"Русские на шестом континенте"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Хорошилова Наталья Николаевна

Конспект урока по окружающему миру для 4 класска, разработанный по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, по системе Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Тема «Русские на шестом континенте».

Цели и задачи:

  1. активизировать память, внимание и логику мышления, опираясь на зону ближайшего развития каждого ребёнка;
  2. способствовать формированию представлений учащихся об Антарктиде;
  3. способствовать формированию информационной культуры учащихся;
  4. организовать деятельность учащихся для самостоятельного получения знаний;
  5. создание условий для осознания патриотического отношения учащихся к морякам-первопроходцам.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
  2. Учебник  Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова  «Окружающий мир» 4 класс.
  3. На доске физическая карта мира.
  4. Глобус.

           Ход урока:

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Методический комментарий

I.Мобилизационная часть урока

Психологически подготовить учащихся к работе на уроке.

Должны настроиться на работу на уроке.

II. Вводно-мотивационный этап

Подведение к теме урока при помощи вопросов:

Как вы думаете, какими книгами зачитывались люди XIX века?

Ответы детей:

О животных, приключениях, смешные, весёлые рассказы и т.д.

Вариативность ответов, Развития познавательных интересов, учебных мотивов (личностные УУД)

Все вы по- своему правы.

Давайте найдём ответ на этот вопрос в учебнике. Откройте его на странице 13и прочитайте 1-й и 2-й абзацы.

Культурные люди того времени зачитывались дневниками путешественников. После кругосветного путешествия Ивана Фёдоровича Крузенштерна и Юрия Фёдоровича Лисянского «кругосветка» стала обязательной частью программы обучения русских моряков. Во время таких походов они делали записи, вели дневники, которые в дальнейшем печатались в различных изданиях. Таким образом, перед читателями открывался мир полный тайн и загадок.

Слайд 1 Системно-деятельный подход, Умение осознанно строить высказывания, поиск и выделение необходимой информации (познавательные УУД). Умение слушать и слышать друг друга (коммуникативные УУД).

Вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы совершим путешествие. А куда, вы скажете мне сами, но чуть позже.

III. Актуализация знаний.

На доске написаны слова: Евразия, Африка, Америка, Австралия.

Учитель: Что вы можете сказать о словах, написанных на доске?

Дети могут давать самые разнообразные ответы:

это названия материков;

Америка это не материк, а часть света;

есть Южная Америка, есть Северная Америка;

Австралия самый маленький материк;

Евразия самый большой материк;

Америку открыл Христофор Колумб;

Австралию – Беринг; и т.д.

Вариативность ответов. Здесь же можно проверить актуальность знаний учащихся.

IV. Введение в проблему.

Скажите, а сколько материков на Земле?

Материков шесть – шестой материк Антарктида.

Если дети не заметили, что перечислены не все материки, то можно задать этот  вопрос как наводящий.

Как мы можем узнать, где находится Антарктида?

Ответы детей:

посмотреть на карте или глобусе;

прочитать в книге, энциклопедии;

спросить у старших, учителя, у одноклассников; и т.д.

Идет работа над формированием информационной культуры.

Конечно, вы уже догадались, что речь пойдёт об Антарктиде.

Представьте себе, что люди в XIX веке о существовании шестого материка могли только догадываться.

Как вы думаете почему?

Там очень холодно;

Море покрыто льдом, что затрудняет проход корабля;

Тяжёлые погодные условия;

Не достаточное техническое оснащение.

Слайд 2

Формирование умений сравнивать, анализировать (познавательные УУД). Умение слушать, получать необходимые сведения (коммуникативные УУД). Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу через самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы (личностные УУД).

Посмотрите на карту или глобус и назовите местоположение Антарктиды?

Так в западном или в восточном?

Антарктида расположена в южной части восточного полушария.

Антарктида расположена в южной части западного полушария.

Возникший спор можно разрешить при помощи глобуса и физической карты.

Дети делают вывод:

Так как Антарктида находится на южном полюсе, то противоположные её части находятся в разных полушариях.

Постановка проблемного вопроса (возникает коллизия). Волевая саморегуляция, моделировать различные ситуации при решении задач (Регулятивные УУД).

Умение слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод (коммуникативные УУД).

Да, конечно, достичь материка было нелегко.  Но мы с вами можем гордиться своими соотечественниками, которые не побоялись трудностей и сделали почти невозможное (давайте не забывать, что речь идёт о начале XIX века).

Откройте учебник и найдите в тексте имена открывателей Антарктиды.

Антарктиду открыли русские моряки на кораблях «Восток» и «Мирный» под предводительством Михаила Петровича Лазарева и Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена.

Слайд 3

Воспитание патриотизма на примере моряков – первопроходцев. Умение работать с информацией, находить её, в соответствии с учебной задачей, донести до слушателя.

V. Основной этап урока

Фильм включается без звука, и демонстрируются слайды.

Задание перед просмотром:

Представьте себя на месте моряков-первооткрывателей и опишите свои впечатления от увиденного.

Рассказ детей (составлен коллективно).

Мы долго плыли по океану, но земли, которую мы вот уже несколько недель искали, видно не было. На пути нам стали встречаться ледяные горы – айсберги. Они плыли по воде, как большие величавые корабли. Высокие и низкие, широкие и узкие, необычные по форме они поражали своей белизной. И вот, наконец, вдалеке, показалась узкая

полоска непрерывно тянущегося льда. Это был берег ещё неизвестного нам континента, который мы назвали Антарктида – противоположный Арктике. Мы вступили на берег. Перед нами простиралась ледяная пустыня. Кое-где на пути нам встречались «оазисы» -  заледеневшая каменистая почва. Мы были удивлены, когда увидели  необычных животных: пингвинов, тюленей, китов, касаток, поморников.

Слайд 4.

 Задание творческого характера. Каждый ребёнок может составить рассказ сам, а может дополнить каким-нибудь предложением рассказ товарища. Учитель может выбрать из каждого рассказа наиболее удачные моменты и на основе них составить «общий» рассказ.

Проявляются метопредметные связи, в частности с литературой.

Развитие готовности к сотрудничеству, формирование уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам (личностные УУД).

                                                                             Физкультурная минутка

На доске написаны вопросы:

  1. Люди, каких профессий, специальностей посещают Антарктиду и с какой целью?
  2. Какие животные обитают в Антарктиде и как они приспособлены к жизни в подобных условиях?
  3. Что можно сказать о растительном мире Антарктиды?

Я прошу вас выбрать себе вопрос и, просматривая фильм, подготовить на него ответ.

Дети выбирают наиболее интересный для себя вопрос. Внимательно просматривают фильм, находят ответ на поставленный вопрос.

Здесь важно проконтролировать, чтобы были взяты все предложенные вопросы.

                                                                      Просмотр фильма

Кто желает осветить первый вопрос?

Кто хочет дополнить?  (У кого по другому?)

И т.д.

Дети отвечают на подготовленные вопросы, дополняют друг друга, исправляют неточности.

1 вопрос.

Гляциолог – исследует ледники; биолог – наблюдает за животными; гидрологи –наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также явления и процессы, в них протекающие (испарение, замерзание и т. п.);  гидробиологи – люди, изучающие жизнь и биологические  процессы в воде; метеорологи – наблюдение за погодой;  палеогеограф - человек, изучающий физико-географическую обстановку на поверхности Земли в геологическом прошлом. А также инженеры, механики, доктор, повар.

6 слайд.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод (коммуникативные УУД). Волевая саморегуляция (Регулятивные УУД). Умение слушать, получать необходимые сведения (Коммуникативные УУД).

Умение наблюдать, делать выводы и умозаключения, Поиск и выделение необходимой информации (Познавательные УУД). Развитие готовности к сотрудничеству, Развитие познавательного интереса к новому материалу (Личностные УУД).

Ребята скажите, кто помнит, как назывался фильм, который вы только что просмотрели?

«Свободная Антарктида»

Вопрос требует однозначного ответа, но для логики урока он необходим.

Как вы думаете, почему именно «Свободная Антарктида»?

Антарктида материк дружбы между различными народами.

Антарктида свободна от границ, ни одно государство мира не может претендовать на какую – либо её часть.

Моделировать различные ситуации при решении задач (Регулятивные УУД). Умение слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации       (Коммуникативные УУД). Умение осознанно строить высказывания, умение рассуждать (Познавательные УУД)

Домашнее задание

Поразмышляйте над словами, произнесёнными Андреем Тарковским, они прозвучали в фильме, «Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным».

А также подготовьте небольшое сообщение о любом животном, обитающем в Антарктиде.

Дети могут записать эти слова в тетрадь.

 Итог урока.

Подведение итогов работы как класса в целом, так и отдельных учащихся. Выставление оценок за работу на уроке.

Оценить свою деятельность на уроке, понять причину неудачи.

Волевая саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТД "Музыкальный континент"

Обеспечение личностного роста подростка путём активизации его творческого потенциала в различных видах деятельности...

"Путешествие по континентам"

необычный сценарий праздника "Прощание с азбукой"!...

Урок математики в 3 классе по теме: "Умножение шести и на шесть, соответствующие случаи деления"

Урок математики в третьем классе по учебнику “математика” 3 класс (1-4) авторов Моро и Бантова.Тема урока: Умножение 6 и на 6, соответствующие случаи деления.Цель: Составить таблицу x на 6...

Умножение шести и на шесть. 3 класс (УМК "Школа России")

Работа в парах и работа с перфокартами....

Русские на шестом континенте.

Урок по окружающему миру для 4 класса по учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, система Л.В. Занкова....

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Русские на шестом континенте"

Данная презентация составлена к уроку окружающего мира в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Тема урока "Русские на шестом континенте". Дети узнают о том, кем и когда была открыта ...

Конспект урока окружающего мира «Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о достопримечательностях и жизни людей на разных континентах.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое континент, какие контин...