Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Природа и мы".
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Акежева Луиза Хезировна

К данному уроку дети  подготовили презентации в виде альбомов и брошюры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл more_more.odt53.3 КБ
Office presentation icon more_more.ppt596 КБ
Файл pustyni_rossii.odt6.25 КБ
Файл ekologicheskaya_piramida.odt6.82 КБ
Office presentation icon pro_ekologiskoe_ravnovesie.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Черное море.



Черное море (болг. Черно море, , рус. Черное море,  - море между Европой и Западной Азией (проходит водная граница между Европой и Малой Азией). Соединенное проливом Босфор с Мраморным морем. Площадь 422 тыс. км ², наибольшая глубина до 2 211 м (южнее Ялты), соленость 17-18 ‰. Ниже глубины 150 м органическая жизнь отсутствует (сероводород). Развито рыболовство (ставрида, скумбрия, тюлька, кефаль, бычки, шпрот, осетровые, камбала, хамса, судак, креветки). Черное море - важный район транспортных перевозок: зерно, железная руда, металлопрокат, бокситы, непродовольственные товары личного потребления. Один из крупнейших курортных регионов Евразии.

Черное море - внутреннее континентальное море Атлантического океана (связанное с ним через пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы, Эгейское и Средиземное море), находится между массивом Восточной Европы на севере, Малой Азией на юге, Кавказом на востоке и Балканским полуостровом на мероприятии. Черное море омывает берега Украины, России, Грузии, Турции, Болгарии и Румынии.

Этимология названия

Черное море имело в прошлом разные названия. Древние греки называли его Понтом Аксинським (греч. Πόντος Aύξενος - негостеприимной море), а впоследствии, после успешной колонизации его побережья, - Понт Эвксинский (греч. Πόντος Εύξενος - гостеприимное море). Ним проходили важные торговые пути, связывавшие античные государства и племена Северного Причерноморья с Южным Причерноморьем и Средиземноморьем. Некоторые античные писатели (Феокрит, Сенека, Лукиан) называли это море Скифским.
С IX века в «Повести временных лет», в арабских (Аль Масуди) и западных (Гельмольд) источниках Черное море называли Русским. В Киевском летописи - Понтийским (или Понетським) морем.
Со временем привилась у разных народов современное название «Черное море» (тур. Karadeniz). Возможно, через черный цвет воды на значительной глубине, возможно благодаря его бурности. А возможно и потому, что растворенный в морской воде сероводород приводил к тому, что днища судов, якоря и другие металлические предметы, погруженные в воду, приобретали черного цвета через окисление.

Морфология

Черное море имеет приблизительно овальную форму, параллельная ось которой простирается на 1 150 км, полуденникова (север - юг) 580 км (самое короткое 265 км, потому что с севера в мореглубоко врезается Крымский полуостров). Водная поверхность Черного моря имеет 420,3 тыс. км ², средняя глубина - 1 300 м, наибольшая - 2 211 м, объем воды - 547,0 тыс. км ³.

Морское дно

Дно морского бассейна охватывает около трети морской площади. Это плоская и однообразная равнина с максимальной глубиной 2 211 м.

Острова

Черное море имеет несколько мелких островов: Довгий, Березань напротив лимана Днепра и Змеиный против дельты Дуная.

Побережье

Побережье моря равнинное. Единственное исключение - это Крымский полуостров, который выдается далеко на юг, разделяя море на западную и восточную части. Восточный берег Крыма и южный берег континента замыкают единую большую Каркинитську залив. Другие крымские залива: Каламитский на юго-западе и Феодосийский на юго-востоке берега Крыма.

Климат

Черное море находится в умеренных и субтропических широтах, что приводит его климатические условия. Большое влияние на климат имеет Атлантический океан. Зимой над ним господствуют преимущественно северо-восточные ветры, которые снижают температуру и вызывают частые бури. На северо-восточном побережье, в окрестностях Новороссийска, дуют холодные и бурные горные ветры, так называемая бора. Северная часть моря имеет Обычная температура января около -3 ° C (она иногда может снижаться и до -30 ° C). Прибрежные воды Черного моря замерзают в месяц и более, плитки залива, устья рек и лиманы - от 2 до 3 месяцев. Южное побережье Крыма и юго-западное Кавказа закрыты горами от северных ветров, сохраняют свои температуры зимой свыше 0 ° C (до +6 ° +8 ° C). Обычная температура июля составляет на севере +22 ° +23 ° C, на юге до +24 ° C. Наименьшая сумма годовых осадков
приходится на северо-западное побережье - 300 мм, наибольшая на обочинах Кавказа - до 1 500 мм.

