Проектная работа
материал по окружающему миру по теме

Волкова Галина Николаевна

обучение школьников навыкам проектирования(проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc52 КБ
Файл rolnarodnoy_igrushki.docx293.78 КБ

Предварительный просмотр:

       

Здоровый образ жизни - знаете ли вы о вреде

 «Кока-колы»?

                                                                      Выполнил:    Шахин Глеб

                                                     ученик 3-Б класса

МБОУ «Краснослободский

                                                                  многопрофильный лицей»

                                                                    Руководитель: Волкова Г.Н.                                                                                                                                                                                                                                                          учитель  начальных классов

                                 

Краснослободск

2012г.

Содержание работы:

1.Введение 

-актуальность работы в наше время;

-объект исследования;

- предмет;

- гипотеза;

- цели и задачи работы;

-методы исследования;

-время проведения;

-материалы для проведения экспериментов;

2.Основная часть

-история напитка;

-состав «Кока-колы»;

-опрос детей, воспитателей и родителей на темы «Мой любимый напиток» и «Знаете ли вы о вреде «Колы».

-проведение опытов;

3.Выводы

-итоги работы;

-рекомендации;

4.Список литературы

Введение

Актуальность работы в наше время:  

 В летнюю жару самыми покупаемыми продуктами являются, пожалуй, газированные напитки. Можно ли их употреблять в том количестве, в каком хочется? Имеются ли противопоказания? Может быть, от прохладительных напитков стоит отказаться совсем?

Кока-Кола – один из популярнейших напитков во всём мире. Его любят дети и ненавидят родители, а учёные ведут непрерывные споры о вреде кока колы или же, наоборот, ее пользе.

 Детей очень привлекают яркие упаковки ,красивые бутылочки «Кока-колы», «Пепси», «Фанты», «Спрайта». К тому же все интересные телепередачи прерываются на рекламные ролики, в которых навязчиво предлагают эти же продукты . А  газеты и журналы сплошь пестрят красочной рекламой. И люди, особенно, дети, попадаются на эти уловки и день за днем употребляют в пищу, казалось, «полезные, здоровые» продукты. Поэтому часто возникают ситуации , когда дети не принимают доводы родителей, о вреде напитка «Кока-кола», «Пепси».

 На самом деле, эти продукты в основном сделаны из химических веществ, в них мало натуральных составляющих.

 Диетологи считают – чем больше ребенок ест чипсы и пьет колу – тем больше угроза его здоровью.

Специалисты утверждают , что  кока-колой можно чистить унитазы, мельхиоровые ложки и моторы грузовиков.

Стоматологи  рассказывают о том что красители «Кока-колы» очень стойкие и зубы от них темнеют. 

И, представьте себе, В США существуют даже руководства и «полезные советы» по ведению домашнего хозяйства с применением подобной «бытовой химии». Кока-колой, удаляют пятна ржавчины с хромированного бампера автомобиля и коррозию с батарей в том же авто. Запылились стекла? И тут вам поможет наша трудолюбивая помощница! Не можете раскрутить заржавевший болт? Тоже не беда! Надёжная «Королева напитков» и здесь – раз плюнуть! – выручит вас: всего-то лишь смочите тряпку, обмотайте ею болт на несколько минут, и дело в шляпе.

Объект исследования:

Свойства «Кока-колы».

Предмет исследования:  

 Вредное влияние «Кока-колы» на организм ребенка.

Гипотеза работы:

«Кока-кола» не безопасна для здоровья.

Цель работы:

.Исследование вредного влияния «кока-колы» на молодой организм человека.

Задачи:

1.Провести анкетирование среди учащихся начальной школы с целью определения знаний по заданному вопросу.

2.Провести опыты «кока-колы» с продуктами питания ,предметами общего пользования.

3.Сделать выводы и выработать рекомендации по итогам работы.

Методы исследования:

Опрос, наблюдение, эксперимент, беседа.

Время проведения:

Ноябрь-декабрь

Материалы для проведения экспериментов:

Бутылки с «Кока-колой», прозрачные стаканчики , ржавые гвозди, старые металлические деньги ,кусочек колбасы, конфета «Ментос», яичная скорлупа, нитки, скрепка в пасте от шариковой ручки.

 

Основная часть

История создания Кока-колы

Напиток «Кока-кола» был придуман в Америке 8 мая 1886 года. Его  автор – фармацевт Джон Стив Пембертон. Название для нового напитка придумал  бухгалтер Пембертона Френк Робинсон, который также, владея каллиграфией, написал слова «Coca – Cola»  красивыми фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом напитка. В напиток добавляли листья коки – растения, содержащего наркотические вещества.

Поэтому напиток был запатентован как лекарство от любых нервных расстройств и продавался строго в аптеках. В конце 1890-х годов появился запрет на кокаин. И в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а «выжатые» ,кокаина в них уже не было. С тех пор «Кока-кола» начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала для американцев самым популярным напитком. С 1988 года с приходом перестройки кока-кола стала покорять жителей России.

Исследование состава «Кока-колы»

Настоящий состав кока – колы до сих пор не был обнародован. Все существующие версии это лишь предположения, оригинальная рецептура держится производителем в строжайшем секрете. На этикетке указан состав:  вода, сахар, пищевые красители «Карамель», ортофосфорная кислота, кофеин,  ароматизаторы.

 Сахар. Его специально добавляют в большом количестве,  когда пьешь колу , то получаешь шоковую порцию сахара и поэтому через определенное время колу хочется опять и опять, но на самом деле подсесть можно и на кофеин, не зря же есть кофеманы, которые не представляют своей жизни без кофе. Британские борцы за здоровый образ жизни заявили - красители на основе карамели, использующиеся при изготовлении напитков «Кока-кола» и «Пепси» могут провоцировать развитие рака. Утверждение компании-производителя о том, что «Кола» имеет цвет карамели, это ложь. Это темно-коричневый сплав канцерогенов, который полностью ненатурален. Карамель для «Кока-колы» получают в результате сложной химической реакции между сахаром, аммиаком и сульфитами в условиях высокого давления и температуры. В результате этой реакции в полученном красителе образуются вещества, очень вредные для человека. 

 Ортофосфорная кислота (Е338).Её применяют в равной степени, как для производства газированной воды, так и для производства удобрений и текстиля. В больших количествах разрушает зубы и вымывает кальций из костей.

 

Социологический опрос учащихся

Что больше всего любят есть дети? Чипсы, сухарики, поп-корн, жевательную резинку, жевательный мармелад, мороженое, и все это мы любим запить газировкой.

Я поинтересовался у своих одноклассников какие  напитки им больше нравятся : соки, чай, кола, пепси?

Было опрошено 26 учеников 3-Б класса.

Вывод: Больше половины моих одноклассников – 16 ребят выбрали напиток «Кока-колу» и 10 ребят  – сок.

Опыт 1.

Цель: очищение потемневших монеток и ржавого гвоздя с помощью кока-колы.

Для опыта мы поместили две потемневших монеты и ржавый гвоздь в стакан с кока-колой. Через 4 дня монетки очистились от налета, а гвоздь  очистился от ржавчины.

Вывод: «Кока-кола» разъедает стойкий налет!

Опыт 2.

Цель: использование кока-колы, как моющего средства.

Была взята канцелярская скрепка испачканная пастой от шариковой ручки.

Обычной водой скрепка не отмывалась. Мы поместили ее в стакан с колой и оставили. На следующий день кола в стакане потемнела, распалась на хлопья, а скрепка была чистой.

Вывод: В «Кока-коле» есть кислота, которая отмывает химические пятна.

Опыт 3.

Цель:  Наблюдение взаимодействия с продуктами питания.

