Главные вкладки

    Урок окружающего мира с мультимедийным сопровождением по теме: "Экосистема болота"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна

     

    Урок-исследование по окружающему миру в  с мультимедийным сопровождением. Образовательная система «Школа 2100».  Тема урока: «Экосистема болота». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_okr_mir.docx32.39 КБ
    Package icon fotografii.zip194.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-исследование

    по окружающему миру в 3б классе

    Образовательная система «Школа 2100»  

     Тема урока: «Экосистема болота»

    Учитель: Идиятуллина А. Г.

    Цели:

    • обучающие - Познакомить учащихся с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека. Доказать, что болото является экосистемой. Проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы озера, умение объяснять значение круговорота веществ в природе.
    • развивающая – Развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей.
    •  Развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.
    • воспитывающая - Воспитывать бережное отношение к природе.
    • здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

    Планируемый результат обучения и формирование УУД.

    Познавательные УУД:формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой,  умения работать с информацией, понимать важность полученных знаний ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта исследования, поиск фактов, суждений, аргументации)

    Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы.

    Личностные УУД: понимать значимость экосистемы болот

    Основные понятия: экосистема, болота, круговорот веществ, «производители», «потребители», «разрушители».

    Межпредметные связи:  окружающий мир,литературное чтение.

    Ресурсы: 

    - учебник для 3кл. «Обитатели Земли» ч.1. А.А. Вахрушев и др.;

    - медиапроектор;

    - презентация;

    - таблицы:  «Экосистема болота»,  «Болотные метафоры».

    - Листы с текстами для групп

    - памятка  «Правила поведения на болоте»

    - паспорт водно – болотного объекта

    Тип урока: изучение новой темы.

    Ход урока

    1. Мотивирование к учебной деятельности.

    Слайд 1

    Я----------- Я хочу------------ Я могу ------------ Яумею

    Не выучит школа, выучит охота.

    Как вы понимаете смысл пословицы?

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    1) Отгадайте загадку.( Слайд 2)

    Не море, не земля,

    Корабли не плавают,

    И ходить нельзя.  (Болото)           (Слайд 3 – картинка)

    2) Вспоминаем то, что знаем     (Слайд 4)

    - Где на поверхности Земли расположены болота?

    - Болота могут образоваться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода.

    - Что было прежде на месте болот?

    - Озеро.

    - Что происходит с экосистемой, в которой круговорот замкнут не полностью?

    - Любой не замкнутый круговорот  рано или поздно  сменяется на более устойчивый с замкнутым круговоротом.

    - Кого из обитателей болота вы уже знаете?

    - Комары, лягушки, цапли, мох – сфагнум, камыши.

    3. Постановка проблемы.

    - Конечно же, вы уже догадались, о чём будет наш урок. Мы будем говорить о болоте и не просто о нём, а том, что…?

    - Болото – это экосистема.

    -  Назовите все части экосистемы.

    - Воздух, вода, почва, горные породы.

    - Производители, потребители, разрушители.

    - А как доказать, что болото это экосистема?

    - Надо узнать, если ли в болоте все части экосистемы.

    4. Поиск решения проблемы.

    1) - Какие знания нам понадобятся на этом уроке?

    Высказывания учащихся.

    - Узнать что такое болото, как образуется болото,  об обитателях болота.

    - Можно ли нас назвать изыскателями, как героев из повести С. Голицына?

    - Почему?

    - Давайте составим алгоритм нашего урока.  С чего начнём?

    -На доске появляется алгоритм урока.

    Экосистема болота---------Как образуется? ------------Производители-------------Потребители----------------Разрушители----------Круговорот веществ

    2) -  Что такое болото? Приём «Корзина идей». (Слайд 5)

    - Как образуется болото?                                      (Слайд 6)

    Высказывания учащихся. Работа с толковым словарём в учебнике  стр. 137.

    3) - Как же озеро превращается в болото?( Слайды 7- 23)

    Задание на стр. 50 к рисунку. Используйте текст, слайды и самостоятельно объясните, как озеро превращается в болото?

    Чтение текста на стр.50

    Показ картинки болота. Сплавина. (Слайд 24) Звук.

    5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    1) Работа в парах.

    Ребята, у вас на партах есть таблицы. Эти таблицы нужно заполнять при помощи рисунка на стр. 52.

    • Распределите обитателей болота на группы по «профессиям».

    КЛЮКВА, БАГУЛЬНИК,  КУРОПАТКА, ЖУРАВЛЬ, ОСОКА,  ГОЛУБИКА,  КУЛИК, ЛЯГУШКА, ГОЛУБИКА, ЛОСЬ, КОМАР, ОСОКА, МОРОШКА, МИКРОБЫ,  МОХ-СФАГНУМ

    Производители

    Потребители

    Разрушители

    Экосистема болота

    - Давайте проверим, по эталону,  как вы справились с заданием.

    Назовите основных «производителей». (Слайд 25)

    Назовите основных «потребителей».  

    - А кого же вы вписали в колонку « разрушителей»?

    - Микробов.

    - А ещё?

    Смотрим (слайд 26) .  

    - Кого надо ещё вписать?

    - А с какими обитателями мы познакомились на экскурсии? (Слайды)

    2) – Почему на дне  болота откладывается столько останков мёртвых  организмов?

    -  «Разрушители» не справляются со своей работой. Разрушителей мало.

    - Подумайте, почему разрушителей на болоте мало?

    - Разрушителям трудно жить на болотной почве. Под слоем мха всё время сыро и холодно. Нет кислорода для дыхания. Стр.  52,  статья «Как образуется торф?»

    Круговорот веществ, как и в озере не полностью замкнут.

    - Если разрушителей мало, что происходит в экосистеме?

    - В этом случае экосистема сменяется на новую.

    Электронная физкультминутка

    6. Самостоятельное применение знаний.

    1) Работа в группах.

    • Давайте вспомним правила работы в группах. (  Слайд 27)

    Используйте материалы экскурсии, паспорт водно- болотного объекта и тексты. (На эту работу даётся время  минут)

    1 группа

    Готовьте сообщение о «производителях»

    Исследовать мох- сфагнум. Используйте текст(стр. 52) и гербарий.  Готовьте сообщение.(Слайд 28)

    Верите ли вы что, мох - сфагнум выделяет в воду кислоту, обладающую сильными бактерицидными свойствами. Помимо впитывания воды, сфагнум не позволяеткислороду проникать в торфяную залежь. Все это задерживает разложение остатков растений и животных и способствуетторфообразованию, а сам сфагнум является основным растением, участвующим в этом процессе

    2 группа

    Готовьте сообщение о «потребителях»

    3 группа

    С. 53, вопросы 7 и 8. Ответьте на вопросы.

    4 группа

    Как образуется торф? (стр. 52)  полезное ископаемое

    Используйте текст, картинки.

    5 группа

    Правила поведения на болоте. Используйте памятку.

    2) Выступление учащихся. Приём «Открытая трибуна».

    - Ребята, если у вас возникли вопросы к выступающим, задавайте. Группа помогает.

    - Оцените выступления своих одноклассников (по алгоритму), обоснуйте свои оценки.

    3)А теперь поиграем в игру «Болотные метафоры» и узнаем чем полезна экосистема болот.   Слайды

    • Участникам игры предлагается выбрать те карточки с изображением предметов, которые соответствуют функциям болота.

    Карточка с изображением предмета

    Метафора

    Губка

    Моховая подушка болота впитывает иудерживает воду.

    Дуршлаг или сито

    Болото процеживают или фильтруют

    воду, очищая ее от вредных примесей

    Уголь (таблетки)

    Болото нейтрализует токсичные вещества, поступаемые  из воздуха и воды.

    Кровать или подушка

    Болото — это удобное и безопасное

    место ночевки и отдыха для мигрирующих птиц.

    Колыбель

    Болото — это место размножения

    7. Рефлексия учебной деятельности.        

    - Что нового интересного узнали?

    - Почему болота  является экосистемой?

    - Потому что там есть все составные части экосистемы.

    - Почему в болоте накапливается торф?

    - Как и в озере в болоте круговорот веществ не замкнут, поэтому в нём накапливается торф.

    - Чем опасны болота?

    - Можно утонуть. Страшны пожары на болотах. Торф горит под землёй – кругом застилает всё дым и гарь. Пожары продолжаются долго.

    - Какие правила надо соблюдать на болоте?  (Памятки)

    - Что произойдёт с болотом потом?

    - Зарастёт травой. Появятся луга.

    - Какими знаниями хотелось бы поделиться?

    Самооценка. Оцените свою работу на уроке.

    - Чьи ответы вам понравились?

    - Чья работа была полезной для нас?

    -  Кто у нас лучший знаток природы?

    Кого можно назвать настоящим изыскателем?

    8. Домашнее задание

    1)  Выполнить тестовую работу на рабочих тетрадях стр. 26-27

    2) Заполнить бортовой журнал

    ФИО_________________

    ТЕМА_______________

    ДАТА________________

    ВРЕМЯ__________________________

    КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ                  РИСУНКИ ИЛИ СХЕМА

    Приложение 1

    Правила поведения на болоте

    – Перед проведением экскурсии руководитель должен обследовать маршрут и знать, где находятся опасные и безопасныеместа. Для этого необходимо воспользоваться картой, расспросить местных жителей и сделать маршрутразведку.

    – Экскурсионная группа школьников должна быть не более 10 человек в сопровождении двух руководителей.

