Материал по курсу дополнительного образования "Земля и небо"
план-конспект урока (2 класс) по теме

Разработки занятий объединения дополнительного образования "Земля и небо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Zhili-byli_dinozavry.doc305.5 КБ
Microsoft Office document icon Planety_Solnechnoy_sistemy..doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon Raznoobrazie_prirody..doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Планета загадок. Жили-были динозавры"

Цели:

  • Образовательные:   формировать представление у учащихся о жизни динозавров на Земле в мезозойскую эру, умение устанавливать взаимосвязи в природе.
  • Развивающие: развивать воображение учащихся и наблюдательность, мышление и познавательную активность.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к изучению истории планеты Земля, её природы.

Оборудование: иллюстрации с изображением динозавров, мультимедийный проектор.

Ход урока:

1. Организация класса. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Планета загадок. Жили-были динозавры»

Сегодня у нас необычное занятие. Оно основано на материале экскурсии в Палеонтологический музей, на основе докладов учащихся нашего класса. Это должно помочь вам лучше понять эту тему.

2. Повторение пройденного.

Повторим тему «Материки-путешественники».

Учитель: - Назовите и покажите на карте известные вам материки нашей планеты. Сколько их?

Дети: - Их шесть. Это Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка и Южная Америка.

        

Триасский период Пангея  (225 – 190 миллионов лет назад)

 

 

Юрский период (190 – 135 миллионов лет назад)

 

Меловый период (135 – 65 миллионов лет назад)

Учитель: Какой, по мнению учёных, была наша планета в прошлом, 200 миллионов лет назад?

Дети: Вся суша представляла собой один гигантский суперконтинент. Учёные называют его Пангея.

Учитель: Что произошло потом?

Дети: Он раскололся на несколько частей, которые стали постепенно отплывать дальше друг от друга.

Учитель: Приблизительно, с какой скоростью они двигались?

Дети: 1,5 – 2 см в год.

Практическая работа. На столах у детей контуры материков, которые они в ходе работы соединяют в один материк.

Учитель: Что будет с Землёй в далёком будущем?

Дети: По мнению учёных, материки опять объединятся в один, а Южная Америка превратится в громадный остров.

3. Объяснение нового материала.

По мнению учёных, Вселенная возникла 14 миллиардов лет назад, а Земля и планеты Солнечной системы – чуть более 4 миллиардов лет назад. Историю Земли и жизни на ней учёные разделили на определённые промежутки – эры, которые подразделяют на периоды.

На доске на карточках:

Архейская эра (3500 млн. лет назад) – это эпоха скрытой жизни, она указывает на существование бактерий и сине-зелёных водорослей, которые появились не сразу.

Палеозойская эра (350 млн. лет) – эпоха морских беспозвоночных и рыб.

Мезозойская эра (150 млн. лет) – эра динозавров.

Кайнозойская эра (65 млн. лет) – время зверей, (2 млн. лет) – время человека.

Динозавры жили только в мезозойскую эру (225–65 млн. лет назад). Они достигли поразительного расцвета и быстро вымерли.

Кто первым назвал динозавров динозаврами?

Это лондонский профессор сэр Ричард Оуэн – зоолог и палеонтолог. Он жил в 19 веке (1804 – 1892 г.).

Учитель:  Почему ни один человек на свете не видел настоящих динозавров?

Дети:  Прошло 65 млн. лет после исчезновения динозавров.

Некоторые люди говорят, что динозавры населяли Землю, когда она была «молодой». Это не совсем так. Если представить себе всю многомиллионную историю Земли как один день, то динозавры жили на ней меньше часа. А история человеческой цивилизации уместилась бы в полсекунды. Динозавры принадлежали к классу рептилий, или пресмыкающихся.

Учитель:  Каких вы знаете современных пресмыкающихся?

Дети: Ящерицы, змеи, черепахи и крокодилы. Пресмыкающиеся – это класс позвоночных животных, передвигающихся преимущественно ползком, или волоча брюхо по земле.

Учитель:  Чем отличались динозавры от прочих рептилий?

Дети: Они были наземными животными и передвигались на прямых ногах.

Учитель:  Как люди узнали о существовании динозавров?

Дети: Производили раскопки.

