Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Абдрахманова Айгуль Маратовна

 

Задачи:

- познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_pokoy_prirody.doc49 КБ
Office presentation icon zima_pokoy_prirody.ppt2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема урока: Зима: покой природы.

Задачи:

- познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Оборудование:

для учителя - презентация, фонограмма;

для учеников – учебник, тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд № 1

Ночью в полях, под напевы метели.

Дремлют, качаясь березы и ели:

Месяц меж тучек над полем сияет, -

Бледная тень набегает и тает:

Кажется ночью: меж белых берез

Бродит в пушистом сиянье Мороз.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам : (мороз)

На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий : (лед)

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а : (снежинки)

Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и : (коньки)

Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

- С каким словом, связаны все отгаданные вами слова?

- Они связаны со словом "зима".

- Отгадаете следующую загадку:

Слайд № 2

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

Слайд № 3

- Это зима и зимние месяцы.

Слайд № 4

- Кто назовёт зимние месяцы?

- Возьмите карточки с предметами и, договорившись с соседом по парте, обведите синим карандашом, предметы, которые встречаются только зимой.

Слайд № 5

- А один ученик будет работать у доски.

- Потом проверим.

Слайд № 6

- Проверим, как вы выполнили задание. Отгадайте загадки и назовите этот предмет.

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко,

Вставили морковку.

Глаза - угольки, губы - сучки.

Холодный, большой,

Кто я такой?

Снеговик.

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет.

Сосулька

III. Совместное "открытие" новых знаний.

Слайд № 7

- Как вы думаете, когда отдыхает природа? Летом, осенью, весной или зимой?

- Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд № 8

- Тема нашего урока "Зима: покой природы".

- А почему зиму называют «покой природы»?

Слайд № 9

- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе с приходом зимы?

- Зимой становится холодно, природа надевает снежный наряд, реки замерзают, идёт снег. (Становится холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи длиннее).

- Кто из вас знает, что такое снег?

- Снег – это замёрзшая вода.

- Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,

Искристая, белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

 

Слайд № 10

- Так говорят о снежинке.

- А кто из вас знает, как образуются снежинки?

- Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок.

Летят снежные пушинки.

     Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

     Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

     Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.

     Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

     Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

     Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

- А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

- Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

Слайд № 11

- Откройте учебники на с. 88 самую настоящую красивую снежинку.

Физкультминутка.

- Встаньте и представьте, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Слайд № 12

- Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

- Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

- Но не все деревья сбрасывают листья.

- Скажите, какие деревья не сбрасывают листья?

- Сосны и ели. Их иголки покрыты восковым налётом, поэтому им не страшен мороз.

- Откройте учебники на с. 86.

- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?

- Какие трудности испытывают звери зимой, чем они питаются?

Слайд № 13, 14, 15

- Не только звери подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

Слайд № 16, 17, 18

- Иволги, стрижи, ласточки улетают в тёплые края. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится  трудно добывать корм.

- А вот снегири и свиристели наоборот прилетают к нам зимовать. Они питаются ягодами рябины.

- Какие птицы остаются зимовать?

- Воробьи, овсянки, сороки, синицы.

- Эти птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен.

Слайд № 19, 20

- Так о чем же попросила синичка?

- О еде.

- Как мы можем им помочь?

IV. Самостоятельное применение знаний.

Игра "Крестики-нолики".

Если ответ верный, поднимаете карточку х, если нет – 0.

1. Верно ли, что животным трудно приходится зимой? (х)

2. Ласточка, стриж, иволга - зимующие птицы? (0)

3. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (х)

4. Верно ли, что у снежинки 6 лучиков? (х)

5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

V. Итог урока. Рефлексия.

     Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

     Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

- Ребята, почему говорят, что "Зима - покой природы", что "зимой природа спит"?

- Проверим ваши высказывания, прочитав вывод на с.87 учебника.

Поднимите руки те, кто:

работал в полную силу;

работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: Абдрахманова А. М. учитель начальных классов МАОУ СОШ «Земля родная»

Слайд 5

Декабрь Февраль Январь

Слайд 8

Когда отдыхает природа?

Слайд 11

Слайд № 9

Слайд 14

Белки используют запасы приготовленные осенью.

Слайд 15

Зайцы питаются ветками и корой деревьев.

Слайд 16

Лисы охотятся на мышей и зайцев.

Слайд 17

Иволга Стриж Ласточки

Слайд 18

Снегирь Свиристель прилетели к нам на зимовку из северных районов. Ягоды рябины для них лучшее лакомство.

Слайд 19

Воробей Овсянка Сорока подкармливаются вблизи жилища человека

Слайд 20

Что страшнее для птиц голод или холод?

Слайд 21

Покорми птиц зимой! Сделайте кормушку и повесьте её на дереве. Приносите туда корм. Можно подвесить у форточки кусочек сала.

Слайд 22

Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных приходит трудная пора. Природа ждет весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"

Открытый урок по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...