Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Данный урок разработан по программе 3 класса "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir_boloto.docx42.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока                                                           по окружающему миру                                             3 класс                                                                       программа «Школа 2100»

    Тема: Экосистема болота


    Окружающий мир

    Тема: Экосистема болота.

    Цели:

     – Ознакомить учащихся с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека.

     – Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

    – Приводить примеры организмов разных «профессий».

     – Называть, из чего состоит экосистема.

    Формы работы на уроке:

    • фронтальная работа в кругу
    • групповая работа (статичные группы)
    • работа в парах постоянного состава
    • исследовательская деятельность: работа с гербарным материалом, работа с учебником (самостоятельное нахождение ответов на вопросы)

    Оборудование: иллюстрации обитателей болот, гербарий растений болот, сухой сфагнум, весы с разновесками, стакан с водой, коллекция «Торф и продукты его переработки», плакат «Экосистема болота» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

     

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД

    Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

     3 3

     – Ребята, с какой экосистемой мы ознакомились на прошлом уроке? (С экосистемой озера.)

    Блиц-турнир

    • Перечислите «профессии» живых организмов в экосистеме озера
    • Прибрежное растение, которое часто неверно называют камышом
    • Какая «профессия» у рогоза?
    • Мелкий рачок, питающийся водорослями – планктоном, его используют в качестве корма для рыбок
    • Какая «профессия» у дафнии?
    • Озерная рыба, питающаяся мелкими рачками: дафниями и циклопами.
    • Какая «профессия» у карася?
    • Какую «профессию» мы еще не назвали?
    • Какого «мусорщика» с клешнями мы можем встретить на дне озера?
    • Какие бывают озера?
    • Какое озеро быстрее зарастет?

    Возьмитесь за руки и покажите какой круговорот веществ в экосистеме озера. Замкнутый ли получился круг?

     – А что с ней происходит спустя определённое время? (Так как в озере круговорот замкнут не полностью, экосистема со временем превращается в другую.)

    Конечно же, экосистема не разрушается полностью, а превращается в другую. Вот в какую экосистему превратилось озеро, вы узнаете, отгадав загадку:

    Не море, не земля,

    Корабли не плавают,

    А ходить нельзя. (Болото.)

    – Конечно же, вы догадались, мы сегодня будем говорить о болоте, и не просто о нём, а о том, что …(Болото – это экосистема.)

    На  доске появляется алгоритм урока.

    Экосистема болота---------Как образуется? ------------Производители-------------Потребители----------------Разрушители----------Круговорот веществ

    Дети представляют свои рассказы.

    Задание на стр. 50 к рисунку. Используйте текст, слайды и самостоятельно объясните, как озеро превращается в болото?

     – Чтобы доказать, что болото – экосистема, что необходимо сделать? С чего начнём?

     Давайте составим план урока.

    Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.

    Познавательные УУД

    1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    2. Представлять информацию в виде схемы.

    3. Выявлять сущность, особенности объектов.

    4. На основе анализа объектов делать выводы.

    5. Обобщать и классифицировать по признакам.

    6. Ориентироваться на развороте учебника.

    7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

    ΙΙ. Совместное открытие знаний.

    4 5 4 2 3

    Работа в группах. Работа в учебнике.

    1. – Отгадайте загадку:

    Росло-повыросло,

    Из кустов повылезло,

    На кончике закрутилось,

    Красным девицам полюбилось. (Морошка)

    Подсказка на рис. на с. 50.

    Рассказывают о производителях.

    Какие ещё растения можно встретить на болоте? Поделитесь своими знаниями. (Заслушивание сообщений о растениях болот.) Все эти организмы выполняют роль … ? Какие особенности вы заметили у этих растений? (Все растения болот невысокие, мелкие.)

    2. – Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто обитает на болоте, расскажите, что вы знаете об этих организмах?

