Открытый урок "Водоёмы Кемеровской области"
материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Залесова Елена Вячеславовна

Отркрытый урок  "Окружающего мира" 4 класс по Плешакову с использованием групповой формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vodoyomy_nashego_kraya_ko.ppt1.34 МБ
Microsoft Office document icon vodoemy_nashego_kraya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Земля – голубая планета (2/3 земной поверхности занимает вода)

Слайд 2

Океан, водохранилище, озеро, пруд, болото, река, канал, море.

Слайд 3

Водоёмы нашего края

Слайд 4

ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ РЕКА ОЗЕРО МОРЕ ОКЕАН БОЛОТО КАНАЛ ПРУД ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Слайд 5

В Кузбассе насчитывается от 20 до 30 тысяч больших и малых рек.

Слайд 6

РЕКИ равнинные горные смешанные

Слайд 7

ИСТОК ПРАВЫЙ БЕРЕГ ЛЕВЫЙ БЕРЕГ ПРИТОКИ УСТЬЕ

Слайд 8

Река Томь Верховья Томи Место слияния Кондомы и Томи

Слайд 9

Река Кия

Слайд 10

Река Яя

Слайд 11

Река Кондома

Слайд 12

Река Иня

Слайд 13

Беловское водохранилище

Слайд 14

ФИЗМИНУТКА Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Мы на пляже, Солнце жжёт. Побежим скорее в реку, Окунемся, поплывем. Ах! Какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс, Там продолжим наш рассказ.

Слайд 15

Значение водоёмов ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ МЕСТО ОТДЫХА ВОДА ДЛЯ ПИТЬЯ ВОДА ДЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ НУЖД «ВОДНЫЙ ПУТЬ» (ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ, ЛЮДЕЙ)

Слайд 16

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ У ВОДОЁМОВ - НЕ БРОСАЙ МУСОР В ВОДУ - НЕ ОСТАВЛЯЙ МУСОР НА БЕРЕГУ НЕ МОЙ ВЕЛОСИПЕД И ДРУГИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА В ВОДОЁМАХ

Слайд 17

Спасибо!!!



Предварительный просмотр:

Водоемы нашего края

Цель: Сформировать представление о водоемах нашего края.

Задачи: 1.Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.      

                 2.Развивать коммуникативные способности, способность мыслить,   работать с информацией.

                 3. Воспитывать любовь к природе родного края, умение общаться, взаимодействовать.

Ход урока. 

1. Организационный момент.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

2. Повторение домашнего задания.

Какую новую большую тему мы изучаем?

(«Наш край – часть большой страны»)

Что такое наш край?

3. Работа над новой темой.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма о нашем крае и запомнить объекты природы, которые вы в нём увидите? После просмотра вы должны будете отгадать, о каком природном объекте мы будем говорить (просмотр фильма).

Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман. Я - река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
 (Вода).

- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)

Почему планету Земля называют голубой планетой? (2\3 земной поверхности занимает вода.) Слайд 1.

О каких 3-х состояниях воды шла речь в загадке?

(газообразном, жидком, твёрдом)
Где мы можем в природе встретить воду в жидком состоянии?

(Это ручей, река, озеро, море, океан) Слайд 2.

 Как одним словом можно назвать то, что вы перечислили? (водоёмы)

 ( Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, болото.)
Кто сможет мне назвать тему нашего урока? (Водоёмы нашего края).
 Слайд 3.

Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Слайд 4.

Как вы думаете, есть ли в нашем крае  водоёмы? (Предположения детей)

Как нам себя проверить?

(Обратиться к карте)

Давайте разобьёмся на группы.

Вспомните правила работы в группе.

(Уметь договариваться, должен быть результат)

Посмотрите на карту Кузбасса. На ней можно увидеть множество рек и озёр. Это величайшее богатство, которое дала нам природа! Слайд 5.

Много ли в нашем крае водоёмов? Слайд 5.

Какие естественные водоёмы есть на территории нашей области? (Реки, озёра, болота)

Реки Кемеровской области делятся на равнинные, горные и смешанные. Слайд 6.

Вспомните схему реки. Слайд 7.

Как называют место, где река берет свое начало? (исток)

- А место впадения реки в другую большую реку или море? (устье)

- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берег).

Работа по плану в группах  о крупных реках Кузбасса. (1 группа – Томь, 2 группа –  Кия, 3 группа – Яя, 4 группа – Кондома, 5 группа – Иня)

У всех один и тот же текст, но вы должны выбрать свою информацию, в соответствии с планом.

План:

  1. Где находится исток.____________________________

________________________________________________

  1. Протяжённость (длина реки)______________________
  2. Какое течение: быстрое или медленное.

К какому виду рек относится._______________________

_________________________________________________

  1. Притоки._______________________________________

   _________________________________________________

   _________________________________________________

  1. Куда впадает.___________________________________

Одна группа отчитывается, другие слушают и дополняют.

Для защиты используются Слайды 8 (Томь), 9 (Кия), 10 (Яя), 11(Кондома), 12 (Иня), 13 (Беловское водохранилище).

К какому виду водоёмов относится Беловское водохранилище?

Какой можно сделать вывод? (есть естественные и искусственные водоёмы)

О каких водоёмах не говорили? (об озёрах)

Посмотрите на карту, есть ли озёра в нашей области?

Какое творческое задание можно выполнить дома? (найти материал об озёрах Кемеровской области)

4. Физкультминутка. Слайд 14

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах! Какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там продолжим наш рассказ.

5. Продолжение изучения темы.

- О какой роли водоёма была наша физминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем – место отдыха людей.)

 Прочитайте о значении водоемов по учебнику (стр.155 – 1,2 абзацы)

Составление схемы. Слайд 15

Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Слайд 16

6. Итог.

Какую тему изучили на уроке? (Водоёмы нашего края)

Назовите главный водоём нашего края. (Река Томь)

О каких ещё водоёмах узнали на уроке?

Как мы должны относиться к водоёмам и почему?

(Мы должны охранять водоёмы, потому что это, прежде всего, дом для растений и животных; нельзя, чтобы в природе нарушалось экологическое равновесие).

8. Домашнее задание.

Творческое задание об озёрах.(Реферат, рисунок)

Слайд 17

Источники информации

  1. Соловьев, Л. И. Беседы по краеведению Кузбасса : учебное пособие / Л. И. Соловьёв. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 391с.
  2. http://www.ako.ru/
  3. http://www.ecokem.ru/
  4. http://kuzn-krepost.narod.ru/
  5. http://mkkuzbass.ru/
  6. http://www.floranimal.ru/
  7. http://www.zoopicture.ru/
  8. http://ecoclub.nsu.ru/
  9. http://www.rukzak.ru/
  10. http://geo.web.ru/
  11. http://www.clow.ru/
  12. http://www.museum.ru/
  13. http://www.greeninfo.ru/
  14. http://nationalclub.ru/
  15. http://www.rustur-travel.ru/
  16. http://ru.wikipedia.org/