Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Экосистема болото"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Мавлютова Гузалия Самигулловна

Познакомить учащихся с животными и растениями болот, их «профессиями» в экосистеме;

-рассказать о значении болот в жизни человека , расширить кругозор, быть осторожным с огнем.

-воспитывать любовь  и заботу к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon okruzh.mir_3kl.shkola_2100._boloto.ppt2.43 МБ
Microsoft Office document icon mavlyutova_boloto.doc62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: Болото и его обитатели

Цель:

-познакомить учащихся с животными и растениями болот, их «профессиями» в экосистеме;

-рассказать о значении болот в жизни человека , расширить кругозор, быть осторожным с огнем.

-воспитывать любовь  и заботу к окружающему миру.

Оборудование: иллюстрации обитателей болот, книги о растениях и животных.

I.Орг.момент.

II.Актуализация знаний.

-Что вы изучаете на уроках? Какую тему?(Экосистемы)

-Назовите составные части экосистемы.

(Воздух, вода, почва, горные породы)

(Производители, потребители, разрушители)

-Что вы выяснили о круговороте в озере?(Круговорот замкнут не полностью, поэтому со временем озеро превращается в болото.)              1 слайд

-Сегодня вы будете изучать экосистему болот. Какова причина появления болот?                                                                                             2 слайд

III.Совместное открытие знаний.

1.Работа по учебнику с.40 №4.

             Болота  могут образоваться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, и местность заболачивается. Также болота образуется на местах зарастающих водоемов.                                                     3 слайд

-Почему на дне откладывается столько останков мертвых организмов?(«Разрушители» не справляются со своей работой.)

             Ручьи, реки, впадающие в озера, несут с собой множество песчинок и мелких частиц почвы. Все это оседает на дно озера. Дно, заполненное илом и останками, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.

                                                                                                            4 слайд

Физкультминутка

2.Беседа.

Учащиеся делятся своими знаниями об обитателях болот, читают текст учебника, свои сообщения, подготовленные дома.

Вариант рассказа учителя о других растениях и животных болот, образование торфа.

        Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали нечистой силой. А суть в том, что растения, отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками-вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.                                                                                      5 сдайд

        Деревья на болотах чахлые, низкорослые, мало видов: ольха, береза, сосна. Так как слишком много влаги, многие минеральные вещества вымываются, корни растений в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надежную опору они в этих условиях не могут.

       Во многих местах на болотах есть озерца, и в них растут водные растения:ряска,стрелолист,элодея,кувшинки,ирисы-касатки,камыш,рогоз и другие. (с.41 учебника рассмотреть)

        На болотах растет множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны.     6,7,8,9 слайд

        Особо нужно выделить попадающийся только на болотах необыкновенный вид растений- хищников, питающихся кроме водных растворов, минеральных веществ, насекомыми. Например, росянка-насекомоядное растение. В воде болот мало нужных веществ -их вымывает и уносит вода. Вот росянка и « добирает» их из насекомых, которыми питается.                                                                                  

                                                                                                 10 слайд

          Один из самых интересных болотных обитателей- мох-сфагнум.   Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10г. Мха (спичечный коробок)может « выпить»стакан воды. Еще одно свойство сфагнума- лечебное. Это растение может убивать микробы. Высушенный мох использовался вместо бинтов и ваты.    11 слайд

          В болотах много насекомых: комары, мошки, водомерки, стрекозы, жуки-плавунцы.

           Насекомыми питаются ужи, лягушки,  земноводные животные, так как для них в болотах много пищи.                                                12,13 слайд

           Птицы болот: аист, журавли, цапля, кулик, чибис. Что общего во внешнем виде птиц? У всех  длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту, хорошие длинные клювы- для того, чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо летают. Кулик и чибис питаются насекомыми ;аист , журавль, цапля-головастиками,  мальками, крупными насекомыми, ягодами болотных растений.                                                                                         14,15,16 слайд

            Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, а за ними и волки. На болотных островах могут жить лоси. Лоси любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.                                                                                  17,18,19 слайд

3.Чтение текста в учебнике(с.41)

-Какое значение имеют болота для человека?

Человек добывает на торфяных болотах торф. Что такое торф ,вы узнаете прочитав статью учебника на странице 41.

 Ученики читают

-Что такое торф?(Остатки мха-сфагнума постепенно уплотняются и превращаются торф.                                                          20 слайд

-Для чего человеку нужен торф?(торф хорошо горит, поэтому его используют как топливо на электростанциях.