Взяли три конфеты «Ментос» и опустили их в стакан с  «Колой», лимонад забурлил и запенился.

Отрезали два кусочка колбасы и поместили их в стаканы с водой и колой.    Через 4 дня колбаса в воде стала белой, а в стакане с колой  колбаса превратилась в черный усохший кусочек.  На 9 день ……  

Вывод: Подобные изменения происходят и в нашем организме, когда мы пьем «Кока-колу».

Опыт 4.

Цель: Растворяет ли «Кока-кола» вещи?

Мы взяли катушку с нитками и опустили ее в стакан «Колой», оставили на 4 дня. На 5-й день вынули нитки из колы, они были целы.

Вывод: «Кока-кола»  не растворяет нитки.

Опыт 5.

Цель: Как быстро испарится кока-кола?

Налили в блюдце «Кока-колу» и оставили на неделю. Через 9 дней вода из колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп.

Вывод: В этом лимонаде очень много сахара.

Опыт 6.

Цель: Посмотреть как «Кока-кола» действуем на наши зубы.

Мы взяли куриное яйцо и половину его опустили в стакан с лимонадом. Вели наблюдения,   доставая его через 4 дня, 8 дней, 12 дней. Скорлупа на яйце изменила цвет от белого до темно-коричневого  и покрылась трещинами.

Вывод: Эксперимент со скорлупой куриного яйца подтвердил способности Кока-колу растворять кальций. Красители лимонада очень стойкие и зубы от них темнеют.

Выводы:

Итоги работы:

Проведя ряд опытов, мы наблюдали, что «Кока-кола» изменяет свой состав, попадая в наш организм, превращаясь в малоприятное вещество, в ней много красителей, и они портят наши зубы. Ее нельзя пить со всеми продуктами, вещества входящие в состав напитка растворяют химическую краску и ржавчину. Поэтому наш ответ на вопрос: «Вредна ли кока-кола?» - да!  

Рекомендации:

Если пить «Кока-колу» раз в месяц, или по праздникам – раз в год, то вполне возможно на Ваше здоровье она не повлияет. Но если пить кока колу каждый день за ужином вы рискуете потерять свое здоровье.  Отдавайте предпочтенье чистой воде, чаю  и сокам, БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Используемые источники:

1.Интернет. httShkolazhizni/ru.

2.Беспалова Е.В.,«Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка» журнал №6,  2008.

3.Сирс.У.,Сирс.М., «Ваш ребенок и вы: здоровое питание для всей семьи».

4.Нил Барнарди., доктор медицины «Здоровое питание для детей»



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

  «Краснослободский многопрофильный лицей»

Роль народной игрушки

 в жизни славян

Исследовательский проект

 

Выполнила:

Ягодкина Полина,

ученица 3 Б класса

Руководитель:

Волкова Галина Николаевна,

учитель начальных классов

Г. Краснослободск

2012 г.

Содержание

    Введение.                                                                                    3

  1. Вступление.

Что такое «народная игрушка»?                                               4

II. Основная часть.

1. Мир народной игрушки.                                                         5

2. Тряпичные куклы.                                                                  6

2.1. Куклы-обереги.                                                            6

2.2. Обрядовые куклы.                                                       7

2.3. Игровые куклы.                                                           8

3. Глиняные игрушки.                                                                8

3.1. Дымковская.                                                                9

3.2. Каргопольская.                                                            9

3.3. Филимоновская.                                                          9

3.4. Абашевская.                                                                 9

3.5. Ярославская.                                                                9

3.6. Тверская.                                                                     10

4. Русская матрёшка.                                                                  10

5. Богородская игрушка.                                                            11

6. Изготовление игрушки по образу народной.                     11

III. Заключение.                                                                      13

Список литературы.                                                               14

Приложения.

Введение

Тема: Роль народной игрушки в жизни славян

Игрушки запечатлели в себе

всю историю человечества.

Они её очевидцы и свидетели.

Проблема проекта

Что такое – народная игрушка?

Откуда берется народная игрушка?

О чём могут рассказать игрушки?

Во что играли наши бабушки и дедушки?

Задачи проекта

Получить новые сведения о жизни древних славян.

Ознакомиться с историей русской народной игрушки.

Изучить технологию изготовления и научиться мастерить тряпичные куклы.

Проявить фантазию и творчество, сохраняя традиции русского костюма куклы.

 Результат.

Все данные и выводы учебно-исследовательского проекта оформлены в виде компьютерной презентации и выставки поделок.

I. Вступление

Что такое народная игрушка?

Все дети любят играть. Сейчас вокруг нас огромное количество игр и игрушек. На занятиях в детской художественной школе я узнала, что раньше на Руси игрушки изготавливали своими руками из разных природных материалов: соломы, дерева, глины, кусочков ткани и ветоши. Игрушка была одним из наиболее дешевых произведений искусства. Одни игрушки забавляли ребенка и служили ему оберегом, другие оберегали очаг и дом.

Я думаю, что народная игрушка незаслуженно забыта. Ведь она рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Я решила глубже узнать, что такое народная игрушка, откуда она пришла, что может рассказать? Смогу ли я сама изготовить подобную игрушку?

 И работа закипела! Я изучала детские энциклопедии и книги о народном творчестве, посетила сайт выставки "История возникновения народной игрушки" и даже расспросили нашу старенькую бабушку об игрушках ее детства.

 Начиная эту работу, я не ожидала, что узнаю столько нового! Многие сведения для меня стали необыкновенным открытием. Я много узнала о культурном наследии наших предков, в том числе и о народной игрушке - особом виде русского народного творчества.

II. Основная часть

1. Мир народной игрушки

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Красноречивы находки отечественных археологов. На территории расселения восточных славян обнаружены деревянные лодочки, погремушки, волчки, коньки, птички, мечи, даже детские музыкальные инструменты – дудочки, трещетки, жужжалки.

Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

 Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в кукол.

Кукол на Руси делали из соломы, сена, дерева, кусочков полотна. Но это не значит, что такая кукла – исконно русское творение. Ведь подобные игрушки делали детям во многих странах мира. Каждая деревня на Руси могла делать куклу по-своему. Отличались эти игрушки элементами одежды, размером, материалом и техникой изготовления, но они успешно исполняли свои основные функции – оберегать ребенка от злых духов и развлекать его. Различались куклы – обереги, обрядовые и игровые для детей.

Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

2. Тряпичные куклы

2.1 Куклы – обереги

Старинные куклы, явно магического характера, выполняли в свое время роль оберегов от зла. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство красивого. Эти игрушки продолжали использовать как необходимые, хотя и не отдавали себе отчет, в чем собственно состоит их необходимость. Игрушки применяются как украшение дома и развлечение ребенка сегодня. Но игра - священный процесс познания мира, а значит игрушки священны. Они по-прежнему остаются оберегами.

Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Шили кукольные платья не просто так, а со смыслом.

Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение и узор должен был в лице куклы оберегать ребенка. Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и фигурки оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые – Берегини. 

А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку -"пеленашку".Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.

Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя:

Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея и др.

Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие. Делали её и дарили на Филиппов день, 27 ноября, отдавая дань непростому женскому труду.

Чтобы рукоделие денежку приносило, на пояске у Филипповки привязывают узелок-лакомник с зернышком и монеткой.

Зернушка -  простая на внешний вид куколка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце).

2.2 Обрядовые куклы

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Считалось раньше, что кукла "Плодородие”, помогала иметь достаток и хороший урожай. К ритуальным куклам относились: кукла «Коляда», «Мокредина», «Масленица» и др.

Куклу «Неразлучник», которую изготовляли накануне свадьбы и вешали в красном углу, берегли всю жизнь. При рождении каждого ребёнка в семье маленькую куколку помещали между двумя частями. Это символизировало семью.

Также были куклы - "московки" (кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки" (кукла на берестяных трубочках) и толстушки- "костромушки" (толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

2.3 Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям.

 Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова - с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Тряпичные куклы дети начинали "вертеть" с пяти лет

Куклы-пеленашки делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.

Куклы-стригунки делались из соломы с давних времен. Еще крепостные крестьяне устраивали себе кукольные  представления из ярко обмотанных, веселых и легких соломенных матрешек.

Кукла из соломы так  же стара, как знаменитый «петрушка», основоположник нынешнего кукольного театра. Почти у всех славянских народов, занимающихся земледелием, существует соломенная кукла и  различные соломенные игрушки.

Куклы-няжочки из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать.

3. Глиняные игрушки

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времён.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Н. Денисов

 Этот вид народных промыслов появился тогда, когда зародилось и гончарное искусство. Мужчины лепили горшки, женщины – милые фигурки из глины, чтобы позабавить детей. После лепки игрушки обжигают в огне (так же как и горшки), и разрисовывают разными орнаментами, в зависимости от региона происхождения этих произведений народного искусства.

В России известно несколько разновидностей небольших глиняных фигурок, традиционных славянских игрушек.

3.1. Дымковская (родом из города Вятка). Здесь краснощекие барыни, всадники на конях, целые сценки чаепития.

3.2. Каргопольская (от названия деревни – Каргополь, Архангельская область). Отличие этих фигурок – животные (олени, медведи) представлены в русских народных костюмах. Так же присутствуют здесь такие мифические существа как кентавры, фавны, тоже в национальных костюмах.

3.3. Филимоновская игрушка (родом из деревни Филимоново Тульской обл.). Основные черты – трехцветная роспись (малиновый, желтый и зеленый), орнамент – полоски, частые сценки – барыня, которая держит подмышкой курицу, а на руках – ребенка, и лошадь. У персонажей непропорционально длинные шеи.

3.4. Абашевская игрушка (село Абашево Пензенской области). Все игрушки -свистульки в виде животных с длинным туловищем. Здесь можно увидеть голубого барана с могучими серебрянными рогами, зеленую в серебрянных пятнах собаку, красного оленя с великолепными многоярусными раззолоченными рогами, похожими на елку.

3.5 Ярославская игрушка. И в Ярославской области делали свистульки в виде коней или птиц с веретенообразными туловищами, двумя крохотными ножками и выгнутыми спинами. Игрушку покрывали глазурью или белой масляной краской с синими и красными полосами и пятнами.

3.6 Тверская игрушка. Это изделия мастеров из Торжка Тверской области. Эти игрушки узнаешь сразу: птички, петушки, жар-птицы, царь рыбы, медведи и другие игрушки-свистульки покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно-коричневом фоне обожженной глины.

4. Русская матрёшка

Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрёшке,

Как в доме деревянном.

Открой – увидишь чудо:

Матрёшенька-детёныш.

А там ещё! Откуда?

А там опять…найдёныш.

Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине "русской девочкой", символом всего русского.

Фигурки такой формы существовали на Руси давно. Древнейшая разъемная игрушка - прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер - семь тел. И еще древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.

5. Богородская игрушка

Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты. Некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными. Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные забавы.

6. Изготовление игрушки по образу древних народных кукол.

Кукла – просто загляденье,

Взрослым всем на удивленье,

Для забавы малышам!

Посмотри, как хороша!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Я сама решила смастерить традиционную русскую игрушку. Любимой в старину игрушкой в русской деревне была тряпичная кукла. Она не требует особых затрат безопасна в использовании, развивает фантазию и приносит радость. Поэтому я остановила свой выбор на тряпичной кукле.

Традиционно куклу делали без помощи колюще-режущих предметов (ножниц, ножей, иголок), ведь она должна нести только добро. Нитки и ткань для куклы рвали, а части тела связывали.

