Многогранный мир чувств
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Хвостова Татьяна Вениаминовна

Урок - путешествие по ОМ, здоровьесберегающая технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_om.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – сказка по окружающему миру в 4 классе на тему:                    

            «Многогранный мир чувств»

Разработала: Хвостова Т. В.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с органами чувств человека.
  2. Формировать навыки здорового образа жизни.
  3. Закрепить знания об уходе за глазами, ушами, носом, зубами, кожей.

Оборудование:

                    рисунки строения глаза человека, ушной  

                    раковины, посылка, в которой находится нарисо-

                    ванный маршрут путешествия по школе и письмо,

                    карта сказочной страны

                                      Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, почтальон сегодня к нам в класс принёс необычную посылку. Вот она. Давайте раскроем её…

- Интересно, здесь находится какая-то карта, на ней отмечен маршрут. Здесь же лежит и приглашение к доктору Айболиту. А вот и задание: «Ребята, следуя по маршруту, найдите доктора Айболита».

(учитель вместе с учениками отправляется в путешествие по школе и в конце концов маршрут их должен привести обратно в класс, где их уже ожидает доктор Айболит.

Доктор Айболит.  Здравствуйте, дети! Я рад, что вы справились с моим заданием, и  хочу пригласить вас в загадочную страну. Но чтобы попасть туда, необходимо ответить на ряд вопросов:

   - Почему у человека главный орган чувств – зрение, а у большинства зверей – обоняние?

   ( чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, кто из животных ведёт ночной образ жизни, а

    кто – дневной)

   - Какие органы чувств человека вы знаете? О чём они нам сообщают?

   - Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?

   - Как развитие органов чувств животных связано с их образом жизни?

   - Какие органы чувств у человека отсутствуют?

- Вы молодцы, а сейчас закрываем глаза…

( включается музыка, дети закрывают глаза, ложатся на парты, в это время на доске появляется карта сказочной страны с городами Глазоградом, Ухоградом, Равновесиеградом, Носоградом, Вкусоградом, Осязаниеградом)

2. Постановка учебных задач.

Учитель. - Мы оказались в стране, в которой несколько городов. Рассмотрите карту, как называются города в этой сказочной стране? Почему у них такие необычные названия?

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.

Доктор Айболит. Вы сегодня ещё поговорите и о том, как сохранить своё здоровье, как надо относиться к своим органам чувств.

Итак, не будем терять времени даром, нам пора посетить город Глазоград. Вперёд!

3. Путешествие по Глазограду.

Доктор Айболит. – Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (орёл, сова)

- Зачем нужны глаза человеку?

- Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?

( доктор Айболит показывает детям иллюстрацию с изображением строения глаза и рассказывает)

   Глаз – орган зрения. С его помощью человек может видеть свет, определять форму, размер цвет предметов, их движение. Давайте разберёмся, как устроен наш глаз и как он работает.

   Внутренняя часть глаза – глазное яблоко – представляет собой шарообразную тёмную камеру. Заднюю стенку этой камеры выстилает чёрная плёнка – сетчатка. Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Под роговицей расположена цветная радужная оболочка. Она ограничивает отверстие – зрачок – и регулирует проникновение света внутрь глаза. За зрачком расположен похожий на линзу хрусталик.

   Свет, отражаясь от предмета, на который мы смотрим, проходит через роговицу, затем через зрачок и попадает в хрусталик. В хрусталике лучи света преломляются так сильно, что на сетчатке глаза появляется перевёрнутое изображение предмета. Чувствительные устройства на сетчатке преобразуют изображение в нервные импульсы, которые по зрительному нерву поступают в мозг. В зрительном центре изображение восстанавливается в нормальном виде

- Ребята, а как глаз защищён от повреждений?

Действительно, веки, ресницы и брови  - это стражи глаза. Они защищают их от пыли, ветра и пота. Есть ещё один страж. Он вам всем хорошо знаком – это слёзы. Докажите эту мысль

- Как, по вашему мнению нужно вести себя, чтобы сохранить своё зрение?

   Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам – умывать. Глазам необходимо заниматься физкультурой. Называется она гимнастикой для глаз.

- Ребята, а какие вы знаете «глазные» упражнения?

- Давайте выполним эту зарядку все вместе.

Гимнастика для глаз.

  1. Закройте ладонями глаза, не нажимая на них, посидите так, считая про себя до 30.
  2. Закройте глаза и помассируйте надбровные дуги лёгкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску.
  3. Закройте глаза. Медленно переводите глазные яблоки в крайнее левое, затем – в крайнее правое положение (5-6 раз).
  4. Откройте глаза, посмотрите на цветок, нарисованный на стекле, затем переведите взгляд на вид из окна (5-6 раз).

Доктор Айболит. Эту гимнастику нужно проводить ежедневно. А сейчас, ребята, откройте учебники на странице 43 и найдите ответы на следующие вопросы:

   - Как наше зрение приспособлено к темноте?

   - Почему людям труднее ориентироваться на местности ночью?

Учитель. -А сейчас подумайте. У многих животных (рыб, зайцев, лошадей) глаза смотрят в разные стороны. Какие преимущества и недостатки имеет их зрение?

Доктор Айболит. А тетерь пришло время отправиться в другой город. Но путь к нему труден и требует особого внимания. Я предлагаю вам поиграть в игру, в которой пригодится память, внимательность и слух.