Учитель: Как называется наука, которая изучает вымерших животных?

Дети: Палеонтология.

В 1822 году впервые были найдены окаменевшие кости крупного ящера. Его зубы напоминали по форме зубы игуан – ящериц, которые встречаются в Центральной и Южной Америке. Поэтому открытое животное назвали игуанодоном (зуб игуаны). Лондонский профессор Ричард Оуэн впервые пришёл к выводу, что эти животные относятся к самостоятельному виду пресмыкающихся, и он предложил назвать их динозаврами – ужасными или ужасно большими ящерами.

А в 1854 году крупнейшие учёные Англии получили приглашение на обед, который должен был состояться в брюхе динозавра. В самом деле, банкетный стол был накрыт внутри макета только что открытого в те времена гигантского чудовища. Макет был изготовлен в натуральную величину. Игуанодон – так был назван этот ящер. Он стоял на четырёх ногах, а брюхо почти касалось земли. Прошло 155 лет. Учёные нашли тысячи скелетов динозавров, и уже сегодня никто не поставит игуанодона на четыре ноги,  потому что животное передвигалось на двух ногах. И вообще динозавров от других ящеров отличала ходьба на двух ногах, со временем некоторые из них встали на 4 ноги.

Учитель: Останки динозавров находят на всех материках. Почему? Неужели они переплывали океан?

Дети: В этом не было необходимости. В то время материки были сдвинуты и образовывали единое целое.

Почему у динозавров такие странные названия?

От двух древних языков – латинского и греческого. Обычно названия обозначали какой-то признак данного животного: мегалозавр – большая ящерица, дейнонихус – страшный коготь, трицератопс – трёхрогая морда, стегозавр – ящерица под крышей. Известно свыше 500 различных видов динозавров.

Учёные подразделяют динозавров на следующие группы:        

Тероподы – хищные двуногие динозавры вроде тираннозавра.

        

Зауроподы – гигантские травоядные динозавры вроде диплодока и брахиозавра.  

Орнитоподы – травоядные динозавры меньших размеров передвигавшиеся на двух ногах вроде игуанодона и утконосых динозавров.

Цератопсы – рогатые динозавры, вроде трицератопса, травоядные.

        

Стегозавры – травоядные динозавры с огромными костными пластинами и шипами на спине и хвосте вроде стегозавра.

        

Анкилозавры – панцирные динозавры вроде нодозавра, травоядные четвероногие животные.

        

Пахицефалозавры – группа динозавров с  очень массивным черепом вроде пахицефалозавра.

4. Сообщения учащихся.

Тираннозавр

Тираннозавр – самый крупный хищник из всех, когда-либо населявших нашу планету. Впервые его останки были найдены в 1902 году в Азии и на западе Северной Америки. Тираннозавр означает «ящер-тиран». Он обитал в конце мелового периода, около 80 млн. лет назад. Этот огромный 15-ти метровый гигант весил более 8 тонн. Один его череп был длиной полтора метра. Из широко разинутой пасти торчали острые зубы, похожие на акульи. Тираннозавр передвигался на мощных задних лапах. Передние же лапы у него были короткими, слабыми и имели всего по два пальца. Огромная голова и короткое тело уравновешивались длинным и толстым хвостом. Существует мнение, что свирепые тираннозавры питались в основном падалью, т.к. они не очень быстро бегали, и не могли преследовать жертву. Своим ужасным видом они, вероятно, отпугивали других хищников от их добычи. Но в последнее время многие учёные считают, что тираннозавр был грозным охотником-убийцей. Он бегал достаточно быстро (40 км/ч), настигал свою жертву и убивал её. Но это опять же – гипотеза!

Диплодок

 Диплодок – один из настоящих гигантов позднеюрского периода. Первый окаменелый скелет был найден в 1877 году в Скалистых горах (Колорадо). Диплодок достигал в длину 30 метров. Из них большая часть приходилась на шею и хвост. Кости его были полыми, поэтому весил  он мало - около 10 тонн. Палеонтологи назвали этого динозавра диплодок, потому что в конце спины, в крестцовом отделе у него был второй мозг. Кстати, головной мозг диплодока весил меньше мозга котёнка. Вероятно, диплодоки вели стадный образ жизни, питаясь листьями невысоких деревьев. Не умея жевать, они заглатывали камни, которые помогали им перетирать пищу. Целыми днями бродил диплодок по болотам, нежился в тёплой воде и ел, ел без конца. Длинный хвост диплодока, заканчивавшийся тонким «хлыстом», служил прекрасным орудием защиты.

