Эта удивительная природа
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру в форме игры "Счастливый случай".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру

Тема: Эта удивительная природа

Класс: 4

Цели: 

1. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать в группе, высказывать свое мнение и слушать мнения других.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Продолжить работу по расширению представлений учащихся об окружающей среде.

Оборудование: кроссворды для каждой команды, бочонки с номерами для конкурса «Заморочки из бочки», секундомер, фонограммы со звуками природы, картинки с изображениями животных и птиц, видеофрагменты из жизни птиц и зверей.

Форма проведения мероприятия: командная игра «Счастливый случай» между тремя командами.

                                           

                                                   Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы мероприятия.

1. Вступительное слово учителя:

         - Здравствуйте, ребята! На уроках окружающего мира на протяжении нескольких лет мы говорили о разнообразии растительного и животного мира, о свойствах воздуха, воды, строении почвы и о взаимосвязи между живой и неживой природой. Настало время вспомнить изученный материал. Сегодня мы выясним, кто же лучший знаток удивительного мира природы. Тема нашего мероприятия «Эта удивительная природа».

           В конце мероприятия постарайтесь дать ответ вопрос «Чем я могу поделиться с друзьями?» и продолжить фразу: «Я хорошо знаю, что…»

           Вы уже догадались, сегодня у нас игра «Счастливый случай», которая будет проходить между тремя командами.

           Члены команд представьте свои команды.

    Команда 1. «Лесники»

                                 Если я сорву цветок,

                                 Если ты сорвешь цветок,

                                 Если все: и я, и ты, -

                                 Если мы сорвем цветы,

                                 То окажутся пусты

                                 И деревья, и кусты,

                                 И не будет красоты,

                                 И не будет доброты.

    Команда 2. «Нептун».

                                Чтобы лился дождик с неба,

                                 Чтоб росли колосья хлеба,

                                 Чтобы плыли корабли,

                                 Чтобы не было беды –

                                 Жить нельзя нам без воды.

    Команда 3. «Морская звезда».

                                 На небе звезд много – не счесть,

                                 И в море свои звезды есть.

                                 По дну они перемещаются,

                                 Как будто цветы распускаются.

                                 Подводное царство от бед защищая,

                                 Мы новые звезды в морях «зажигаем».

             

I тур «Дальше, дальше, дальше»

                Каждая команда должна постараться успеть ответить за 1 минуту на максимальное количество вопросов.                             

 Вопросы для I команды.

  1. Как называется наука о животных? (зоология)
  2. Тела бывают естественные и …(искусственные)
  3. Как называется прибор для измерения температуры? (термометр)
  4. Верно ли, что, чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее? (нет)
  5. Кто так размножается: икра – головастик – взрослое животное? (лягушка или жаба)
  6. Кто строит дом на реке?  (бобр)
  7. Молоком детенышей выкармливают…(звери или млекопитающие)
  8. Подосиновик, сыроежка, боровик – это какие грибы?  (съедобные)
  9. Какой гриб носит название лесного хищного зверя?  (лисичка)
  10. Зимой спит – летом улья ворошит.  (медведь)
  11. Кто на себе свой дом носит? (улитка, черепаха)
  12. На вид неказист, зато голосист. (соловей)
  13. Кто меняет молоко на сено? (корова)
  14. Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (гриб)
  15. Летом – сладкий и зеленый, в зиму – желтый и соленый.  (огурец)
  16. Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги. (подорожник)
  17. Красная овечка, белое сердечко.  (малина)

Вопросы для II команды.

  1. Кто создал искусственные предметы?  (человек)
  2. Как называется наука, которая изучает растения? (ботаника)
  3. Как называется прибор для очищения воды? (фильтр)
  4. Почему зимой могут лопнуть водопроводные трубы? (вода, превращаясь в лед, расширяется)
  5. Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)
  6. С чего начинается цепь питания?  (с растений)
  7. Кто так развивается: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь?  (бабочка)
  8. Какие живые существа делают воздух чище?  (растения)
  9. Что обязательно должен иметь грибник для сбора грибов?  (нож)
  10. Какое животное все время проводит под землей?  (крот)
  11. Кто спит вниз головой?  (летучая мышь)
  12. Кто зимой ходит злой, голодный?  (волк)
  13. Чернокожий карапуз тянет непосильный груз? (муравей)
  14. Днем слепа  бывает, ночью прозревает.  (сова)
  15. Зимой и летом одним цветом.  (ель)
  16. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.  (ёжик)
  17. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)
  18. Растение видное, а прозвище обидное. (лопух)

Вопросы для III команды.

  1. Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании?  (кислород)
  2. В каком состоянии бывает вода?  (твердом, жидком, парообразном)
  3. Что происходит с водой при нагревании?  (расширяется)
  4. Главное свойство почвы – это…(плодородие)
  5. Что такое воздух?  (смесь газов)
  6. Кто так развивается: яйцо – личинка – взрослая особь. (кузнечик)
  7. Животное, тело которого покрыто перьями?  (птица)
  8. Желчный гриб, бледная поганка, мухомор – это какие грибы?   (несъедобные)
  9. Организмы – разрушители – это… (бактерии и грибы)
  10. Самое быстрое животное из семейства кошачьих.  (гепард)
  11. Кто бежит, выставляя ноги вперед?  (заяц)
  12. Что теряет лось каждую зиму?   (рога)
  13. Трава, которую могут узнать даже слепые?   (крапива)
  14. Какому насекомому хлопают в ладоши?  (комару, моли)
  15. Какая птица выводит птенцов зимой?  (клест)
  16. Чудо-юдо великан, на спине везет фонтан.  (кит)
  17. При какой температуре вода превращается в лед?   (при 0)
  18. Кто на себе свой дом таскает?  (улитка)

II тур «Заморочки из бочки»

                      Каждая команда по очереди достает бочонки и отвечает на вопросы.

