Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, УМК "Планета знаний""
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Пушкарева Ирина Алексеевна

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir.rar152.56 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Наименование учебной программы.

Данная рабочая программа по окружающему миру в 3 классе на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы  «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ; государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) и среднего (полного) общего образования»  и адаптирована к ШУП 3 класса на 2012 – 2013 учебный год.

  1. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета.

Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  1. систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  2. формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  3. знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  4. социализация ребёнка;
  5. развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  6. воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  7. формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  8. развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  9. формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  10. формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  11. формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  12. формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
  13. формирование основ экологической культуры;
  14. патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

  1. Место и роль предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы школы.

Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.  Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.

  1. Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения окружающего мира на ступени начального общего образования, в том числе в 3 классе — 68 часов в год, 2 часа в неделю. 

  1. Обоснование выбора тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента.

Реализация национально-регионального компонента осуществляется по нескольким содержательным линиям:

  1. Содержательная линия образования "Социально-экономическая и правовая культура"

Изучение социально-экономической и правовой культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

  1. дальнейшее развитие знаний о социокультурных и социально-экономических особенностях места своего проживания, Ростовской области;
  2. воспитание чувства гордости за место своего проживания, за себя как жителя Ростовской области.
  1. Содержательная линия образования "Культура здоровья и охрана жизнедеятельности"

Изучение культуры здоровья на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

  1. развитие базовых представлений о единстве физического, психического и духовного здоровья как основы гармоничного существования человека;
  2. формирование основных умений и навыков самопознания, самооценки и саморегуляции психофизического и социального здоровья;
  3. формирование основных навыков безопасной организации повседневной жизни.
  1. Содержательная линия образования "Экологическая культура"

Изучение экологической культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

  1. дальнейшее развитие поведения, соответствующего нормам и правилам отношения к природе с учетом освоенных в дошкольном возрасте навыков;
  2. выработка основных представлений о современной экологической культуре;
  3. воспитание ориентации и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства с учетом физических возможностей и приобретенных знаний.
  1. Содержательная линия образования "Информационная культура"

Изучение информационной культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

  1. формирование начальных представлений об информации и ее основных источниках;
  2. овладение элементарными практическими навыками использования информации для расширения своих знаний и решения конкретных задач;
  3. формирование начальных умений выбора информации, позволяющей раскрыть задатки и самоутвердиться среди взрослых и сверстников.

  1. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы:

Основной учебник:

  1. Потапов И.В.Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. Учебник  1-4 класс
  2. Потапов И.В.  Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. Рабочая тетрадь № 1, № 2 1-4 класс

Дополнительная литература:

  1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов , Обучение в 3 классе по учебникам "Окружающий мир"

Перечень интернет ресурсов:

  1. http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа
  2. http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения
  3. http://www.nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителям
  4. http://nachalka.info/ - Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
  5. http://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 - Начальная школа
  6. it-n.ru - Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школы

Справочно- информационные программы

  1. http://ru.wikipedia.org/ - электронная энциклопедия
  2. Программа-тренажер для начальной школы

  1. Содержание учебной программы.
  1. Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий:
  2. 3 класс (68 ч)

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность,  способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

  1. Указание планируемых результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

понимание необходимости бережного отношения к природе;

адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;

понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;

понимания ценности заботливого и уважительного отношения к своей семье, взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей;

понимания своей сопричастности к жизни страны;

внимательного отношения к красоте окружающего мира, природы своей Родины.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

называть характерные признаки времён года;

различать и называть части растений;

ухаживать за комнатными растениями;

выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;

различать и называть основные части тела человека;

называть органы чувств и рассказывать об их значении;

приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;

приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц,  зверей).

Учащиеся получат возможность научиться:

различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

характеризовать особенности времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

называть основные возрастные периоды жизни человека;

рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;

называть некоторые отличительные признаки основных

групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

рассказывать о способах движения и питания животных;

рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

рассказывать, как развивается растение из семени;

выращивать растение одним из изученных способов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

называть своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

выражать приветствие, благодарность, просьбу;

выполнять элементарные правила личной гигиены,

пользоваться предметами личной гигиены;

рассказывать о профессиях родителей и работников

школы;

проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

приводить примеры видов труда людей;

узнавать герб и флаг России, называть её столицу;

различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:

различать виды эмоционального состояния человека;

воспроизводить гимн России.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» (под руководством учителя);

определять своё продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся могут научиться:

осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;

замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

осуществлять взаимопроверку при работе в паре.