Самая простая в изготовлении – скрутка. Берётся полоска ткани, кладётся на колено вдоль ноги и скручивается в тугой валик. Перевязав валик верёвкой, получаем голову. Нарядить куклу  по своему вкусу, но в одежде обязательно должен присутствовать красный цвет.

Для изготовления закрутки берётся кусок ткани, закручивается вокруг своей оси и скрепляется ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова - с помощью нитки прикреплённый к туловищу. Остаётся нарядить куклу.

Для изготовления куклы-крестушки «Мама и дочка» нужно взять:

четыре квадрата ткани: 2 — больших и 2 — маленьких; ветошь; белые и цветные нитки.        

 Берем большой квадрат ткани и кладем на его середину ветошь для набивки головы.        

 Квадрат сложить по диагонали и сформировать голову куклы.        

 Место для предполагаемой шеи туго перехватить нитками, тем самым обозначив шею куклы.        

 Сформировать руки: уголки ткани загнуть внутрь, завязать. Отдельной ниткой перевязать на манер пояса. На голову куклы повязать заплетенные в косичку нитки — повязку.        

 Куклу положить на второй большой квадрат цветной ткани так, чтобы середина квадрата была на уровне талии куклы. Перевязать цветной ниткой-поясом. Сформировать складочки. Верхнюю часть юбки опустить вниз.        

 Вторую куклу сделать точно так же, но из кусочков ткани меньшего размера.

Из цветных ниток скрутить шнурок и сзади привязать его к повязкам на голове кукол.        

 Куклы «Мама и дочка» готовы, теперь осталось только найти почетное место для них в  доме.

III. Заключение

Игрушки, которыми забавляли деток наши предки, очень сильно отличаются от тех, которые нам предлагает современность на рынках и в детских магазинах. Технологией изготовления традиционных кукол, фигурок и оберегов владеют несколько сотен человек, потихоньку ремесло забывается.

Народная игрушка – в своем первородном виде культовая и обрядовая, инструмент магии. Мало теперь кто знает, что эти все изображения в далеком прошлом участвовали в магических обрядах, были зримым, реальным воплощением мифических предков данного рода, племени, идолов, духов, богов, людей и животных, принесенных в жертву могущественным силам природы. Прошли века, менялся человек, все дальше отрывался он от природы и начинал властвовать над ней. И только мифы, легенды, народное искусство, народная игрушка своим бессмертием  напоминают нам о том, что человек и природа – едины и вечны.

Многообразен мир современной игрушки. Это фантастические машины и механизмы, с применением  микроэлектродвигателей,  управляемые на расстоянии – без этого нельзя представить современный детский мир нашего времени. Но ребенку всегда будут нужны  медведь и конь, матрешка и кукла. Эти игрушки способны обратить детей к миру природы, к миру духовных ценностей.  Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Без прошлого нет будущего. Без осознания своих корней невозможно развитие культуры и искусства.

Так что же такое народная игрушка?

На этот вопрос я отвечу так: это игрушка, в которую играл и играет мой народ.

Список литературы

Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003

Нагель О.И.  Художественное лоскутное шитье. - М, 2000

Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997

Телегина В. Начальная школа-  №22 \ 97

http://dob.1september.ru/2003/14/13.htm 

http://inga-morozova.ru/stati/kukla-predmet-kulta-igrushka-proizvedenie-iskustva.html 

http://www.sunhome.ru/journal/123424 

http://m-princ.narod.ru/igrushka.htm 

http://drugoypiter.ru/place/muzey_igrushki.htm 

http://www.papinbag.ru/index.php?m=2445&a=viewart 

http://www.filimonovo-museum.ru/toy/history.htm

Приложения

  1. Мультимедийная презентация

«Роль народной игрушки в жизни славян».

2. Выставка «Мои игрушки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа, 2 класс, начало работы.

Проектная работа, 2 класс, начало работы....

Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников

Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»

Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....