Трицератопс

Трицератопс – появились в конце эры динозавров, примерно 70 млн. лет назад. Обитал в Северной Америке. Трицератопс был настоящим гигантом: около 10 м длиной, 3 м высотой, а весил 11 тонн. Он передвигался на четырёх могучих, похожих на колонны ногах. Трицератопс означает «трёхрогая морда». Должно быть, животное пользовалось этими длинными рогами как оружием. Шею трицератопса защищала огромная костяная оборка. Несмотря на грозную внешность, трицератопс был мирным животным. Он питался растениями. Трицератопсы вели стадный образ жизни. Даже огромные, голодные тираннозавры остерегались нападать на взрослого самца-трицератопса, а тем более на целое стадо.

Стегозавр

Стегозавр – покрытый пластинами чешуйчатый ящер. Это «самое странное животное», по мнению британского зоолога Ричарда Оуэна. Впервые его останки были найдены в США в 1877 году. Стегозавр был четвероногим и растительноядным. Около 10 метров длиной и весил не более 2 тонн. У него была крошечная голова и мозг размером с грецкий орех. В конце хвоста имелись две пары шипов, напоминающих рога. Они помогали стегозавру защищаться от хищников. Самым удивительным в этом существе был ряд больших костных пластинок, спускавшихся вдоль спины. Возможно, они служили стегозавру для защиты от хищников. А, может быть, помогали контролировать температуру тела динозавра. Они помогали охлаждению тела, что было важно в условиях необычайно жаркого климата Земли.

5. Причины вымирания динозавров.

Каковы причины вымирания динозавров? Их около ста.

Самые  распространённые версии:

а) Большой объект из открытого космоса, возможно комета или метеорит, врезался в Землю. Атмосфера наполнилась таким количеством пыли, газа и земных пород, что солнечные лучи не могли достигнуть поверхности  Земли. Погибли растения. Вслед за ними растительноядные животные, а затем и хищники.

б) Другая теория также полагала, что солнечные лучи не достигали нашей планеты вследствие серии гигантских вулканических извержений. Вулканы выбрасывали в атмосферу тонны пыли и газа. И вновь ни травоядным, ни плотоядным не удалось спастись.

6. Были ли у динозавров потомки?

Птицы – единственные подлинные потомки динозавров. Многие элементы строения их тела и яйцо убедительно говорят о том, их предками были мелкие хищные динозавры. Причина выживания птиц заключается в том, что они могли регулировать температуру тела даже в тяжёлых климатических условиях – прежде всего благодаря своему оперению. Страус поразительно похож на страусового динозавра, калифорнийская бегающая кукушка – на мелкого хищного динозавра – компсогнатуса.

7. Возможно ли, что динозавры всё же дожили до наших дней в каком-нибудь укромном уголке Земли?

Хотя время от времени и появляются подобные слухи и легенды, ни один серьёзный учёный не допускает мысли о том, что даже самый маленький динозавр мог бы по сей день оставаться необнаруженным, где бы то ни было. Однако прямые потомки динозавров, птицы, в самом деле, по-прежнему живут среди нас.

8. Итог.



Предварительный просмотр:

11.09.2010

Тема: Планеты Солнечной системы.

Цель: 

  • познакомить учащихся с планетами Солнечной системы;
  • сформировать представление о них;
  • дать представление о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды;
  • развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать любовь к окружающему нас миру.

Оборудование:

  • карточки с рисунками планет;
  • конверты с заданиями;
  • дополнительная литература для самостоятельной работы (бортовые журналы);

Ход занятия:

1.Орг. момент.

2.Объявление темы и целей занятия.

-Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями. Вы никогда не задумывались: “А что я знаю о Солнце?” И вот сегодня я приглашаю вас в космическое путешествие, в котором вы узнаете, как мне кажется, много интересного о солнце и планетах, которые путешествуют в космосе вместе с ним. Сегодня мы узнаем, как называются эти планеты, и проверим “может на них есть жизнь”?