Познавательные

Учащиеся научатся:

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

называть и различать окружающие предметы и их признаки;

устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье, здоровому образу жизни;

соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Учащиеся могут научиться:

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

  1. Система оценки планируемых результатов:

С целью  достижения высоких результатов образования  в процессе реализации программы используются:

Формы организации   учебного процесса: работа в группах и  в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация  процесса.

Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.

Формы  определения уровня развития ЗУН учащихся: рефлексия работы, самооценка, проекты, тесты, и др.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету окружающий мир

Ошибки:

  1. неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  2. нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
  3. неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
  4. неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
  5. незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  6. отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
  7. ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  8. неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).

Недочеты:

  1. преобладание при описании объекта несущественных признаков;
  2. несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
  3. отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  4. неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
  5. неточности при нахождении объектов на карте.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу  «Окружающий мир» к концу третьего года обучения

Учащиеся должны знать:

  1. что такое явление природы;
  2. что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;
  3. устройство компаса;
  4. о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;
  5. о круговороте воды в природе;
  6. легко определяемые свойства воды (3—4);
  7. о водоёмах (река, озеро, море);
  8. о значении воды в жизни человека, необходимости её охраны и рационального использования;
  9. легко определяемые свойства воздуха (3—4);
  10. состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);
  11. о необходимости охраны воздуха от загрязнения;
  12. что такое горные породы и полезные ископаемые;
  13. свойства 3—4 полезных ископаемых, их использование человеком;
  14. о необходимости бережного использования полезных ископаемых;
  15. о почве, её значении и необходимости охраны;
  16. о четырёх царствах живой природы;
  17. об органах растений и их значении;
  18. особенности размножения и развития растений;
  19. о некоторых группах растений и их отличительных признаках;
  20. об отличительных признаках основных групп животных;
  21. особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;
  22. некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;
  23. о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;
  24. названия важнейших органов человека и их функции;
  25. основные правила личной гигиены;
  26. какие народы живут на территории России;
  27. символику своего города;
  28. столицу России;
  29. государственные символы России;
  30. как называется главный закон страны;
  31. как устроено наше государство;
  32. основные права и обязанности ребёнка.

Учащиеся должны уметь:

  1. находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
  2. различать наиболее распространённые растения
  3. различать наиболее распространённых животных
  4. проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
  5. устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
  6. приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
  7. выполнять правила личной гигиены;
  8. оценивать своё поведение в природе;
  9. выполнять правила поведения в природе;
  10. находить на карте город (село), в котором они живут;
  11. рассказывать о главных символах государства;
  12. рассказывать о символах своего города;
  13. рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
  14. рассказывать об основных правах и обязанностях ребёнка.

Учащиеся могут знать:

  1. что такое открытая и закрытая линия горизонта;
  2. что называют свойством тела и вещества;
  3. о физических и химических явлениях природы;
  4. об использовании энергии воды и ветра;
  5. о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
  6. о разнообразии грибов и их значении в природе и жизни человека;
  7. о значении бактерий в природе и жизни человека;
  8. об особенностях питания и дыхания растений;
  9. об условиях прорастания семян;
  10. о предках культурных растений и домашних животных;
  11. об обычаях и традициях своего народа;
  12. об истории возникновения своего города (села);
  13. историю возникновения герба своего города;
  14. историю происхождения и развития основных символов государства;
  15. основные моменты развития органов власти страны;
  16. историю происхождения государственных наград.

Учащиеся могут уметь:

  1. находить стороны горизонта по местным признакам:
  2. моделировать несложные природные процессы;
  3. объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
  4. выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
  5. пользоваться различной справочной литературой;
  6. получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  7. сравнивать и делать выводы.
  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Печатные пособия:

  1. Потапов И.В.  Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. Рабочая тетрадь № 1, № 2 1-4 класс

Технические средства обучения:

  1. Проектор мультимедийный
  2. ПК

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  1. мензурка
  2. пробирка
  3. термометр
  4. два стакана разной вместимости (большой и маленькой)
  5. фонарь

Демонстрационные пособия:

  1. Учебные таблицы (набор)
  2. Глобус
  3. Карты


Приложение 1.

Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий.

  1. Н. Ф. Дик Современный справочник учителя начальных классов в вопросах
  2. Сборник занятий по воспитанию гражданских качеств у младших школьников
  3. А. С. Торгашова, С. Н. Березина.  Открытые уроки в начальных классах
  4. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова.  Все предметы начальной школы в викторинах

Сайты для учителей начальной школы

  1. Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
  2. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
  3. Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
  4. Для уроков рисования:  http://www.kalyamalya.ru/
  5. Интересный сайт для учителей начальных классов: http://www.nachalka.com/
  6. Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/search/node/bpjybnm- это.
  7. Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
  8. Сценарии:  http://www.uroki.net/index.htm
  9. Сценарии: http://www.iro.yar.ru:8101/resource/dis ... education/
  10. Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su/ -
  11. Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -
  12. Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
  13. Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете:http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
  14. Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru/
  15. Математика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com/
  16. "Кенгуру" - международная олимпиада по математике: http://center.fio.ru/som/RESOURCES/KARP ... ENGURU.HTM
  17. Прекрасная коллекция клипариков, фоны и многое другое:  www.lenagold.ru.
  18. Познавательный портал: http://clow.ru/
  19. Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/
  20. Энциклопедия комнатных и садовых растений: http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first=
  21. Материалы для классных руководителей, завучей школ и других заинтересованных специалистов, работающих с семьями учеников:
  22. http://www.interpedagogika.ru/shapka.p ... =-1&page=1
  23. Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
  24. Математика в начальной школе(статьи,задачник,конспекты,игры): http://annik-bgpu.km.ru/index.html
  25. Учительский портал:  http://www.uchportal.ru/
  26. Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm
  27. Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое): http://www.tatarovo.ru/sound.html

Приложение 2.

Контрольно-измерительные материалы.

Контрольные занятия проводятся в соответствии с материалом учебника (раздел «Мозаика заданий »)

Приложение 3.

Практическая часть.

  1. Экскурсия в лес.
  2. Экскурсия к водоему.

Приложение 4.

Национально-региональный компонент содержания образования.

Для  реализации национально-регионального компонента используется следующая информация:

Росто́вская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа.

Административный центр:  город Ростов-на-Дону (население более 1 млн человек), крупный промышленный, культурный и научный центр, морской порт, важный транспортный узел, с 2000 года — центр Южного федерального округа.

Граничит: на востоке — с Волгоградской областью, на севере — с Воронежской, на юге — с Краснодарским иСтавропольским краями, республикой Калмыкией, на западе — с Украиной.

В 2007 году Банком России была выпущена памятная монета, посвящённая Ростовской области.

География


Расстояние по прямой от Москвы — 756 км. На территории области протекает одна из крупнейших рек Европы — Дон (длина 1870 км), расположено Цимлянское водохранилище (объём 24 млрд м³). Судоходны основные притоки Дона: реки Северский Донец и Маныч. Озёра занимают лишь 0,4 % территории области. Часть гидроэнергетического потенциала реализуется на Цимлянской ГЭС в размере 630 млн кВт·ч.

Минеральное сырьё включает группу топливно-энергетических ресурсов, среди них — каменные угли Восточного Донбасса, в особенности антрацит, самый лучший в мире по калорийности. Разрабатываются месторождения нерудного сырья для металлургии и производства строительных материалов. Разведанные запасы газа оцениваются в 56,2 млрд м³. Имеются также месторождения железной руды, флюсовых известняков, строительных материалов, поваренной соли, природного газа.

Лесной фонд области незначителен, представлен на 2,8 % территории большей частью лесами, выполняющими водоохранные и защитные функции.

Административно-территориальное деление


Основная статья: Административно-территориальное деление Ростовской области

В состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, в том числе:

  1. 12 городских округов,
  2. 43 муниципальных района; в состав муниципальных районов входят:
  1. 18 городских поселений,
  2. 390 сельских поселений[5],

что определено Областным законом от 25.07.2005 № 340-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области».

