Главные вкладки

    Конспект открытого урока по окружающему миру: "Тундра. Природа тундры. Экологические проблемы тундры"
    презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

    Анисимова Мария Сергеевна

    Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока: «Тундра. Природа тундры. Экологические проблемы тундры».

    Цели:

    формировать знания учащихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам;

     познакомить с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром. Установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий;

     развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;

     помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны. Формировать представление детей о единстве природы и человека.

     Уметь: определять по основным признакам природную зону.

     Знать: особенности природы Севера, её растительный и животный мир.

     Оборудование: Карта природных зон. Модель самолета.

     Таблички с названием птиц, растений, животных.

    Животные  

    Растения

    Птицы

    Белый медведь

    Лишайники

    Белая куропатка

    Песец

    Ягель

    Белая сова

    Лемминг

    Водоросли

    Стерх

    Олень

    Грибы

    Гусь

     Таблички:

     Положение зоны- Климат-Почва-Растения-Животные-Условия жизни человека

     Картинки с изображением животных, птиц, растений.

     

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

    Постановка учебных задач урока.

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с ее положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия. Во время путешествия вы покажите знания по материалам предыдущих уроков.

    К концу урока вы должны будете знать: особенности природы и условия жизни человека на Севере, уметь определять по основным признакам природную зону, составить экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой. 

    2. Актуализация ранее усвоенных знаний, умений и навыков, мотивация, целеполагание.

    На доске таблички с названиями природных зон.

    Зона лесов

    Зона пустынь

    Зона тундры

    Ледяная зона

    Зона степей

    В правильной последовательности распределите природные зоны.

    (Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний).

    Проверка: ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь.

    - Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?

     (Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северных районах солнечные лучи скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на землю солнечные лучи, тем сильнее нагревают они земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера).

    3. Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний.

    - Чтобы убедиться в этом мы отправляемся в путешествие на далекий Север на импровизированном самолете. Прежде чем отправиться, мы должны распределиться на группы.

    1 группа – географы, 2 группа – ботаники, 3 группа – зоологи.

    Зоология – наука о животных. Ботаника – наука о растениях. География изучает поверхность земли (гео - земля, графо -  описываю).

    - Работать будем по памятке-плану характеристики природной зоны:

    1. Расположение

    2. Климат: продолжительность зимы и лета, осадки и т.п.

    3. Почва

    4. Растения

    5. Животные

    6. Условия жизни человека

    - Во время путешествия проверим, как каждая из групп знает природную зону, которую мы изучали на прошлом уроке. Итак, в путь на Север! Приготовиться! Пять… Четыре… Три… Два… Один… Старт! Полетели!

    - А скорость-то какая! Все внизу так и мелькает!

    - Как вы думаете, что там под нами сейчас, белое-белое? (Океан)

    - Но океан же синий? (Смотря какой океан. Северный Ледовитый океан почти весь скован толстым, крепким льдом).

    - Почему здесь, На крайнем Севере, В Арктике, Лед никогда не тает? (Коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от снега и льда. Растопить здешнее солнце не может. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день. Полярный день. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет).

    - Итак, что же это за зона? (Ледяная зона).

    4. Работа с картой «Природные зоны» по группам.

    - Покажите ее на карте и расскажите о ее расположении.

    - Мы с вами уже разделились на три группы: зоологи, ботаники и географы. И первым слово предоставляется географам. Расскажите о расположении этой природной зоны.

    (Ученик показывает на карте и рассказывает. На островах Арктики расположена ледяная зона. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами).

    - Расскажите о климатических особенностях этой зоны.  (Лето короткое, холодное. Летом в Арктике - полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в темном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60°.).

    5. Организация поиска на проблемный вопрос.

    - Какие живые существа могут приспособиться в условиях ледяной зоны? (К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа).

    - Группа ботаников расскажет нам о растениях, которые приспособились к трудным условиям ледяной зоны. (На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где встречаются мхи, полярный мак. Мхи растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней.)

    - И последним слово предоставляется зоологам, которые расскажут о животных, населяющих ледяную зону.

    Тестовая проверка:

    1. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден:

    А. Тюлень

    Б. Гагарка

    В. Морж

    2. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой. Имеет обильное пуховое оперение:

    А. Чайка

    Б. Кайра

    В. Гагарка

    3. Представитель ластоногих, прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты:

    А. Тюлень

    Б. Морж

    В. Пингвин

    4. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками:

    А. Кит

    Б. Тупик

    В. Белый медведь

    - Мы выяснили, что  в Арктике повсюду снег и лед, значит, тут никто не живет?

     - Как так никто? Сейчас снизимся немного, и вы увидите среди скал несколько маленьких домиков, как вы думаете, кто в них живет? (Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки, изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Потому что из Арктики ветры разносят холод далеко вглубь нашей страны. Вот полярники-метеорологи и предупреждают: холодный воздух движется туда-то и туда-то. Будьте готовы!)

     Приближаемся к следующей природной зоне...

    6. Рефлексия по актуализации знаний.

    7. Физкульминутка.

    8. Формирование новых знаний и умений.

    - Покажите на карте остров, на котором находятся две природные зоны. (Остров Новая Земля).

    - Как называется одна из природных он? (На юге острова находится зона тундры).

    Слово “тундра” в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная”. В конце урока вы выскажете своё мнение по поводу этих слов.

     - А теперь посмотрите внимательно, где она находится. Находится она южнее ледяной зоны, вдоль берегов северных морей. Найдите на карте тундру и покажите её друг другу.

     Организация поиска новых знаний по учебнику по группам.

    - У всех на партах лежат карточки с заданиями. Переверните их.  Географы расскажут о климате, об экологии. Ботаники о растениях. Зоологи о животных.

     Самостоятельная индивидуальная работа по закреплению знаний с последующим согласованием в группе. Проверка.

    - Читая все пункты по порядку,  вам в течение пяти минут нужно будет подготовиться к ответу.

    - Я желаю вам успеха! У вас все обязательно получится!

    - Приступаем.

     (Учитель в это время проверяет работу в классе, направляет).

    Карточка – 1 группа географы.

    1. Откройте учебник на странице с. 90

    2. Где расположена тундра? (На севере России)

    3. Что характерно для зимы в тундре? /Зима долгая, холодная, а температура достигает минут 50°./

    4. Что представляет собой поверхность тундры? (Снег, мерзлота, которая уходит на глубину до 500 метров).

    5. Какие водоемы преобладают на территории зоны тундры и почему?

     - Чему дает жизнь почва? (Растениям)

    Группа ботаников расскажет нам о растительности зоны тундры.

    Карточка – 2 группа ботаники.

    1. Откройте учебник на странице 90.

    2. Какие растения населяют тундру? (Олений лишайник – ягель, мхи, морошка, голубика, брусника, карликовая березка, карликовая ива).

    3. Почему растения в тундре низкорослые? (Так они приспособились к жизни в тундре. У поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров).

    - Какие животные приспособились к жизни  в условиях зоны тундры. Слово предоставляется зоологам.

    Карточка – 3 группа зоологи.

    1. Откройте страницу 91-92 учебника.

    2. Какие животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания?

    А) насекомые

    Б) птицы

    В) животные

    - Как же связаны между собой обитатели тундры? Давайте проследим цепочки питания животных, обитающих в тундре?

    1. Ягель – олень – волк

    2. Ягода – лемминг – Белая сова

    3. Ягода – лемминг – песец

    4. Ягода – белая куропатка – белая сова

    - К чему приводит нарушение человеком цепей питания? Как не допустить этого?

    9. Включение в систему знаний и повторение. Задания на обобщение, систематизацию, рефлексию.

     - А сейчас проверим, как каждая из групп знает природные зоны.

     Каждая группа получает лист с тестовым заданием и три минуты на его выполнение.

     Индивидуальная работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием.

     1 группа - географы. Задание: установи соответствие.

    Положение зоны

    Природная зона

    Климат

    Вдоль берегов Северного Ледовитого океана.

    Ледяная зона

    Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокий снег зимой и сильные метели

    Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем

    Зона тундры

    Лето короткое, холодно. Зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная ночь.

    2 группа - ботаники.

    Природная зона

    Растения

    Ледяная зона

    карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика.

    Зона тундры

    мхи, лишайники

    3 группа - зоологи

    Природная зона

    Животные

    Птицы

    Зона тундры

    Морж, тюлень, кит, белый медведь, касатка.

    Белая сова, гуси, белая куропатка, утки, лебеди.

    Ледяная зона

    Северный олень, песец, лемминг, волк.

    Кайра, чайка, гагарка

    Проверка.

    Вывод детей по теме урока. Причина разнообразия природных условий Земли: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.

     10. Рефлексия деятельности (Итог урока).

     Вот и подошло к концу наше путешествие.

     - Что нового, необычного, интересного вы узнали?

     -Каким способом? (С помощью научных групп мы провели исследование двух природных зон).

    - Кому что показалось трудным на уроке?

    - Что на уроке было самым интересным?

    Путешествие закончилось. Урок окончен. Всем большое спасибо.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

    Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

    Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Природа и мы".

    К данному уроку дети  подготовили презентации в виде альбомов и брошюры....

    Открытый урок по окружающему миру на тему «Тундра».

    Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельность...

    Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"

    Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"...

    Открытый урок по окружающему миру "Будь природе другом!"

    Данный открытый урок по окружающему миру составлен по программе Школа России для 2 класса. Дидактический материал: раздаточный материал, презентация к уроку, наглядный материал....

    Открытый урок по окружающему миру 3класс. « Природа и наша безопасность»

    Окружающий мир 3класс тема : " Природа и наша безопасность" Школа России...