Но в космосе мы будем, конечно, не первыми. Вы знаете, кто совершил первый космический полет? (Ю.А.Гагарин) Когда он совершил полет?

Ю.А.Гагарин был первым человеком, который 12 апреля 1961 года на своем корабле “Восток” совершил полёт, он был в космосе 108 минут. А у нас с вами времени ещё меньше. Примерно 45 минут.

-А полетим мы на межпланетном корабле, в нем несколько отсеков (частей), в каждом из которых работает своя команда. В каждой команде есть штурман. Определите, кто будет штурманом. Штурманы подойдите ко мне (даю кепки). Поздравляю вас. У штурмана есть бортовой журнал (показываю), которой будет помогать вам в полете. Командование кораблём я беру на себя, так как я составляла план полёта. Но мы летим вместе и вы, как равноправные члены экипажа, тоже должны знать этот план. Поэтому слушайте и запоминайте. Наша задача: исследовать наше Солнце и планеты. Вместе они составляют Солнечную систему. Может нам повезёт, и мы найдем где-то ещё жизнь.

-В центре Солнечной системы находится Солнце, а вокруг него по своим орбитам (путь, по которому движется планета вокруг Солнца) движутся 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Схема на доске

Нам нужно собрать информацию о Солнце и о планетах.

Пристегнули ремни.

Итак, полетели.

 -Почему система называется Солнечной? (Солнце) Но прежде, чем к нему подлетать, нам нужно проверить, не опасно ли это? Вы знаете, кто такой Икар? (Икар — сын Дедала, поднявшийся в небо вместе с отцом. Поднялся слишком близко к солнцу и погиб.) Нужно найти информацию.

Конверт №1 (Штурманы достают из бортовых журналов)

  • У вас листы, на которых есть информация о Солнце, но видно бортовой компьютер не

исправен, и туда закралась лишняя информация, возьмите листочки, прочитайте, найдите её и удалите с помощью ножниц. Будьте аккуратны, помните правила работы с ножницами.

1 команда

Наше Солнце родилось примерно 5 миллиардов лет назад. Это огромный шар из раскаленного газа, который светится сам по себе. Все остальные тела – планеты, спутники и кометы – только отражают солнечный свет. Солнце - такая же звезда, как и другие, видимые на небе. Больше и ярче их оно кажется потому, что значительно ближе к нам. Если бы мы могли оседлать световой луч, он домчал бы нас до Солнца всего за 8 минут. А чтобы добраться до ближайшей звезды, нам понадобилось бы 4 года и 3 месяца. Поверхность Солнца пузырится и вспучивается, как кипящая вода.

21 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: половина суток на небе солнышко, а половина суток – ночь. Солнце начинает одолевать зиму. Весна прилетает к нам на солнечных крыльях.

2 команда

Никогда не смотрите прямо на Солнце. Его свет такой яркий, что можно испортить себе зрение и даже ослепнуть. Особо избегайте хотя бы и мимолетного взгляда на Солнце через бинокль или телескоп. Эти приборы усиливают солнечный свет. Это очень вредно и опасно.

То холод, ветер ледяной, то вдруг солнышко выглянет, и станут дни тёплые, тихие. И тогда, кажется – неожиданно лето вернулось. Из-под травы цветы выглянули, жёлтые одуванчики, первоцветы.

Мусор и ножницы кладем в коробки, чтобы не разлетелся по кораблю!!!

 3 команда

А вы знаете, какая температура на поверхности Солнца? Если у нас летом 30 градусов. А на Солнце в 180 раз больше. Вычислите температуру Солнца.

(даны листочки в клеточку с выражение 180 умножить на 30, ответ 5400 градусов С)

Проверяем, что получилось. Штурманы нужную информацию убирают в бортовые журналы. В нашем пути она очень важна.

Близко к Солнцу подлетать нельзя. Нужно разворачиваться.

Физминутка.

Астрономы установили, что среди звезд встречаются гиганты и карлики. Гиганты светят в 50000 раз мощнее Солнца. А карлики в половину меньше Солнца. Солнце является средней звездой.

- Как светит солнышко летом? (Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони)

- Как светит солнышко осенью? (Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты)

- Как светит солнышко зимой? (Пальцы собираются в щепотку)

Садитесь.

