Зима: покой природы.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Знакомство  с зимними явлениями природы, научить отличать признаки зимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zima.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс ОС «Школа 2100»

Тема: Зима: покой природы.

Цель урока: Знакомство  с зимними явлениями природы, научить отличать признаки зимы.

Задачи урока:

  1. углубить и расширить знания учащихся о зимних явлениях; научить  устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
  2. развивать у младших школьников стремления к познанию окружающего мира;
  3. воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

- устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

Учащиеся получат возможность научиться:

- обобщать и систематизировать полученные знания;

- участвовать в природоохранной деятельности;

Метапредметные универсальные учебные действия.

У учащихся  на этом уроке будут формироваться следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы, личного опыта общения с людьми;

- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  2. аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание,  учебная игра, диалог);
  1. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
  2. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Тип урока: Решение конкретно-практических  и частных задач.

Вид педагогической деятельности – личностно-развивающая,

ДМ педагогического процесса -  проблемное изложение.

Педагогические средства:  организация совместной учебной деятельности обучающихся на уроке.

Ведущая деятельность обучающихся на уроке: познавательная, парная, групповая.

Этап урока

/учебная ситуация/

Результаты этапа

Цель этапа

Действия педагога

Действия обучающихся

Формируемые

УУД

1.Самоопреде-ление к деятельности.

Организацион-ный момент.


Ребята, сегодня на уроке я хочу вам подарить путешествие в удивительный мир родной природы. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями? (учитель)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество -    внимательность,

Нашу любознательность.

Дети приготовились к уроку, встали, улыбнулись друг другу.






Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество -    внимательность,

Нашу любознательность.

Коммуникативные УУД

2. Актуализация знаний, мотивация.

Воспроизведение знаний и способов действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

Звучит музыка П. И. Чайковский «Времена года. Зима», слайд -№1( картина зимнего пейзажа).

Читает ребёнок:

До утра в лесу шуршало,

Дуло, холодом несло.

Развиднелось, рассветало-

Всё вокруг белым-бело!

Вот лисица на поляну

Прошмыгнула раньше всех,

Нос и лапы, как в сметану,

Окунула

В белый снег.

                          Т. Белозёров

-О каком времени года пишет Т. Белозёров?

Слайд №1

-Посмотрите на слайд, а на нём какое время года?

- А кто уже может назвать тему нашего урока?

-А почему вы догадались, что мы будем говорить о зиме?

Слайд №2.

- Посмотрите на слайд. Эти данные я взяла из ваших дневников погоды.  Правы мы или нет, что наступила зима?

Какие изменения происходят?





Читает ребёнок:

До утра в лесу шуршало,

Дуло, холодом несло.

Развиднелось, рассветало-

Всё вокруг белым-бело!

Вот лисица на поляну

Прошмыгнула раньше всех,

Нос и лапы, как в сметану,

Окунула

В белый снег.

                          Т. Белозёров





- О зиме.



- Зима.


- Мы будем говорить о зиме.

- Похолодало, люди одеваются тепло, снег, на деревьях снежные шапки.






-С каждым днём становится всё холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега.


Познаватель-ные УУД

Постановка учебной задачи

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Ваши предположения?

Вывешиваю карточку «Зима».

А для чего нам это нужно знать?



- Сколько календарных месяцев будет длиться зима?

Слайд №3 (картинки зимних месяцев)

- Какие зимние месяцы вы знаете?

-Сейчас по календарю осень, но у нас в Сибири зима наступает раньше.

  - Какие признаки зимы вы можете назвать?  

Вывешиваю карточку «признаки зимы»

( по мере ответа детей записываю признаки зимы на доске)


- С чем связано общее похолодание зимой?

Посмотрите за окно, что изменилось?



-Чем мы сейчас с вами занимались?

- Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – тишина и затишье, царящие в природе.

-А где зима навела порядок?

Вывешиваю карточки «растения», «животные»

Слайд №4, 5 (лес, животные)

-Посмотрите на картину, что происходит в природе?

-Какие изменения произошли в растительном мире?

-

Вывешиваю карточку «растения спят»,

-Какие изменения произошли в животном мире?

 -Предположения детей. (Зима)



Предположения (познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы,…….


-3 месяца.




-Декабрь, январь, февраль.





-Похолодало, выпал снег, природа надела снежный наряд, реки покрыты льдом.





-Солнце стало всходить поздно, заходить рано – поэтому света и тепла земля получает мало – дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода.

-Определяли признаки зимы?















-И в растительном, и в животном мире.






-Деревья сбросили листья, деревья засыпают, покой.

Регулятивные УУД










Коммуника-тивные УУД

4. Решение учебной задачи

Беседа о зимнем лесе. 

- Большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

слайд №6(ель, сосна, пихта, кедр)

- А почему эти деревья объединены в одну группу?

--Мы с вами побывали в зимнем лесу, кого ещё, кроме деревьев  мы можем встретить в нём?

Вывешиваю карточки животные», «птицы».

Слайд №7(животные)

-Что происходит с животными в зимнем лесу?


Слайд №8 (птицы).