Растительный и животный мир

Необычным характеристикой Черного моря является отсутствие органической жизни в водах на глубине ниже 150 - 200 м через слой сероводорода, за исключением нескольких анаэробных бактерий. Жизнь сосредоточена главным образом в мелких водах континентального шельфа и в речных устьях северо-западной части моря.

Флора

Растительный мир представлен фитопланктоном, состоящая примерно из 350 видов одноклеточных организмов, 280 видов донных макрофитов, нескольких видов трав и морских зел. В северо-западной части моря часто встречаются большие скопления красной водоросли филлофоры, из которой добывают агар-агар, который используется в кондитерской, текстильной промышленности, а также в микробиологии. Филлофора рубенс покрывает более 15 000 км ² морского дна и накапливает более 5 млн тонн биомассы. На илистых и песчаных отложениях спокойных заливов растет морская трава зостера, богатая колонии рыб. На прибрежных скалах можно встретить ульва, или морской салат, на небольших глубинах растет бурая водоросль цистозира.

Фауна

Животный мир Черного моря беден виды сравнению со средиземноморской фауной (2 тыс. против 6 тыс. видов). Фауна моря насчитывает около 350 видов простейших животных, 650 видов раковых, более 200 видов моллюсков, около 160 видов рыб и 4 млекопитающих: тюлень и три вида дельфинов. В зарослях морской растительности скрывается множество морских беспозвоночных - крабов и моллюсков, а в толще воды медузы аурелия и Пилем. Млекопитающие и рыбы имеют промышленное значение. Рыболовство дает большие уловы осетровых, скумбрии, сельди, шпротов, хамсы, саргана подобное.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чёрное море Презентацию подготовили ученики 4 А класса МКОУ СОШ а. Псаучье-Дахе имени Героя России О. М. Карданова

Слайд 2

План Климат Море Основные сведения Фауна Наименование География

Слайд 3

Климат Климат Чёрного моря в основном континентальный .

Слайд 4

Море Чёрное море — внутреннее море бассейна Атлантического океана .

Слайд 5

Основные сведения Площадь 422 000 км². Очертания Чёрного моря напоминают овал с наибольшей осью около 1150 км. Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км. Наибольшая глубина — 2210 м, средняя — 1240 м.

Слайд 6

Фауна Фауна Чёрного моря заметно беднее, чем Средиземного, в частности, здесь нет морских звезд, морских ежей, морских лилий, осьминогов, каракатиц, кальмаров, кораллов.

Слайд 7

Наименование Древнегреческое название моря — Понт Аксинский «Негостеприимное море».

Слайд 8

География Берега Чёрного моря изрезаны мало и, в основном, в северной его части.

Слайд 9

Вопросы Какой климат у Черного моря? Какие животные не обитают в Черном море? Назовите площадь и глубину Черного моря. Как в Древней Греции называлось это море?

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                 Пустыни России .

На вопрос, где сосредоточены главным образом пустыни и полупустыни России можно ответить однозначно: на юго-востоке ее европейской части. Если точнее, то граница, которая разделяет эти песчаные места со степной полосой, проходит к югу от города Волгограда. Начинается она от левого берега реки Волги, далее – тянется к Казахстану на северо-восток, потом довольно круто поворачивает к южной стороне, достигает предгорий Кавказа и далее совпадает с долиной, где протекает Терек.

          Некоторые ошибочно думают, что такие территории, как полупустыни и пустыни России почти или начисто лишены какой-либо жизни, ведь тут жарко и один песок. Однако это вовсе не так. Долгое время территория, простирающаяся около Каспийского моря и занимающая низовья рек Волги и Кумы, не могла считаться пустыней – ученые долго спорили по этому поводу. Поэтому было решено называть эти долины, которые потом, в результате неграмотной деятельности здесь человека стали прямо-таки «голыми», полупустынями.

            Таким образом, климат, почвы, флора и фауна этих мест теперь полностью соответствуют званию - пустыни и полупустыни России, т.к. тут жаркое лето, а зима наоборот, очень морозная и лютая. В общей сложности климат тут можно назвать одновременно суровым и сухим. Осадки в основном выпадают здесь весной, а также в начале летнего сезона; однако, уровень испарения превышает их в несколько раз. Поэтому как таковая весна, когда все цветет и зеленеет, в этих местах длится только апрель-май. Зимой же наряду с морозами бывают ветры – настолько сильные, что часто снег ими сдувается с почвы. Так образуются достаточно обширные пространства черного цвета, которые так и называют – «черные земли». Правда, называются они так еще и потому, что здесь растет необычное растение – черная полынь, имеющая темные ветки и крохотные листья. На первый взгляд, совершенно несъедобная, полынь тут выручает многих животных в тяжелое зимнее время. Эти места являются заповедником под названием «Черные земли».
               Значительный участок полупустынь и пустынь расположен на территории, которая ранее была морским дном, теперь это – Прикаспийская низменность. Ландшафт тут весьма своеобразный – на многие километры вперед, до самого горизонта простирается абсолютно ровная поверхность земли. Поэтому находиться тут несколько жутковато. Только западная часть этих территорий немного оживляется обрывистыми склонами Ерегеней, также можно иногда встретить на пути небольшие холмы округлой формы. Их именуют сегодня соляными щполами, т.к. в их основании – каменная соль.

           
Настоящая же пустыня начинается ближе к морю Каспий. Тут пространства совсем оголенные, почва глинистая, растительности почти нет. Есть и довольно большие пространства, занятые песками. Они не сдуваются с почвы, т.к. закреплены корнями растущих тут элимусов – злаков, имеющих вид кустарника.

Звучит довольно парадоксально, однако, в пустынях и полупустынях России фауна и флора богаче, чем в степной полосе. Больше всего тут обитает, конечно, грызунов: хомяков, полевых мышей, тушканчиков и сусликов. Выживают они в самые знойные и морозные периоды просто – впадают в спячку. Из хищников тут можно увидеть хорьков, корсаков, а также змей и различных птиц. А из более крупных животных здесь обитают сайгаки – небольшие антилопы, способные перемещаться со скоростью до 80 км/ч.




Предварительный просмотр:

              Экологическая  пирамида в природе .

                                           ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ.

 В экосистемах группы видов последовательно связаны между собой как хищник и жертва. В любой экосистеме есть первичные консументы (производители) органического вещества – организмы-автотрофы (в основном это зеленые растения). Они в свою очередь служат пищей для разнообразных организмов-гетеротрофов – всех животных, грибов, некоторых микроорганизмов. Среди них выделяют первичных консументов (потребителей) – растительноядных животных (например, кузнечики среди насекомых, копытные среди млекопитающих) и вторичных консументов, или собственно хищников, разных рангов, разного порядка, поедающих других животных. Получается, что живые существа, относящиеся к самым разным систематическим группам, могут играть в экосистемах одну и ту же роль, так как принадлежат к одному и тому же пищевому, или трофическому, уровню.

Взятые все вместе, они и образуют пищевую цепь экосистемы, или, точнее, пищевую сеть.

Взаимоотношение организмов разного трофического уровня в экосистемах для наглядности можно представить в виде так называемых экологических пирамид: пирамиды чисел, пирамиды биомасс и пирамиды энергии.

Рис 2. Упрощенная пирамида чисел, или экологическая пирамида: кузнечики поедают зеленые растения, лягушки - кузнечиков, змеи – лягушек, орел – змей.

Рис. 3. Пирамиды чисел (а), биомасс (б) и энергии (в) для модельной, упрощенной экосистемы: люцерна – телята – мальчик 12 лет.

Если бы мальчик в течение года питался только телятиной, то для этого потребовалось бы съесть 4,5 теленка. Для пропитания этих телят необходим урожай люцерны с площади 4 га . В пирамиде биомассы все эти цифры заменены величинами биомассы. В пирамиде энергии добавлена солнечная энергия, необходимая для выращивания люцерны.

              ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ.

Солнечную энергию, связанную в процессе фотосинтеза, в виде биомассы растений поедают травоядные животные, а сами в свою очередь служат пищей для хищников. Так вещество и энергия передаются от одних организмов к другим, объединяя экосистему в единое целое. Последовательность живых существ, передающих друг другу эту энергию, называется пищевой, или трофической, цепью (отгреч. «троф» — «пища»). По тому положению, которое занимают организмы в пищевой цепи, их можно объединить в несколько групп, или трофических уровней (См. рис.4). Первый из них, образующий фундамент всей экосистемы, — это уровень растений, или продуцентов. За ним идут уровни, занимаемые консументами. Первый уровень консументов — растительноядные животные (иначе, фитофаги), второй — хищники, третий — хищники второго порядка. Например, питающиеся зоопланктоном мелкие рыбы являются хищниками первого порядка, а поедающие их хищные рыбы (судак, щука) — это уже хищники второго порядка.