Впереди планета, посмотрите внимательно вдаль; не поднимая головы, посмотрите на верх, она над нами, но не пойму, какая это планета, что - то случилось с приборами или устали глаза? Зажмурьте глаза на несколько секунд, а затем откройте. Нет, не понятно. 

Нужно отгадать кроссворд и тогда мы поймем, какая эта планета.

Конверт №2(Штурманы достают и бортовых журналов)

Кроссворд

http://festival.1september.ru/articles/518263/img1.gif

1.

- Ночка, ночка, расскажи,
Что ты делала в тиши?
- Я в своей чудо-печи
Выпекала куличи,
Разложила их по небу,
Чтоб сияли с высоты.
Что, скажи, за куличи
Выпекала ночь в печи? (звёзды)

2.

Колокольчик синенький прозвенел букашке:
- Ты скажи мне, милая, что там за ромашка
Выросла над облаком жёлтая такая,
Яркая, лучистая, очень уж большая?
- Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеется,
- Это крупное светило под названьем... (солнце)

3.

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект... (комета)

4.

Когда все дети вечером ложатся спать,
На небе звёзды начинают в мяч играть.
Тот жёлтый мяч там скачет до утра.
Ну, отгадали? Этот мяч - ... (луна)

5.

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут.
(Месяц)

Проверяем. Каждая команда читает по загадке и говорим отгадку. Ответ: Земля. И так мы возле Земли.

Земля – третья по счету от Солнца. Это наш дом. Во многом она похожа на другие планеты: вращается словно волчок, вокруг своей оси и оборачивается за год вокруг Солнца. Состоит из твердых пород и, как большинство планет, окружена слоем газа – атмосферой.

Однако, в остальном Земля разительно отличается от них: на ней обитают миллионы растений и животных. От мельчайших микробов, которые видны только под микроскопом, до таких великанов как голубые киты, достигающие 27 метров в длину. Земля мчится в Космосе вместе со своей соседкой - Луной. Луна – наш единственный естественный спутник. Картинка.

Мы на планете Земля. Остаётся мало времени. Хорошо, что наш корабль волшебный. Каждая его часть (отсек) может стать отдельным кораблём.

Поэтому 1-я команда полетит в сторону Солнца к планетам Меркурию и Венере. 2-я команда в противоположную сторону от Солнца: к Марсу, Юпитеру и Сатурну. 3-я команда: к Урану, Нептуну, Плутону. Полетели.

Конверт №3(Штурманы достают и бортовых журналов)

Даны конверты, в которых пазлы-планеты. Нужно их сложить, чтобы получилась планета и на ней будет информация о планете.

Работа выполнена.

Внимание, начинается передача информации, настраиваемся свои приборы на частоту 1 корабля. (Дети докладывают о результатах полёта. Сначала называют планету, а потом зачитывают о ней)

1 команда

Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий. Планета носит имя древнего бога торговли Меркурия. Планета Меркурий чуть больше Луны. Ночью температура минус 170 градусов. После восхода небесного светила небо остаётся чёрным. (На Меркурии атмосферы нет). А днём температура плюс 425 градусов.

Венера – вторая планета от Солнца. За свой блеск она и получила имя римской богини любви. Она чуть меньше Земли. Мир Венеры ужасен. На поверхности планеты вдвое жарче, чем в раскаленной духовке.

Внимание, начинается передача информации, настраиваемся на частоту 2 корабля.

 2 команда

Марс – четвёртая планета от Солнца. Поверхность имеет красно-ржавый цвет. Отсюда и название планеты: за свой “кровавый” оттенок она и получила имя древнеримского бога войны. Температура на Марсе летом + 20 градусов. А зимой столбик термометра опускается до -140 градусов. (Атмосфера очень тонкая и сухая и не способна удерживать много тепла.)

Юпитер – 5 планета от Солнца. Планета – гигант. Этот огромный газовый шар далеко от Солнца и поэтому температура – 130 градусов.

Сатурн – шестая планета. Если посмотреть в телескоп, Сатурн – самая прекрасная из планет, ведь его окружают плоские сверкающие кольца (состоят из твёрдых частичек). Сатурн – огромный шар из газа. На планете дуют сильные ветры, достигающие скорости 1800 км/ч.