Городские округа


п/п

Городской округ

ОКАТО

1

Ростов-на-Дону

60 401

2

Азов

60 404

3

Батайск

60 407

4

Волгодонск

60 412

5

Гуково

60 415

6

Донецк

60 417

7

Зверево

60 418

8

Каменск-Шахтинский

60 419

9

Новочеркасск

60 427

10

Новошахтинск

60 430

11

Таганрог

60 437

12

Шахты

60 440

Муниципальные районы


п/п

Муниципальный
район

ОКАТО

Административный
центр

1

Азовский

60 201 000

город Азов

2

Аксайский

60 201 001

город Аксай

3

Багаевский

60 205 000

станица Багаевская

4

Белокалитвинский

60 206 000

город Белая Калитва

5

Боковский

60 207 000

станица Боковская

6

Верхнедонской

60 208 000

станица Казанская

7

Веселовский

60 209 000

посёлок Веселый

8

Волгодонской

60 212 000

станица Романовская

9

Дубовский

60 213 000

село Дубовское

10

Егорлыкский

60 215 000

станица Егорлыкская

11

Заветинский

60 217 000

село Заветное

12

Зерноградский

60 218 000

город Зерноград

13

Зимовниковский

60 219 000

посёлок Зимовники

14

Кагальницкий

60 222 000

станица Кагальницкая

15

Каменский

60 223 000

рабочий посёлок Глубокий

16

Кашарский

60 224 000

слобода Кашары

17

Константиновский

60 225 000

город Константиновск

18

Красносулинский

60 226 000

город Красный Сулин

19

Куйбышевский

60 227 000

село Куйбышево

20

Мартыновский

60 230 000

слобода Большая Мартыновка

21

Матвеево-Курганский

60 231 000

посёлок Матвеев Курган

22

Миллеровский

60 232 000

город Миллерово

23

Милютинский

60 233 000

станица Милютинская

24

Морозовский

60 234 000

город Морозовск

25

Мясниковский

60 235 000

село Чалтырь

26

Неклиновский

60 236 000

село Покровское

27

Обливский

60 240 000

станица Обливская

28

Октябрьский

60 241 000

рабочий посёлок Каменоломни

29

Орловский

60 242 000

посёлок Орловский

30

Песчанокопский

60 244 000

село Песчанокопское

31

Пролетарский

60 245 000

город Пролетарск

32

Ремонтненский

60 247 000

село Ремонтное

33

Родионово-Несветайский

60 248 000

слобода Родионово-Несветайская

34

Сальский

60 250 000

город Сальск

35

Семикаракорский

60 251 000

город Семикаракорск

36

Советский

60 252 000

станица Советская

37

Тарасовский

60 253 000

посёлок Тарасовский

38

Тацинский

60 254 000

станица Тацинская

39

Усть-Донецкий

60 255 000

рабочий посёлок Усть-Донецкий

40

Целинский

60 256 000

посёлок Целина

41

Цимлянский

60 257 000

город Цимлянск

42

Чертковский

60 258 000

посёлок Чертково

43

Шолоховский

60 211 000

станица Вёшенская

Население


Численность населения:

  1. 2009 — 4241,8 тыс. человек,
  2. 2005 — 4334,4 тыс. человек,
  3. 2002 — 4404,0 тыс. человек.

Плотность населения — 42,1 чел./км² (2009), удельный вес городского населения — 66,9 % (2009).

Большинство населения составляют русские. Также в области проживают украинцы (2,7 %), армяне (2,5 %, большинство вМясниковском районе и Ростове-на-Дону).

Народ

Численность в 2002 году,
человек
[6]

Русские

3 847 343 (87,3 %)

в том числе казаки

87 492 (2 %)

Украинцы

118 486 (2,7 %)

Армяне

109 994 (2,5 %)

Турки

28 285 (0,75 %)

Белорусы

26 604

Азербайджанцы

16 498

Чеченцы

15 469

Цыгане

15 138

Корейцы

11 669

Грузины

10 636

Молдаване

7599

Лица, не назвавшие национальность

7507

Татары

6840

Даргинцы

6735

Евреи

4984

Аварцы

4040

Лезгины

3659

Удмурты

3630

Мордва

3447

Немцы

3155

Греки

3152

Казахи

3021

Чуваши

3017

Марийцы

2752

Осетины

2687

Табасараны

2231

Ассирийцы

2040

Вымышленные народы

1920

Узбеки

1820

Коми-пермяки

1811

Поляки

1781

Езиды

1631

Удины

1573

Кумыки

1341

Китайцы

1147

Башкиры

1142

Ингуши

1134

Болгары

1074

показаны народы c численностью более 1000 человек

Экономика


Промышленность

На территории области развиты аграрная промышленность, пищевая-перерабатывающая промышленность, тяжёлое и сельскохозяйственное машиностроение, угольная промышленность, автомобилестроение.

