «Интересно, - подумал я, - почему небо голубое?»

Тема исследования: Почему небо голубое?

Цель исследования: выяснить, почему небо окрашено в голубой цвет?

Задачи исследования:

- узнать предположения древних ученых.

- выяснить современную научную точку зрения.

- понаблюдать за цветом неба.

Объект исследования – научно-популярная литература.

Предмет изучения – голубой цвет неба.

Гипотезы исследования:

- допустим, облака состоят из водяного пара, а вода голубого цвета;

- или у солнца есть лучи, которые окрашивают небо в такой цвет.

План исследования:

  1. Посмотреть энциклопедии;
  2. Найти информацию в интернете;
  3. Вспомнить изученные темы по окружающему миру;
  4. Спросить маму;
  5. Узнать мнение одноклассников.

        Актуальность моей темы заключается в том, что она будет интересна и полезна для слушателей потому, что очень многие люди, смотрят на ясное голубое небо, любуются им, и немногие знают, почему же оно такое голубое, что придает ему такой цвет.

2. Основная часть.

   Предположения  моих одноклассников.

Мне стало интересно, что бы ответили мои одноклассники на вопрос: почему небо голубое? Может чье-то мнение совпадет с моим, а может будет совсем другим.

Было опрошено 24 ученика 3 Г класса нашей школы. Анализ ответов показал:

- 8 учеников предположили, что небо голубое из-за воды, которая испаряется с Земли;

- 4 ученика ответили, что голубой цвет успокаивает;

- 4 ученика думают, на цвет неба влияет атмосфера и солнце;

- 3 ученика считают, что космос темный, а атмосфера белая, в результате образуется голубой цвет.

- 2 ученика считают, что луч солнца преломляется в атмосфере и образуется голубой цвет.

- 2 ученика предложили такой вариант - голубой цвет неба – потому что оно холодное.

- 1 ученик – так устроено в природе.

Любопытно, что одна из моих гипотез, совпадает с самым распространенным мнением ребят - облака состоят из водяного пара, а вода голубого цвета.

    Догадки древних ученых.

Когда я начал искать ответ на свой вопрос в литературе, узнал, что многие ученые ломали себе голову в поисках ответа. Придумывалось очень много гипотез и предположений.

Например, древний грек, на вопрос – почему небо голубое? – ответил бы сразу без запинки: «Небо голубое потому, что сделано из чистейшего горного хрусталя!» Небо — это несколько хрустальных сфер, с изумительной аккуратностью вставленных одна в другую. А в середине — Земля, с морями, городами, храмами, горными вершинами, лесными дорогами, харчевнями и крепостями.

Такова была теория древних греков, но почему же они так считали? Небо нельзя было потрогать, на него можно было только смотреть. Смотреть и размышлять. И строить различные догадки. В наше время такие догадки назывались бы «научной теорией», но в эпоху древних греков они так и назывались — догадками. И вот после долгих наблюдений и еще более долгих размышлений древние греки решили, что это простое и красивое объяснение такому странному явлению, как голубой цвет неба.

Я решил проверить, почему они так думали. Если положить кусок обычного стекла, мы увидим – он прозрачный. Но если сложить целую стопку таких стекол и попробовать посмотреть сквозь них, увидим голубоватый оттенок.

Такое простое объяснение цвета неба просуществовало полторы тысячи лет.

Леонардо да Винчи, предполагал, что небо окрашено в такой цвет, потому что «…светлота поверх темноты становится синей…».

Такого  же мнения были и некоторые другие ученые, но всё-таки, позже стало ясно, что эта гипотеза в корне не верна, ведь если смешать черный цвет  с белым цветом, то вряд ли получится голубой, ведь сочетание этих цветов дает только серый и его оттенки.

Немного позже в XVIII в., считалось, что цвет небу придают составные части воздуха. По этой теории считалось, что воздух содержит много примесей, так как чистый воздух был бы черным. После этой теории  было ещё очень много предположений и догадок, но не одна так и не смогла оправдать себя.

Современная точка зрения.

Я обратился к мнению современных ученых. Современные ученые нашли ответ и доказали почему небо голубого цвета.

Небо это всего лишь воздух, тот обычный воздух, которым мы ежесекундно дышим, тот которые нельзя увидеть и потрогать, потому что он прозрачный и невесомый. Но дышим-то мы прозрачным воздухом, почему же он над головой приобретает такой голубой цвет?