- Как живётся в зимнее время птицам»? Чем  они питаются?



Слайд №9(стихотворение, картинка леса).

А лес стоит загадочный,

А лес стоит таинственный,

Безмолвна тишина…

Зверушек и пичужек –

Всех спрятала зима.

Физкультминутка.

Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками).

















-Они не сбрасывают листья на зиму.


-Лису, зайца, белочку.







-медведь спит, белка грызёт запасённые летом грибы, орешки, ягоды, заяц грызёт кору, лиса ищет добычу.

-Воробьи, сороки, вороны, клёсты, ….


-













Проводит ребёнок.






















Познаватель-ные УУД






































Коммуникативные УУД

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Работа в парах.

Откройте рабочие тетради на стр. 35, задание №2.

- Сейчас у вас очень важная и ответственная роль – вы главные, вы помощники в лесу! Вы будете работать в парах, работу нужно выполнять дружно, внимательно. Ваша задача для каждого лесного жителя найти дом и пищу. Соедините их стрелочкой.

-Проверка.

-Давайте вашу пару посмотрим.

-Как вы помогли белочке?

-Как вы помогли мышке?

-Как вы помогли зайчику?

-Как вы помогли медведю?

-Как вы помогли синичке?

-Всем помогли животным и птицам?

-Дома вам с папами нужно сделать кормушки и развесить их во дворе.

Слайд №10. (на дереве кормушка)


.










Познаватель-ные УУД











Регулятивные УУД



7. Обобщение усвоенного, включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.


Групповая работа “Четвертый  лишний”

-Не только животные, растения  подготовились к переживанию холода. Многие птицы улетели в тёплые края.

Вспомните, какие из них улетели?

Слайд № 11

-Почему птицы улетают?

Ответ на этот вопрос вы получите выполнив задание в группах.

- Выберите лишнее слово, назовите первую букву. Из лишних букв мы сложим слово и узнаем ответ на вопрос.

1гр. Шуба, галоши, варежки, шапка.

2 гр. Декабрь, январь, февраль, октябрь.


3 гр. Воробей, ласточка, синица, снегирь.


4 гр. Медведь, олень, барсук, еж.



5 гр. Сосна, дуб, кедр, ель.




Проверка работы в группах.

-Назовите лишнее слово. Докажите свой выбор.



-Что птицам страшнее: голод или холод?

-Птицы хорошо переносят холод, у них очень тёплая одежда – перья и пух, а кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А голод страшный враг птиц, ведь зимой исчезают большинство насекомых и птицам становится всё труднее добывать корм.

И всё

таки некоторые из них остаются зимовать.

-Назовите, какие птицы остаются зимовать?

Слайд №11 (зимующие птицы)

- Как мы можем помочь птицам зимой?

-Работа в группах. Проект кормушек.

Составляем план.

(Выполняем проект на уроке технологии.

Защита проектов. Развешивание кормушек)

(Слайд  12)







-ласточки, грачи, журавли.



-Предположения детей.



.


Работа в группах.




-Галоши. Буква «Г».


-Октябрь

Буква «О»


-Ласточка

Буква «Л»

-

-Олень

Буква «О»


-Дуб

Буква «Д»




-Дети называют лишнее слово, доказывают свой выбор. Вывешивают карточку с первой буквой лишнего слова.


- Голод (читают дети слово).













--Воробьи, сороки, вороны, клёсты, ….


- Покормить, построить кормушки.

Коммуникативные УУД





































Регулятивные УУД









8. Рефлексия.

-Назовите тему урока? Слайд 13

_- Назовите  признаки зимы?


- Что происходит в жизни растений зимой?


-Как похолодание повлияло на жизнь животных и птиц?

 



 (на экране постепенно появляются картинки – ответы на вопросы)

-Откройте учебники на стр. 87, прочитайте вывод.



- Ответили мы с вами на главный вопрос урока «Почему в природе стоит тишина?».


-Зима: покой природы.

-Похолодало,  с деревьев опадают листья, деревья, растения спят, день короче, ночи длиннее.

- с деревьев опадали  листья, деревья, растения спят

- животные упрятались в глубину земли, нор, щелей, дупл, спят, ожидая весны и солнца.

-Птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.

-Зима -  время сна, затишья в природе.


- Покой.

-Дети читают вывод в учебнике.




-Зима: покой природы.








- Да.

Регулятивные УУД










Коммуникативные УУД


9. Оценка

-А сейчас возьмите листочки успеха и оцените свою работу.

-Как вы оценили свою работу на уроке?


-Молодцы, ребята. Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Мне приятно было с вами работать.

- Дети на листочке самооценки оценивают свою работу.

- Высказывания детей.

Коммуникативные УУД



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Зима- покой природы. Решение задач.

Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....

Зима- покой природы. Решение задач.

Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Зима: покой природы».

Тип урока:комбинированный.На данном уроке, в соответствии с требованиями ФГОС мною были намечены следующие предполагаемые результаты:Предметные:- расширять знания об окружающем мире, зиме как од...

Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".

Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....

Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.

Цели: ознакомить  учащихся  с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать  стремления к познанию окружающего мира;воспи...