Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"
    план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему

    Туркина Маргарита Николаевна

    Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx33.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в 4-м классе по системе Л.В. Занкова

    Тема:"Мышцы человека. Их движение"

                   Провела: Туркина Маргарита Николаевна

                                         учитель начальных классов

                                          «Сарыевской нош № 2»

                   Дата проведения: 16.10.2012

    Цель:

    - Формирование и систематизация научных представлений и знаний об анатомии тела человека, лежащих в основе здоровья, оберегающее жизнь ребенка начальных классов.

    Задачи:

    1. Дать  представления  о значении мышц и их работе.

          2.  Развивать коммуникативные  умения  учащихся.

          3.  Формировать  доброжелательное отношение друг к другу.

           4.Воспитывать ЗОЖ.

    Ход урока

    Орг. момент

    - Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, сегодня  у нас какое число? А день недели?  Хорошо. Тихонечко садятся девочки, мальчики.

    - Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Маргарита Николаевна.

    - Давайте с вами вспомним, как должен работать ученик на уроке. ( Ответы детей)

    - Я надеюсь, что вы будете пользоваться этими правилами в течение урока

    -Те ученики, кто будут активно работать, хорошо отвечать, получат такие смайлики. А в конце мы подсчитаем, кто был самым активным.

       1 слайд

    Актуализация знаний

    - Отгадайте загадку:

    “ Я опору тела составляю,

    Ходить, бегать помогаю”. (Скелет)

    - Назовите части скелета. (Череп, плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа, таз, позвоночник)

    -Какие  части скелета мы с вами не назвали? (Грудину, рёбра, лопатки)

       2 слайд

       

          3

    слайд

    Работа в группах

    - Предлагаю поработать в группах. Какое главное правило работы в группе? (Ответы детей)

    - Обсудите в группе

    1 группа

    - Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.

    2 группа

    - Известно, что у гимнастов очень гибкое тело, они без особых усилий делают “ мостик”, изгибают дугой свой позвоночник. Руки же человека сгибаются только в плечах, локтях, кистях, а ноги- в бедре, колене, стопе. Объясните, почему руки и ноги не могут так же сгибаться, как позвоночник.

    3 группа

    -Что такое осанка?

    - Почему важно сохранять правильную осанку?

    4 группа

    - Интересно, что в Средние века при строительстве мостов и зданий рекомендовалось добавлять в известковый раствор сырые яйца и даже молоко. А сегодня врачи считают, что и нашим костям необходимы яйца и молочные продукты. В чем секрет этих рекомендаций?

    (Ответы детей)

       4

    слайд

    - Подведем итог сказанному (о значении скелета)

    *опора тела

    *защита организма

    *форма тела

       5

    слайд

    Работа над новым материалом.

    Определение темы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Игра “Замри”

     

     

     

     

     

     

     

    Работа с учебником

     

     

     

     Работа с учебником

    Физ.минутка

    Подведение

      итогов

    - Посмотрите на экран.

    - Разгадаете кроссворд.

    Загадки.

    -Как вы думаете, почему «Мышцы» выделено в клетках?

    (Ответы детей)

    - Правильно, сегодня мы будем говорить о мышцах, определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы.

    - Я слышала такую пословицу: “ Были бы кости, а мясо нарастет”.

    - Как понимаете пословицу?

    (Ответы учеников)

    - А знаете ли вы, откуда пришло слово “ мышца”?

    - Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулус”, что означает “мышонок”. 

    Это связано с тем, что врачи, наблюдая за сокращением скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

    -Хотите поиграть в игру “Замри”?

    -Вы двигаетесь, принимаете различные позы. По моему сигналу “Замри” - замираете.

    Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте “замри”!

    - Что позволило вам принимать и держать разные позы?

    (Ответы ребят)

    - Кто из вас знает, какие по величине бывают мышцы?

     ( Большие и маленькие)

    - Где расположены крупные мышцы? ( Самая большая – ягодичная,  большие – большая грудная,   бицепс, мышца бедра,   икроножная).

    - Почему здесь расположены сильные мышцы?

    (Выполняют тяжелую работу).

    - Давайте посмотрим, что об этом нам говорит учебник.

    - Прочитайте текст на с.40

    - Что узнали?

    - Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы в области плеча (бицепс). Напрягите левую руку в локте. Разогните руку.

    - Что вы почувствовали?

    - Какой вывод сделаем? (Ответы учащихся)

    Что об этом говорит учебник?

    С. 40- 41

    - Вывод: 

    есть мышца- сгибатель, и мышца- разгибатель. Когда одна работает, другая - расслабляется.

    -Утомляются ли мышцы? (Высказывания учащихся)

    -Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент: возьмите портфель (ранец) в руку, отведите её в сторону, не сгибая руки, поднимите портфель на уровень плеч. Держите портфель.

    - Что произошло с вашей рукой?  (Высказывания учащихся)

    Вывод:

     длительная работа мышц вызывает постепенное снижение работоспособности – утомление.

    -И мы с вами немного утомились, давайте отдохнём.

    Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
    Даже ветер не шумит.
    Рано утром солнце встало,
    Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
    Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
    Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
    Дождь по крышам застучал.
    Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
    Солнце клонится всё ниже.
    Вот и спряталось за тучи,
    Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

    - Как же работают наши мышцы? Об этом мы даже и не задумываемся

    - Послушайте древнюю индийскую сказку.

    Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидую легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

    - Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая?

    Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она на самом деле?

    Ну какую, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше задумывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злорадной жабе.

    Вывод: 

    - Мы тоже могли оказаться в печальном положении этой плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку и начали бы соображать, как это сделать.

    - Интересно, что для того, чтобы сделать всего один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке, а мы даже не замечаем этого. Потому что мы привыкли это делать и для нас это естественно.

    -Сравним две иллюстрации  (человек с развитой мускулатурой и с неразвитой).

    -Чем отличаются эти люди?

    Как вы думаете, у кого из них больше мышц? Почему? (Мнение детей)

    А на самом деле у всех людей одинаковое количество мышц (ученые насчитали около 600 мышц в организме человека), и они самые разнообразные:

    есть сердечная мышца (где находится, что заставляет работать?),

    есть мимические мышцы (отвечают за мимику),

    есть межреберные мышцы (где находятся, что двигают?),

    есть мышцы - сгибатели (что делают?), есть разгибатели (что делают?)

    -Итак, сколько мышц у человека? Почему вы решили, что у этого человека мышц  больше? Чем его мышцы отличаются от мышц другого человека?

    (Они более тренированные, «накачанные».)

    -Как же он этого добился, достиг такого уровня развития мышц? (Ответы детей)

    -Слышали такую пословицу: « Кто не работает, тот не ест?». Как вы ее понимаете?

    Согласны с ней? Почему?

    (Высказывания ребят)

    -Эта пословица очень точно отражает работу мышц. Наш организм устроен таким образом, что клетки, которые больше работают,  (т.е. чаще сокращаются), получают больше питания, чем мышцы-«бездельники». А раз они получают больше питания, значит, быстрее растут и развиваются. Так происходит рост мышечной массы. А что же происходит с клетками, которые находятся в бездействии, как вы думаете?

    (Они получают мало питания, поэтому остаются неразвитыми).

    А что же надо делать, чтобы мышцы развивались?

    (Тренировать их).

    -Верно, необходимо выполнять специальные комплексы упражнений для каждой группы мышц, тогда мы будем сильными и здоровыми.

    -А как человек демонстрирует свою силу? Покажите.

    (Дети сгибают руки в локтях, активизируют бицепсы).

    -Для чего выполняет он такое движение? Почему нельзя продемонстрировать мышцы, не сгибая руки?

    (Чтобы мышца  стала заметной, ее нужно напрячь, сократить).

    -Правильно, мышца-бицепс сокращается, становится напряженной, утолщается, её лучше видно.

    - Как вы думаете, сила и ловкость – это врожденные качества человека или приобретенные? Что поможет стать красивым, сильным, здоровым человеком? (занятия спортом, при тренировке развиваются мышцы)

    - Какие полезные советы вы могли бы предложить? (Мнение учеников)

    - Прислушайтесь к этим советам.

    -Движение может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства не могут заменить  действия упражнений.

    - Как вы понимаете эти слова?

    Если хочешь быть сильным – бегай

    Если хочешь быть красивым - бегай

    Если хочешь быть умным – бегай

    (Ответы учащихся)

       

    6,7,8,9,10,11

    Слайды

     

     

     

     

     

    Слайд 12

     

    Слайд 13

     

     

    Слайд 14

     

     

     

     

     

     15  слайд

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    16 слайд

    17 слайд

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    18 слайд

    18 слайд

    19слайд

    20 слайд

    Рефлексия

    - Что нового вы узнали о себе?

    - Что было самым удивительным?

    - О чем вы задумались после сегодняшнего урока?

    (Ответы детей)

    - Подсчитайте количество смайликов: у кого  1…2…3…4…5…6….7….

    -Все молодцы, хорошо работали!

     

    Домашнее задание

    - Стр. 40 – 42 – прочитайте текст, и выберите любое изречение, попробуйте его объяснить.

    - Или подберите интересные факты о скелете, мышцах.

    слайд 21

     

    - Закончить наш урок хотелось бы такими словами: Помните! “Без труда слабеют ум и тело!”

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

     слайд 22-23


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

    Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

    Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

    Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

    Конспект урока по окружающему миру во 2 «г» классе «Вода и её свойства» (Система развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с ФГОС)

    8. Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации( свойства воды)9. Задачи:- обучающие• формировать представления о свойствах  воды;• формировать практические умени...

    Конспект урока по окружающему миру "Распространение семян" 2 класс УМК "Система" Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов

    Конспект урока для 2-го класса по Окружающему миру.Тема: "Распространение семян"УМК "Система" Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов...

    Конспект урока по окружающему миру "Развитие животных", 1 класс УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»

    Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о развитие животных.Планируемые результатыПредметные знать: как развиваются животные;уметь: правильно определять как рождается и развиваетс...

    Конспект урока по окружающему миру + презентация "Достопримечательности родного края" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 3 класс)

    Цель деятельности учителя: формирование знаний о достопримечательностях родного края.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия «достопримечательность», «Родина»;Знать дос...