    По поднебесью верёвка протянулась. (Журавль)

    В болоте плачет,

    А из болота не идёт. (Кулик)

    Голосок тонок,

    Нос долог,

    Кто его убьёт,

    Тот свою кровь прольёт. (Комар)

    Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

    Самого чуть видно, а голос слышно. (Комар)

    Что на земле не зверь, не птица,

    Собой тонка, а голосом  звонка,

     Орды от неё стонут и

     знатные дрожат,

     Кто её убьёт, тот свою

    кровь прольёт. (Комар)

    Выпучив глаза, сидит,

    По-французски говорит,

    По-блошьи прыгает,

    По-человечьи плавает. (Лягушка)

    В воде родилась, а в ней мало бывает. (Лягушка)

    Сидит Матрёна намокрёна,

    Не говорит – ещё терпима,

    А как речь начнёт,

    Всё досада возьмёт. (Лягушка)

    Рассказывают о потребителях.

    – Что вы знаете об этих организмах из книг? Поделитесь своими знаниями.

    – Какую роль в экосистеме они выполняют?

    Зачитываются сообщения.

     Мы сейчас познакомимся с самым интересным обитателем болота. Без него и болото не болото. Встречайте!

    Показать гербарный образец мха-сфагнума, не называя.

    Мягок, а не пух,

    Зелен, а не трава. Кто это? (Мох)

    1. Практическая работа.

    – Давайте посмотрим, чем он так знаменит? Опыт: взвесить сухой мох, затем немного подержать в воде, отжать и опять взвесить. Что, оказывается, умеет этот мох? (Сфагнум может впитывать и удерживать воду.)

     Но и это не все его достоинства. Вот послушайте, как о нём говорят поэты. (Раздать на столы распечатку стихотворения.)

    Мох

    Меж клюквы и морошки

    Среди лесных болот

    На кочке мох без ножки

    Куда ни глянь – растёт.

    Он снизу – беловатый, повыше – зеленей,

    Коль нужно будет ваты,

    Нарви его скорей.

    На кустиках поляны,

    Подсушен в летний зной,

    Он партизанам раны

    Лечил в глуши лесной.

    В. Рождественский.

    Выделяют ключевые слова, которые характеризуют это растение. (Слова поместить на доске.)

    Что вы отметите необычного в этом организме? Расскажите об этом организме, используя ключевые слова.

    – Что мы сейчас делали?

    – Какие умения формировали?

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в паре и в группах.

    Личностные результаты

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

    выражать свои эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД

    1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Прогнозировать

    предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    ΙV. Домашнее задание.

    Чтение текста темы 13, опережающее задание по подготовке сообщений об обитателях луга.

    V. Итог урока.

    – Если разрушителей мало, то что будет происходить в экосистеме?

    – Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

    – Какую работу мы сейчас выполняли?

    – Чему научились?

    – Кто с ней справлялся легко?

    – Кому пока было трудновато?

    – Кто или что вам помогло справиться?

    – Кто доволен сегодня своей работой?

    – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

    – Какую бы отметку вы себе поставили?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.

    Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт  условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...

    План-конспект урока по окружающему миру (ОС "Школа 2100") для 1 класса.

    В данному уроке использован проблемный вопрос, а также самостоятельное "открытие" учащимися нового знания....

    Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"

    Конспект урока по  окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"  Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации...

    Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»

    Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»  Учитель Конобрицкая И. М....

    Конспект урока по окружающему миру "Болото и его обитатели".

    Конспект урока по окружающему миру "Болото и его обитатели" для учащихся 2 класса можно применять по любому УМК или как внеклассное мероприятие по предмету....

    конспект урока по окружающему миру "Болото.Растительный и животный мир."

    Цели: ознакомить учащихся с обитателями болот, растениями; развивать наблюдательность и любознательность; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.Оборудование: схема-таблица &ldquo...

    конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какие бывают водоемы. Что такое болото?"

    Конспект урока по окржующему миру. 2 класс. Тема: "Какие бывают водоемы. Что такое болото?"...