Крупные промышленные предприятия

  1. Таганрогский металлургический завод
  2. Таганрогский автомобильный завод
  3. Красный котельщик
  4. Таганрогский комбайновый завод
  5. ТАНТК им. Бериева
  6. Новочеркасский электровозостроительный завод
  7. Атоммаш
  8. Ростовский электрометаллургический завод
  9. Роствертол
  10. Ростсельмаш
  11. Ростовская АЭС
  12. Цимлянская ГЭС
  13. Новочеркасская ГРЭС
  14. Новочеркасский Электродный завод

Лёгкая промышленность

  1. ОАО «Цимлянская ковровая фабрика»
  2. ОАО «Глория Джинс»
  3. ООО "Донской Пух" (Каменская пухоперовая фабрика)

Крупные предприятия

  1. ООО «БВН инжениринг»

Энергетика

Теплоэнергетика

В регионе расположена крупнейшая электростанция Южного федерального округа, входящая в состав ОГК-6:

  1. Новочеркасская ГРЭС — 2112 МВт

Также в Ростовской области находятся тепловые станции, входящие в ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго»

  1. Волгодонская ТЭЦ-1 — 6 МВт
  2. Волгодонская ТЭЦ-2 — 426 МВт
  3. Каменская ТЭЦ — 34 МВт
  4. Ростовская ТЭЦ — 160 МВт
  5. Шахтинская ГТЭС — 31,6 МВт

Гидроэнергетика

В городе Цимлянске находится Цимлянская ГЭС — 209 МВт, также входящая в ТГК-8.

Атомная энергетика

В городе Волгодонске работает Ростовская АЭС — 2000 МВт.

Транспорт

Автомобильный

По территории Ростовской области проходят:[8]

  1. федеральная автомагистраль E 115М4 «МоскваНовороссийск»;
  2. автомагистраль E 50М19;
  3. автомагистраль E 58М23 «КишинёвРостов»;
  4. автомагистраль E 40М21 «ВолгоградКишинёв».

Железнодорожный

В Ростовской области находятся железные дороги, принадлежащие ОАО «РЖД» и относящиеся к Северо-Кавказской железной дороге. Через область проходят железнодорожные маршруты, ведущие на юг России — в Краснодарский край (к Азовскому и Чёрному морям), а также в Абхазию и Украину. Одним из крупнейших узлов железнодорожного сообщения юга России является станция Лихая, через которую проходит железнодорожное сообщение восток-запад/север-юг на юге России.

Водный

Основные водные артерии области — реки Дон и Северский Донец. Портами Азовского моря являются Таганрог и Ростов-на-Дону. Крупнейшим инфраструктурным проектом в низовьях реки Дон является строительство Ростовского универсального порта[9], открытие которого федеральные власти наметили на 2016 год. Универсальный порт призван укрепить торговые связи России с государствами Европы, Африки и Азии. Пропускная способность будущего порта — 16 миллионов тонн грузов в год.

Инвестиционный проект "Мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт» разработан по инициативе ГК «Азово-Донское пароходство»[10]

Сельское хозяйство

Главное богатство области — её почвенные ресурсы. В общей структуре земли черноземы составляют почти 65 %.

Более 60 % валовой продукции сельского хозяйства области производится в отраслях растениеводства. Первостепенное значение в его структуре имеет зерновое хозяйство, под которым занято около половины посевных площадей. Главная зерновая культура — озимая пшеница. Широко распространены посевы кукурузы, риса, проса, гречихи и других крупяных культур, сои.

Ведущей технической культурой является подсолнечник. На промышленной основе создано садоводство и виноградарство. Большие площади заняты под овощеводство.

В животноводстве хозяйства области специализируются по следующим направлениям — молочному и мясному скотоводству, овцеводству, коневодству и птицеводству.

Достопримечательности


С 2002 года в Ростовской области проходят единственные в стране гонки на тракторах "Бизон-Трек-Шоу". В уникальных соревнованиях принимают участие механизаторы сельхозпредприятий из России и зарубежья. За минувшее время гонки на тракторах стали настоящим спортивным праздником работников сельского хозяйства.

Приложение 5.

Таблица используемых технологий.

Педагогические технологии  и принципы обучения:

  1. Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

  1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

  1. Технологии развивающего обучения:

-Система развивающего обучения Л.В. Занкова;

- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.

Принципы обучения:

  1. Принцип научности обучения
  2. Связи теории с практикой
  3. Системности
  4. Принцип сознательности и активности в обучении
  5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
  6. Принцип наглядности
  7.  Доступность обучения
  8. Принцип прочности усвоения знаний

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний"

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной п...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...