  1. Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе.  (лютик)
  2. Сюда под старый ореховый кустик он пришел под утро с «жиров». Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял, и залег под куст головой к ветру – уснул, не закрыв глаза. (заяц)
  3. Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег низкий, эти животные из веточки сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой животные селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Назовите животное.  (бобр)
  4. Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого города?  (муравьи)
  5. Сегодня полянка золотисто-желтая, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают легкие пушинки. (одуванчик)
  6. Верхняя сторона листьев этого растения – холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. Как называется это растение?  (мать-и-мачеха)

III тур «Ты – мне, я – тебе»

                 Команды задают друг другу вопросы (экологические ситуации). На обсуждение предоставляется 30 секунд.

  1. – Вот и кострище есть. Давайте разложим здесь костер, - предложил Слава. –

      - Зачем здесь? Идемте под дерево, там уютнее, - возразили девочки.

 Мальчики пошли туда, куда  показали девочки, выкопали ямку, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

      - Что ребята сделали неправильно?

  1. Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему захотелось узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень хотелось Пете взять их домой, он протянул руку, но потом передумал и тихонько отошёл от гнезда.

- Правильно ли поступил Петя?

  1. Пете и Серёже родители купили велосипеды. Рядом был небольшой лес с озером. Ребята решили покупаться там. Когда они доехали до леса, асфальт закончился, тропинка была узкой, а вдоль тропинки  высокая трава и цветы. «Как же быть? – они задумались. – Можно ли здесь кататься?»

- Помогите ребятам ответить на этот вопрос.

IV тур «Темная лошадка»

Команды отгадывают кроссворд.

  1. Осенью в щель заберется, а весной проснется.
  2. На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь.
  3. Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.
  4. Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает?
  5. То погаснет, то зажжется ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется?
  6. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
  7. Нос долог, голос тонок. Кто его убьет, свою кровь прольет.
  8. В лесу у пня суета, беготня: народ весь день хлопочет.
  9. Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят.
  10. Сок из цветов она берет и в сотах копит сладкий мед.

 

  Ответы: 1.Муха,         6.Стрекоза,  

                   2.Кузнечик,         7.Комар,  

                   3.Бабочка,         8.Муравьи,  

                   4.Сверчок,         9.Осы,  

                   5.Светлячок,                             10.Пчела.

V тур  «Гонка за лидером»

              Каждой команде предложено по 4 вопроса.

  Вопросы для 1-й команды.

  1. Кит – это рыба? (млекопитающее)
  2. У какой птицы самый длинный язык?  (дятел, 15см)
  3. Родилась в воде, а живет на земле.  (лягушка)
  4. На изломе этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки, очищать кожу. Это свойство и дало название растению.  (чистотел)

  Вопросы для 2-й команды.

  1. У кого самый чуткий нос?  (бабочка)
  2. Какое травянистое растение расцветает первым?  (мать-и-мачеха)
  3. Назовите главный источник света на земле. (солнце)
  4. Почему именно с растений начинается цепь питания? (только растения самостоятельно могут производить питательные вещества)

 Вопросы для 3-й команды.

  1. Одно из самых красивых явлений в природе, которое можно наблюдать только после дождя рано утром или ближе к вечеру.  (радуга)
  2. Кого Валентин Бианки назвал «мастерами без топора?»  (птиц, которые строят свои гнезда)
  3. Про кого можно назвать «лезет из кожи вон»?  (змеи)
  4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?  (дыхание)

III. Итог мероприятия.

       - Пришло время подвести итог игры.

        Называют команду победительницу. Награждение.

       Ответьте, пожалуйста, на вопрос, который я задала в начале игры: «Чем вы можете поделиться с друзьями после сегодняшнего мероприятия?»

       Продолжите фразу: «Я хорошо знаю, что…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочный тест "Эта удивительная природа"

Проверочный тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Эта удивительная природа"...

презентация "Эта удивительная природа!"

В презентации содержится контрольно-измерительный материал в виде теста по окружающему миру 3 класс, программа "Школа России"...

"Эта удивительная природа"

Сценарий викторины по окружающему миру...

Внеклассное занятие по окружающему миру по теме "Эта удивительная природа" игра "Счастливый случай".

Это внеклассное занятие можно проводить с детьми с 1-4 класс. Дети с большим интересом старались отвечать на вопросы, хоть многие вопросы были очень трудными....

Тест по теме "Эта удивительная природа" 3 класс

Тестовые задания по окружающему миру 3 класс по разделу "Эта удивительная природа"...

Конспект к уроку окружающего мира «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.Планируемые результаты: учащиеся...

Конспект к уроку окружающего мира «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.Планируемые результаты: учащиеся...