Урок по окружающему миру в 4 классе (Программа "Школа 2100")
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Побудилина Татьяна Юрьевна

Тема: «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».

Перед уроком были  поставлены следующие цели:

Обучающие: формировать представление об инфекционных заболеваниях и умение устанавливать причинно-следственные связи между предупреждением заболевания, заболеванием и лечением.

         Воспитательные: в целях физического и гигиенического воспитания учить учащихся следить за осанкой и соблюдением правил личной гигиены; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Развивающие: развивать умение осуществлять поиск информации, ставить цели, принимать решения, работать в парах, группах, высказывать и отстаивать своё мнение, учить уважать мнение товарища.

 

Задачи: выявить первичные знания о факторах заболеваний человека и способах их лечения; расширить представления обучающихся о способах защиты от инфекций, провести контроль первичных знаний; формировать интерес к изучаемому материалу.

        

  Использовалось следующее оборудование:

1.      Персональный компьютер.

2.      Проектор.

3.      Экран.

4.      Презентация на тему «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».

5.      Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся.

6.      Карточки с цифрами.

7.      Сетки кроссвордов.

8.      Словари С.И.Ожегова

 

Тип  данного урока – урок ознакомления с новым материалом. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является предпоследним (15) в разделе «Как работает организм». Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. Всего на изучение данного раздела отводится 16 часов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx26.88 КБ
Файл otchego_my_inogda_boleem.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира, 4 класс, программа «Школа 2100»

Тема урока:  «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Цели: формировать представление об инфекционных заболеваниях и умение  устанавливать причинно-следственные связи между предупреждением заболевания,  заболеванием  и лечением;

 в целях физического и гигиенического воспитания учить учащихся следить за осанкой и  соблюдением правил личной гигиены;

воспитывать физическую культуру младших школьников, информационную культуру.

Задачи: выявить первичные знания о факторах заболеваний человека и способах их лечения;

расширить представления обучающихся о  способах защиты от инфекций, закрепить знания при решении практических задач, провести контроль первичных знаний;

формировать интерес к изучаемому материалу; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью;  

 развивать умение осуществлять поиск информации, ставить цели,    принимать решения;              

развивать умение работать в группах,  высказывать и отстаивать своё мнение, учить уважать мнение товарищей.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушев 4 класс,

                           рабочая тетрадь 4 класс,

                           словари С.И.Ожегова (термины: микроб, инфекция, 1 на группу),

                           компьютер,

                           мультимедийный проектор,  

                           презентация к уроку,

                           раздаточный материал  (карточки с цифрами, карточки с текстами,

                          сетки кроссвордов).

Ход урока

1.Организация внимания учащихся.

Слайд 1.

- Здравствуйте ребята!

Вы удивились, что я вновь с вами поздоровалась?

Здороваясь, мы не только приветствуем друг друга, но ещё и…

Так повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поздоровайтесь.

- Вы сегодня все здоровы?

- Я очень рада! Садитесь!  

2. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.)

- На предыдущих уроках мы познакомились с разными системами органов человека. Давайте вспомним их.

- Какие системы органов человека вы знаете?

 (Органы выделения, размножения, пищеварения, дыхания, кровообращения, органы  чувств, нервная система, опорно-двигательная система.)

Слайд 2.

- Сейчас вы будите работать по карточкам. Соедините систему органов с фразой, которая ей соответствует (работают по карточкам).

- Проверим, как вы справились с заданием. Покажите карточку с номером правильного ответа.

  3. Постановка темы урока и создание проблемной ситуации.

- А вот как вы думаете, какая система отвечает за здоровье человека? (От слаженной работы всех организмов зависит здоровье человека.)

- Кого сегодня нет на уроке?

- В чём может быть причина?

Дополнительно.

- По опросу соц. педагога в школе сегодня отсутствует 32 человека.

- В чём может быть причина?

- Иногда, здоровью человека может угрожать опасность независимо от того, как работает его организм.

- Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О заболеваниях.)

