Программа курса дополнительного образования «С чего начинается Родина»
рабочая программа (2 класс) по теме

Киселева Ирина Алексеевна
Программа представляет собой вариант решения проблемы обновления содержания духовно-нравственного воспитания личности школьника в условиях образовательного (светского) образовательного учреждения на основе этических ценностей русской культуры. Программа адресована классным руководителям, педагогам дополнительного образования и всем тем, кто занимается организацией внеклассной работы по формированию духовно-нравственной сферы личности современного школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_chego_nachinaetsya_rodina.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Владимирской области

Управление образованием администрации г. Владимира

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Владимира

Программа курса дополнительного образования:

«С чего начинается Родина»

Владимир 2007

Автор программы: Киселева Ирина Алексеевна, учитель начальных классов высшей категории.

Научный редактор: Куликов А.С., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Русская школа как система воспитания и образования» ВИПКРО.

Программа представляет собой вариант решения проблемы обновления содержания духовно-нравственного воспитания личности школьника в условиях образовательного (светского) образовательного учреждения на основе этических ценностей русской культуры.

 Программа адресована классным руководителям, педагогам дополнительного образования и всем тем, кто занимается организацией внеклассной работы по формированию духовно-нравственной сферы личности современного школьника.

Пояснительная записка

Занятия кружка «С чего начинается Родина» рассчитаны на младших школьников (учащихся начальной школы) и ставят своей целью:

  1. через близкое, понятное, хорошо знакомое детям развить интерес к истории своего родного города как малой родины,
  2. показать детям  лучшие образцы культуры края на примерах зодчества, живописи, музыки, фольклора,  декоративно-прикладного искусства,
  3. научить чувствовать красоту родной земли, ее природы в сочетании с древней архитектурой Владимирской земли.

Курс построен на краеведческом материале, интересном, доступном, который легко усваивается учащимися младшего возраста. Изучение своего края, той среды, которая окружает младших школьников, прививает им любовь к своей малой родине.

Знакомство с историей родного края  происходит не только на занятиях кружка, но  и на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства и трудового обучения. Обращение к истории своей семьи, своего дома, улицы – то новое и увлекательное, что навсегда останется в их памяти и определит чувство любви к родной земле.

В результате изучения микрорайона своей школы и родного города учащиеся должны знать:

  1. назначение социальных и культурных центров, расположенных в микрорайоне;
  2. историю сел Доброго и Красного;
  3. название улиц микрорайона;
  4. назначение промышленных предприятий своего района.

Учащиеся должны уметь:

  1. ориентироваться в микрорайоне;
  2. наносить на карту свою улицу, свой дом;
  3. правильно вести себя в культурных местах и местах отдыха, в общественном транспорте;
  4. выполнять творческие работы по определенной теме;
  5. провести практическую работу по охране своего «зеленого дома».

Заключительной формой игровой аттестации членов кружка является выполнение коллективной работы учащихся «Карта микрорайона» и фотовыставка «Мой город».

Программа

Введение.

Что такое «Родина»? Родина – род – родители. Родина – Отчизна. Пословицы и поговорки о Родине. Произведения русских писателей о Родине.

Моя малая Родина.

Откуда родом моя семья? Есть ли у домов своя история? Улицы моего микрорайона. Улицы молодые и старинные. История возникновения улиц.

Культурно – исторические места в микрорайоне школы.

Школа – центр микрорайона. Школа искусств № 6. Кинотеатр «Русь». Театр «Разгуляй». Парк «Добросельский». Библиотека семейного чтения им В. В. Маяковского.

Общественные здания в микрорайоне школы.

Поликлиники. Больницы. Аптеки. Почтовое отделение № 16. Пожарная часть.

Промышленные предприятия в микрорайоне школы.

Места, где работают мои родители. З-д «Автоприбор». Химический завод. Фабрика «Победа». Мебельная фабрика.

Природа в микрорайоне школы.

Можно ли считать наш район «зеленым»? Добавь зеленый цвет на карту. Река Клязьма: откуда берет начало, куда впадает. Что такое пойма? Экологическая обстановка в микрорайоне школы.

Заключение.

Город, в котором я живу. История названия города. Историко-культурные достопримечательности г. Владимира.

Тематическое планирование занятий кружка.