    – В летнее время на болоте можно встретить ядовитую гадюку и, не заметив, нечаянно наступить на нее. В теплое время года наболоте активны различные кровососущие насекомые (комары, мошка, слепни, лосиные мухи) и клещи, поэтому все участники экскурсии должны быть в резиновых сапогах до колен, вбрюках из плотной ткани и в одежде с длинным рукавом.

    – Передвигаться по болоту группа должна цепочкой друг задругом. В начале и конце группы идут руководители. Каждый участник группы должен быть в зоне видимости руководителей.

    – Помните, что на болоте самые топкие места обычно покрыты

    Яркозеленой растительностью и со стороны напоминают безопасный лужок.

    – Идите по болоту не спеша, не перепрыгивайте с кочки на кочку. Из- за неустойчивости можно потерять равновесие иупасть, а это может закончиться травмой.

    – Следует избегать очень влажные, топкие и неустойчивые места. Помните, что сплавина на краю зарастающих озер может иметь разную толщину и может в любой момент прорваться под тяжестью людей.

    – При проведении зимней экскурсии по болоту необходимо учесть, что если лед держит человека с рюкзаком, то по нему идти довольно легко. Но иногда рано выпавший снег задерживает промерзание болота. Оно покрывается тонкой ледяной коркой, в этом случае движение по нему опасно. Первыми замерзают травянистые болота, здесь обычно образуется сплошной и крепкий лед. Моховые и кочковатые болота замерзают медленно и неравномерно. Болота, покрытые кустарниковой порослью ивы и ольхи, замерзают последними.

    – На экскурсию необходимо взять с собой аптечку, в которой будут препараты первой помощи: йод, стерильный бинт и марлевые салфетки, таблетки анальгина, пластырь, холодовой пакет.

    – Если на болоте сделан настил или оборудована тропа, то передвигаться лучше по ней. Так не только безопаснее, но и болоту вы причините меньший ущерб. Мягкий покров сфагнума очень страдает от вытаптывания.

    – Весь мусор, свой и чужой, заберите с собой.

    – На болотах нельзя разводить костер и курить. Торф, особенно в засушливые годы, очень легко возгорается. Он может тлеть годами даже почти без доступа кислорода, а потушить его бывает чрезвычайно сложно.

    – Не повреждайте деревьев, не ловите мелких обитателей болот (насекомых, лягушек, змей и ящериц), а также слетков птиц.

    – Не создавайте лишнего шума, зря не кричите.

    Приложение 2

    Паспорт водно- болотного объекта

    Название и характер объекта (тип болота) ________________

    _________________________________________________

    Место расположение (город, район, ближайшие населенные

    пункты, улицы и т.п.) ________________________________

    _________________________________________________

    Наличие  ручьев, родников, водотоков____________________________________________

    _________________________________________________

    Растительность

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    Животные

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    Как используется объект (сбор грибов, ягод, отдых, рыбалка, другое). Наличие свалок, кострищ, тропинок, мест отдыха и пр., их расположение на схеме

    ____________________________________________

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    Какие меры необходимо предпринять для сохранения объекта

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    Исследователи и руководитель (с указанием № класса и школы) ___________________________________________

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    Дата заполнения паспорта _____________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фрагмент личностно-ориентированного урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема поля"

    Урок построен на основе деятельностного подхода с применением информационных технологий. Программа "Школа 2000"...

    Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Экосистема болото"

    Познакомить учащихся с животными и растениями болот, их «профессиями» в экосистеме;-рассказать о значении болот в жизни человека , расширить кругозор, быть осторожным с огнем.-воспитывать любовь...

    Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экосистема болота» по программе «Образовательная система «Школа 2010» с использованием интерактивной доски и системы голосования.

    •      Знакомство учащихся с разнообразными обитателями болот•      Какую роль они выполняют в экосистеме•      Какие особенн...

    Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема озера" с использованием деятельностного подхода

    Конспект урока окружающего мира  с презентацией по теме "Экосистема озера"...

    Урок окружающего мира с мультимедийной презентацией. "Природа в опасности! Охрана природы."

    На уроке ученики познакомятся с Красной книгой Красноярского края, узнают о животных и растениях, которые  находятся в опасности. Узнают и о животных, которые вновь получили распространение в кра...

    Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема озера" с использованием деятельностного подхода

    Конспект урока окружающего мира  с презентацией по теме "Экосистема озера"...


     

    Комментарии

    Куадже Ася Шумафовна

    Айслу Гилмутдиновна! Мне понравилась Ваша разработка урока! У Вас замечательные ученики!Удачи!
    Я тоже участвую в этом конкурсе, и мне хотелось узнать Ваше мнение по поводу моих презентаций.

    Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна

    Презентации прекрасные.

    Палухина Ольга Юрьевна

    Мне помогла эта презентация. Спасибо вам!

    Куадже Ася Шумафовна

    Очень приятно!

    Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!