-Прочитайте тему сегодняшнего урока.  

Слайд 3.

-«Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».

4. Изучение нового материала. Целевая установка.    

- В названии темы смысл всех слов вам понятен? (Что такое инфекция?)

Дополнительно.

- Кто знает, что такое «инфекция»?

- Объединитесь в группы и найдите в толковом словаре понятие этого слова. (Дети читают.)

Слайд 4.

- Правильно, в переводе с латинского языка инфекция – заражение.

- Как вы можете объяснить смысл выражения инфекционные заболевания? (Заразные заболевания.)

Итак, что нам сегодня предстоит выяснить? Слайд 5. ( Что вызывает болезнь? Причины заболевания.)

- Кто знает, что является причиной болезни? (Микробы.) Слайд 6.

-Что вы можете сказать о микробах? ( Микробы – это очень маленькие существа).

-Правильно, их можно увидеть только с помощью микроскопа.

- Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 57.

- Давайте прочитаем 1-й и 2-й абзацы на стр. 56-ой  и узнаем, как влияют микробы на наш организм.

- Так что защищает нас от бактерий? (Таблички с названием: белые кровяные клетки, кожа).

- Как вы думаете, если человек заболел, что происходит с белыми кровяными клетками? (Их количество увеличивается.)

- Какие ещё признаки заболевания вы знаете? ( Повышенная температура, вялость, бледность, рвота, кашель, чихание, краснота кожи, боль в горле, головная боль, утомление, насморк.)

- Признаки заболеваний, которые мы с вами вывели могут поразить организм человека, в том случаи, когда защита организма ослаблена.

- Давайте поработаем в парах. Прочитаем следующие 2 абзаца и выделим причины заболевания (с.56-57).

- Что может быть причиной заболевания? Слайд 7.

- Какой вывод мы можем сделать? ( Мы заболеваем в том случаи, когда защита организма ослаблена.)

- А что происходит с организмом, когда мы заболеваем?

- Давайте узнаем, что нам об этом написано в учебнике (стр. 57-58, 3-4 абзац).

- Надо ли бороться с температурой тела, если она не достигла 38 С?

- Почему?

- Правильно ребята! Но прежде чем мы продолжим разговор, мы разучим комплекс оздоровительных упражнений.

5. Физминутка. Слайд 8.

Мы сейчас все дружно встанем          

И немножко отдохнём                        

Молодцы вы, ребятишки!

6. Решение проблемы (продолжение).

- А теперь давайте подумаем, какие инфекции передаются по воздуху, т.е. воздушно-капельным путём? Слайд 8. (ОРВИ, грипп, ангина.)

Слайд 9.

- Грипп является самой распространённой инфекцией и очень опасной.

- Этими болезнями человек может болеть только один раз? (Нет. Человек может заболеть много раз, если не будет соблюдать правила личной гигиены.)

- Как уберечь себя от этих болезней?

- Микробы могут попасть в организм человека не только по воздуху, но и другим способом. Каким? ( Через воду, грязные руки, пищу.) Слайд 10.

-Просмотр мультфильма «Митя и Микробус». Слайд 11.

- Куда попали микробы? ( В рот, а затем в желудок.)

- Как называются  такие заболевания? (Желудочно-кишечными.)

- Какие желудочно-кишечные заболевания вы знаете? ( Дизентерия, гепатит (в народе желтуха), сальмонеллёз.) Слайд 12.

- Это самые опасные и распространённые кишечные инфекции.

- Ребята приготовили мини-проект о том, как уберечься от кишечной инфекции.

Ученик 1.  При любой кишечной инфекции необходимо, чтобы окружающие соблюдали меры предосторожности.

Ученик 2.  Чтобы избежать кишечной инфекции, нужно обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета и перед едой. Эта группа заболеваний не зря носит название «болезни грязных рук». Кроме мытья рук важно ежедневно проводить влажную уборку квартиры. Для уборки ванной комнаты и туалета необходимо использовать дезинфицирующие растворы, ими же протирают дверные ручки.

