Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Харитонова Лариса Николаевна

    Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт  условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, возникновения проблемной ситуации, её разрешения, рефлексии.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа № 54»

    г. Саратова, Кировского района.

    Окружающий мир, 1 класс, УМК «Школа 2100».

    Учитель начальных классов

    Харитонова Лариса Николаевна.

    Конспект урока.

    Тема урока: Живое и неживое.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Основные цели:

    1. Ознакомить детей с живыми и неживыми организмами и их свойствами; показать отличие живых организмов от неживых предметов;
    2. Тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогию, обобщение.
    3. Формировать умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

    Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, аналогия, обобщение.

    Демонстрационный материал:

    1. Презентация к уроку;
    2. Название групп предметов, название свойств живых организмов.
    3. Макет обложки для книги.

    Раздаточный материал:

    1.Картинки  для работы в парах.

    2.Памятка для игры «Поиск.

    3.Страницы книжки – малышки.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор, учебник А.А, Вахрушева  по окружающий миру «Я и мир вокруг». 1 класс.

    Ход урока.

    Ι. Организационный момент.

    УУД, формирующиеся на данном этапе -  

    регулятивные: волевая саморегуляция;

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    – Здравствуйте, ребята, сегодня я у вас проведу  урок окружающего мира. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, и у нас всё получится.

    ΙΙ.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    1. Ребята, каждый день мы сталкиваемся, соприкасаемся с множеством предметов, которые нас окружают.(2 слайд.)

    -Что вы видите на экране? ( Камень, гора, облако, снежинка, солнце).

    - Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные природой.) (3 слайд.)

    -Что изображено на этих рисунках? (4 слайд.) (Стол, стулья, самолёт,  велосипед, гвоздь, автомобиль, стиральная машина.)

    - Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные человеком.) (5 слайд.)

    -Что объединяет эти предметы? (6 слайд.) (Это неживые предметы.)

    -Чем различаются предметы справа и слева? (7 слайд.) (Слева неживые предметы, созданные природой, справа неживые предметы, созданные человеком).

    -Расскажите, что вы видите? (8 слайд.) (Лиса, кузнечик, гриб, сорока, ель).

    - Как можно одним словом назвать то, что здесь изображено? (Живые организмы). ( 9 слайд.)

    ΙΙΙ.Постановка учебной задачи.

    УУД, формирующиеся на данном этапе:

    познавательные УУД:

    1) умение извлекать информацию иллюстраций;

    2)умение выявлять сущность, особенности объектов;

    3) умение на основе анализа объектов делать выводы;

    4) умение устанавливать аналогии;

    5) умение обобщать и классифицировать по признакам.

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    регулятивные: целеполагание.

    - Да, верно. Нас окружают предметы живые и неживые. Как вы думаете, по каким признакам мы определили, что это предмет живой, а другой - нет? (Предположения детей).

    -Какова тема  нашего урока? (Как отличить живой организм от неживого предмета?)

    (На доске запись).

    Живые организмы          Неживые предметы

    ΙV. Построение проекта выхода из затруднения.

    Работа с учебником (С.47).

    УУД, формирующиеся на данном этапе –

     коммуникативные УУД:

    1)  умение слушать и понимать других;

    2)  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

    4)  умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;

    личностные УУД:

    1)  умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

    регулятивные УУД:

    1)  умение определять цель деятельности на уроке;

    2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

    3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    1.– Что изображено на рисунках? (Мальчик, девочка, собака, курица, петух, цыплята.)

    - К какой группе они относятся? ( Живые организмы.)

     - Какие свойства живых организмов изобразил художник. Посмотрите на первую картинку, чему удивился Миша?

    - Что произошло с Мишей? (Он вырос.)

    -   Какой вывод можно сделать по этой картинки?

     (Живые организмы растут.)

    Учитель прикрепляет  на доску первое свойство живых организмов.

    –  Кого изобразил художник на следующей картинке?

    –  Для чего Лена вышла на прогулку с собакой? (Подышать свежим воздухом.)

    –  Какое второе свойство живых организмов? (Живые организмы дышат).

    Учитель прикрепляет второе свойство живых организмов.

    –  Что делает собака на следующей картинке?

    –  Назовите третье свойство живых организмов. ( Живые организмы питаются, пьют воду).

    Учитель прикрепляет третье свойство живых организмов.

    –  Кто нарисован на следующей картинке?

    –  Кем являются цыплята по отношению к курице?

    –  Назовите четвёртое свойство живых организмов. (Живые организмы приносят потомство).

    Учитель прикрепляет четвёртое свойство живых организмов.

    (На доске запись.)

    Живые организмы         Неживые предметы

    растут

    дышат

    питаются и пьют воду

    приносят потомство

    –  Ребята, а как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые? (Да, они могут умереть.)