   Я предложу вам фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить её в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не сможет продолжить фразу.

Например:

Я читаю книгу.

Я читаю интересную книгу.

Я читаю интересную книгу по вечерам.

Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

( проводится игра, после каждого проигравшего доктор Айболит меняет фразу, проигравший же выбывает из игры)

Поиграв со мной в игру, вы, наверное, догадались, что мы сейчас отправимся в город Слухоград.

  1. Путешествие по Слухограду.

(на доске вывешивается схема строения уха)

Доктор Айболит.

- Рассмотрите схему строения уха. Из каких органов оно состоит?

- Какие у вас возникли вопросы при рассмотрении схемы?

…………………………………………………………………………………………

( доктор Айболит рассказывает, сопровождая свой рассказ показом органов на схеме)

Звук передаётся звуковыми волнами. Мы начинаем слышать в тот момент, когда волны достигают барабанной перепонки. Перепонка начинает колебаться и заставляет двигаться маленькие молоточки – три маленькие косточки, наковальню и стремя, расположенные в среднем ухе. Косточки передают эти колебания специальной жидкости, находящейся во внутреннем ухе. Слуховой нерв получает сигнал от внутреннего уха и посылает его в головной мозг. Благодаря парности органов слуха мы не только ощущаем звуки, но и определяем, где находится их источник.

- Зачем уши нужны животным? Человеку?

- Как надо ухаживать за ушами?

5. Физминутка.

Игра «Не попадись лисе»: выбирается Лиса, остальные  - Зайцы; Лиса с закрытыми глазами должна услышать и поймать зайцев, а Зайцы должны как можно тише пройти мимо Лисы.

6.Путешествие по Равновесиеграду. 

Учитель. Пора нам дальше в путь. Следующий город – Равновесиеград.

Откройте учебники на странице 47 и прочитайте про себя статью «Орган равновесия».

- Задайте вопросы по прочитанному соседу по парте.

…………………………………………………………………………………………..

- В каких случаях нам помогает орган равновесия?

7. Путешествие по Носограду.

Учитель. Обоняние – это способность различать запахи. В воздухе находится множество крохотных ароматических частиц. Они попадают нам в нос и раздражают обонятельные нервы. По нервам сигналы поступают в мозг, и тот распознаёт запахи. Человек способен различать около 4000 запахов!

Доктор Айболит. – Ребята, а какая опасность грозит человеку, потерявшему обоняние?

- А что нужно делать, почувствовав запах газа в квартире?

- Нужно ли беречь орган обоняния? Зачем? Как это делать?

8. Путешествие по Вкусограду.

Учитель. Следующая наша остановка – город Вкусоград.

(Выходит заранее подготовленный ученик)

Ученик. Погодите, погодите, я знаю об органе вкуса. Это язык. На нём располагается множество сосочков – рецепторов вкуса. Рецепторы чувствительны к четырём раздражителям: солёному, кислому, горькому, сладкому. Рецепторы вырабатывают нервный импульс, который поступает в центр запаха и вкуса головного мозга. Так мы ощушаем вкус.

Учитель. Правильно В учебнике на странице 48 рассмотрите рисунок, на котором показано, какими участками языка распознаются эти четыре основных вкуса.

Доктор Айболит. Ребята, закройте глаза и представьте себе такую страшную картину: у вас пропал язык.

- Чем это грозит?

- Какие вы можете предложить меры по безопасности нашего органа вкуса?

- А какие органы являются стражами языка?

- Как беречь зубы?

Сладости надо употреблять умеренно, нельзя грызть зубами орехи, карандаши и ручки.   Зубы чистят два раза в день.

- Как их правильно чистить?

Доктор Айболит. Поиграем в полезную игру. Покажите движениями рук закон чистки зубов:

  1. Чистка внешней поверхности зубов (зубная щётка располагается вдоль линии дёсен, движения – сверху вниз и снизу вверх.
  2. Чистка жевательной поверхности каждого зуба (движения вперёд – назад)
  3. Чистка внутренней стороны зубов (круговые движения)

9. Путешествие по Осязаниеграду.

Учитель. Органом осязания служит вся кожа, но особенно развито чувство осязания на подушечках пальцев. Там находятся клетки, чувствительные к холоду, теплу, давлению, боли, растяжению. Все раздражения чувствительных клеток передаются по нервам в головной мозг. Благодаря осязанию человек может выполнять руками столь разнообразные действия.

10. Выработка группами учащихся памяток по бережному отношению к:

   - органам зрения

   - органам слуха

   - органу осязания

   - органу вкуса

   - органу обоняния

11. Итог урока.

12. Домашнее задание.

       С. 42-49, ответы на вопросы на с.49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающий мир "Многогранный мир чувств"

Конспект урока и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема урока "Многогранный мир чувств"...

Презентация "Многогранный мир чувств"

Презентация к уроку окруающего мира в 4 классе...

Презентация "Многогранный мир чувств"

Презентация "Многогранный мир чувств"...

«МНОГОГРАННЫЙ МИР ЧУВСТВ» урок окружающего мира, 4 класс, школа 2100

Данный урок разработан  в  соответсвии с  требованиями  ФГОС....

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

"Многогранный мир чувств."

открытый урок по предмету окружающий мир...

урок Многогранный мир чувств

формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания....