Урок окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы России"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Сокиренко Елена Николаевна

Урок окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы России". УМК "Школа России"(презентация к уроку по адресу  http://depositfiles.com/files/xayv9zgrg)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_po_teme_ravniny_i_gory_rossii.docx59.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 65 г.Сочи

 «Окружающий мир» 4 класс

Тема: Равнины и горы России

Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ № 65

Сокиренко Елена Николаевна

Предмет: «Окружающий мир»  

4 класс

Тема урока: РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ

Программа «Окружающий мир»(«Мир вокруг нас») автор А.А.Плешаков

учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, авт.Плешаков А.А. 2006г.

Цели урока:

Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.

Познакомить с равнинами и горами на территории России.

Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к природе родной страны.

Оборудование:

Физическая карта России, атласы, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского), «солнышко».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

- Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

-  Почему в целом свете нет родней страны? (Россия - это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.)

-  Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница - карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

II. Работа над новой темой

Запись на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России».

-  У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(Солнце.) 

-  Конечно, это солнышко!

    Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками. Где встает солнышко? (Солнце встает на востоке.)

-  С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)

-  Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек.)

- Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на стр. 65 учебника. Что интересного вы увидели на этой диаграмме? (Главная линия на диаграмме - это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные - пунктирные.)

-. Что находится ближе всего к уровню моря? (Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.)

-  Что находится выше? (Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая.)

-  С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Звучит аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского)(на 1 слайде кликнуть значок звука)

-  Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.

(Показ слайдов № 2,3 «Полуостров Камчатка», «Вулканы Камчатки».)

-  Найдите полуостров Камчатка на ваших картах. Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка.

-  Что вы скажете о поверхности полуострова? (С севера на юг по всему полуострову проходят горы.)

-  Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (Его высота 4750м.)

(Показ слайда № 4 «Вулкан Ключевская Сопка») 

Вулканы Камчатки - это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6—7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. (15 октября 2008 года вулкан снова «проснулся») Высота вулкана - 4750 м. А всего на полуострове 28 вулканов.

-  Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше «солнышко»? (Над Средне-Сибирским плоскогорьем.)

-   Что вы видите на карте? (На этом участке есть все три цвета: зеленый, желтый, коричневый.)

-  А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье это плоская гора.)

-   Более точное толкование найдите в словаре С.И. Ожегова. Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

(Показ слайда № 5 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)

-  Что вы можете сказать о поверхности? (Здесь много возвышенностей, холмов.)

-   В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так:

(Показ слайда № 6 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)

-   Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.

А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян.

-   Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом.)

-   А какие горы? (Алтай и Саяны.)

(Показ слайда № 7, 8 с изображением Алтая)

-   Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом.

На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м.

(Показ слайда №9 с изображением горы Белуха.)

А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.

(Показ слайдов №10,11 с видом Саян)

-   Продолжим наше путешествие.

Солнышко закрепляется над Западно-Сибирской равниной.

-  Где мы оказались? (На Западно-Сибирской равнине.)

-  Что нам об этой равнине расскажет карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории - это болота. По равнине течет много рек.)

(Показ слайда № 12,13) 

- Западно-Сибирская равнина - это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол и т.д.)

-  Проведем опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? (Вода растеклась по столу.)

-  Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.

Солнышко закрепляется над Уральскими горами.

-   Что вы видите на карте? (Горы. т.к. окраска коричневая и желтая. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.)

-   Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? (Это Уральские горы.

(Показ слайда № 14) 

    Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора - Народная, ее высота 1895 м..)

(Показ слайда№ 15 с изображением горы Народная.) 

-   Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.

(Показ слайда№ 16) 

 (Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.)

-   Что это доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы-невысокие.)

(Просмотр слайда №17 «Уральские горы».

Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад - в Европу, и на восток - в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.

-  Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите еще раз на фото Уральских гор)

-   Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.)

-  А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

III. Физкультминутка

Мы сейчас вес дружно встанем,

Отдохнем мы на привале...

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

IV. Продолжение новой темы

Звучит запись песни «Марш юннатов» (на 17 слайде кликнуть значок звука)

- И опять нас дорога зовет.

Мы движемся на запад,

Так солнышко ведет.

Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной.

-  Где остановились мы сейчас?

  Что вы можете сказать, изучив карту? (Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте.

   (Просмотр слайда № 18) 

Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.)

-  Попытаемся открыть тайну желтых пятен.