  1. Вводное занятие «Что такое Родина? Родина – род – родители. Родина – Отечество – Отчизна».
  2. С чего начинается Родина. Русские пословицы о Родине. Чтение на занятиях кружка стихотворений и рассказов русских поэтов и писателей о Родине. Организация выставки книг русских писателей о Родине.
  3. Моя семья. Откуда моя семья родом? Сохранились ли дома, где выросли мои родители? Есть ли у этих домов своя история?
  4. Улицы моего микрорайона. Улицы старинные и молодые. История возникновения улиц. Улицы Жуковского, Соколова-Соколенка, Суворова: в честь кого названы эти улицы, кем были эти люди?
  5. Улицы Погодина, Воронина: кем были эти люди, чем они заслужили то, что в их честь названы улицы большого города?
  6. Экскурсия по микрорайону.
  7. Культурно - исторические места микрорайона. Школа – центр микрорайона. Школа искусств №6. Кинотеатр «Русь». Театр «Разгуляй». Парк «Добросельский». Библиотека семейного чтения им. В.В. Маяковского. Подготовка к составлению краеведческой карты, центр которой – школа №13.
  8. Дома на моей улице. Как осуществляется нумерация домов? Сторона четная и нечетная. Литеры «А», «Б», «В» в использовании обозначения домов.
  9. Нанесения на карту микрорайона школы, своего дома, домов, в которых живут одноклассники, друзья, родственники
  10. Село Доброе и село Красное. Легенды и предания. Улица «Добросельская».
  11. Культурно - исторические места микрорайона. Школа искусств №6. Экскурсия.
  12. Кинотеатр «Русь». Театр «Разгуляй». Парк «Добросельский». Как правильно  вести себя в местах культуры и отдыха?
  13. Библиотека семейного чтения. Библиотека им. В.В  Маяковского. Экскурсия.
  14. Работа с краеведческой картой города и микрорайона школы.
  15. Общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте. Какие остановки троллейбусов и автобусов есть в нашем микрорайоне? Нанесение на карту.
  16. Общественные здания нашего микрорайона: поликлиники, больницы, аптеки. Как выглядела сельская больница. Экскурсия в Красное село.
  17. Почтовое отделение № 16.Учимся подписывать конверты. Для чего нужны марки? Что обозначает почтовый индекс? Творческая работа «Пишу письмо другу».
  18. Экскурсия в пожарную часть.
  19. Улицы Минина, Пожарского, Маяковского. Кем были эти люди?
  20. Экскурсия по микрорайону, работа с картой.
  21. Общественные здания Фрунзенского района г. Владимира. Поликлиники, больницы, аптеки. Почтовое отделение № 16. Скверы, площади, бульвары, проспекты. В чем их отличие? Есть ли они в микрорайоне?
  22. Природа нашего микрорайона. Можно ли считать наш район «зеленым»? Добавь зеленый цвет на карту. Река Клязьма: откуда берет начало, куда впадает. Что такое пойма?
  23. Промышленные предприятия нашего района: мебельная фабрик, фабрика «Победа», химзавод, завод «Автоприбор». Занятие совместное с родителями.
  24. Заключительная работа с картой микрорайона.
  25. Город, в котором я живу. Откуда пошло название города? Сколько лет Владимиру? Исторические и культурные достопримечательности Владимира (заочная экскурсия).
  26. Экскурсия в центр города. Золотые ворота.
  27. Экскурсия в центр города. Успенский и Дмитриевский соборы.
  28. Смотровая площадка.
  29. Составление краткой справки о Владимире для энциклопедического словаря.
  30. Чтение на занятиях кружка о г. Владимире произведения С. Голицына «Про Бел – Горюч Камень» (изд-во «Малыш», Москва, 1983).
  31. экскурсия к Вечному огню. Значение Вечного огня для города.
  32. Изготовление творческих работ на тему «Мой город». Оформление выставки.
  33. Экскурсия в городской детский музейный центр.
  34. Обобщающее занятие.

Литература

  1. Аксенова А.И. О крае родном: Люди. История. Жизнь. Природа земли Владимирской. – Верхне-Волжское изд-во, Ярославль, 1978.
  2. Воронин Н.Н. памятники Владимиро-Суздальского зодчества ХI-XIII вв. – М.-Л., 1945.
  3. Голицын С.  Про бел-горюч камень. М., Малыш.1983.
  4. Гурова Р.Г. Поведение детей в общественных местах. – М, Учпедгиз. 1959.
  5. Дмитриев Ю.А. Улицы Владимира. – Верхняя Волга, Ярославль. 1989.
  6. Софронов Н.С. Это интересно знать. Заметки краеведы. – Верхняя Волга, Ярославль. 1980.
  7. Земля Владимирская. Географический словарь. Владимир. 1991
  8.  Мудрое слово. – М., Детская литература. 1958.
  9. старинные пословицы и поговорки. – М., Детская литература. 1984.
  10. Воспитание культуры поведения для учащихся 1-3 кл. – М., просвещение. 1972.
  11. Тропинка. Хрестоматия из произведений писателей и поэтов владимирского края для детей дошкольного и младшего возраста. – Владимир. 2000

   

Занятие № 1.

Тема: Что такое Родина? Родина – Отечество - Отчизна.

Цели:

  1. Знакомство учащихся с государственной символикой
  2. Ознакомление с историей своей родословной
  3. Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

  1. Чтение учителем стихотворения Д. Кедрина « Родина».

Весь край этот, милый навеки,

В стволах белокорых берез,

И эти студеные реки,

У плеса которых ты рос,

И темная роща, где свищут

Всю ночь напролет соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои,

И синий ласкающий воздух,

И крепкий загар на щеках,

И деды в андреевских звездах,

В высоких седых париках,

И рожь на полях не початых.

И эта хлеб-соль средь стола,

И псковских соборов стрельчатых

Причудливые купола.

  1. Беседа.

  1. Что же такое для человека Родина?
  2. Как вы представляете свою Родину?
  3. За что вы ее любите?

  1. Рассказ учащихся о происхождении слова «Родина».

             Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень. Он был посвящен богу Роду.

  1. Рассказы детей о своей родословной, о своем роде, о своих предках.

  1. Беседа о государственной символике.

Чем отличается одно государство от другого?

                         Герб.

На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел- символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Он появился в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

    Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосками. Появился он впервые в 1693 году.

   Гимном Российской Федерации стала музыка Патриотической песни русского композитора М. И. Глинки, который жил в XIX веке.

  1. Звучит Гимн Российской Федерации.

Дети слушают стоя.

Занятие № 2.

Тема:  «Русские пословицы о Родине. Стихотворения и рассказы русских поэтов и писателей о Родине».

Цели: 

1. Приобщение детей к литературе как искусству слова; привитие интереса к чтению.

2. Развитие связной устной и письменной речи; обогащение словарного запаса.

3. Воспитание детей на традициях русской культуры.

План занятия.

1.Вводная часть.

Учитель читает рассказ К. Ушинского «Наше Отечество».

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Много есть на свете и кроме России хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

2. Чтение и объяснение смысла пословиц.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Смело иди в бой, Родина за тобой.

Честно жить – Родине служить.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная земля – матушка, чужая – мачеха.

Родной куст и зайцу дорог

Всякая сосна в своем бору шумит.

3. Чтение учащимися стихотворений о Родине.

С. Дрожжин.

Как не гордиться мне тобой,

О родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою недвижим я,

Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На темные леса.

Как хороша ты в теплый день

На празднике весны,

Среди приветных деревень

Родимой стороны!

Во всем в тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа

Великой и святой.

И. Никитин.

***

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

По седым морям

Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

М. Леонов. Родина.

Тихий шум дубравы,

Песня соловья,

Робкое журчанье

Горного ручья;

Темный лес дремучий,

Пестрые луга…

Родина! О, как ты

                    Сердцу дорога!..

4. Рассказ учителя на тему «Славяне и их соседи».

Занятие №3.

Тема: «Игры русского народа»

Цель: воспитание учащихся на традициях русской культуры.

Каждая группа проводит свою игру.

 

«Медведь, что ешь?»

Среди игроков выбирается «медведь», все остальные – «пчелы». Определяется, где у пчел домик – черта, за которой медведь не имеет права их ловить. По сигналу ведущего пчелы подходят к медведю и спрашивают: «Медведь, что ешь?» Медведь отвечает: «Малину, шишку, рыбу»… Как только медведь скажет: «Мед!», он бросается на пчел и начинает их ловить. Пчелы спасаются в домике. Кого медведь коснулся рукой, считается пойманным. Побеждает тот, кто за время игры поймал больше пчел.

«Кто летает?»

 

Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет правила игры:

- Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее, вы должны поднять руки вверх; если нелетающее, не поднимайте. Кто ошибется, выходит из игры. 

Старинная русская игра «Золотые ворота».

6 игроков образуют пары, становятся лицом друг к другу, берутся за руки, поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные участники образуют пары. Игроки-«ворота» говорят считалку, а цепочка быстро проходит под воротами.

«Тра-та-та,тра-та-та,

Отворяем ворота.

Золотые ворота.

Поспешите все сюда.

Пропускаем вас.

Пропускаем раз,

Пропускаем два,

А на третий раз

Не пропустим вас».

Игроки опускают руки вниз, ворота захлопываются. Те участники, которые оказались пойманными, становятся «воротами».

«Коршун и наседка».

Играющие выбирают «коршуна». Все остальные – «цыплята», которые становятся в колонну по одному и держат за пояс впереди стоящего. Первый игрок в колонне – «наседка». Задача коршуна – схватить последнего цыпленка. Наседка может мешать ему руками, двигаться в разные стороны, а вместе с ней и вся колонна. Когда коршун поймает цыпленка, то он становится наседкой, а цыпленок - коршуном

Занятие № 4.

Тема: «Улицы моего микрорайона. Улицы старинные и молодые. История возникновения улиц».

Цель: ознакомление с историей возникновения названий улиц микрорайона, с именами людей, в честь которых названы улицы.

Улица Жуковского.

Улица названа именем Николая Егоровича Жуковского решением исполкома горсовета № 781 от 20 июня 1951 года.

Н. Е. Жуковский (1848-1921) – русский ученый в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Родился в селе Орехово Владимирской губернии в семье инженера – путейца. В 1868 году окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика. С 1870 г. преподаватель физики 2-ой Московской женской гимназии. В 1876 г. защитил магистерскую диссертацию. За исследование «О прочности движения» ему была присуждена степень доктора прикладной математики. В 1894 г. избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Во время 1-ой мировой войны Жуковский разрабатывал теорию бомбометания. После Великого Октября Жуковский и коллектив ученых сразу включился в дело создания советской авиации. В 1918 г. по предложению Жуковского был учрежден Центральный аэродинамический институт.

На родине Жуковского в селе Орехово был открыт дом-музей.

Улица Добросельская.

При въезде во Владимир с востока вас встретит улица с приветливым названием – Добросельская. Само наименование улицы подсказывает, что раньше здесь было село Доброе. Предание связывает появление его с походом Ивана грозного против казанских татар. Будто бы жители этого селения радушно, по-доброму, с хлебом-солью встретили русских ратников. С тех пор село и стало именоваться Добрым. Статус села говорил о наличии в нем церкви. Это церковь во имя святого Николая Чудотворца. В 1865 г. церковь была расширена, а в 1885 г. при ней выстроили довольно высокую каменную колокольню Церковь и колокольня и по сей день стоят на том месте и с правого берега Клязьмы выглядят они очень красиво. В селе существовала церковно-приходская школа, основанная в 1839 г. Около 60 детей могли здесь обучаться грамоте. Открытие народного училища явилось для добросельцев большим событием. По постановлению Совета Министров СССР от 20 мая 1950 г. село Доброе было передано в черту г. Владимира. 9 мая 1957 г. появилась улица Добросельская.

Неузнаваемо изменился облик бывшего села. По обе стороны улицы Добросельской появились многоэтажные жилые дома. На правой стороне улицы первое многоэтажное здание появилось в 1975 г. В нем разместилась фабрика «Победа». В 1977 г. вступила в строй новая здравница – детская городская больница скорой помощи. За последние годы  рядом с ней вырос целый больничный городок. Лишь маленькие опрятные деревянные домики напоминают о селе Добром.

 

Занятие №7.

Тема: «Культурно-исторические места микрорайона. Школа – центр микрорайона. Школа искусств №6. Кинотеатр «Русь». Театр «Разгуляй». Парк «Добросельский». Библиотека семейного чтения им. В.В. Маяковского». 

Цель: ознакомление детей с культурно-историческими местами микрорайона.

Школа искусств №3.

Владимир – большой город. Он является областным центром. Здесь иного учреждений культуры и образования. Кроме общеобразовательных школ в городе работают семь музыкальных школ. Школа искусств №3 существует уже более тридцати лет. Изначально она находилась в здании театра «Разгуляй», а в 1989 году переехала на Суздальский проспект, где находится и сейчас. Постепенно наряду с музыкальным отделением были открыты хоровое, художественное, эстетического воспитания.

Школа большая и светлая, в ней просторные классы и два концертных зала. Стены украшают работы учеников художественного отделения, награды и дипломы участников  различных конкурсов, которых немало! Ведь Школа искусств №3 самая большая в области. В ней обучаются около тысячи детей.

Вот уже более десяти лет директором школы является Александр Борисович Снежин, который собрал коллектив опытных педагогов, благодаря которым многие дети участвуют в городских, областных и международных конкурсах.

 

Занятие № 22.

Тема: «Природа нашего микрорайона. Река Клязьма – откуда берет начало, куда впадает. Что такое пойма?»

Цель: 1.Ознакомление учащихся с природой родного микрорайона;

   2. Воспитание чувства ответственности за сохранность родной природы.

Река Клязьма.

Владимирская область богата реками, ручьями, озерами, болотами. Реки – главные водные артерии области. Главная река Владимирской области – Клязьма. Она берет начало за ее пределами – в Московской области. Ее общая длина 647 км. По территории области она протекает на протяжении 392 км. Течение ее извилистое, она часто меняет свое направление, подмывая то один, то другой берег, образуя обрывы до 20 метров высотой. Течение спокойное, медленное, особенно на песках, т.к. падение высот от истока до устья незначительны, менее100 м. Глубина реки в среднем 2-3 м, на плесах увеличивается до 5 м.

Бассейн Клязьмы имеет развитую речную сеть. Его левая часть более обширна, левые притоки многоводные, все имеют одно направление с севера-запада на юго-восток в соответствии с общим наклоном поверхности. По территории области протекают левые притоки Клязьмы: Шерна, Большой Киржач, Пекша, Ворша, Колокша. Правые притоки малочисленны и менее многоводны. Это Судогда, Суворошь, Нерехта, Тара. По юго-восточной границе области протекает река Ока. Река судоходна, что имеет очень большое хозяйственное значение. В месте впадения Клязьмы располагается одна из самых живописных местностей в области и в Центральной России – Окско-Клязьминская пойма.

Пойма – это место возле реки, заливаемое во время половодья. Здесь имеется большое количество озер, пойменные дубравы, луга, растут редкие виды растений.

                     

 

Занятие №25.

Тема: «Город, в котором я живу. Откуда пошло название города? Сколько лет Владимиру? Исторические и культурные достопримечательности Владимира».

Цель:

  1. знакомство учащихся с историей родного города, с архитектурными памятниками Владимира.
  2. Воспитание чувства патриотизма, гордости за родной город.

Откуда пошло название города?

Первое упоминание о Владимире встречается в древнерусских летописях 1108 года. В конце IX века на берегу реки Клязьма зародился новый центр будущего Великорусского государства. Город был назван в честь Киевского князя Владимира Святославовича.

Археологи же датируют основание города началом XII века и связывают его название с именем переславского князя Владимира Мономаха.

История города очень богата. Владимир недаром называют воротами «Золотого кольца России»: более двухсот пятидесяти лет он выполнял роль столицы Древнерусского государства.

Город Владимир славится бесценными памятниками древнерусского зодчества. В 1993 году решением комитета ЮНЕСКО в список всемирного наследия были включены уникальные памятники архитектуры  XII века: Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы.

Исторические и культурные достопримечательности Владимира».

Символом города являются Золотые ворота. Они были построены в 1157-1164 гг. и являются ярким примером военной архитектуры. Одновременно с ними был построен Земляной вал - древнее оборонительное сооружение. Сколько сражений видели эти земляные сооружения на протяжении столетий! В XII веке им пришлось принять удар несметных полчищ хана Батыя. В XVII веке  - штурм польско-литовских войск.

Сейчас в золотых воротах располагается замечательный военно-исторический музей.  

8 апреля 1158 года владимирский князь Андрей Боголюбский приказал заложить Успенский собор, который должен был стать первопрестольным и кафедральным храмом для всей Руси. По своим размерам он был больше софийских соборов Киева и Новгорода и поражал всех своим величием и красотой. В XII-XIV веках здесь венчали русских князей на великое княжение. На площади перед собором произошла последняя схватка защитников города с монголо-татарскими  завоевателями. Мирные жители укрылись в храме и были сожжены врагами.

Недалеко от Успенского в 1194-1197 годах был построен Дмитриевский собор. Он возводился по указанию владимирского князя Всеволода Большое Гнездо как дворцовая церковь. Сказочно богата резьба по камню, выполненная русскими мастерами. В интерьере Дмитриевского собора развернута выставка, посвященная владимиро-суздальскому зодчеству XII-XIII веков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования «Юный математик», 3 класс

Программа курса дополнительного образования «Юный математик» для 3 класса автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Ι квалификационная категория. Внеклассная работа по матем...

Программа курса дополнительного образования «Физкульт-Ура!» 1 класс (в соответствии с ФГОС) на 2011 -2012 учебный год.

Программакурса  дополнительного образования«Физкульт-Ура!»1 класс(в соответствии с ФГОС)на 2011 -2012 учебный год...

Программа курса дополнительного образования "Я-исследователь"

«Я - исследователь» относится к курсу дополнительного образования. Он помогает приобретению обучающимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска, знакомству и из...

Программа курса дополнительного образования «Подвижные игры» 2 класс (в соответствии с ФГОС) на 2013 -2014 учебный год

Программа составлена на основе:- программы. Г.А. Ворониной-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;-Закона РФ от 10.07.1...

Рабочая программа курса дополнительного образования «Занимательная математика» для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "С чего начинается Родина"

Внеурочная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факуль...