"Эта удивительная природа"
материал по окружающему миру по теме

Сценарий викторины по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_eta_udivitelnaya_priroda.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная)

начальная школа - детский сад  № 1» Минобразования Чувашии

Сценарий викторины

« Знатоки природы»

Выполнила : Петрушкина А.И.

учитель начальных классов:

2008г.

г. Чебоксары


Цель: Содействовать расширению знаний учащихся об окружающем мире, формировать умение работать в команде, уважать чужое мнение, оформлять  речевые высказывания, развивать сообразительность, логическое мышление.

Оборудование: Фонограмма лесных звуков, путевые листы, тест «Пернатые друзья», кроссворд «Викторина о животных», тексты заданий «В гостях у лесного лекаря» и «Растительный мир», изображения лекарственных растений, 5 верёвочек, привязанных к стойкам (стульям), 2 волейбольных мяча, ласты, теннисный мяч.

Содержание.

Звучит фонограмма лесных звуков, далее читаются стихи.

                     

           1.Есть просто храм, есть храм науки,

             А есть ещё природы храм-

              С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.

             Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь,

              Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь!

           2.Услышу ль сосен шум в полдневный час,

               Журчанье струй средь камушек у брода,

               О, люди, мыслю я, у всех  у нас есть мать одна по имени Природа!

                У ней для всех хватает доброты.

                 И мы живём, запечатлев навеки

                В душе её прекрасные черты – поля, луга, леса, моря и реки!

           3.Три колдуна у природы есть: вода, земля и воздух –

              Три её основы.

               Какая бы не грянула беда – всё возродится снова.

           4.О человек!

              Природа–мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет

               Ни рослых трав, ни голубых озёр…

              Цени её доверие!

               Не обмани его! И в тёмный лес входи, как в храм,

              Под мраморные своды.

      Сегодня мы с вами проведём викторину « Знатоки природы». Отправимся по лесной тропинке и в пути сделаем несколько остановок  Каждый класс получит путевой лист, в котором  отображён маршрут движения. Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот и будет считаться победителем.

     А сейчас предлагаем вашему вниманию интересные факты из жизни природы.

    Самое большое насекомое – это  бабочка, которая обитает в Бразилии. Размах её крыльев достигает 30 см. А самый маленький жучок имеет длину 1/3 мм.

     

      Пчёлы-разведчики сообщают пчёлам-сборщикам о том, где находятся медоносные растения, с помощью танца: круги – недалеко, восьмёрка – далеко. Чем медленнее танец, тем дальше корм, чем продолжительнее, тем больше корма.

      Существуют уникальные деревья. К ним относятся :

- австралийский гигантский эвкалипт, высота его достигает 100 – 200 м;

- молочное дерево, дерево-корова в Бразилии; чтобы его «подоить» надо надрезать кору;

- железное дерево, растущее на Кавказе , - самшит, кора его настолько твёрдая, что нож её не берёт;

- хлебное дерево, его плод весит от 16 до 30 кг, из муки пекут лепёшки;

- колбасное дерево, плоды его похожи на колбасу, но несъедобны ;

- конфетное дерево ( Индия, Китай, Япония, Кавказ, Крым) , его плоды подсушивают, вкус напоминает конфеты.

        Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, так как за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

         Самые многочисленные птицы на Земле – куры. Учёные полагают, что кур на Земле не менее 3 миллиардов.

         А теперь послушаем разговоры лесных жителей

Сценка «Сорока и медведь».

- Эй, куманёк, на вопрос ответь!

- Какой вопрос, стрекотуха?

- Почему тебя, Миша-медведь, медведем зовут?

- Бестолковая ты птица! Медведь – значит, мёдом ведающий, Знаю, где мёд в лесу спрятан.

- А где, где мёд-то?

- Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу, все вы в лесу тогда медведями станете.

Сценка «Белка и заяц»

- Ты слышал новость, заяц?

- Я всё, белка, слышу: уши-то у меня вон какие!

- Так что же ты своими ушами слышал?

- Я слышал, что тебя, белка, лиса съела!

- Ну, это что! А я вот слыхала, что ты, заяц, лису съел!

- Вот это да! Что же мне теперь делать?

- Известно что: глазам верить, а не ушам!

-

Остановка 1. Растительный мир.

1.Красна, сладка, душиста. Растёт к земле близко. (земляника)

2.Что за трава, которую узнает сразу даже слепой? (крапива)

3.Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (берёза)

4.Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)

5.Перечислите растения , из которых в походе  можно приготовить крепкий ароматный чай. (душица, зверобой, мята, Иван-чай)

6.Как приготовить в походе рыбу? (можно закоптить, насадив на пруты; и поместить над углями или сварить уху )

7. Из чего можно приготовить еду в походе, если вы остались без продуктов? (из дождевых червей, виноградных улиток, лягушек, одуванчиков, крапивы, дикого лука, черемши)

Остановка 2. Пернатые друзья.

Выбери правильный ответ из трёх предложенных.

1.Каких птиц называют «пернатыми кошками» ?

ворона

сова

орёл

2.Кого называют «лесным доктором» или «санитаром леса» ?

дятел

клёст

ласточка

3.Какие птицы не летают?

пеликаны

страусы

утки

4.У какой птицы нет голоса?

у ястреба

у аиста

у воробья

5.Могут ли птицы работать почтальонами?

могут

не могут

могут, но не все

6.Какой орган чувств наиболее хорошо развит у совы?

слух

зрение

обоняние

7.Какие птицы могут передвигаться по суше, скользя на брюхе?

утки

голуби

пингвины

8.Какие птицы на Земле наиболее многочисленны?

воробьи

куры

вороны

Остановка 3. В гостях у лесного лекаря.

1.Листья какого растения можно приложить к ране? (подорожник)

2.У этого лекарственного растения верхняя сторона листа гладкая и холодная, а нижняя – мягкая и тёплая. (мать–и-мачеха)

3.Какую траву любят кошки? При каких болезнях они помогают?  (валериану, применяют как успокаивающее средство)

4.У этого лекарственного растения стройный стебелёк, два листа и фарфоровые кувшинчики-цветки.(ландыш)

5.Почему тысячелистник называют «солдатской травой» ? (листья тысячелистника, приложенные к ране, останавливают кровь, заживляют рану)

Остановка 4. Зоологические забеги.

«Сороконожка».

 - Вы не раз наблюдали, как передвигается гусеница-сороконожка. Она подтягивает заднюю часть туловища к передней, а затем распрямляется, .выбрасывая вперёд переднюю часть тела. И так много раз. Её способ передвижения напоминает волну.

      Для организации эстафеты потребуется 5 верёвок длиною чуть более метра и стойки (стулья), чтобы закрепить эти верёвки. На линии движения устанавливаются стойки с натянутыми верёвками на расстоянии 3-4 м друг от друга. В эстафете принимает участие одновременно  вся команда. Участники выстраиваются в колонну друг за другом, кладут руки на пояс или на плечи впереди стоящему. По сигналу команда начинает движение. При приближении к препятствию первый игрок наклоняется, чтобы пройти под натянутой верёвкой. Вслед за ним наклоняются  или приседают все остальные. Пройдя под верёвкой, все снова выпрямляются. Так, преодолевая все препятствия на пути. Команда будет совершать волнообразные движения, подражая гусенице.

«Лягушка на охоте».

- Как известно, лягушки предпочитают на обед  комара или мошку. Но для того, чтобы охота была успешной, ей необходимо выбраться из воды и проделать определённый путь в поисках добычи. Как же двигается лягушка? Прыжками. Она прыгает, используя силу своих задних перепончатых  лапок.

       Для этой эстафеты потребуются ласты и маленькие теннисные мячи. Первый участник надевает ласты на ноги, садится на корточки и по сигналу начинает движение вперёд, прыгая. Как лягушка. Допрыгав до поворотной отметки. Он разворачивается лицом к команде. В это время следующий участник команды бросает ему мячик. «Лягушка» должна поймать его и вернуться к команде, передать ласты второму, а мячик – третьему. Успех во многом зависит от ловкости участников при поимке мяча и от быстроты передвижения.

«Двугорбый верблюд».

- Верблюд – корабль пустыни. Он может долго обходиться без воды и пищи благодаря своим горбам, в которых он хранит запасы. Верблюд может бегать довольно быстро. Но чаще он степенно передвигается по песку пустыни.

      В этой эстафете одновременно бегут два человека. Для эстафеты нужны два волейбольных мяча. Двое участников встают друг за другом, наклоняются, причём второй держится  рукой за пояс первого. На спине у каждого участника – мяч. Оба участника одной рукой придерживают их, чтобы мячи – «горбы» не упали. Придерживая мячи и не расцепляясь, участники должны проделать путь до поворота и обратно и передать эстафету следующим.

Остановка 5.  Звери в природе.

      1.     Какой зверь строит дом с бассейном? (бобр)

2.Название этого лесного зверя дано  созвездию. (медведица)

3.Много легенд и небылиц сложено об этих животных. Они летают. Но на обычных птиц не похожи. (летучие мыши)

4.Этот крупный грызун наносит серьёзный вред сельскому хозяйству нашей республики, запасая в подземных кладовых до 16 кг зерна. (хомяк)

5.Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)

Викторина о животных.

А сейчас проверим вашу эрудицию. Хорошо ли вам известна жизнь животных? Ваша задача — ответить на вопросы и отгадать  кроссворд.

По горизонтали:

  1. В России этого жучка издавна называли солнышко. Он красненький и кругленький, безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)
  2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. По цвету он сливается с травой. Не трогает козявок, дружит с мухами — так о нем поется в детской песне. (Кузнечик)
  1. Время цветения этого кустарника — апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко-красные и «сидят» на стволе и ветках. Ядовиты для людей. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода)

По вертикали:

  1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. Любит шишки и орешки. (Белка)
  1. Этих птиц любят за их веселый нрав .Они прекрасно подражают пению зябликов, дроздов, кваканью лягушек, лаю собак. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков-листоедов. Люди строят для них домики. (Скворец)
  1. Все удивляются их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 тысяч насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи, массу тлей — в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. Эти насекомые покрывают свой домик хвойными иголками, аккуратно укладывая их одна на другую, чтобы дождь был не страшен.  (Муравьи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочный тест "Эта удивительная природа"

Проверочный тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Эта удивительная природа"...

презентация "Эта удивительная природа!"

В презентации содержится контрольно-измерительный материал в виде теста по окружающему миру 3 класс, программа "Школа России"...

Эта удивительная природа

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру в форме игры "Счастливый случай"....

Внеклассное занятие по окружающему миру по теме "Эта удивительная природа" игра "Счастливый случай".

Это внеклассное занятие можно проводить с детьми с 1-4 класс. Дети с большим интересом старались отвечать на вопросы, хоть многие вопросы были очень трудными....

Тест по теме "Эта удивительная природа" 3 класс

Тестовые задания по окружающему миру 3 класс по разделу "Эта удивительная природа"...

Конспект к уроку окружающего мира «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.Планируемые результаты: учащиеся...

Конспект к уроку окружающего мира «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.Планируемые результаты: учащиеся...