Внимание, начинается передача информации, настраиваемся на частоту 3 корабля.

 3 команда

Уран – Открыли только в 18 веке, название дано по имени греческого божества неба. Состоит из газа.

Нептун - Открыли только в 19 веке. Представляет собой газовый шар. 

Плутон (информации о нём нет) Почему?

(Открыт в 1930 году американским астрономом. Плутон меньше луны. И не так давно Ассамблея Международного астрономического союза (собрание великих ученых), решила исключить Плутон из списка планет! Он будет теперь считаться карликовой планетой). 

Может быть жизнь на этих планетах?

Нам пора возвращаться обратно.

Физминутка.

Но нам нужно заправить наш корабль топливом и подкрепиться самим. Но я хочу вам напомнить, что мы, как и все космонавты находимся в состоянии невесомости. А это значит, что нагрузки на мышцы как на Земле нет, следовательно, нужно выполнять в космосе физические упражнения. Космонавты всегда делают зарядку.

Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре -
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.

А топливо нашего корабля – это наши знания. Давайте их проверим.

По тексту узнайте, о какой планете идет речь. Дополните свой ответ дополнительными знаниями о планете. В этом вам помогут бортовые журналы.

Конверт №4 (Штурманы достают и бортовых журналов)

Индивидуально-дифференцированная работа:

1) Карточка “штурманам”

Это ближайшая к Солнцу планета. Она получила свое название в честь римского бога торговли. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. ___________________

Эта планета, названа в честь римского бога войны. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Она меньше Земли, но у нее есть два спутника - Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас - так звали сыновей бога войны).___________________

Эта планета носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, ее еще называют “утренней звездой”.Она окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты.___________________

2) Карточка “остальным”

Дана схема Солнечной системы. Подпишите планеты в порядке удаления от Солнца.

Зачитываем вопрос и ответ. Начинаем проверку.

3.Итог урока.

Есть жизнь на других планетах? Значит, жизнь только на Земле и нам пора возвращаться домой.

Мы возвратились на Землю. Температура за бортом +14 градусов. Стоит ранняя осень. Ветер ю-з. Мы дома. Какой можем сделать вывод о результатах пути?

Мы сегодня увидели, какой большой наш космический дом, но только на нашей Земле есть жизнь, а мы лишь маленькие звездочки в этом огромном мире. Но от нас многое зависит. От того, как мы будем учиться, работать, жить, и будет зависеть благополучие нашей Земли. Мне хочется узнать, какое настроение у вас после полёта.

Конверт №5 (Штурманы достают и бортовых журналов)

Нарисуйте внутри звёздочки то выражение лица, которое соответствует вашему настроению, а затем подойдите к доске, прикрепите свою звездочку на доску - небо между планетами. Где вам больше нравится (получится звёздное небо) и тихонько сядьте на место.

http://festival.1september.ru/articles/518263/img2.gif

 4.Домашнее задание.

Если вас заинтересовала какая-то из планет, найдите о ней дома информацию и расскажите на следующем занятии дополнительного образования.



Предварительный просмотр:

04.12.2010

Тема: Разнообразие природы.

Цель: 

  • познакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией;
  • рассмотреть взаимосвязи в природе и значения природы для человека;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Сообщение темы и целей.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверни ее святынь.

-Ребята, какая главная мысль этих строк? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (О природе.)

-Правильно, тема нашего занятия “Природа”. Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и ее значение в жизни человека.

II. Работа по теме “Разнообразие природы и ее классификация”.

-Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)

Картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, береза, дом, книга, телевизор.

-Подумайте, что из увиденного можно отнести к природе, а что создано руками человека? (Убираются рукотворные объекты.)

–Прочитайте название оставшихся объектов природы (дождь, цветы, лиса и т.д.).

–На какие две группы их можно разделить? (На объекты живой и неживой природы.)

–Заполните карточки, записав названия данных объектов в нужную группу, придумайте и запишите еще по три примера (Работа по группам)

Живая природа

Неживая природа

-Ребята, чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Живые существа или организмы живут, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомства, умирают.)

-Есть особая наука, которая изучает живую природу и называется она – биология. Это слово произошло от двух греческих слов “биос” – жизнь “лотос” – наука.

В природе все живое ученые биологи разделили на волшебные царства.

Таблица.

Царства.

Растений

Животных

Грибов

?

-Придумайте и назовите объекты данных царств. (Ответы детей.)

-Но это еще не все. Как вы думаете, какое царство может еще существовать? (Выслушиваются ответы детей.)

-Крошечные организмы существуют везде и всюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. Их можно разглядеть только с помощью микроскопа – увеличительного прибора.

III. Закрепление.

Работа в группах. Каждая группа получает пакет с информационными материалами.  Выбрать необходимое для группы по теме.

IV. Физкультминутка: “Живое и неживое”.

Слово, если оно обозначает объект живой природы, то дети прыгают на месте, если называется объект неживой природы, то дети выполняют приседания и т.д.

V. Беседа “Значение природы для людей”.

-К живой или неживой природе относится человек? (Человек относится к живой природе.)

–А задумывались ли вы, ребята, над тем, что человек, срывая красивые цветы, вырубая леса, истребляя животных, делает беднее свою Родину? Ведь леса, луга и их обитатели – красота нашей земли. Почему, входя в лес, мы видим таблички “Берегите лес!” (Ответы детей.).

–Отдыхающие бывают разные: есть хорошие, а есть такие, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, а самое страшное – разводят костры. Запомните! Самый страшный враг леса-пожар! И чем больше мы наносим вред природе, тем хуже становится нам, живущим на нашей планете. Почему? (Выслушиваются ответы детей.) Сделайте вывод. Природа – это источник чего? (схема.)

-Природа-источник воздуха, пищи, воды.

-Представьте, мы пришли в лес и любуемся его растительным и животным миром. Какие чувства у вас возникают? (Он нам нравится.) Значит это источник красоты.

Отдых, красота, свежий воздух, чистая вода, полезная пища-все это залог здоровья.

Придя в лес, вы увидели надломленную ветку дерева. Как поступите? (Подвяжу ветку.) После отдыха в лесу у вас остались пустые коробки из-под сока, банки, пакеты. Что вы сделаете? (Возьму с собой, чтобы выбросить в мусорные баки.)

-Доброе отзывчивое отношение к природе – это источник чего? (Доброты.)

Изучая природу, мы знаем, как строят свои муравейники муравьи, почему идет снег и светит солнце, почему разрушаются горы. И этот источник природы называется познание.

-Не только красота, доброта, познание окружают нас, но и то, что мы создаем, является источником материалов для хозяйственной деятельности.

VI. Итог занятия.

-Прекрасен мир живой природы, а люди-часть его. Нам надо сообща беречь, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, ни жизни. Один человек оставляет в лесу след, сто человек тропу, а тысяча – пустыню.

-Природа удивительно разнообразна. Ее делят на живую и неживую. Живую природу делят на царства: растений, животных, грибов, бактерий. В природе все взаимосвязано. Люди не могли бы жить без окружающей их природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс

Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...

Дополнительный материал по курсу"Окружающий мир"

Цветные иллюстрации(вид океана из космоса, полинезия реки, равнины, горы) ...

Программа курса дополнительного образования «Физкульт-Ура!» 1 класс (в соответствии с ФГОС) на 2011 -2012 учебный год.

Программакурса  дополнительного образования«Физкульт-Ура!»1 класс(в соответствии с ФГОС)на 2011 -2012 учебный год...

Программа курса дополнительного образования "Я-исследователь"

«Я - исследователь» относится к курсу дополнительного образования. Он помогает приобретению обучающимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска, знакомству и из...

Программа курса дополнительного образования «С чего начинается Родина»

Программа представляет собой вариант решения проблемы обновления содержания духовно-нравственного воспитания личности школьника в условиях образовательного (светского) образовательного учрежден...

Программа курса дополнительного образования «Подвижные игры» 2 класс (в соответствии с ФГОС) на 2013 -2014 учебный год

Программа составлена на основе:- программы. Г.А. Ворониной-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;-Закона РФ от 10.07.1...

Изучение информатики в начальной школе как курса дополнительного образования

Изучение информатики и информационных технологий в младшем  школьном возрасте является неотъемлемой частью современного общего образования....