Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 класса по системе Л.В.Занкова
    рабочая программа по окружающему миру на тему

    Папонова Мария Владиславовна

    Полная рабочая программа по окружающему миру

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_okr.miru_1-4_klass_zankov.docx54.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова, Примерной программы начального общего образования, Программы формирования здорового и безопасного образа жизни, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.  Рабочая программа реализуется в рамках УМК «Система общего развития Л.В. Занкова» и обеспечена учебниками и рабочими тетрадями (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: для 1,2,3,4 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров», методическими пояснениями (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир»1-2,3,4 классы. - Самара: Издательский дом «Федоров»).

    В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

    Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

    Целью изучения курса является формирование у учащихся начальных классов широкой целостной картины мира, которая обогащается за счет познания от класса к классу все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире. Интегрированный курс «Окружающий мир» предусматривает ознакомление младших школьников с природой во взаимодействии: человек-природа-общество, знакомство с миром социального окружения ребенка.

    В задачи курса входит:

    - освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания;

    - ознакомление с взаимодействием человека и природы;

    - развитие кругозора, наблюдательности, мышления, творческих способностей учащихся;

    - воспитание бережного отношения и любви к природе;

    - формирование навыков экологически грамотного поведения, использование приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях, воспитание поведенческих навыков, коммуникативного взаимодействия, нравственных норм межличностных отношений младших школьников.

    Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

    От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

    В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

    Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

    Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

    Содержание курса в 4 классе - следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

    В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, - так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

    Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

    Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

    Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

    В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.

    Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:

    1) история открытия и познания природы Земли;

    2) развитие человека и человеческого общества;

    3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

    Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

    Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.

    Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

    Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

    Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.

    Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

    Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

    Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

    Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

    Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

    1. Общая характеристика учебного предмета

    Курс каждого года обучения, являясь частью целого, знакомит учащихся с определенным кругом предметных знаний, обеспечивает формирование общепредметных умений – умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, а также включает содержание, обеспечивающее, формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, окружающему миру, людям, родной стране.

    Следует иметь в виду качественно разные уровни в раскрытии содержания курса для учащихся первого и последующих классов. Для первоклассников – это уровень конкретно-образных представлений, эмоциональных впечатлений и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой деятельности. Для школьников 2-4 классов – это уровень понятийных знаний, выявления закономерных связей природных явлений, опыт практической деятельности, микроисследований и самостоятельного формулирования выводов, формирование компетентностного подхода.

    При ознакомлении с окружающим миром в 1-4 классах предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, наша страна Россия, труд людей в городе и селе, народные традиции и праздники как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой. Вопросы охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности также входят в содержание программы курсов.

    Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

    Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.

    Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

    Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

    Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

    В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

    Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

    Интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Л.В.Занкова» знакомит школьников с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

    Ученик должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, он приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

    При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна цель курса – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.

    Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

    Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.

    Контроль образовательных результатов. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю.

    Во-первых, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому, прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

    Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами:

    1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.). Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников.
    2.  Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала учитель проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний.

    Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к информационным источникам. Это лишний раз учит работе с ними и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

    1. Описание места учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов.

    В учебном плане школы в 1-ом   классе на изучение предмета «Окружающий мир» выделяется 2 часа в неделю - 33 часа в год.

    Во 2 -4 классах -  2 часа в неделю – по 68 часов в год.

    1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

    Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

    Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

    Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

    Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

    Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

    Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

    Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

    Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

    Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

    На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

    1-й класс

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

    • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.
    • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
    • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий на уроке.
    • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
    • Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

    Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Выразительно читать и пересказывать текст.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

    1-я линия развития – уметь объяснять мир:

    • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
    • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
    • называть живые и неживые природные богатства, и их роль в жизни человека;
    • называть основные особенности каждого времени года.

    2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

    • оценивать правильность поведения людей в природе;
    • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

    К концу первого класса обучающиеся должны:

    иметь представление:

    - что такое окружающий мир;

    - об объектах природы и изделиях из них;

    - об объектах неживой и живой природы;

    - о значении природы для человека;

    знать:

    - название нашей страны, ее столицы, родного города (села);

    - последовательность времен года и календарных месяцев года;

    уметь:

    - приводить примеры растений и животных природного окружения;

    - вести наблюдения;

    - ухаживать за комнатными растениями;

    - выполнять правила личной гигиены, поведения в общественных местах, безопасного поведения на дорогах, в транспорте.

    2-й класс

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

    • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.
    • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
    • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

    Регулятивные УУД:

    • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
    • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
    • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
    • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
    • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

    • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
    • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
    • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем энциклопедиях.
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Выразительно читать и пересказывать текст.
    • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

    1-я линия развития – уметь объяснять мир:

    • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
    • объяснять влияние притяжения Земли;
    • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
    • наблюдать за погодой и описывать её;
    • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
    • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
    • называть основные природные зоны и их особенности.

    2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

    • оценивать правильность поведения людей в природе;
    • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

    К концу второго класса обучающиеся должны:

    знать:

    - объекты неживой и живой природы, признаки живых организмов;

    - признаки времен года;

    - изменения в жизни растений и животных в связи со сменой времен года;

    - растения природного окружения;

    - разнообразие растений: деревья, кустарники и травы, цветковые, хвойные, культурные, дикорастущие;

    - условия, необходимые для роста растений;

    - животных природного окружения; разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери или млекопитающие, дикие, домашние, хищные, растительноядные, насекомоядные;

     Птиц зимующих, перелетных;

    - охраняемые растения и животных; роль заповедников;

    - труд людей в разные сезоны года по выращиванию культурных растений в поле, саду, огороде;

    - звезды и планеты, значение Солнца для условий жизни на Земле;

    - глобус и карту полушарий, материки и океаны, территорию России на карте (общее представление); стороны горизонта;

    - названия материков и океанов;

    уметь:

    - проводить наблюдения в природе;

    - характеризовать признаки различных объектов природы;

    - приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

    - выполнять правила поведения в природе;

    - использовать географическую карту как источник информации, ориентироваться по Солнцу.

    3−4-й классы

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:

    • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
    • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
    • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД:

    • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
    • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
    • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

    • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи .
    • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем  энциклопедий, справочников.
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

    Коммуникативные УУД:

    • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
    • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

    • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

    Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

    • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
    • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

    1-я линия развития – уметь объяснять мир. 

    Природные условия Земли. 

    • объяснять, что такое погода, показатели погоды, климат;
    • объяснять, что такое почва и её состав;
    • перечислять природные зоны, их особенности;
    • находить взаимосвязи между климатическими условиями природных зон и особенностью жизни живых организмов;

    Человек и общество

    • узнавать о жизни людей разных эпох из исторического текста, карты и делать выводы;
    • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру) разных исторических периодов;
    • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
    • по году определять век, место события в прошлом;
    • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, современной России.

    2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

    • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
    • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

    Часть 1. Человек и природа

    1-я линия развития – уметь объяснять мир:

    • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
    • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
    • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
    • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
    • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

    2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

    • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
    • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

    Часть 2. Человек и человечество

    1-я линия развития – уметь объяснять мир:

    • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
    • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
    • Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

    2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

    • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
    • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

    К концу третьего класса обучающиеся должны:

    иметь представление:

    - о Конституции – основном законе страны;

    - о значении природы для человека;

    - об отрицательном влиянии хозяйственной деятельности людей на природу;

    - о мерах охраны природы;

    знать/понимать:

    - права и обязанности граждан;

    - права ребенка;

    - государственную символику России;

    - государственные праздники;

    - назначение компаса и термометра;

    - что такое тела и вещества;

    - твердое, жидкое и газообразное состояние вещества;

    - компоненты неживой природы (вода, воздух, полезные ископаемые), их свойства;

    - пояса освещенности;

    - природные сообщества;

    - взаимосвязи неживой и живой природы;

    - взаимосвязи в природных сообществах;

    уметь:

    - объяснять значение государственной символики России;

    - приводить примеры тел и веществ;

    - определять стороны горизонта по компасу;

    - пользоваться термометром;

    - приводить примеры разнообразия природы на земном шаре;

    - называть представителей растительного и животного мира в природных сообществах (3-4 примера);

    - выявлять связи в природе;

    - проводить самостоятельные наблюдения;

    - определять с помощью опытов и характеризовать свойства воды, воздуха, некоторых полезных ископаемых (3-4 характеристики);

    - участвовать в работе по охране природы;

    - пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных работ.

    К концу четвертого класса обучающиеся должны:

    знать/понимать:

    - строение и функции органов и систем организма человека;

    - правила здорового образа жизни;

    -природные зоны России: географическое положение, климат, растительный и животный мир, условия жизни населения;

    - особенности хозяйственной деятельности людей;

    - народы, населяющие Россию;

    - родной край на карте, особенности труда людей, экологические проблемы (на примере родного края, города, села);

    - важные события истории Отечества (в соответствии с требованиями образовательного минимума);

    - культурно-исторические традиции народов нашей страны;

    уметь:

    - соблюдать правила личной гигиены, безопасности жизнедеятельности;

    - оказывать первую помощь при порезах, ушибах, обморожении;

    - показывать на карте основные формы поверхности, моря, реки России;

    - характеризовать природные зоны нашей страны, особенности природы и хозяйства;

    -приводить примеры взаимосвязи между географическим положением местности, природными особенностями и хозяйственной деятельностью людей;

    - показывать на карте крупные города страны;

    - приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой;

    - извлекать информацию из легенды исторической карты;

    - рассказывать о важнейших событиях истории Отечества;

    - применять навыки проведения наблюдений, использовать источники дополнительной информации.

    1. Содержание учебного предмета, курса

    1 класс (66 ч)

    Авторы: Н.Я.Дмитриева .А.Н.Казаков.

    Окружающий  мир: природа, общество, труд.

    Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

    Природа осенью. Природа – источник познания.

    Экскурсии.

    Природа.

     Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.

    Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.

    Природа и человек. Красота природы, народные праздники.

    Практические работы и экскурсии.

    Планета Земля.

     Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.                            

    Становление человека.

    Общее представление об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.

    Экскурсии.

    Кто такие «Мы»

    Современное человечество. Его разнообразие по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

    Страна, где мы живём. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России.

    Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила пользования транспортом и дорожного движения.

    Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор.

    Экскурсии.

    2 класс (68 ч)

    Общий взгляд на Землю.

    Материки и океаны Земли. Россия – самое большое государство мира. Москва – столица.  

    Россия – родина космонавтики.  Практическая работа.

    Как изучают окружающий мир. 

    Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Правила организации учебного труда дома и в школе. Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе – твёрдое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология – наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.    Практические работы.

    Космос и Земля. 

    Звёзды. Солнце – звезда. Планеты. Луна – спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Область жизни на Земле. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю.  Практические работы. Экскурсия в планетарий.  Наблюдения.

    Взаимодействие сил природы.

    Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времён года. Вода. Вода на Земле. Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные: пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного поведения на водоёмах. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лёд. Свойства воды. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода – одно из условий жизни на Земле. Вода в быту человека.   Воздух. Его состав и свойства. Что такое ветер. Значение воздуха. Явления природы. Круговорот воды в природе.  Стихийные бедствия на Земле. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Практические работы. Экскурсия. 

    Живая природа.

    Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение.  Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений. Ядовитые растения.

    Животные. Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных.  Дикие и домашние животные. Правила поведения с домашними животными.

     Грибы – съедобные и ядовитые, их разнообразие.     Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.

    Сохранение редких растений, животных, грибов. Красная книга.  Красота и разнообразие природы России.  Практические работы.  Экскурсии.

    3 класс (68 ч)

    Природные условия Земли.

    Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате.

    Почва. Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой.  Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы.

    Человек в далёком прошлом.

    Природные условия, в которых появился человек. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век). Практические работы. Экскурсии.

    Земли восточных славян.

    Природа умеренного пояса. Единство почв, растительности и животного мира в степях. Сезонные изменения в природе степи. Охрана почв, растительности и животного мира степи. Зона лесов. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Перелётные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Земли восточных славян. Путь «из варяг в греки».

    Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура.  Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.  Практические работы. Экскурсии.

    Московское государство.

    Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоём, их значение. Сезонные изменения в растительном и животном мире сообществ (водоём). Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоёмах.

    Объединение вокруг Москвы русских земель. Освобождение от ордынского ига.  Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга.  Культура Московской Руси.  Практические работы. Экскурсии.

    Путь от Руси к России.

    Расширение пределов страны, дальнейшее освоение Сибири. Особенности природы Севера: тундра, Арктика. Коренное население Сибири.

    Краеведение. (Изучение природы родного края). Экскурсии.

    4 класс (68 ч)

    Человек и окружающий мир.

    Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.

    Человек познаёт самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения.  Первая помощь при переломах и порезах. Практические работы. Экскурсии.

    Преобразования в России.

    Россия при Петре 1. М.В.Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.

    Развитие русского военного искусства. А.В.Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И.Кутузов. План местности. Практические работы. Экскурсии.

    Мир человека в Новое время.

    Открытие новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

    События в России в начале 20 века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

    Великая Отечественная война (1941-1945).

    Развитие науки и техники.

    Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство.

    Экологические проблемы России. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

    Новые знания о человеке. И.П.Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика.  Органы пищеварения.  Правильное питание и здоровье.  Гигиена ротовой полости и зубов.  Выделительная система и её значение для организма.  Правила здорового образа жизни: Правильное питание, полезные и вредные привычки.  Практические работы.  Экскурсии.

    Современная Россия.

    Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.

    Краеведение. (Изучение родного края.  Экскурсии.)

    1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

    Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.

    В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

    1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
    2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
    3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
    4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
    5. географические и исторические карты;
    6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

    Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

    Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.

    Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

    Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

    Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.

    В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.

    Осуществлять деятельностный подход в обучении помогает использование различных энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...

    Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")

    В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

    Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"

    Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру  для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...

    Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс

    Рабочая программа и тематическое планирование по  окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...

    Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

    Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...

    Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

    Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...

    Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...