Урок окружающего мира 1 класс "Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Карачурина Елена Марсовна

Тема:  Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?

Задачи: формировать представление о разнообразии природы нашей Родины;

познакомить с холодными районами Земли: с животным и растительным миром этих районов, с коренным населением;

развивать творческое воображение через разрешение проблемных ситуаций и противоречий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир  1 класс

Разработала учитель начальных классов

МБОУ «Кунашакская СОШ»

Карачурина Елена Марсовна

Тема:  Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?

Задачи: формировать представление о разнообразии природы нашей Родины;

познакомить с холодными районами Земли: с животным и растительным миром этих районов, с коренным населением;

развивать творческое воображение через разрешение проблемных ситуаций и противоречий.

Ход урока:

I  Оргмомент

II Вводная беседа:

- Ребята, как вы думаете, какое у меня настроение сейчас?

- А как можно узнать о настроении человека?

- Действительно, у меня хорошее настроение от того, что сегодня теплый весенний день; от того, что у вас хорошее настроение.

- Как называется село, в котором мы живём?

- Вспомните, куда мы ходили на экскурсию по нашему селу и что вы запомнили?

- Как называется наш край?

- Да, наш край Урал очень красив.

- Как  называются люди, живущие на Урале?

III Знакомство с новым:

- Я принесла урок глобус. Почему он такой разноцветный?

- Мы живём на Урале, а где ещё живут люди?

- Да, на Севере (1слайд)  тоже живут люди и называются они …..?

2 слайд – коренное население

- А как ещё называют северный край?   (тундра)

- Чем наш край отличается от северного края?

- Да, на Севере бывают полярные ночи, с красивейшим природным явлением – северным сиянием.  (3 слайд)

- Полярная ночь длится долго – 3-4 месяца и что же люди всё время спят и ничего не делают?

- Чем же северяне занимаются?

- Ребята, а ещё на Севере длинные полярные дни. Как здорово! Солнце светит там день и ночь, значит, в это время можно не спать, всё время играть и играть. Северяне могут собирать богатый урожай и там растут огромные деревья!

- Конечно же, ребята, это не так. На Севере растут карликовые деревья, например, берёза и лишайники – ягель.

- Что бы мы лучше познакомились с этим удивительным краем, к нам пришла девочка – Луна (ударение на 1 слоге)

- Ребята, а на Севере, кто первый друг человека?

- Да, олень (4 слайд). А почему Луна выбрала себе в друзья не корову, не коня?

- Вы совершенно правы. Снега там глубокие, а у оленя ноги имеют широкие копыта в виде совка, удобные для разгребания снега и откапывания лишайника ягеля, которым олени питаются. А ещё ноги не дают оленю провалиться в глубоком снегу или провалиться в болоте. Шерсть у оленя теплая, защищает от мороза, от ветра, помогает плыть в холодной воде. Шкура очень крепкая.

- Хотите покататься на олене?

- Наша одежда не подойдёт для Севера. Давайте, подумаем, какая одежда должна быть на Севере?        (тёплая и лёгкая)

- Из чего создать такую одежду?

- Далеко от городов люди носят национальную одежду (5 слайд).

Шуба называется малица, на ноги мы оденем унтайки, на голову – малахай.

(Одеваем девочку Луну). Одевайтесь скорее и садитесь в нарты.

- Олени на сами помчат или надо управлять ими? А как управлять оленями?    (с помощью длинной палки)

IV Физминутка   Встали,  под песню «Увезу тебя я в тундру» дети скачут, бегут.

Продолжение знакомства с новым:

- Поехали! Какой простор в тундре! Всё белым-бело! Эге-гей!

- Ой, посмотрите, под карликовой берёзой кто-то в снег рыбу закапывает, а хвост какой пушистый. Кто это?        (6 слайд)  Песец! Мех песца очень ценный, он идёт на шапки, воротники, шубы.

- А сейчас мы подъехали к самым холодным местам. Льды кругом. Кто это выбирается на льдину, воткнул свои бивни в лед и подтягивает своё огромное тело? Кто это?          (7 слайд)      Это морж. Он занесен в Красную книгу и охраняется Законом.

- А вон там крадётся белый огромный и чёрный нос прячет лапой. Узнали? Да, это белый медведь. Он хороший пловец, питается рыбой, тюленями. Если белый медведь голодает, он впадает в спячку и это спасает медведей от голодной смерти.           (8 слайд)

- Ребята, посмотрите, какие маленькие пёстрые зверьки, напоминают хомячков. Это пеструшка- лемминг.         (9 слайд)

- Я ничего не слышу. Что это за шум?  Мы попали на птичий базар!  (10 слайд)  Посмотрите, какие птицы: кайры, гагары, тупики. (11слайд)        Клюв похож на топор, оказывается, он своим клювом роет норы.

- А теперь отдохнём, покормим оленей. Чем же покормить – то их?

- Мы засиделись и замёрзли. А как греются северяне?      (бегут за нартами)

- Где же дома? А вот идёт местный житель, спросим у него: «Скажите, пожалуйста, как проехать к дому?».  Ребята, он меня не понимает. Как объяснить ему? Попробуйте вы договориться.         (жестами, мимикой)

- Ну, вот договорились.  Дом какой-то интересный – чум.         (12 слайд)                  - Форма странная, мохнатый какой-то. Чем он покрыт?

- Почему оленьей, а не песцовой шкурой?

- Почему окон нет?

- Заглянем вовнутрь. Печки нет, батарей нет, чем же они греются? Местные жители разводят огонь, а дым уходит в отверстие сверху.

- Вы хотели бы жить в чуме?  А чем занимаются люди на Севере, кем работают?

- Северяне очень любят свой край, свою работу и понимают его важность. А ещё на Севере люди очень добрые, доверчивые. И когда после долгой полярной ночи появляется солнце, люди радуются и устраивают праздник Солнца. Люди говорят Солнцу свои желания и верят, что Солнце их исполнит.

Давайте на минутку представим, что мы на празднике и попросим Солнце исполнить наши желания. О чём попросим Солнце?

V Итог

- Вам понравилось наше путешествие? А где мы сегодня были? О каких животных узнали? Что вам особенно запомнилось?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: