Урок окружающего мира в 4 классе "Я знаю родной край" (итоговый)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК "Школа России". Тип урока: обобщение и систематизация, контроль знаний.  Данный урок («Я знаю родной край»)  является заключительным в разделе «Родной край – часть большой страны». Он непосредственно связан с предыдущими уроками раздела и завершает процесс выявления сущности основных понятий и практического их применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 «Б» КЛАССЕ

«Я ЗНАЮ РОДНОЙ КРАЙ»  

УЧИТЕЛЬ ЛУПАЧЕВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

г.ГАТЧИНА

2011

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели. Образовательные:  показать значимость водоёмов, недр, почвы,

           растительного и животного мира нашего края в жизни человека;

           формировать представления о негативном и позитивном влиянии

           деятельности человека на многообразие видов растений и животных

           края.

            Развивающие: содействовать развитию умения осуществлять самокон-

           троль и самооценку учебной деятельности, развивать умение анализи-

           ровать, сравнивать, делать выводы, развивать мыслительную деятель-

          ность.

          Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к природе родного

         края, формировать коллективизм, сплочённость.

 

Оборудование. У каждого ученика:  тесты №1 и №2, экологическая задача, заготовка для терминологического диктанта, конверт с набором представителей растительного и животного мира природных сообществ. Кроссворд, ответы на тест №1 и к заданию «растительные сообщества».

Ход урока.

 

I.  Организация класса.    1 мин.         

II. Сообщение темы и целей урока.   2 мин.

- Послушайте стихи девочки Марины Юдзевич и определите их основную мысль.

          Вот букет, он брошен вместе с сором.

          Умирают, сжавшись, лепестки.

          Это мы срываем без разбора

          Нежные, тугие стебельки.

          Зачем мы рвали их – не знаю.

          Быстро вянет первоцвет.

          Пусто, скучно стало на поляне,

          Вестников весны там больше нет.

          Очень просто погубить живое.

          Ведь не могут же подснежники сказать:

          «Наслаждайтесь нашей красотою,

          Только очень просим нас не рвать.»

Мнения детей: люди безжалостно губят растения и животных, в том числе занесённых в Красную книгу. Основная мысль: очень просто погубить живое. Нужно наслаждаться красотой природы, а не губить её.

-- На сегодняшнем уроке мы обобщим знания о родном крае, полученные во время изучения раздела «Наш край – часть большой страны», обобщим экологические знания. Урок носит и контрольный характер.  Прочитайте план урока.

Запись на доске. 1. Поверхность. Водоёмы.

                             2. Подземные богатства.

                             3. Почва.

                             4. Растительные сообщества.

                             5. Растениеводство и животноводство.

III.Обобщение.

1.Поверхность и водоёмы.         7 мин.

А.- Ответьте на вопросы теста №1.

1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется…

А) балка;          Б) холм;          В) овраг.

2. Поверхность Ленинградской области в основном имеет характер:

А) равнинный;          Б) гористый;          В) плоскогорье.

3. Горы, созданные людьми, называются…

А) холмы;          Б) плоскогорья;          В) терриконы.

4.  Возвышенность, имеющая вершину высотой 300м, называется…

А) гора;          Б) холм;            В) плоскогорье.

5. К естественным водоёмам относятся:

А) пруд, озеро, канал;    Б) ручей, море, река;  В) пруд, водохранилище, канал

6. Водный поток, имеющий исток и устье, это …

А) озеро;           Б) канал;          В) река.

7. Какие океаны омывают Россию?

А) Индийский, Тихий, Атлантический;

Б) Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический;

В) Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.

8. Какое озеро является одним их крупнейших озёр Ленинградской обл.?

А) Ладожское;          Б) Байкал;          В) Селигер.

9. Выбери верный ответ. Водоёмы – это…

А) место обитания животных и растений;

Б) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;

В) украшение Земли.

10. С водоёмами связана жизнь следующих животных:

А) утки, лебеди, цапли;

Б) трясогузки, совы, кукушки;

В) орлы, аисты, кедровки.

Б.Самопроверка. Ответы предъявляются на доске:

  1. В                         6. В
  2. А                         7. Б
  3. В                         8. А
  4. Б                          9. Б
  5. А                        10. А

Ошибочные ответы корректируются.

Критерий оценки: 5 правильных ответов – «3»

                                6 – 8 прав. ответов       -- «4»

                                9 –10 прав. ответов      -- «5»

В. – Аргументируйте следующую точку зрения: водоёмы нуждаются в охране.

Павел Никулин: водоёмы должны быть чистыми, чтобы животные и растения, которые там живут, не погибли, чтобы люди могли пользоваться водой для питья. Но воду загрязняют стоками заводы и фабрики, туда приносятся ядохимикаты с полей, бензин и другие химические вещества после мойки автомобилей. Нужно запретить такие действия. А ещё нужно запретить людям бросать в воду мусор, чтобы водные животные и люди не поранились.

Дополнительный вопрос: как в водоёмы попадают ядохимикаты и удобрения?

(С дождевой водой).

- Какую помощь взрослым в охране водоёмов можете оказать вы?

(Следить за чистотой ручьёв и родников, расчищать их, не рвать водные растения)

- Молодец, ты дал развёрнутый аргументированный ответ и ответил на дополнительные вопросы.         Отметка 5

2. Подземные  богатства.           6 мин.

- К какой природе относится вода (к живой или неживой)?

- Назовите другие объекты неживой природы.

- Вы назвали среди объектов неживой природы и камни, полезные ископаемые. Что мы называем полезными ископаемыми?

(Все природные богатства, которые добывают люди.)

- Иванова Таня и Потапов Антон приготовили для вас кроссворд о полезных ископаемых.

Т.Иванова: - Предлагаем разгадать кроссворд. Я задам вопросы о словах, зашифрованных по горизонтали, Антон – по вертикали.

(Задают вопросы по очереди).

По горизонтали:                                            

1. Очень прочен и упруг.

   Строителям надёжный друг.

   Дома, ступени, постаменты

   Красивы станут и заметны.

3. Белый камешек растаял,

    На доске следы оставил.

4. Он очень нужен детворе.

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен даже.

5. По трубе течёт,

    Пироги печёт.

6. Без неё не побежит

    Ни автобус, ни такси,

    Не поднимется ракета.

    Отгадайте же, что  это?

8. Не зря она варилась

    В доменной печи.

    На славу получились

    Ножницы, ключи.

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,                          2. Покрывают им дороги,

    То увязнут сильно ноги.                                  Улицы в селениях.

    А сделать миску или вазу,                               А ещё он есть в цементе.

    Она понадобится сразу.                                   Сам он – удобрение.

7. Росли на болоте растения,                           9. Он несёт в дома тепло,

    Стали топливом и удобрением.                       От него кругом светло,

                                                                                    Помогает плавить стали,

                                                                                     Делать краски и эмали.

                                                                                     Он чёрный, блестящий,

                                                                                     Помощник настоящий.

Ответы.

По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.

По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.

- Таня, почему полезные ископаемые нужно использовать экономно?

(Их нельзя восстановить, потому что они образовывались в недрах Земли много миллионов лет.)

- Антон, как полезные ископаемые, относящиеся к неживой природе, связаны с живой природой?

(Многие из них образовались из остатков живых организмов миллионы лет назад. Поэтому можно сказать, что живая и неживая природа взаимосвязаны.)

- Спасибо за подготовку к уроку. Вы дали правильные ответы.

Две отметки 5.

3. Почва.     9мин.

А.- Послушайте экологическую сказку и ответьте на вопрос: кто кому родственник?  (Сказку читает учитель.)

     Вздрогнула земля – трах-тара-рах! – полетели камни и скалы кувырком с обрыва… Изо всех сил старался задержаться меньшой камень. Мимо него в клубах пыли промчался старшой брат, по пути его настигла скала-громадина, тяпнула мимоходом по макушке и расколола на куски.

    «Да-а, брат… -- подумал меньшой гранит. – Вот тебе и каменный характер. Видно, и вправду быть тебе землёй».

     Но в это время что-то толкнуло самого меньшого брата, покатился он вслед за всеми да так крепко приложился внизу, что искры посыпались.

     Не скоро пришёл в себя наш камень. Пожалуй, не один миллион лет миновал, пока он очнулся. А очнулся – глядь, лежит он вместе с другими незнакомыми камнями на льду, а от старшего брата и обломков не видать.

     Это был огромный ледник, спускавшийся вниз по ущелью длинным языком.

     Наверху в горах вьюги наметали толстые пласты снега. Под собственной тяжестью снег оседал и постепенно превращался в лёд, а на него ложились всё новые и новые снежные слои. Такой получился груз, что лёд постепенно стал сползать вниз. Нашёл дорогу и полз по ней, словно тесто из кастрюли. Неспешно полз ледяной язык, и год от года то ущелье становилось всё глубже и шире. А получилось это оттого, что в лёд врастало множество больших и малых камней; ими и пилил ледник свою дорогу, словно гигантской тёркой.

