окружающий мир "Семейный бюджет"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Иванова Вера Сергеевна

Урок воспитывает уважительное отношение к родителям, их труду,  расширяет кругозор  детей о бюджете семьи. Ученики учатся работать в групппах, самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_semeynyy_byud_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  « Семейный бюджет»

Одной из главных задач школы является подготовка детей к жизни. Семья – это маленькая ячейка нашего государства. В современных российском обществе в условиях экономико – политического  реформирования, в ходе которого изменилась жизнь людей, произошли изменения во взглядах, мнениях людей. Наблюдая за ребятами, посещая семьи их родителей, я увидела, насколько разные их жилищные условия, уровень жизни. Поэтому считаю, что необходимо на этом уроке объяснить ребятам, что такое семейный бюджет, из каких частей он состоит. Я считаю, что дети уже в младшем возрасте должны знать, что расходы всей семьи и их в частности запросы не должны превышать доходы семьи. Особенности этого урока в том, что дети, работая самостоятельно и в группах  решают математические задачи, связанные с проблемами семейного бюджета.

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить с понятием « Семейный бюджет»

2. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление, активность, память; способствовать обогащению словарного запаса детей. Учить работать в группах, самостоятельно, с учебником, дополнительной литературой.

3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, к их труду.

Ожидаемый результат.

Уважительное отношение к родителям, их труду, расширение кругозора детей. Дети экономны, умны и послушны, умеют понимать взрослых.

Тип урока – изучение нового учебного материала.

Техническое обеспечение урока – магнитофон, медиаресурсы.

План урока:

  1. Психологический настрой на урок.
  2. Проверка домашнего задания ( дифференцированная).
  3. Актуализация знаний ( разграничение области знания и незнания).
  4. Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация урока.
  5. Физкультминутка.

6.Объяснение нового материала.

7.Первичная проверка  понимания  нового материала.(работа по учебнику)

8. Самостоятельная работа ( тетради).

9.Работа в группах.

10. Итог урока (Обобщение знаний).

11.Рефлексия

12. Дифференцированное домашнее задание.

Конспект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Психологический настрой на урок.



2.Дифференцированная проверка домашнего задания.




3.Актуализация знаний. (разграничение области знания и незнания)






















4. Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация урока.









5.Физкультминутка.





6.Объяснение нового учебного

материала.































































7.Первичная проверка понимания нового учебного материала (работа по учебнику)












8 Самостоятельная работа .(тетради детей)







9. Работа по группам.























10.Итог урока (обобщение изученного).









11. Рефлексия.







12. Домашнее задание.

«Прозвенел уже звонок»… Пожелание хорошей работы, успехов. Смотрю на детей, улыбаюсь.

Ставлю задачу проверки домашнего задания, подвожу итоги ответа ребенка. Даю возможность ответить детям, которые работали с дополнительной литературой. Тест.   Выставление оценок.         Вывод.


Предлагаю прослушать диалог между двумя учениками.

Спрашиваю ребят: « Кто знает, что такое семейный бюджет?» Я вижу недоумение на лицах детей. Перед учениками возникает проблема. В зависимости от индивидуальных способностей детей я разрешаю ее.

















Тема урока: Семейный бюджет.

Цели и задачи урока:  

-Что входит в понятие»семейный бюджет»

-Почему нужно быть экономным?

-Как помочь родителям в оптимальном расходе семейного бюджета? (слайд см. приложение)

Задаю вопрос детям: «Для чего нужно вам это знать?»


Я показываю упражнения.

Звучит музыка.




Вступительная беседа о роли семьи в обществе.

В результате моего объяснения дети знакомятся с новыми понятиями.

Семейный бюджет складывается из зарплаты родителей, пенсии бабушки и дедушки (если проживают вместе с вами).

Некоторые родители получают на детей пособие (если маленький доход семьи), некоторые старшие братья и сестры получают стипендии(если учатся в учебных учреждениях). ( слайд см. приложение) Это все доход семьи .Если ваши родители хранят деньги в сберегательном банке, то получают проценты .Банковский процент – плата, которую вносит должник за предоставление ему в долг денег. Процент исчисляется, определяется в виде доли, части от величины суммы, предоставленной в долг или внесенной на вклад .Значит, проценты тоже относятся к доходу семейного бюджета.(показ сберегательной книжки, объяснение)

( слайд см. приложение)

 Предположим, что ваши родители затратили на проведение какого-нибудь хозяйственного дела 100 рублей, а получили в результате 120 рублей, то 20 рублей будет прибылью. Это тоже относится к бюджету семьи.  Кроме того, некоторые родители получают прибыль от ведения огородного хозяйства(можно что- то продать)  (слайд см. приложение)

Ваши родители старательно трудятся и за успешную работу получают гонорар. Гонорар – премия, вознаграждение за хорошую работу.  (слайд см. приложение) Подводим итог, что относится к доходу семейного бюджета.  

Теперь рассмотрим необходимые семейные расходы. ( слайд см. приложение) Расходы – плата за коммунальные услуги ,покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.

Вопрос детям: »А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?» Подводим итог.

Вопрос детям:»Как вы думаете  могут ли расходы превышать доходы?»( слайд см. приложение)

Вопрос детям: »Как можно сэкономить деньги в семейном бюджете?»

( слайд см. приложение)


Вопросы:

- Перечислить из каких частей состоит доход семьи?

-Перечислить все возможные расходы семьи?

Прочитайте и расскажите, какие могут возникнуть разногласия между родителями и детьми из-за непонимания расходов семейного бюджета?

Предлагаю послушать обращение родителей к детям (запись на магнитофоне).

(Родители хотят, чтобы дети их понимали и уважали).


Задание №   в тетради.

Работа с пословицами.








Каждая группа получает задание на карточках.

Подвожу итог проделанной работы.





















Вопросы детям.

- С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?

- Что такое доходы семьи?

- Что такое расходы семьи?

- Как правильно относиться к расходам семейного бюджета? Работа в тетрадях. Проверка.

Оценки детям.



- Что интересного было на уроке?

Дополнить предложения. (слайд 10)

- Мне было трудно…

- Я сомневался..



Задаю домашнее задание: всем пересказ по учебнику.

Дифференцированная часть:

 задание 1 группе – стр. 80, № 2.

Задание 2 группе – стр. 80, № 3.

Задание 3 группе – какую часть от семейных расходов платит ваша семья за коммунальные услуги.

Предлагаю детям поработать в читальном зале с дополнительной литературой (самостоятельный поиск интересных фактов по данной теме).



Дети договаривают: «Начинается урок». Улыбаются, усаживаются на свои места.


Один ученик рассказывает на тему:  «Государственный бюджет». Анализ ответа одноклассника. Ответы по дополнительной литературе. Самопроверка.


Диалог

Встречаются на перемене два друга.

- 1ый мальчик. Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новые игры и велосипед. Здорово, да?

- 2ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. « Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители.

1ый мальчик. А что такое семейный бюджет?

2 ой мальчик. Не знаю.

Ребята спорят и доказывают, что они знают о семейном бюджете.


Дети внимательно слушают поставленные задачи урока и высказывают свои мнения о пользе данной темы для расширения их кругозора и понимания и уважения своих родителей.





Дети могут повторять упражнения или придумывать свои танцевальные движения под музыку.


Рассматривают слайды, запоминают новые понятия









































Дети делают вывод, что относится к доходу семейного бюджета. Запись новых понятий в словарик тетради.









Дети называют.

 Объясняют, приводят примеры.


Дети отвечают, что можно экономно использовать воду, газ, энергию. Приводят примеры экономного использования.


Отвечают на поставленные вопросы.

Находят в учебнике ответ на вопрос, рассказывают, делают свои выводы.

Слушают, делают выводы















. Дети объясняют смысл пословиц..








Решают математические задачи по данной теме

Задача 1 группе.

У папы зарплата- 18000 рублей. У мамы – 10000 рублей. Расход семьи в месяц составляет – 25000 рублей. Сосчитать накопление семьи за месяц.

Сколько денег можно накопить семье за год?

Задача 2 группе.

В школьной столовой стоит 5 рублей. Сколько денег нужно на 5 учебных дней, если каждый день покупать по 2 пирожка?

Задача 3 группе.

Проезд в маршрутном такси стоит 10 рублей. Сколько нужно денег, чтобы приехать в школу и обратно домой?

Решают задачи, объясняют решение.


Отвечают на вопросы.

Мы познакомились с темой « Семейный бюджет».

Деньги, которые попадают в семейный бюджет – доходы.

Деньги, которые тратятся из семейного бюджета – расходы.

Относиться нужно экономно.



Отвечают на вопрос и высказывают свои мнения об уроке и о своем участии в решении поставленных задач на уроке.




Дети записывают домашнее задание.


Сведения об авторе:

Вера Сергеевна Иванова, учитель начальных классов высшей категории, Отличник народного просвещения, Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Бежецк.

Контактный телефон: 2 -27-97, 2-27-85, 2-17-92.

Адрес: 171984 г. Бежецк, Первомайский пер., д. 35/7а.  Иванова Вера Сергеевна

 Популярность личностно ориентированного подхода в обучении обусловлена   рядом      объективных        обстоятельств:

  1. Динамичное развитие российского общества требует формирование в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
  2. Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях ,раскрепощены,  а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися.
  3. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Цель технологии:

Создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных особенностей.

Основные признаки:

При использовании личностно ориентированного подхода педагог прилагает основные усилия для развития в каждом ребенке уникальных качеств, а не для формирования у детей социально типичных свойств.

Организация личностно ориентированного урока предполагает:

  1. Проектирование  характера учебного взаимодействия на основе учета личных особенностей детей.
  2. Применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка.
  3. Использование диалога.
  4. Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения.
  5. Использование детьми таких оборотов, как « Я думаю…»    «Мое мнение..».

Методы:

Диалог

Игровые

Рефлексивные

Педагогической поддержки

Создание ситуаций выбора и успеха

Проблемные

Диагностические

Главный критерий- развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" ( 3 класс, УМК "Школа России")

Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" (УМК "Школа России"). Экономические темы сложны для понимания ребёнком. Поэтому я стараюсь донести информацию доступным способо...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет

Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"

Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...