права человека в обществе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Кукушкина Ирина Владимировна

урок в 4 классе окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_cheloveka_v_obshchestve.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.

Цели:

●Довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами; обобщить знания учеников о личных правах человека; познакомить с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка; формировать положительное отношение к законам и их выполнению; создать условия для групповой работы при изучении нового материала;

● развивать интеллектуальные и речевые умения;

● познакомить с основными правами и обязанностями граждан России, зафиксированными в Конституции РФ;

● способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у младших школьников,

● способствовать формированию правовой культуры учащихся; развивать критическое мышление

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, макет солнца с лучиками, кроссворд, карточки для работы в группах, Конституция РФ.

Ход урока.

1.Орг. момент. 

II. Эмоциональный настрой и актуализация опорных знаний.

Учитель: Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. И так начнем.

III. Проверка домашнего задания.

-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

-Напомните, что такое общество?

-Что помогает людям строить взаимоотношения в обществе, оценивать свои поступки?

-Как мы понимаем понятие совесть?

-Как раскроем понятие морали?

-Что такое право?

-Какое «золотое правило морали» мы узнали?

Чтобы проверить, как вы поняли предыдущую тему, я предлагаю некоторым из вас решить кроссворд (3 ученика)

Самостоятельная работа детей.

Столкновение интересов, из-за которых возникает спор (конфликт)

Группа людей с общими интересами (общество)

Обязательные для всех правила поведения (закон)

Способность человека решать, что хорошо, а что плохо (совесть)

Устные правила поведения, принятые в обществе (мораль)

Часть правил поведения, которую государство записало в законах и защитило своей силой (право)

В течение  данного этапа  я соберу ваши листочки, чтобы проверить, как вы справились с заданием, и поставлю за эту работу оценки.

  1. Создание проблемной ситуации.

Ребята! Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. А что у нас с вами общее? Что нас объединяет?

(Родина)

Самое прекрасное на свете – Родина! Она есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит!

Наша Родина – Россия..

Домашним заданием было подготовить стихотворения и пословицы о нашей Родине.

Давайте послушаем.

Ученик читает стихотворение, демонстрируются слайды. (Слайды 2-11)

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна
.
(В.Степанов)

Учитель: Как можно нас всех назвать?

(россияне, граждане России).

Как вы думаете, что значит быть гражданином? (Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства.)

Давайте с вами вспомним, что же мы знаем по этой теме.

Учитель: Какие символы России вы уже хорошо знаете? (Герб, гимн, флаг). (Слайд 12)

О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. Но есть еще один символ очень важный для России. И мы о нем поговорить, и разберем на сегодняшнем уроке.  Отгадайте кроссворд, он поможет нам определить тему урока. (Кроссворд)

О чем же будет идти речь?

Послушайте еще сценку приготовленную ребятами.

Инсценировка. [1]

Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе предупредила Анюта Илюшу.

– Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.

– Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

– Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Анюта.

– Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.

– А у меня что же, нет никаких прав?

– Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве)

Давайте сформулируем тему урока. (Права человека в современном обществе) (Слайд 15)

– Какие цели поставим перед собой? (Слайд 16)

– Постараемся узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять.

IV. Работа по теме урока. 

Как вы думаете, а есть ли права и обязанности у граждан других государств? (Да)

В современном мире около 200 государств. И в каждом государстве свои законы, у граждан свои права и обязанности. Но, кроме того, есть международные правовые документы, которые гарантируют всем жителям Земли права и свободы. Об этом мы сегодня и поговорим.

В 3 классе мы уже знакомились с некоторыми правами граждан  нашей страны.

-Поработайте в парах. На листочках напишите, какие права есть у граждан нашей страны.

Проверим, что у вас получилось.

Учитель: Давайте проверим. Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. На лучиках у меня записаны права, которые вы написали.

Показ заданий на слайдах для определения прав.

Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Слайд 17)

Вывод: солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.

1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (1 лучик-жизнь)

Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?

Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья. (Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)

2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2 лучик-здоровье)

Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?

Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статью зачитывает ученик)

3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )

Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик – семья)

Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?

4) Что же ещё является значимым для человека, с чего мы начали наш урок? (Родина)

Почему Родина так важна для человека?

– Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?

Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
(З. Александрова)

– Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину?

– Кто помнит пословицы о Родине?

  1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  2. Родина – мать, умей за неё постоять.
  3. Своя земля и в горсти мила.
  4. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  5. Жить - Родине служить.
  6. Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.

5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность[1]. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить.

Ученик: А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?

Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.

6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны

7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?

Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? (7 лучик – труд и отдых)

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем
.
(С. Михалков)

– Правильно, это право на труд и отдых.

-А в каком государственном документе перечислены и закреплены законом основные права человека?  (конституция)

Конституция  гарантирует права и свободы гражданам нашей страны. А за не соблюдение или нарушение установленных  прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан.

Учитель: Как вы думаете, все эти права есть и у детей?

Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть с вои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их.

8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой? (8 лучик – образование)

Кто может добавить?

Молодцы, вы назвали все основные права человека в обществе.

Права ребенка также защищены Конституцией,  семейным, административным,  уголовным  и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.

Но главным документом, который гарантирует и защищает права ребёнка, это – конвенция по правам ребёнка.

VI. Коллективная работа.

1.Учитель: А теперь давайте выполним задания на слайдах (Слайды 18-25).

2. Ознакомьтесь с текстом, который лежит у вас на парте. Во время чтения отметьте,  

что вы уже знали - +

что не знали -         -

      если что-то непонятно, поставьте знак - ?

Самостоятельное чтение.

Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но и уничтожит всё человечество.

Чтобы предотвратить эту катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая главной задачей поставила обеспечение прав человека во всём мире.

В результате работы ООН появился документ – Всеобщая декларация прав человека.

Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права  всех членов человеческой семьи.

В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать всеми правами.

  1. Что вам уже было известно?
  2. Что новое узнали?
  3. Что было непонятно?

Лучше познакомиться с декларацией и узнать, какие права человека она защищает, нам поможет словарь.

 Что еще было не понятно?

Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (договор, соглашение) о правах ребёнка. В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всеобщем развитии. В Конвенции 54 статьи.

   Конвенция

Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей

Наверняка, именно родители первыми познакомили вас с любимыми сказками, мудрыми. Поучительными.

Давайте поиграем, проверим: как вы запомнили основные права. Игра «В гостях у сказки»

Рассмотрите иллюстрации с.42

-Какие права нарушаются в этих ситуациях? Правильно реагируют ребята?

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что такие же права есть и другого человека. Уважай права других! . 

Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав.

Что помимо прав должно быть у каждого гражданина? (обязанности)

Кроме прав у нас есть и обязанности . Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.

Какие обязанности есть  у всех? (платить налоги, соблюдать закон)

-А какая самая главная обязанность у вас в семье?

-А в школе? Откуда вы знаете свои обязанности в школе?

VII. Рефлексия.

Работа тремя группами.

1 группа.

Дополнение табличку

Право

( курсив- пишут дети)

2 группа

Вставь в стихотворение подходящие по смыслу слова:

В мире есть закон, что знает _________,

Все ____________ его зовут.

Охраняет жизнь, здоровье _____________,

Их права на отдых и на _______________ .

Нам с тобою тот закон __________

В жизни нам поможет очень_______.

Слова для справок:

Каждый, он, Декларацией, знаком, труд, граждан.

В мире есть закон, что знает каждый,

Все Декларацией его зовут.

Охраняет жизнь, здоровье граждан,

Их права на отдых и на труд.

Нам с тобою тот закон знаком.

В жизни нам поможет очень он.

3 группа

Вставьте в текст пропущенные слова.

– Прочитаем получившиеся фразы:

  1. Россия – это моя страна, поэтому я – гражданин России.
  2. Каждый гражданин обязан знать и помнить основной закон государства – Конституцию.
  3. В Конституции России перечислены важнейшие права и обязанности граждан России.

VII. Итог урока:

-О чём был наш сегодняшний разговор?

Оцените свою работу на уроке. ( прикрепляют тучку или солнышко)

– Что ещё бы хотели узнать по теме урока?

– Что понравилось больше всего?

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?

Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.

– Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Как вы видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.

  1. Какое главное правило мы не должны забывать?

Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!

Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей.

VIII. Домашнее задание.

c.40-43, ответить на вопросы.

Резюме прав,

определенных Конвенцией о правах ребенка

  1. Каждый ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит наилучших уход. (ст.3)
  2. Каждый ребенок имеет право на достаточное питание, достаточное количество чистой воды. (ст.24, 27)
  3. Каждый ребенок имеет право на приемлемый уровень жизни. (ст. 27)
  4. Каждый ребенок имеет право на медицинский уход. (ст. 24)
  5. Ребенок-инвалид имеет право на особую заботу, обучение. (ст. 23)
  6. Каждый ребенок имеет право на отдых. (ст. 31)
  7. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (ст. 28, 29)
  8. Каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. (ст. 19, 36)
  9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат. (ст. 38)
  10. Каждый ребенок имеет право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. (ст. 14, 30)
  11. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. (ст. 6)
  12. Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение, собираться вместе  с целью выражения своих взглядов.(ст.13).

Резюме прав,

определенных Конвенцией о правах ребенка

  1. Каждый ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит наилучших уход. (ст.3)
  2. Каждый ребенок имеет право на достаточное питание, достаточное количество чистой воды. (ст.24, 27)
  3. Каждый ребенок имеет право на приемлемый уровень жизни. (ст. 27)
  4. Каждый ребенок имеет право на медицинский уход. (ст. 24)
  5. Ребенок-инвалид имеет право на особую заботу, обучение. (ст. 23)
  6. Каждый ребенок имеет право на отдых. (ст. 31)
  7. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (ст. 28, 29)
  8. Каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. (ст. 19, 36)
  9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат. (ст. 38)
  10. Каждый ребенок имеет право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. (ст. 14, 30)
  11. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. (ст. 6)
  12. Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение, собираться вместе  с целью выражения своих взглядов.(ст.13).

Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем
.

ГРАЖДАНИН

ОБЯЗАННОСТИ

ПРАВА

КОНСТИТУЦИЯ

На жизнь

На труд

На отдых

На образование

На мед.помощь

На свободу и личную неприкосновенность

На защиту чести и достоинства.

Платить  налоги

Соблюдать законы

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

КОНВЕНЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА

Дополнительное право у детей:

На любовь и заботу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права человека в обществе

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.Цели урока:Довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами; обобщить знания учеников о личных правах человека; поз...

Урок окружающего мира в 4 классе "Права человека в обществе"

В ходе урока использовано 20 слайдов, помогающих довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён правами. Используя игровые ситуации, применить полученные знания на практ...

Классный час "права человека в обществе"

на данном классном часе ребята знакомятся с Декларацией о правах детей...

Права человека в обществе

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе "Школа 2100"...

Классный час "Права человека в обществе"

Каждый  человек  от  рождения  наделен  личными  неотъемлемыми  правами....

Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100 4 кл

Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100...

Права человека в обществе

Разработка урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа 2100"...