     Немало таких ледников съезжало с высоких снежных гор, а доехав до мест потеплее, они таяли и весь свой каменный груз громоздили великими кучами.

     Чего только не случалось с меньшим гранитом и во время его ледяного путешествия, и потом, когда он прибыл на новое местожительство! Он лежал себе, кряхтел, да благословлял свой каменный характер. И пуще всего его злило, что вокруг травка зелёная, цветы головками качали, колосья шептались – и все Землю-матушку славили да благодарили.

     -- Чего он её хвалят? – ворчал лежач-камень. – Грязь одна! Летом – пыль, весной – слякоть… То вода эту землю точит, то ветер носит, кто хочет, тот и топчет. А всего хуже, что в неё любая зелень может свои жадные корни запустить.

     Ворчал-кряхтел старый камень, а его никто не слушал – все от такого соседа подальше держались. Впрочем, граниту только того и надо было – лишь бы его не тревожили, лишь бы не мешали, а там хоть трава не расти. Одно плохо – растёт всё-таки. Совсем незадолго до конца этой сказки пролетел ветер и промолвил: -- Кто здесь родственников ругает?

     -- Что же получается? Неужели эта противная мокрая и чёрная земля мне родственница? – сказал камень.

     -- А как же! Почва чёрная…

-- Почему же почва чёрная?

Лякина Анна: Почва чёрная от перегноя. А перегной – это остатки растений и животных.

-- Правильно, Аня. Дослушайте конец сказки. Почва чёрная из-за остатков растений, из-за перегноя (гумуса), а больше всего в ней песчинок да глины. И всё это – дети гранитов и других очень старых камней.

Б.-- Так  кто же кому родственник? Сделайте вывод.

Антонова Вика: Гранит и почва – родственники. Почва образовалась из остатков камней, поэтому в ней содержатся песчинки, а ещё в почве содержатся остатки живых организмов.

- Я считаю, что почва нуждается в охране. Права ли я? Докажите.

Лякина Анна: Почву нужно беречь, потому что она образовывается очень медленно: 1см за 300 лет. А повредить её легко. Люди портят землю ядохимикатами, неразумно используют почву при строительстве домов, дорог, при разработке полезных ископаемых не закапывают карьеры, неправильно распахивают почву.)

Дополнительный вопрос: как растения защищают почву?

(Там, где нет растений, ветер и вода могут быстро смыть почву.)

- Ты правильно ответила на вопросы, но не всегда точно формулировала свои мысли.                 Отметка 4

В. Решение экологической задачи.

- Возьмите лист с экологической задачей. Решим её. (Поэтапное решение.)

  1. Подсчитайте, сколько мусора ваша семья накапливает за 1 день. Обозначим эту массу : 1кг.
  2. Сколько за год выбросит мусора ваша семья?

1* 365= ___________ кг

  1. Подсчитайте, сколько мусора выкинут за день и за год жильцы вашего дома (примерное количество квартир 60)

1* 60 = ______  кг

365 * 60 = _________ кг

  1. Рассчитайте количество мусора, которое приходится на 1 человека за год в вашей семье (а – количество членов семьи):

365: а = _________ кг

  1. Рассчитайте, сколько мусора накапливается в нашей Гатчине с её 100000 жителями:

_______ * 100000 = ____________ кг

- Конечно, эти цифры неточны. Иногда выбрасываются крупные вещи, которые вы не учли. То есть мусора больше, чем вы подсчитали. По подсчётам специалистов, если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной в 5 метров. Утонем в мусоре!

Г. Итог. Чем ещё опасны мусорные свалки?

Донцу Мария: Свалки отравляют почву, воду, воздух – всю окружающую среду.

- Как бороться с этой экологической бедой?

(Как можно меньше заваливать мусорки предметами своего обихода. Стараться давать вторую жизнь вещам. Собирать и сдавать в пункты вторсырья стеклянные бутылки, старую бумагу. Нужно строить заводы по переработке мусора.)

- Вот как красиво, с любовью о земле сказал римский писатель и выдающийся агроном I века нашей эры Колумелла: «Земля – это не устарелая женщина. Нет, – это всегда юная, красивая, всегда свежая, младая, всегда способная быть плодородной, если только уметь лелеять её младость, сохранять, поддерживать её нежную, игривую жизнь».

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА         1 мин.

5. Растительные сообщества.        6 мин

А. – Чему даёт жизнь почва?   (Растениям)

- Какие живые организмы тесно связаны с растениями? (Животные, грибы, черви, бактерии).

