Зима: покой природы.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Знакомство с зимними явлениями природы, научить отличать признаки зимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zima.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс ОС «Школа 2100»
Тема: Зима: покой природы.
Цель урока: Знакомство с зимними явлениями природы, научить отличать признаки зимы.
Задачи урока:
- углубить и расширить знания учащихся о зимних явлениях; научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
- развивать у младших школьников стремления к познанию окружающего мира;
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
Учащиеся получат возможность научиться:
- обобщать и систематизировать полученные знания;
- участвовать в природоохранной деятельности;
Метапредметные универсальные учебные действия.
У учащихся на этом уроке будут формироваться следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Тип урока: Решение конкретно-практических и частных задач.
Вид педагогической деятельности – личностно-развивающая,
ДМ педагогического процесса - проблемное изложение.
Педагогические средства: организация совместной учебной деятельности обучающихся на уроке.
Ведущая деятельность обучающихся на уроке: познавательная, парная, групповая.
Этап урока /учебная ситуация/ | Результаты этапа | Цель этапа | Действия педагога | Действия обучающихся | Формируемые УУД |
1.Самоопреде-ление к деятельности. Организацион-ный момент. | Ребята, сегодня на уроке я хочу вам подарить путешествие в удивительный мир родной природы. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? (учитель) Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество - внимательность, Нашу любознательность. | Дети приготовились к уроку, встали, улыбнулись друг другу. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество - внимательность, Нашу любознательность. | Коммуникативные УУД | ||
2. Актуализация знаний, мотивация. | Воспроизведение знаний и способов действия. Осознание необходимости получения новых знаний | Звучит музыка П. И. Чайковский «Времена года. Зима», слайд -№1( картина зимнего пейзажа). Читает ребёнок: До утра в лесу шуршало, Дуло, холодом несло. Развиднелось, рассветало- Всё вокруг белым-бело! Вот лисица на поляну Прошмыгнула раньше всех, Нос и лапы, как в сметану, Окунула В белый снег. Т. Белозёров -О каком времени года пишет Т. Белозёров? Слайд №1 -Посмотрите на слайд, а на нём какое время года? - А кто уже может назвать тему нашего урока? -А почему вы догадались, что мы будем говорить о зиме? Слайд №2. - Посмотрите на слайд. Эти данные я взяла из ваших дневников погоды. Правы мы или нет, что наступила зима? Какие изменения происходят? | Читает ребёнок: До утра в лесу шуршало, Дуло, холодом несло. Развиднелось, рассветало- Всё вокруг белым-бело! Вот лисица на поляну Прошмыгнула раньше всех, Нос и лапы, как в сметану, Окунула В белый снег. Т. Белозёров - О зиме. - Зима. - Мы будем говорить о зиме. - Похолодало, люди одеваются тепло, снег, на деревьях снежные шапки. -С каждым днём становится всё холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега. | Познаватель-ные УУД | |
Постановка учебной задачи | Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Ваши предположения? Вывешиваю карточку «Зима». А для чего нам это нужно знать? - Сколько календарных месяцев будет длиться зима? Слайд №3 (картинки зимних месяцев) - Какие зимние месяцы вы знаете? -Сейчас по календарю осень, но у нас в Сибири зима наступает раньше. - Какие признаки зимы вы можете назвать? Вывешиваю карточку «признаки зимы» ( по мере ответа детей записываю признаки зимы на доске) - С чем связано общее похолодание зимой? Посмотрите за окно, что изменилось? -Чем мы сейчас с вами занимались? - Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – тишина и затишье, царящие в природе. -А где зима навела порядок? Вывешиваю карточки «растения», «животные» Слайд №4, 5 (лес, животные) -Посмотрите на картину, что происходит в природе? -Какие изменения произошли в растительном мире? - Вывешиваю карточку «растения спят», -Какие изменения произошли в животном мире? | -Предположения детей. (Зима) Предположения (познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы,……. -3 месяца. -Декабрь, январь, февраль. -Похолодало, выпал снег, природа надела снежный наряд, реки покрыты льдом. -Солнце стало всходить поздно, заходить рано – поэтому света и тепла земля получает мало – дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода. -Определяли признаки зимы? -И в растительном, и в животном мире. -Деревья сбросили листья, деревья засыпают, покой. | Регулятивные УУД Коммуника-тивные УУД | ||
4. Решение учебной задачи | Беседа о зимнем лесе. - Большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. слайд №6(ель, сосна, пихта, кедр) - А почему эти деревья объединены в одну группу? --Мы с вами побывали в зимнем лесу, кого ещё, кроме деревьев мы можем встретить в нём? Вывешиваю карточки животные», «птицы». Слайд №7(животные) -Что происходит с животными в зимнем лесу? Слайд №8 (птицы). - Как живётся в зимнее время птицам»? Чем они питаются? Слайд №9(стихотворение, картинка леса). А лес стоит загадочный, А лес стоит таинственный, Безмолвна тишина… Зверушек и пичужек – Всех спрятала зима. Физкультминутка. Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону) Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте) Вьюга злиться, Снег кружится, (Дети кружатся) Заметает все кругом Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками). | -Они не сбрасывают листья на зиму. -Лису, зайца, белочку. -медведь спит, белка грызёт запасённые летом грибы, орешки, ягоды, заяц грызёт кору, лиса ищет добычу. -Воробьи, сороки, вороны, клёсты, …. - Проводит ребёнок. | Познаватель-ные УУД Коммуникативные УУД | ||
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе. | Работа в парах. Откройте рабочие тетради на стр. 35, задание №2. - Сейчас у вас очень важная и ответственная роль – вы главные, вы помощники в лесу! Вы будете работать в парах, работу нужно выполнять дружно, внимательно. Ваша задача для каждого лесного жителя найти дом и пищу. Соедините их стрелочкой. -Проверка. -Давайте вашу пару посмотрим. -Как вы помогли белочке? -Как вы помогли мышке? -Как вы помогли зайчику? -Как вы помогли медведю? -Как вы помогли синичке? -Всем помогли животным и птицам? -Дома вам с папами нужно сделать кормушки и развесить их во дворе. Слайд №10. (на дереве кормушка) | . | Познаватель-ные УУД Регулятивные УУД | ||
7. Обобщение усвоенного, включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. | Групповая работа “Четвертый лишний” -Не только животные, растения подготовились к переживанию холода. Многие птицы улетели в тёплые края. Вспомните, какие из них улетели? Слайд № 11 -Почему птицы улетают? Ответ на этот вопрос вы получите выполнив задание в группах. - Выберите лишнее слово, назовите первую букву. Из лишних букв мы сложим слово и узнаем ответ на вопрос. 1гр. Шуба, галоши, варежки, шапка. 2 гр. Декабрь, январь, февраль, октябрь. 3 гр. Воробей, ласточка, синица, снегирь. 4 гр. Медведь, олень, барсук, еж. 5 гр. Сосна, дуб, кедр, ель. Проверка работы в группах. -Назовите лишнее слово. Докажите свой выбор. -Что птицам страшнее: голод или холод? -Птицы хорошо переносят холод, у них очень тёплая одежда – перья и пух, а кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А голод страшный враг птиц, ведь зимой исчезают большинство насекомых и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё таки некоторые из них остаются зимовать. -Назовите, какие птицы остаются зимовать? Слайд №11 (зимующие птицы) - Как мы можем помочь птицам зимой? -Работа в группах. Проект кормушек. Составляем план. (Выполняем проект на уроке технологии. Защита проектов. Развешивание кормушек) (Слайд 12) | -ласточки, грачи, журавли. -Предположения детей. . Работа в группах. -Галоши. Буква «Г». -Октябрь Буква «О» -Ласточка Буква «Л» - -Олень Буква «О» -Дуб Буква «Д» -Дети называют лишнее слово, доказывают свой выбор. Вывешивают карточку с первой буквой лишнего слова. - Голод (читают дети слово). --Воробьи, сороки, вороны, клёсты, …. - Покормить, построить кормушки. | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | ||
8. Рефлексия. | -Назовите тему урока? Слайд 13 _- Назовите признаки зимы? - Что происходит в жизни растений зимой? -Как похолодание повлияло на жизнь животных и птиц? (на экране постепенно появляются картинки – ответы на вопросы) -Откройте учебники на стр. 87, прочитайте вывод. - Ответили мы с вами на главный вопрос урока «Почему в природе стоит тишина?». | -Зима: покой природы. -Похолодало, с деревьев опадают листья, деревья, растения спят, день короче, ночи длиннее. - с деревьев опадали листья, деревья, растения спят - животные упрятались в глубину земли, нор, щелей, дупл, спят, ожидая весны и солнца. -Птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. -Зима - время сна, затишья в природе. - Покой. -Дети читают вывод в учебнике. -Зима: покой природы. - Да. | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД | ||
9. Оценка | -А сейчас возьмите листочки успеха и оцените свою работу. -Как вы оценили свою работу на уроке? -Молодцы, ребята. Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. Мне приятно было с вами работать. | - Дети на листочке самооценки оценивают свою работу. - Высказывания детей. | Коммуникативные УУД | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
Зима- покой природы. Решение задач.
Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....
Зима- покой природы. Решение задач.
Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".
Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Зима: покой природы».
Тип урока:комбинированный.На данном уроке, в соответствии с требованиями ФГОС мною были намечены следующие предполагаемые результаты:Предметные:- расширять знания об окружающем мире, зиме как од...
Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".
Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....
Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.
Цели: ознакомить учащихся с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать стремления к познанию окружающего мира;воспи...