Урок "Млекопитающие"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ильина Марина Геннадьевна

урок основан на продуктивной деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mlekopitayushchie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительно детям были предложены темы, по которым можно приготовить сообщения: насекомые, птицы, рыбы, звери / по желанию/ и один ученик готовил сообщение о динозаврах.

Тема урока:            Млекопитающие или звери.

Цель урока: научить детей выделять зверей из мира других животных       и познакомить их с основными отличительными особенностями зверей.

На доске таблица:

Животные

Насекомые                                       птицы                                        рыбы

               Млекопитающие            пресмыкающиеся                 земноводные

        Огромен и богат животный мир нашей планеты. Здесь живут маленькие комары и огромные слоны, рыбы и птицы, лягушки и ящерицы. Всего на земле около 2 миллионов видов животных. И для того, чтобы животных было легче изучать, их разделили на несколько групп (классов)

  1. Прочтите, как называются эти классы
  2. С какими из этих групп мы уже познакомились?

  1. Назовите отличительные особенности рыб   /живет в воде, дышит жабрами, конечности в виде плавников, орган движения – хвост, кожа покрыта чешуей, откладывает икру/

Заслушиваются выступления детей, приготовивших сообщения о рыбах.

  1. Назовите отличительные особенности птиц   /крылья, перья, могут петь, откладывают яйца/

Заслушиваются выступления детей, приготовивших сообщения о птицах.

-Назовите отличительные особенности насекомых   /маленькая длина 0,2 мм – 33 см, голова – тело, 3 пары лап, откладывают яйца, у многих есть крылья/

Заслушиваются выступления детей, приготовивших сообщения о насекомых.

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним классом животных – млекопитающими или зверями.
  2. Первые звери появились на земле приблизительно 150 миллионов лет назад и были совсем не похожи на современных зверей, а больше походили на рептилий (пресмыкающихся) –динозавров, птеродактилей и др. животных, проживающих в те далекие времена.

  1. О том, какими были они, предки наших животных, нам расскажет … /выступление ученика, готовившего рассказ о динозаврах/

  1. Динозавры не были млекопитающими, они относились к классу пресмыкающихся, но уже в то время стали появляться первые животные, которые кормили своих детенышей молоком. Позже их так и назвали: млекопитающие (молоком питающиеся)

  1. Какие отличительные особенности зверей вы можете назвать    /ответы детей/

Работа с учебником. Какие из нарисованных животных – звери?      Стр 26

Давайте вместе выделим особенности зверей.

1. Как выводят детенышей?    /живородящие, яйцекладущие/

Рассказ учащихся о любом живородящем  звере.

Рассказ учителя о яйцекладущих.

        Утконос – у него утиный клюв, густая шерсть, откладывает яйца, кормит первое время детенышей молоком. Сосков у мамы – утконоса нет, поэтому детеныши слизывают молоко прямо с шерсти. Утконосиха ложится на спину, молоко из молочных пор стекает в небольшую бороздку у нее на брюхе. Из этого «корытца» детеныши его и вылизывают, пока не подрастут и не научатся сами ловить улиток, червей и раков.

2. Чем кормят детенышей?   /все молоком/

  1. Части тела.

               Работа по учебнику    /голова, шея, туловище, лапы, хвост/

  1. Чем покрыто тело?

Шерстью   /рассказ учащихся/

Иголками (еж, дикобраз – в случае опасности метает иглы)

Гладкое тело (кит)

Панцирь (черепаха, броненосец)

Чешуя (панголин)

        Слово «панголин» обозначает способность сворачиваться в шар. Панголин сворачивается, прикрывая небронированное тело так, что человек с трудом может развернуть. Если развернули – прыскает едкой жидкостью. Броня похожа на чешуйчатые доспехи. Питается муравьями и термитами, которых собирает длинным и липким языком (ждет, пока те сами залезут на высунутый язык). Ничего другого не едят, поэтому в зоопарках их не держат. Малыши рождаются с мягкой броней. Через несколько дней она твердеет, малыш забирается к матери на хвост и вместе с ней катается.

5. По типу питания   /хищники, травоядные, всеядные/ Примеры приводят дети.

6. Место проживания   /дикие, домашние/

        Работа с учебником.

        Кошка – впервые приручили в Древнем Египте. Считалась священным животным. За убийство – смертная казнь. Если кошка умирала, из нее делали мумию и хоронили на специальном кладбище. Все были в трауре. При пожаре сначала спасали кошку, потом имущество. С возникновением христианства кошку признали пособницей ведьм и колдунов. Особенно досталось черным кошкам. И сейчас осталось настороженное отношение к кошкам.

7.Как готовятся к зиме? (дикие звери)

        Накапливают жир

        Готовят запасы (белка, хомяк, мышь)

        Меняют шерсть (заяц, белка)

        Впадают в спячку (еж, медведь)

        Кочуют (олени)

Закрепление изученного.

  1. отгадайте загадку и расскажите о животном по плану:
  1. Как выводит детенышей?
  2. Чем кормит детенышей?
  3. Части тела
  4. Чем покрыто тело?
  5. Тип питания
  6. Место проживания
  7. Как готовится к зиме?

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу.                        

                                        Медведь.

  1. Живородящий
  2. Молоком
  3. Голова, шея, туловище, лапы, хвост
  4. Шерстью
  5. Всеядный
  6. дикий
  7. накапливает жир, впадает в спячку.

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга.        

                

                                        Олень

  1. Живородящий
  2. Молоком
  3. Голова, шея, туловище, ноги, хвост, рога
  4. Шерстью
  5. Травоядный
  6. Дикий
  7. Кочующий, вырастает подшерсток

  1. Сегодня мы говорили о млекопитающих. Назовите их основные отличительные особенности.

Оценка работы детей на уроке.

К следующему уроку рассказ о пресмыкающихся (ящерицы, змеи, динозавры, черепахи, крокодилы) /по желанию/

Нарисовать млекопитающее, подписать части тела.

        К сожалению, зверей становится все меньше и меньше. Люди вырубают леса, иссушают болота. Зверям нечего есть, негде жить, они вымирают. Давайте будем заботиться о братьях наших меньших и не обижать их.



 

Комментарии

Ильина Марина Геннадьевна

урок ориентирован на продуктивную деятельность детей