Родной край – часть большой страны
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Сергеева Татьяна Михайловна

Открытый урок по окружающему миру "Родной край – часть большой страны"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока: сформировать представления о водоемах Мордовии; ознакомить с естественными и искусственными  водоемами, со значением водоемов и их охраной. Развивать познавательный интерес, любовь и уважение к родному краю, умение рассуждать, анализировать.

Используемое оборудование:

компьютер

карта Республики Мордовия (индивидуально у каждого ученика)

Используемые ЦОР:

презентация

Ход урока:

1.Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья за дело!


Вспомните, какую тему мы сейчас изучаем на уроках окружающего мира?

Слайд РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ.

Вот и сегодня нам предстоит узнать новое о нашем крае, а тему урока определим чуть позднее. Сейчас повторим изученный материал по темам прошлых  уроков о  нашем крае.

2.Повторение изученного.

Графический диктант. Если вы согласны с моим утверждением ставьте «+», а если не согласны - ставьте « - ».

  1. Наш край находится в степной зоне?
  2. Столица Мордовии – город Саранск?
  3. Основные формы земной поверхности нашего края – это холмы и горы?
  4.  Возвышенность, высота которой более 1000 метров – это холм?
  5. Терриконы – это горы созданные природой?
  6. Овраги и балки украшают поверхность родного края?
  7. Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли?
  8. Наш край находится в умеренном тепловом поясе?
  9. Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили  правильно?

СЛАЙД ОТВЕТЫ НА ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтоб тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать !

СЛАЙД КРОССВОРД

Вопросы к кроссворду:

  1. Форма  поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (овраг)
  2. Место, где река берет свое начало. (исток)
  3. Нижняя часть горы, холма. (подошва)

4. Есть у оврага, холма, горы. (склон)

5. Самое теплое море России. (Черное море)

6. Форма поверхности.(холм)

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные …(зоны).

СЛАЙД ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ

4. Работа по теме урока.

Не умыться, не напиться без воды

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда всем нужна вода.

Вода на земле – самое распространенное вещество. На глобусе хорошо видно, что только четвертая часть поверхности нашей планеты занимает суша, а остальные ¾ - вода. Космонавты, впервые увидевшие Землю из космоса, говорили, что она выглядит не как  «земной» шар, а скорее как водяной.

СЛАЙД  ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ -  ГЛОБУС

Начинаем работать по теме урока. А какие бывают водоемы? (озеро, река, ручей, океан, канал, пруд, море)

СЛАЙД ПЕРЕЧЕНЬ ВОДОЕМОВ

 Каких водоемов нет в нашем крае? (море, океан) А какая вода на вкус в морях и океанах?

Показать опытным путем. Возьмем мензурку, в которой налито 150 мл. воды. Условно возьмем эту величину за весь запас воды на Земле. Найдем  деление 6 мл- это запас всей пресной воды ( в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью пипетки капнем на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объема всех мировых водных ресурсов. К какому выводу можно прийти? (Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно)

Каким цветом обозначены водоемы на карте?

Водоемы бывают искусственные и естественные.

Какой водоем самый маленький?

Какой водоем самый большой?

 

СЛАЙД ДЕЛЕНИЯ ВОДОЕМОВ НА ИСКУССТВЕННЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ

Запись таблицы в тетрадь и дополнение названиями рек и озер республики.

Отгадайте загадку: Летом бежит, зимой спит.

Весна настала, опять побежала. (река)

А как образовались реки?

Много воды после дождя и таяния снега впитывается в землю. Капельки воды опускаются все глубже и глубже до тех пор, пока не встретятся под землей с плотной глиной. Через слой глины вода не может пробраться, Вода будет собираться все больше и больше. Она будет двигаться по слою глины. Где-нибудь, в обрыве крутого оврага вода выйдет на поверхность земли и потечет небольшим ручейком. В него будут вливаться другие ручейки. Он будет все больше и больше. И в результате образуется река.