 -В засушливые годы, когда болота сильно мелеют, особенно надо быть осторожным с огнем. Страшны пожары на болотах- горит травянистая растительность на поверхности. Горит торф под землей-кругом застилает все дым и гарь, горит сама земля. Пожары могут продолжаться неделями.

  -Как вы думаете ,круговорот веществ в болоте замкнут полностью?(Нет, потому что микробы не живут в мхе-сфагнуме.  Значит, перерабатывать останки некому.

 -Да, толща торфа становится все выше, болото суше,  тогда оно начинает зарастать травами ,на смену болоту приходит луг.

IV. Первичное закрепление.

1.Выполнение задания 7,с.42.

Клюква, водоросли, белая куропатка, рачки, карась, орел, щука.

-Теперь вам нужно применить свои новые знания.

-Что нужно сделать?(Нужно поставить правильно стрелки, восстановить цепи питания.)

Клюква        белая куропатка       орел.

Водоросли      рачки     карась     щука.

2.Выполнение задания 8,с.42.

Подчеркни зеленым карандашом болотных производителей, красным-потребетилей, коричневым- разрушителей.

(Производители: Клюква, багульник, осока, морошка, сфагнум.

Потребители: Белая куропатка, кулик, журавль, лягушка, лось, комар.

Разрушители: Микробы.

3.Выполнение задания 9,с.42(кроссворд) самостоятельно работают в учебнике. Затем проверьте друг у друга.

4

7

5

2

1

3

6

8

1.Личинки комаров, живущие на дне озера.(мотыль)

2.Болотная птица с длинными ногами.(журавль)

3.Самое главное растение болот.(сфагнум)

4.Прибрежное растение, которое часто неверно называют камышом.(рогоз)

5.Топливо,образуемое из отмерших остатков растений.(торф)

6.Хищная озерная рыба.(щука)

7.Длинноносая болотная птица.(кулик)

8.Насекомое,  «питающееся» лосями.(комар)

 

           

4.Работа с таблицей.

Название экосистемы

Производители

Потребители

Разрушители

              1

             2

              3

               4

1.Озеро

2.Болото

-Продолжите работу по таблице. С какой  экосистемой вы познакомились сегодня на уроке?( С экосистемой болота)

(вписывают таблицу)

-Назовите основных «производителей» болота.(мох-сфагнум, клюква, голубика, морошка, осока, камыш, рогоз, и др.

-Назовите основных «потребителей» болота.(комар,стрекоза,водомерка,ужи,лягушки,журавли,аист,цапля,кулик,белая куропатка и др.

-Кого впишите в колонку «разрушителей» болота?(микробы,мотыль,улитка)

V.Итог урока.

-Скажите ,что интересного вы узнали о круговороте веществ в экосистеме болота?

(Круговорот веществ в болоте замкнут не полностью, со временем болото может превратиться в луг.

-С  какой экосистемой вы познакомитесь на следующем уроке?

(С экосистемой луга)

VI. Домашнее задание:      читать с.40-41,подготовить сообщения(по желанию)по теме «Животные и растения луга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Экосистемы озера, болота, луга"

Урок окружающего мира  в 3 классе ( УМК "Школа 2100") по теме "Экосистемы озера, болота, луга"....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"

Данный урок разработан по программе 3 класса "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"...

Урок по окружающему миру "Надо ли охранять болота?"

Тема природных сообществ изучается во 2 или 3 классе, в зависимости от программы. Каждое сообщество интересно по-своему, а поэтому и уроки должны проходить необычно. Городские дети, иногда, болото, лу...

конспект урока по окружающему миру "Болото.Растительный и животный мир."

Цели: ознакомить учащихся с обитателями болот, растениями; развивать наблюдательность и любознательность; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.Оборудование: схема-таблица &ldquo...

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс. Тема :"Между сушей и водой : Экосистема болот"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс. Тема :"Между сушей и водой : Экосистема болот"...

конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какие бывают водоемы. Что такое болото?"

Конспект урока по окржующему миру. 2 класс. Тема: "Какие бывают водоемы. Что такое болото?"...

Конспект урока по окружающему миру "Природное сообщество - болото", 3 класс

Цель: Создать условия  для  первоначального формирования понятия о болоте; познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот; рассказать об  использо...