Весь секрет оказался в нашей атмосфере.

Солнечные лучи должны пройти через огромный слой воздуха, прежде чем попасть на землю.

Луч солнца – белого цвета. А белый цвет – это смесь цветных лучей. Как в считалочке, по которой можно легко запомнить цвета радуги:

  1. каждый (красный)
  2. охотник (оранжевый)
  3. желает (желтый)
  4. знать (зеленый)
  5. где (голубой)
  6. сидит (синий)
  7. фазан (фиолетовый)

Луч солнца, сталкиваясь с частицами воздуха, распадается на лучи семи цветов.

Красные и оранжевые лучи – самые длинные и проходят от солнца прямо к нам в глаза. А лучи голубого цвета – самые короткие, отскакивают от частиц воздуха по всем направлениям и меньше всех других достигают земли. Таким образом, небо оказывается пронизано голубыми лучами.

Разные цвета неба.

Небо не всегда бывает голубого цвета. Например, ночью, когда солнце не посылает лучи, мы видим небо не голубым, атмосфера кажется прозрачной. И сквозь прозрачный воздух, человек может видеть планеты, звезды. А днем голубой цвет снова прячет от наших глаз космические тела.

Цвет неба бывает красным – на закате, в пасмурную погоду белым или серым.

Выводы.

Итак, проведя своё исследование, я могу сделать следующие выводы:

  1.  весь секрет в цвете неба в нашей атмосфере – в воздушной оболочке планеты Земля.
  2. Луч солнца, проходя через атмосферу, распадается на лучи семи цветов.
  3. Красные и оранжевые лучи – самые длинные, а голубые – самые короткие.
  4.  Голубые лучи меньше других достигают Земли и небо оказывается благодаря этим лучам пронизано голубым цветом.
  5. Небо не всегда окрашено в голубой цвет.

Главное, что теперь я знаю, почему небо окрашено в голубой цвет. Частично подтвердилась моя вторая гипотеза, у солнца есть лучи, которые окрашивают небо в такой цвет. Предположения двух моих одноклассников оказались наиболее близкими к правильному ответу.

3. Заключение.

В своей исследовательской работе я узнал о многовековых размышлениях ученых, которые задавали себе вопрос: Почему небо голубое?

На первый взгляд мой вопрос казался простым. Но уже в начале исследования я понял, что это не так. Для меня стал любопытным и тот факт, что вопрос: почему небо голубое,  является одним из часто задаваемых родителям детских вопросов и одним из самых трудных детских вопросов для родителей.

Изучая выбранную мной тему, я научился работать с литературными источниками, собирать информацию, анализировать полученные данные.

 Думаю, что на этом моё исследование не закончится. У меня ещё есть много вопросов.  Я  стал задумываться о том, почему небо на закате красное, а в пасмурную погоду серое, почему не всё небо имеет одинаковый оттенок. Интересно…

4. Литература.

  1. http://potomy.ru/ Почему цвет у неба голубой?
  2. http://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru Почему небо голубое?
  3. http://expirience.ru/category/obrazovanie/
  4. http://megatexts.ru/jivotnie/
  5. http://best-mama.info/publ/pochemuchka/biolog/34
  6. http://shkolazhizni.ru/blog/ Почему небо голубое, а закат красный?
  7. Большая книга вопросов и ответов о природе вещей и явлений. А что было бы, если бы днем небо почернело?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объединение дополнительного образования "Земля и небо"

Календарно-тематическое планирование. 1-й год обучения....

Материал по курсу дополнительного образования "Земля и небо"

Разработки занятий объединения дополнительного образования "Земля и небо"....

Урок по окружающему миру во 2 классе "Звёздное небо"

Урок по предмету "Окружающий мир" во 2 классе "Звёздное небо" по программе "Школа России". Цель: дать детям представление о звездах, созвездиях; воспитывать наблюдательность, развивать мышление....

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "Звёздное небо"

В презентации размещены тесты по теме  «Неживая и живая природа», «Явления природы», «Как измеряют температуру?»,«В гости к осени»  для проверки домашнего задания ....

Игра "Пальцем в небо".

Предлагается вопрос и три варианта ответа к нему....

Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"

Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....

обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"

Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...