(Просмотр слайда № 19) 

-   Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности.)

-  Так в чем же тайна желтых пятен? (Это возвышенности.)

- Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». Прочитайте материал о равнине на стр. 66 над фотографией. Как еще называют Восточно-Европейскую равнину? (Эту равнину еще называют Русской равниной.)

(Просмотр слайдов № 20,21) 

- А сейчас держим путь на юго-запад. Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.

-  Что рассказывает нам карта? (Это высокие горы, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.)

(Просмотр слайдов № 22,23,24 с фотографиями Кавказских гор) 

-  Итак, что вы можете сказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты снегом. Можно еще сказать, что Кавказские горы-молодые горы(острые вершины) и самые высокие горы России ) Самая высокая гора на Кавказе - Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.)

(Просмотр слайда № 25) 

Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России? 

(Слайд № 26) 

(На территории нашей страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)

-   Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных.

IV. Закрепление

Вопросы «Почемучки»;

- Что такое равнина? (Равнины - это ровные или холмистые участки земной поверхности.)

Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые — невысокие.)

А сейчас небольшой тест. Выберите правильный ответ.

(Слайд №27)

1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:

а) Саяны

б) Алтай

в) Кавказские горы

г) Уральские горы

2. Самые высокие горы России - это…

а) вулканы Камчатки

б) Уральские горы

в) Кавказские горы

3. Западно-Сибирская равнина – это…

а) холмистая равнина

б) плоская равнина

4. В список Всемирного наследия включены…

а) вулканы Камчатки

б) Саяны

в) Алтай

5. Одна из крупнейших равнин земного шара …

а) Западно-Сибирская равнина

б) Восточно-Европейская равнина

V. Подведение итогов урока

Самопроверка и самооценивание

(Слайд № 28)

Правильными ответами являются…

1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:

а) Саяны

б) Алтай

в) Кавказские горы

г) Уральские горы

2. Самые высокие горы России - это…

а) вулканы Камчатки

б) Уральские горы

в) Кавказские горы

3. Западно-Сибирская равнина – это…

а) холмистая равнина

б) плоская равнина

4. В список Всемирного наследия включены…

а) вулканы Камчатки

б) Саяны

в) Алтай

5. Одна из крупнейших равнин земного шара …

а) Западно-Сибирская равнина

б) Восточно-Европейская равнина

Вот и закончилось наше путешествие по родной стране.

Поздравляю тех, кто правильно  ответил на все вопросы.

А  кто  запомнил не все -  у вас есть время до следующего урока все  повторить,

ну, а сейчас – песня…

 (Слайд №29, кликнуть по значку звука)

Домашнее задание

Стр. 64-71.

Прочитать текст рубрики «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник.

Выполнить задание «Проверь себя».

Нарисовать машину, на которой можно будет двигаться по воде и по суше.

Комментарий-пояснение, рекомендации использования в работе.

Литература, адреса в интернет:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%BF%D0%BA%D0%B0

http://www.kamchatka-wildnature.ru/vulcan_kluch.htm

http://www.krinfo.ru/foto/showgallery.php/cat/1/page/5

http://www.ecosystema.ru/08nature/world/04.htm

http://ecoclub.nsu.ru/nature/sib.htm

http://cityref.ru/prosmotr/1970-0.htm

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/11822

http://www.uraltravel.com/northural-rus.htm

file://localhost/E:/равнины%20и%20горы/Сопка%20..%20Сахалин%20__%20Уральские%20горы%20__%20гора%20Народная.htm

Учебник  «Мир вокруг нас 4 кл.»

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»

Вопрос и ответ. Энциклопедия /Пер.с англ./ Паркер С., Вильямс Б.-М.:»Омега», 2005

Пармузин Ю. Живая география. –М.: Просвещение,1993.

Пивоваров Г. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение, 1997.

Необходимые ресурсы, материалы:

  1. Компьютер не ниже Pentium3
  2. Мультимедийный проектор
  3. Колонки
  4. Программа Microsoft PoverPoint

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.

Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...

Урок окружающего мира "По равнинам и горам"

 Цели: Сформировать представление о равнинах и горах.Познакомить с равнинами и горами на территории России.Развивать познавательную активность, умение работать по карте.Наблюдать, обобщать...

Технологическая карта урока окружающего мира - По равнинам и горам (4 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «По равнинам и горам.» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления о равнинах и горах; знакомство с ...