Поскольку в процессе своей жизнедеятельности все организмы расходуют ту энергию, которую получили с пищей (а все зелёные растения — с солнечным светом), её количество с каждым последующим уровнем уменьшается. Соответственно и суммарная продукция (прирост биомассы за единицу времени) всех организмов какого-либо уровня всегда меньше продукции предыдущего уровня (См. рис. 5).

Рис. 4. Обмен веществ и энергии.

Вещество и энергия с пищей передаются от продуцентов к консументам первого, второго, третьего порядка, затем – к редуцентам. Но при переходе от одного трофического уровня к другому часть энергии теряется, превращаясь в тепловую (включая затраты на дыхание и другие жизненно важные процессы). Существование экосистемы поддерживается благодаря непрерывному притоку энергии солнца к продуцентам – зеленым растениям.

Рис.5. Пищевая пирамида биомасс.

Травоядные животные в наземных экосистемах съедают только часть растений. Некоторое количество энергии, полученной с пищей теряется в виде тепла, поэтому биомасса консументов всегда меньше массы продуцентов.

Хищникам тоже достаются не все возможные жертвы, а часть энергии тоже рассеивается.

Так образуется пищевая пирамида биомасс: чем выше трофический уровень, занимаемый организмом, тем меньше его численность и масса (в расчете на единицу площади).

продуцент консумент экосистема пирамида

                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Пищевые цепи бывают короткие и длинные. Пример короткой цепи : трава — кролик — лисица. Пример длинной цепи,: обыкновенная сосна — тля — божья коровка — пауки — насекомоядные птицы — хищные птицы.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнили учащиеся 4 А класса МКОУ СОШ а.Псаучье — Дахе им. Героя России О.М.Карданова . Экологическое равновесие 900igr.net

Слайд 2

Серьёзные проблемы Сегодня будем мы решать – Наблюдать, анализировать, рассуждать. На такой вопрос нам предстоит найти ответ: «Экологическое равновесие – это очень важно или нет?»

Слайд 3

Теоретическое обоснование Во многих местах нашей планеты наблюдается обеднение природы, а также чаще стали возникать разные экологические проблемы. В природе происходит нарушение экологического равновесия. Люди должны знать причину этого нарушения и способы его восстановления.

Слайд 4

План работы 1. Что такое «экологическое равновесие»? 2. Исследование связей экологического равновесия. Как связаны: а) живая и неживая природа б) растительноядные и хищные животные в) растения и растения г) растения и животные д) человек и экологическое равновесие 3. Экологическое равновесие – это очень важно или нет?

Слайд 5

Как они взаимосвязаны? Лес и река.

Слайд 6

Течет река издалека… Как хорошо, когда река И широка и глубока! Над ней пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройней и выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей!

Слайд 7

Экологическая пирамида.

Слайд 8

Чем полезны пауки?

Слайд 9

Божья коровка - отличная помощница в борьбе за урожай.

Слайд 10

Какова причина нарушения экологического равновесия?

Слайд 11

Что произошло в Австралии?

Слайд 13

Вот к чему может привести вырубка леса!

Слайд 14

Нужны ли лесу грибы?

Слайд 15

Но и сами животные влияют на растения. Сойка Кедровка Жизнь животных леса зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия.

Слайд 16

К чему приводит неумеренный выпас скота?

Слайд 17

Почему помутнела вода в озере ?

Слайд 20

Некоторые промышленные предприятия спускают в водоёмы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоёма? А на человеке?

Слайд 21

Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками?

Слайд 23

Выводы Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек. Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру тема: Строение и функции кожи

На этом уроке учащиеся работают в группах. Каждая группа определяет изучив дополнительный материал строение и функции кожи. Работа проводилась в 4 группах: с научной литературой, с учебной книгой, мод...

Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Поговорим о доброте. "Добрый человек придет, словно свету принесет""

Урок содержит большой практический материал, который направлен на расширение знаний учащихся о доброте и ее роли в жизни человека. Познавательные задания способствуют пробуждению интереса к совершению...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Богатства природы" УМК "Школа 2100"

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Богатства природы" УМК "Школа 2100" 1 класс. Презентация разбита на 4 части, так как насыщена фотографиями. Дополнительн...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Открытый урок по окружающему миру Тема урока:Домашние животные.

Открытый урок по окружающему миру 2 класс по программе Школа России.Тема урока:Домашние животные зимой....

План открытого урока по окружающему миру Тема урока: «Кто что ест?» УМК «Школа России»

1) классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп; 2) формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать...