Рабочая программа по окружающему миру- 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Представлена рабочая программа по окружающему миру - 3 класс УМК "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_rabochaya_programma.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

 

      Система учебных курсов «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественно – научное и экологическое образование и включает курс «Мир вокруг нас» (Окружающий мир) (3 класс) на   основе  «Программы по окружающему миру для  1 - 4 классов начального общего образования  общеобразовательных учреждений. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом: учебник «Мир вокруг нас», для 3 класса в двух частях, автор А.А. Плешаков; рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях «Мир вокруг нас». А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2009г; «Проверь себя» - тетрадь для учащихся 3 классов начальной школы в 2 ч. А.А.Плешаков. – М.; Вита-Пресс, 2009г.

            Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)  и  предназначена  для  обучающихся  3 классов  (общеобразовательного  класса четырёхлетней начальной школы).

Основные задачи курса окружающий мир  в 3 классе сводятся к следующему:

  1. формирование ценностно – окрашенного образа окружающего мира
  2. формирование современной экологически  ориентированной картины мира
  3. развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества
  4. формирование личностных качеств культурного человека – доброта, терпимость
  5. воспитание любви к своему к своему городу, к Родине
  6. развитие познавательных интересов, творческих способностей
  7. развитие эмоциональной сферы, речи
  8. формирование учебной деятельности

      Рабочая  программа составлена в соответствии  с Обязательным минимумом содержания начального (четырёхлетнего) общего образования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

      Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

      Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель —   воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

       К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

      Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

      1.   Идея многообразия мира.

      2.   Идея экологической целостности мира.

      3.   Идея уважения к миру.

Преобладающие виды работы:

  1. Экскурсии, наблюдения
  2. Практические и проверочные работы
  3. Тесты

             Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке. Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Приемы, методы и формы работы:

  1. разнообразные виды практической  работы
  2. исследовательская работа, краеведение
  3. творческие работы  - составление тематических презентаций, проектов

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

       Курс способствует пробуждению у учащихся интереса и любви к природе, ко всему живому, накоплению жизненного опыта.

      Содержание курса  позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, литературное чтение, технология).

        Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках , а с другой  - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 3  КЛАССА

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  1. человек – часть природы и общества;
  2. что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  3. основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  4. основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы животных(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), съедобные и несъедобные грибы;
  5. взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;
  6. взаимосвязи между природой и человеком;
  7. строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  8. правила гигиены, основы здорового образа жизни;
  9. правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности;
  10. потребности людей, товары и услуги;
  11. роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

  1. некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы(с опорой на карту).

      Учащиеся должны уметь:

  1. распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  2. проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  3. объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  4. выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;
  5. выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  6. владеть элементарными приемами чтения карты;
  7. приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

КОНТРОЛЬ за уровнем обучения учащихся 3 класса

Осуществляется по трём направлениям:

1. Учитываются умения распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя.

    Умение объяснять  взаимосвязи в природе и между природой и человеком.

2. Выполнять правила личного поведения в природе. Выполнять правила личной гигиены и

     безопасности.

3. Владеть элементарными приёмами чтения карты.

                                                       ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: 

Практическая часть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Практическая работа

8

4

4

1

17

Проверочная работа

1

-

-

-

1

Самостоятельная работа

-

-

-

1

1

Краеведение

2

3

2

-

7

Экскурсия

2

1

1

-

4

Тест

1

2

1

2

6

Календарно-тематический    план.

№ п/п

Наименование раздела программы.

Тема урока

Дата  прохож

дения

по плану

Дата

скорректи

рованного прохождения

1 четверть 18 часов   Раздел «Как устроен мир» 7 часов

1.

Экскурсия «Природа вокруг нас»

2.

Природа. Многообразие природы. Значение природы для людей.

3.

Человек

4.

Общество. Практическая работа

5.

Мир глазами эколога Практическая работа «Посадка кустарников».

6.

Природа в опасности! (ролевая игра). Охрана природы нашего края. Краеведение.

7.

Экскурсия  «Природе нужна твоя помощь» Тест

ИТОГО: 7 часов

Практическая работа – 2

Экскурсия – 2

Краеведение – 1

Тест - 1

Раздел «Эта удивительная природа»  19 часов

8.

Тела, вещества, частицы.  Лабораторный урок

9.

Разнообразие веществ.  Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

10.

Воздух и его охрана. Практическая работа

11.

Вода. Практическая работа  «Изучение свойств воды»

12.

Превращения и круговорот воды. Практическая работа

13.

Берегите воду! Проверочная работа

14.

Как разрушаются камни

15.

Что такое почва. Практическая работа «Состав почвы»

16.

Разнообразие растений. Растения нашего края. Краеведение.

17.

Солнце, растения и мы с вами.

18.

Размножение и развитие растений. Практическая работа. «Рассматривание плодов семян и растений»,             «Плоды-путешественники».

2 четверть 14 часов

19.

Охрана растений. Тест «Разнообразие растений»

20.

Разнообразие животных. Практическая работа «Разнообразие животных»

21.

Кто что ест. Животные  нашего края. Краеведение

22.

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

23.

Размножение и развитие животных.

24.

Охрана животных. Краеведение

25.

В царстве грибов. Краеведение

26.

Великий круговорот жизни. Обобщение по разделу «Эта удивительная природа». Тест

ИТОГО: 19  часов

Практическая работа – 7

Проверочная работа - 1

Краеведение – 4

Тест - 2

Раздел «Мы и наше здоровье» 8 часов

27.

Организм человека

28.

Органы чувств

29.

Надежная защита организма Практическая работа «Знакомство с внешним строением кожи».

30.

Опора тела и движение

31.

Наше питание.  Практическая работа «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах».

32.

Дыхание и кровообращение Практическая работа «Подсчёт ударов пульса».

3 четверть 20 часов

33.

Умей предупреждать болезни

34.

Здоровый образ жизни. Викторина «Тело человека и охрана здоровья»

ИТОГО: 8 часов

Практическая работа – 3

Раздел «Наша безопасность» 9 часов

35.

Огонь, вода и газ

36-37

Чтобы путь был счастливым

38.

Дорожные знаки

39.

Дорожные знаки Экскурсия «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы».

40.

Опасные места

41.

О молниях, змеях, собаках и прочем

42.

Экологическая безопасность (интегрированный урок: «Мир вокруг нас» + математика) Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

43.

Обобщение по разделу «Наша безопасность». Тест

ИТОГО: 9 часов

Практическая работа – 1

Экскурсия – 1

Тест - 1

Раздел «Чему учит экономика» 12 часов

44.

Для чего нужна экономика

45.

«Три кита» экономики. Игра «Крестики-нолики»

46.

Полезные ископаемые. Практическая работа. «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых». Полезные ископаемые нашего края. Краеведение

47.

Растениеводство  Практическая работа «Знакомство с культурными растениями».

48.

Животноводство

49.

Какая бывает промышленность. Промышленность нашего края. Краеведение

50.

Что такое деньги.

51.

Что такое деньги. Практическая работа

52.

Государственный бюджет

4 четверть 16 часов

53.

Семейный бюджет. Самостоятельная работа

54.

Экономика и экология.

55.

Обобщение по разделу «Чему учит экономика». Тест

ИТОГО: 12 часов

Практическая работа – 3

Краеведение – 2

Самостоятельная работа - 1

Тест - 1

Раздел «Путешествие по городам и странам» 13часов

56-58.

Золотое кольцо России ( ПРОЕКТ)

59.

Наши ближайшие соседи

60-61.

На севере Европы

62.

Что такое Бенилюкс

63.

В центре Европы

64-65.

Путешествие по Франции и Великобритании

66.

На юге Европы

67.

По знаменитым местам мира Практическая работа «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов»

68.

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок). Итоговый тест

ИТОГО: 13 часов

Практическая работа – 1

Тест - 1

ИТОГО: 68 часов

Перечень  учебно – методического   обеспечения

для   учителя : 

  1. А. А. Плешаков. Учебник «Мир вокруг нас. 3 класс» (1 – 2 части). – М.: Просвещение, 2009 г.; А.А.Плешаков.
  2. Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2-х частях. «Мир вокруг нас». – М.: Просвещение, 2009г;
  3. А.А.Плешаков. «Проверь себя» - тетрадь для учащихся 3 классов начальной школы. В 2 ч. – М.; Вита-Пресс, 2009г.
  4. Е. М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас. 3 класс» М.: Просвещение, 1998 г; А.А.Плешаков. «Зеленые страницы». – М.: Просвещение, 1998 г;  А.А. Плешаков.

- мультимедийные пособия

  1. Электронные плакаты для начальной школы (окружающий мир)
  2. Презентации учителя и учащихся

образовательные  Интернет-ресурсы

http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов;

http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html; Работа с одаренными детьми в начальной школе

Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» - http://catalog.iot.ru - где собрано и классифицировано более 650 интернет-ресурсов по образованию.

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru – базовая составляющая проекта ИСО. Здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей Вас теме в различном формате – тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.

для  учащихся: 

А. А. Плешаков. Учебник «Мир вокруг нас. 3 класс» (1 – 2 части). – М.: Просвещение, 2009 г.;

А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2-х частях. «Мир вокруг нас». – М.: Просвещение, 2009г; А.А.Плешаков.

«Проверь себя» - тетрадь для учащихся 3 классов начальной школы. В 2 ч. – М.; Вита-Пресс, 2009г.

Согласовано.                                       

Заместитель  директора  по НМР      

 _____________                      

   Наумова Л.В.                                      

 «____»__________2010 года

Согласовано.

Протокол № 1

от «___»_________2010 года

Руководитель  УВЦ

 учителей начальных классов

_____________________

    Щербакова Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...