- Вспомним о природных сообществах. Какие природные сообщества вы знаете?

(Лес, луг, пресный водоём).

Б. Класс делится на 3 группы. 1 и 4 колонки – знатоки леса,

                                                   2 и 5 колонки – знатоки луга,

                                                   3 и 6 колонки – знатоки пресного водоёма.

У каждого ученика на парте одинаковый набор растений и животных.

Задание: выбрать из растений и животных представителей данного природного сообщества. Доказать, что это природное сообщество на примере цепи питания.

(Набор растений: сосна, папоротник, бересклет, тимофеевка, мятлик, клевер, камыш, кувшинка, зелёные водоросли).

(Набор животных: белка, кабан, рысь, дятел, кузнечик, коростель, махаон, бобр, цапля, жук-плавунец).

 

В. Взаимопроверка. Ученики обмениваются работами: 1колонка со 2-й, 3 с

4-й, 5 с 6-й.  Ответы вывешиваются на доске.

Критерий оценки: без ошибок – «5»;

                               1 – 2  ошибки – «4»;

                               3 ошибки – «3».

Устно (с места) от каждой группы 1 ученик приводит примеры цепочек питания.

Кокарев Владимир: сосна – белка – рысь.

Семикин Иван: клевер – кузнечик – коростель.

Лапин Кирилл: зелёные водоросли – жук-плавунец – цапля.

Г. Итог. – Докажите, что лес, луг, водоём – природные сообщества.

Пасичниченко Никита: в лесу, на лугу, в водоёме растения, животные, микроорганизмы взаимосвязаны. Например, на лугу шмель питается клевером, коростель питается шмелями и другими насекомыми. Когда животные и растения погибают, их остатки постепенно превращаются в перегной под действием червей и бактерий , а из почвы снова вырастают растения).

Вопрос 2 группе: почему луг как природное сообщество может существовать бесконечно долго, о поле надо возделывать каждый год?

Семикин Иван: На лугу всё взаимосвязано, сложилось экологическое равновесие. А поле – результат деятельности человека. Когда поле распахивают, гибнет много червей и личинок насекомых в почве, которые обычно помогают растениям развиваться, рыхлят землю. В поле почва быстро беднеет, культурным растениям на ней расти становится всё труднее, она «захватывается» дикорастущими растениями.

-Ты хорошо работал на уроке, правильно ответил на вопрос и сделал вывод, но с помощью наводящих вопросов.    Отметка 4

  1. Растениеводство.     4 мин.

А. – Как одним словом назвать растения, произрастающие в лесу, на лугу?

Как, в отличие от них, называются растения, которые выращивает человек?

(Культурные растения).

- Какая отрасль сельского хозяйства этим занимается? (Растениеводство).

Б. Словарный и терминологический диктант.  

- Запишите растение и отрасль растениеводства, которая его выращивает.

(Детям, которые затруднялись с отгадкой, давалась подсказка).

1.За кудрявый хохолок

  Лису из норки поволок.

  На ощупь очень гладкая,

  На вкус, как сахар, сладкая.

2.На сучках висят шары,

  Посинели от жары.

3.Удивительное солнце,

  В этом солнце сто оконцев.

  Из оконцев тех глядят

  Сотня маленьких галчат.

4. Полевое растение, из зёрен которого получают белую муку.

5. Это растение украшает букеты школьников 1 сентября. В переводе его название звучит как «звезда».

6. Представьте себе: мы на картофельном поле, ярко светит солнце, зеленеет ботва. Мы наклоняемся и видим маленького жёлтого жука, спинка которого украшена десятью чёрными полосками. Он очень прожорлив. О ком идёт речь?

7. Червивое яблоко попадалось каждому. В него забралась гусеница этой вредной бабочки. Гусеницы вгрызаются в яблоки и поедают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое

8. Кто эти красавицы? Лёгкие, нежные, с кружевными голубовато-зелёными крыльями, они похожи на маленьких стрекоз. А их глаза, словно золотые бусинки, сверкают на солнце. У личинок огромные по сравнению с их тельцем челюсти. С их помощью личинки поедают тлей.

Ответы: 1. Морковь. Овощеводство.

                 2. Слива. Плодоводство.

                3. Подсолнечник. Полеводство.

                4. Пшеница. Полеводство.

               5. Астра. Цветоводство.

               6. Колорадский жук.

               7. Яблонная плодожорка.

              8. Златоглазка.

7. Проверочный тест №2.      7 мин.

  1. Выбери лишнее слово.

