Кто такие рыбы? 1 класс к учебнику А.А. Плешакова
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Гридасова Оксана Александровна

Разработка к уроку с презентацией к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий Мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_ryby.doc55.5 КБ
Office presentation icon kto_takie_ryby.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Кто такие рыбы?

Задачи урока: познакомить детей с отличительными признаками рыб.

Развивать речь, наблюдательность.

Оборудование: атлас-определитель, магнитофон, презентация, мультимедийный проектор, аудиозапись диалога Муравья и Черепахи, иллюстрации с изображениями птиц.

Ход урока               .

1.Организационный момент

2.Повторение пройденного

Предлагаю вам отгадать несколько загадок и закончить стихотворения. Запомните названия всех животных, которые прозвучат.

Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!

И покраснела...        (Божья коровка)

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый...        (Светлячок)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза. Кто же это?        (Стрекоза)

Долгорукий старичок

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!».        (Паук)

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.      (Бабочка)

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.        (Комар)

Прыгает пружинка -

Зеленая спинка -

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.       (Кузнечик)

Каких животных вы назвали? Можно ли объединить их в одну группу? Какую? Все ли относятся к насекомым? Почему паук не насекомое?

А теперь выполним задание на странице 10 в тетради «проверим себя».

3.Сообщение темы.

Учитель включает аудиозапись с разговором Муравья и Черепахи.( можно заранее приготовить инсценировку силами детей)

Муравей.   Привет, Черепаха! Куда ты так торопишься?

Черепаха. Я спешу к реке. У меня там встреча.

Муравей.  А с кем ты встречаешься?

Черепаха. Отгадаешь загадку - узнаешь. В воде они живут, Нет клюва, а клюют.

Муравей.   Я не знаю - кто это.

Черепаха. Тогда проси помощи у ребят.

Муравей. Ребята, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку

О ком же шла речь в загадке? Кто такие рыбы?

На этот вопрос мы с вами сегодня должны найти ответ.

3. Работа по теме урока.

Работа по презентации

Что вы знаете о рыбах? Рыбы - дети воды: где вода, там и они. Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, толстые и круглые, как мячик, крохотные и огромные. Но есть что-то общее: из-за чего всех их называют рыбами. Что же это?

Давайте рассмотрим строение рыбы. Воспользуемся рисунком на странице 23 учебника.

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не дает рыбе опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород, Жабры находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащенная кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели. Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого, кроме рыб, его больше нет! - который помогает рыбам нырять, всплывать. И есть еще удивительный орган - боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника еще не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.

Все это, конечно, вы сразу не запомните. А что надо запомнить? Отличительный признак рыб. Для этого отгадайте загадку.

 У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Что это за одежда? Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растет - и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет - и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

4.        Практическая работа

Задание 1. Дети с помощью монет или вырезанных из бумаги кружочков моделируют «одежду» рыб, определяя закономерность расположения чешуек.

Задание 2. Дети дорисовывают чешуйки на странице 23 учебника.

5.        Работа по теме урока (продолжение)

Каких рыб могла встретить Черепаха в реке? Найдите в учебнике страницу, на которой изображены речные рыбы, положите на нее руку. Прочитайте названия речных рыб.

На соседней странице изображены морские рыбы. Прочитайте их названия.

Я сейчас буду загадывать вам загадки. Вы должны будете узнать рыбу и определить: речная она или морская.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.       (Сом)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.       (Щука)

Мастер шубу себе сшил,

Иглы вынуть позабыл.       (Ерш)

Итак, все названные рыбы - речные. У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. О щуке и ерше прочитайте в атласе-определителе. Дети читают текст.

Камбала - очень интересная рыба. Найдите ее изображение на рисунке в учебнике, а я расскажу вам о ней.

Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба - вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.

Про камбалу много интересного можно рассказать. У камбалы - крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы.

Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится  боком: одним глазом смотрит вверх, а другим - вниз, на дно. Но постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает «перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.

6.        Самостоятельная работа

Задание I. Дети выбирают любую из рыб, о которых не говорили и составляют ее описание по плану.

План

Название рыбы.

Речная или морская рыба.

Размеры рыбы (большая, маленькая, средняя)

Форма тела.

Окраска туловища, плавников.
Выслушиваются 3-4 описания.

Задание 2. Ученики работают в тетради на странице 10.

7.        Итог урока

Что вы можете рассказать Муравьишке о рыбах? Чем они отличаются от других животных? На какие две большие группы можно разделить рыб? Приведите примеры речных и морских рыб.

Литература:

  1. Е.М. Тихомирова «Поурочные разработки по предмету окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 1 класс»
  2. ЭУП «Природа, человек, общество »
  3. Энциклопедия «Кирилла и Мефодия»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто такие насекомые? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)

Кто такие насекомые? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)...

Кто такие насекомые? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)

Кто такие насекомые? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)...

Кто такие рыбы? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)

Кто такие рыбы? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)...

Кто такие птицы? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)

Кто такие птицы? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова) ...

Кто такое звери? 1 класс к учебнику А.А. Плешакова

Разработка урока к чебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир" с презентацией...

Кто такие насекомые? 1 класс к учебнику А.А. Плешакова

Разработка с презентацией к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий Мир"...

Кто такие птицы? 1 класс к учебнику А.А. Плешакова

Разработка урока с презентацией к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий Мир"...