Урок "Реки и озера" ОС 2100
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

 

Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, познакомить с особенностями озер, научить находить важнейшие озера на карте и их правильно показывать, учить бережно относиться к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki_i_ozera.rar509.56 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 класс, программа "Школа-2100"

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: "Реки и озера"

Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Задачи: 

Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, познакомить с особенностями озер, научить находить важнейшие озера на карте и их правильно показывать, учить бережно относиться к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Основные дидактические методы: 

  1. проблемные методы обучения;
  2. частично-поисковый;
  3. объяснительно-иллюстративный;
  4. принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.

Дидактические средства: 

  1. для учителя - презентация;
  2. для учеников - учебник-тетрадь, карточки, макет земной поверхности.

Методическая литература: 

  1. Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Докшина С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. Я и мир вокруг. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2003.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса: Я и мир вокруг. В 4 частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2007.
  3. Занимательное природоведение. - М.: Омега, 1997.
  4. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.

Оборудование: 

  1. проектор;
  2. прозрачный лоток;
  3. песок;
  4. карточки с заданием.

План урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  3. Совместное "открытие" новых знаний.
  4. Самостоятельное применение знаний.
  5. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1.        Оргмомент.

Слайд1.

Карта полушарий

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами  продолжим путешествие по нашей планете. Откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы   будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах.

Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся на уроке.

-Что такое океаны?

 (Главные хранители водного запаса Земли)

(Сообщение об одном океане, составленное детьми)

Что окружено со всех сторон океанами?

(Материки)

Сообщение об одном материке, составленное детьми)

-Вода на Земле постоянно движется и переходит из одного состояния в другое. Как называется этот процесс?

(Круговорот воды в природе)

      На прошлом занятии мы установили, что океаны - главные хранители водного запаса планеты. Материки окружены со всех сторон океанами. Сегодня мы продолжим разговор о материках и о воде и проведём эксперимент.

2.        Актуализация знаний  и формулирование темы урока.

(Работа в парах)

Слайд 2.

Африка

Учебник с. 132

Слайд 3.

Тема урока

-Перед вами карточка. Что интересного обнаружили?

(Это материк. Африка. Отмечены река и озеро.)

-С помощью стр.132 учебника узнайте название реки и озера. Раскрасьте их берега.

 (Работа в парах)

-Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок?

(Рекам и озерам)

-А что вы знаете о реках?

(Река-это большое количество воды. Она течет)

Отметьте это на вашей карточке.

(Не можем это сделать, т.к. не хватает знаний)

3.        Постановка проблемного вопроса.

-Какие вопросы у вас возникли?

-Где реки начинаются и заканчиваются?

- Куда они текут?

-Почему вода в реке не заканчивается?

-Что нам поможет ответить на эти вопросы?

(Учебник и карта)

4.        Совместное открытие нового знания.

Слайд 4.

Схема реки.

Учебник с. 105

ОПЫТ

Учебник с.132

Учебник с. 108

-Чтобы говорить о  реках, надо познакомиться со всеми частями реки.

-Какие части реки вы заметили?

(Исток, устье, притоки, берега, водораздел)

-Как называется место сбора всех вод реки?

(Бассейн)

-Он включает в себя все мелкие речки и речушки, ручейки и родники.

-Как определить правый и левый берега реки?

(Если плыть по течению, то слева - левый берег, а справа- правый берег)

-Откуда  река собирает воды?

(Тают ледники)

А что еще может пополнить запасы воды? Для этого надо вспомнить круговорот воды в природе)

Рассказ детей по картинке учебника.

-Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта. Я приготовила песок и лейку. Лейка будет изображать дождь.

-Почему вода появилась из-под горки песка не сразу?

-Почему, когда я перестала лить воду, она продолжает сочиться?

-Откуда же еще  река получает воду?

(Из подземных источников)

-Можете ли вы теперь ответить на вопрос, почему в реке всегда есть вода ?

(Да. Она получает воду из ледников, от осадков и подземных источников)

-Почему течет река?

(Затрудняемся ответить)

-А вот определить, почему течет река, вам поможет карточка, которую вы сделали в начале урока.

-Где находится исток Нила? -

(В горах)

-Как определили?

(По цвету)

-Где находится устье?

(На равнине)

-Что помогло это определить?

(Цвет карты)

-Как течет вода?

(Сверху вниз)

Почему?

(Влияние силы притяжения Земли)

-Как вы думаете, может ли маленький ручеек быть сильным и могучим? Может ли он менять земную поверхность?

(Предположения детей)

Тогда я советую прочитать необычную сказку о ручейке на стр.108.

-Что вы узнали нового?

(Ручеек очень сильный. Он может образовать овраг)

5. Физминутка

Учебник с. 109

Слайд 5.

Вопросы

Слайд 6.

Какие бывают озера.

Посмотрите на карточку.

-Где берет свое начало река Нил?

(В озере Виктория)

-О чем сейчас будем говорить?

(Об озере)

-Какие вопросы у вас возникли?

-Как возникают озера?

-Откуда поступает в озеро вода?

-Соленая или пресная вода в озерах?

-Есть ли у озера течение?

-Какие бывают озера?

-Что поможет ответить на эти вопросы?

(Учебник и карта)

-Прочитайте текст «Озера»

-Дайте ответ на поставленные вопросы.

5. Самостоятельное применение знаний

( Работа в группах)

Работа с макетом из пластилина «Моя страна»

-На прошлых уроках вы работали в группах и выполнили макет поверхности Земли.

-Чем сегодня можете дополнить свой макет?

(Реками и озерами)

-Вашей задачей является дополнить макет и составить рассказ о реке или озере. У каждой группы будет свое задание.

1-ая группа составляет рассказ о реке

2-ая группа составляет рассказ о бессточном озере в умеренном поясе

3-я группа составляет рассказ о бессточном озере в жарком поясе

4-я группа составляет рассказ о проточном озере

5-я группа составляет рассказ о реке

Дети выбирают представителя от своей группы.

Заслушиваются рассказы.

Самооценка.

1.Дополните макет рекой и притоками.

2.Составьте рассказ о реке

Где находится исток реки? А устье?

Есть ли притоки у вашей реки?

Какое течение у реки?

Как определить где левый берег, а где правый?

Почему вода в реке не кончается?

1.Дополните макет рекой и бессточным озером (умеренный пояс)

2.Составьте рассказ об озере

В каком поясе находится ваше озеро?

Какое это озеро?

Какая вода в озере?

Почему вода в озере не заканчивается?

1.Дополните макет рекой и притоками.

2.Составьте рассказ о реке

Где находится исток реки? А устье?

Есть ли притоки у вашей реки?

Какое течение у реки?

Как определить где левый берег, а где правый?

Почему вода в реке не кончается?

1.Дополните макет рекой и бессточным озером (жаркий пояс)

2.Составьте рассказ об озере

В каком поясе находится ваше озеро?

Какое это озеро?

Какая вода в озере?

Почему вода в озере не заканчивается?

1.Дополните макет рекой и проточным озером

2.Составьте рассказ об озере

В каком поясе находится ваше озеро?

Какое это озеро?

Какая вода в озере?

Почему вода в озере не заканчивается?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....

Тематическое планирование уроков. 3 класс. УМК "Школа 2100"

Готовое календарно - тематическое планирование помоет подготовится к новому учебному году....

Тематическое планирование. 4 класс. УМК "Школа 2100".

Планирование уроков математики, русского языка, чтения, окружающего мира, ИЗО, труда....

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...