А) сад;      Б) поле;     В) луг;     Г) огород;     Д) цветник.

  1. Выбери лишнее слово.

А) златоглазка;     Б) жужелица;     В) полёвка;     Г) пустельга.

  1. Выбери лишнее слово.

А) малина;     Б) брусника;     В) смородина;     Г) крыжовник.

  1. Выбери лишнее слово.

     А) картофель;      Б) крахмал;     В) мука.

  1. Выбери лишнее слово.

А) тля; Б) колорадский жук; В) божья коровка; Г) яблонная плодожорка.

  1. Какая профессия относится к сельскому хозяйству?

А) агроном;      Б) ткач;     В) геолог.

  1. Какая культура относится к зерновым?

     А) томат;     Б) овёс;     В) капуста;     В) вишня.

  1. Какая культура относится к овощным?

А) ячмень;     Б) гречиха;     В) персик;      Г) кабачок.

  1. Гусениц яблонной плодожорки уничтожают …

А) златоглазки;     Б) жужелицы;     В) тли;     Г) скворцы.

  1.  От мышей и полёвок урожай защищают …

А) дрозды;     Б) совы;      В) синицы;     Г) колорадские жуки.

IY. Итог урока.    2 мин.

- Наш урок подошёл к концу.Вы поработали продуктивно, правильно отвечали на устные и письменные вопросы. Отметки за терминологический диктант и проверочный тест я скажу вам на следующем уроке. За все письменные работы будет выставлены комплексные отметки.

- Как вы думаете, что на уроке было главным?

(Экологические проблемы).

- Какие объекты природы Ленинградской области нуждаются в защите?

(Растения, животные, почва, полезные ископаемые,  водоёмы).

- Для чего необходимо всё это защищать?

(Чтобы не нарушилось экологическое равновесие в природе).

- Можем ли мы сказать о себе, что знаем родной край (обращение к названию урока)?

(Можем сказать, что знаем достаточно, но далеко не всё. Свой край можно изучать всю жизнь).

- В заключение послушайте стихотворение Юлии Головань и задумайтесь над ним.

Я пройду по земле, как сквозь пламень костров,

Где когда-то дышала отрада.

Каждой каплей воды, каждой веткой лесов

Она шепчет тревожно: «Не надо!»

Опускаясь на дно, возносясь в высоту

Вьются корни: смертельное семя.

Пожирая лазурь, унося чистоту,

Пробирается тихо сквозь время.

По сожжённым степям, по пустыням болот,

Сквозь мазута цветные разливы,

В сером мраке дождей ядовитых кислот

Зачернеют коптящие гривы.

И от смерти на шаг, задыхаясь в дыму,

Разносящем поточища смрада,

Пронесётся глухое «Зачем!?», «Почему!?»

И забытое всеми «Не надо!»

Y. Домашнее задание.

Нарисовать мини-плакат экологического содержания на любую из затронутых на уроке тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира "Что мы знаем о птицах"для учащихся1 класса

 Тема:«Птицы. Что мы знаем о птицах».           Цель:1)познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;2) учить выделять существенные признаки природных объектов;3) продолжить обучение...

Презентация к уроку окружающего мира "Что я знаю о себе"

Данная презентация поможет учителю познакомить учащихся со своим здоровьем и правильному отношению к нему. Она сделает урок интересным и познавательным....

Презентация к урокам окружающего мира "Что мы знаем о Москве?""

Материал может быть использован на уроках и во внеурочной работе....

Урок окружающего мира "Что мы знаем о воде"

Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 21 века"...

Презентация к уроку окружающего мира "Что мы знаем о нашей Родине". 1 класс. УМК "Школа России"

Презентация создана для урока окружающего мира "Что мызнаем о нашей Родине". 1 класс. УМК "Школа России". Автор учебника А.А. Плешаков...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАРОДАХ РОССИИ»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАРОДАХ РОССИИ»Цель урока: Формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях, осуществление духовно - н...

Конспект урока окружающего мира «Что мы знаем о воде? Вода и водные жители» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Что мы знаем о воде? Вода и водные жители» Цели деятельности учителя: формирование представлений о свойствах воды и ее важности в жизни живых организмов. Планируемые результаты Пред...


 

Комментарии

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК "Школа России". Тип урока: обобщение и систематизация, контроль знаний. Данный урок («Я знаю родной край») является заключительным в разделе «Родной край – часть большой страны». Он непосредственно связан с предыдущими уроками раздела и завершает процесс выявления сущности основных понятий и практического их применения.