    – Верно. Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые организмы. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь. А как это делать? (Заботиться о животных, сажать растения, не засорять природу).

    –  Какое ещё свойство живых организмов мы можем назвать? (Живые организмы  умирают).

    (На доске запись.)

    Живые организмы         Неживые предметы

    растут

    дышат

    питаются и пьют воду

    приносят потомство

    умирают

    –  Сравним свои выводы с выводом учебника на с. 47.

    2. Физминутка  «Бабочка»        .

    V. Первичное закрепление.

    УУД, формирующиеся на данном этапе –

     регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

     познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

     коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

    1.Игра «Поиск» - работа в группах.

    - Какие свойства живых организмов можно обнаружить у неживых предметов?

    ( Каждой группе предлагается рассмотреть картинку с изображением двух предметов.) Используя памятку определить:

    1. Где изображён живой организм, а где неживой предмет?

     2.Какое свойство живого организма можно  обнаружить у неживого предмета?

    3.Какими свойствами живого организма неживой предмет не обладает?

    (6 групп по четыре человека обсуждают задание. Один ученик выступает перед классом с готовым решением группы ).

    -Растут и сосулька и гриб, но других свойств живых организмов у сосульку нет

    -Автомобиль, как и корова,  потребляет (питается), но при этом не растет.

    - Лошадь пьет воду, а насос  пропускает воду через себя, но при этом других свойств живых организмов у насоса  нет.

    -Печатный станок воспроизводит много копий, а себя воспроизвести он не может.

    - Пылесос, как и человек «питается», но не растёт.

    - Тесто «растёт»,   но при этом других свойств живых организмов у теста нет.

    2.Физминутка для глаз. (10 слайд.)

    - Ребята, внимательно следите глазами за движущимися предметами  и запоминайте их.

    - Какие предметы вы запомнили?  (Солнце, облако, деревья, цветы, лягушки, бабочки).

    3.Работа в парах.

    - Возьмите конверт. Распределите картинки в 2 группы.

    (Один ученик работает у доски.)

    - Ребята, давайте  проверим, что у вас получилось? (11 слайд.)

    - Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе выполнить работу?

    – Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

    – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

    – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

     - Поднимите руку, кто это задание выполнил иначе?

    VΙ. Самостоятельное применение знаний.

    УУД, формирующиеся на данном этапе:

    регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

     личностные: самоопределение.

    - Сегодня  мы с вами составим книгу «Живое и неживое», обложка уже готова. (Учитель вывешивает обложку.) Детям раздаются страницы книги с изображенными предметами для раскрашивания. Учащиеся подписывают под предметом живое или неживое и раскрашивают. Учитель проходит и проверят. После все листочки собираются, скрепляются в одну книжку – малышку.

    - Ребята, где мы сможем использовать книжку «Живое – неживое»?

                     

    VΙ Ι. Рефлексия деятельности.

    УУД, формирующиеся на данном этапе:

    коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    познавательные: рефлексия;

    личностные: смыслообразование.

    -Ребята, что нового вы сегодня узнали?

      -  Что вам понравилось больше всего?

       -   О чем расскажите дома?

    -   Вы все очень хорошо работали и справились со всеми заданиями. Спасибо за проделанную работу.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок окружающего мира в 1 классе Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 54» г. Саратова Харитонова Л.Н.

    Слайд 3

    Неживые предметы

    Слайд 5

    Неживые предметы

    Слайд 7

    Неживые предметы

    Слайд 9

    Живые организмы

    Слайд 10

    Живое или неживое

    Слайд 13

    Живые организмы Неживые предметы

    Слайд 15

    Молодцы! Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока Как устроен организм человека 4 класс ОС Школа 2100

    Материалы позволят коллеге плодотворно провести урок.  Мне помогли, в свою очередь, наработки других учителей.Удачи!...

    План-конспект урока математики по теме "Уравнение" 1 класс, ОС "Школа 2100"

    План урока по теме "Уравнение" в 1 классе по ОС "Школа 2100" Использована технология проблемного лбучения...

    Урок по окружающему миру в 4 классе (Программа "Школа 2100")

    Тема: «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».Перед уроком были  поставлены следующие цели:Обучающие: формировать представление об инфекционных заболеваниях и умение ...

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России" Наш край – Саратовская область

    Цели урока:Сформировать представление учащихся о родном крае; изучить географическое положение Саратовской области, используя методы исследования.Совершенствовать умение работать с картой и дополнител...

    Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"

    Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...

    Конспект урока по литературному чтению во втором классе ОП "Школа 2100" по теме: сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

    Конспект урока по литературному чтению во втором классе ОП "Школа 2100" по теме: сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...