Все реки Мордовии относятся к бассейну великой реки Волги, то есть все воды текут в эту реку. Мордовия республика не очень большая, поэтому истоки почти всех рек находятся за ее пределами, и только две реки целиком протекают по территории Мордовии — Сивинь, впадающая в Мокшу и Инсар, впадающая в Алатырь. Истоками речек являются родники (в настоящее время на территории Мордовии выявлено 1907 родников), дающие начало ручьям, небольшие болотца или влажные места. От слияния маленьких ручейков образуются мелкие речушки и речки, а из них постепенно образуется мощная, сильная река, несущая свои воды в море. Вода в ручьях обычно очень холодная и чистая благодаря ключам, которые ее питают. Весной реки широко разливаются, местами затопляя заболоченные поймы. Это называется половодьем. Летом воды в реках становится меньше, и они текут более спокойно. Как и людям, рекам необходимо питание, чем для них и служат родники, снег и дожди. «Население» мордовских рек очень разнообразно. На илистом или песчаном дне можно встретить раков, моллюсков с толстой раковиной, пиявок, червей. В толще воды обитают рыбы, личинки насекомых, простейшие. Берега рек часто зарастают тростником, ивой, ольхой, которые становятся убежищем для многих крупных и мелких животных.

     Рассказ учеников о реках Мордовии ( Инсар, Исса, Сивинь,    Мокша, Сура)

СЛАЙДЫ РЕКИ  И ИХ НАСЕЛЕНИЕ

 

И вновь загадка:

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая. (озеро)

А как образуются озера?

Чаще всего озера образуются в долинах рек- это старые русла рек. (Пойменные озера, то есть образовавшиеся в поймах -низменных местах).Они могут зарастать и превращаться в болота.

Рассказ учеников об озерах Мордовии.

Озер в республике около 500, как правило, располагаются они в поймах рек. Многие из них являются старицами. Старица — это бывшее русло реки, которое в давние времена 
отсоединилось от нее и превратилось в непроточный водоем серповидной или подковообразной формы. Самое знаменитое озеро, жемчужина Мордовии — Инерка. В переводе с мордовского — «Великое озеро», от слов «инее» — великое, «эрьке» — озеро. Его ширина достигает 200 метров, наибольшая глубина составляет 11 метров. 
На территории Зубово-Полянского района находится одно из самых известных озер Мордовии — озеро Имерка (памятник природы, истории и культуры республиканского значения). Оно раскинулось в 16-ти километрах от Зубовой Поляны, в долине реки Вад. Имерка напоминает большое овальное зеркало длиной около полутора километров, шириной до трехсот пятидесяти метров. Изумрудная оправа прибрежных растений, луга и леса делают это озеро красивым в любую погоду. 
В большинстве озер Мордовии вода чистая, прозрачная, голубовато-зеленого цвета. По берегам озер произрастает много растений — кубышек, кувшинок, рдестов, осок, калужниц. Озера Мордовии богаты
 рыбой.

СЛАЙД ОЗЕРА МОРДОВИИ И ИХ НАСЕЛЕНИЕ (Инерка, Имерка)

5. Физкультминутка

Мы немного отдохнем,                            Побежим скорее в реку,
Встанем, глубоко вздохнем,                    Окунемся, поплывем.

Руки в стороны, вперед.                           Ах, какая благодать!

Мы на пляже,                                            Но и меру надо знать.

Солнце жжет.                                            Побежим скорее в класс,
                                                                   Там послушаем рассказ.

6. Работа по теме.

О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем –это место отдыха людей)

А что вы еще знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы – это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы.  Воду для работы берут заводы и фабрики)

Да, значение водоемов велико, потому что  без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные, А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитайте об этом в учебнике.

Работа по учебнику стр. 155, 5 абзац и  стр.156.

 

Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

СЛАЙД ПАМЯТКА ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ У ВОДОЕМА

Запись памятки в тетрадь!

7. Подведение итогов урока.

Наш урок заканчивается.

Тема эта неисчерпаема, разговор не заканчивается. Об этом мы будем говорить и дальше.

Какие открытия вы для себя сделали? Что удивило вас? Что вы узнали нового на уроке, что раньше не было вам знакомо?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Жизнь в воде сложна и бесконечна,

Как земля, как небо, она вечна,

В каждом ручейке, в любом болоте

Все слилось в одном круговороте.

Всем хватает места, пищи и простора,

Все живут согласно в реках и озерах.

Выставление оценок

Домашнее задание. (Cлайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родной край – часть большой страны»

Класс:  4 классТема: РастениеводствоТема урока: «Растениеводство в нашем крае»Тип урока: обобщающийПродолжительность занятия: 1 урок (45 минут). Цели урока:1....

Родной край - часть большой страны

В методической работе содержится материал о Чувашской Республике...

«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе

Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике....

Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Урок. Родной край-часть большой страны.

Урок. Родной край-часть большой страны....

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...