Ученик 3. Все фрукты и овощи перед едой надо мыть проточной водой. Нельзя покупать продукты на стихийных рынках, с рук. Если в доме уже есть больной, то он должен пользоваться индивидуальной посудой, которая также обрабатывается дезинфицирующим раствором. Нельзя, чтобы заболевший человек  участвовал в приготовлении пищи.

Вывод.

- Как надо вести себя, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями?

Слайд 13.

- Однако есть болезни, которые опасны только один раз. Прочитаем об этом в учебнике на стр.58-ой.

- Как ведут себя некоторые дети, когда объявляют о прививках?

- Послушайте стихотворение С. Михалкова  «Прививка»


- На прививку! Четвёртый класс!
- Вы слыхали? Это нас!-
Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь:
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и – пошёл…

Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!

Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно поменял бы
На добавочный укол!

- На прививку! Четвёртый класс!
- Вы слыхали? Это нас!..
Почему я встал у стенки?
У меня … дрожат коленки…

- Нужно ли бояться прививок?

7. Первичный контроль знаний.

1. – У вас на столах лежат карточки. Вставьте пропущенные слова, чтоб сделать вывод: если человек будет вести здоровый образ жизни, то у него малая вероятность заболеть инфекционными заболеваниями. Но если он заболеет, тогда выполняя рекомендации врачей, ежегодно делая прививки, он сможет быстро выздороветь.
Самостоятельная работа в группах.

- Ваша задача решить кроссворд и прочитать главное слово.

Задания:

1. Водные процедуры.            (закаливание)

2. Утренняя гимнастика.        (зарядка)

3. Пейте дети …                       олоко)

    Будете здоровы.

4. Что помогает человеку укреплять свой организм?                            (спорт)

5. Цитрусовый фрукт, который содержит огромное количество витамина С.  (лимон)

6. Что полезного находится во фруктах и овощах?                    (витамины)

7. Как называется учреждение, в которое за помощью обращается больной    человек?                                                                                         (больница)

8. Зачем человеку нужны лекарства? Чтобы победить ….            (болезнь)

Проверка:  

 - Что для человека дороже всего?  Слайд 14.

- (Здоровье)

8. Итог урока.

  - Подводя итог урока, давайте вспомним, что нужно делать, чтобы не заболеть?  ( Надо вести здоровый образ жизни.)

9. Рефлексия.

- Откройте свои дневники. Оцените своё настроение, свою работу, закрасив кружок определённым цветом.

Оценки за урок.

10. Домашнее задание. Слайд 15.

- Стр. 59, ответить на вопросы.

Дополнительно.

Творческое задание (мини-проект)

Составить памятку о том, как уберечь себя от заболеваний и укрепить свой организм.

Эти памятки мы раздадим всем учащимся, которые отсутствуют сегодня в нашей школе.

Оценки за урок.

10. Рефлексия. Слайд 16.

- Какой сегодня был урок?

Он нам так дружно показал,

Что здоровье нужно всем

И малышам, и даже тем,

Кто, позабыв свои дела,

Пришёл сегодня к нам сюда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте!

Слайд 2

Работа системы органов человека Органы размножения 1. Помогают человеку ощущать окружающий мир Органы чувств 2.Переваривают пищу и снабжают организм энергией для жизни Органы пищеварения 3. Обеспечивают зарождение ребенка. Нервная система 4. Обеспечивают организм кислородом. Органы выделения 5.Защищают организм от повреждений. Органы дыхания 6.Выводят из организма вредные вещества. Органы кровообращения 7.Созддает опору телу, и позволяет человеку двигаться. Опорно-двигательная система 8.Переносят одни вещества к клеткам тела, другие из клеток.

Слайд 3

«Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией»

Слайд 4

Инфекция- заражение Инфекция – это болезнь, которая передается от больного человека здоровому и даже от больного животного .

Слайд 5

Что вызывает болезнь? Причины заболевания.

Слайд 6

Микробы-микроорганизмы, возбудители болезни

Слайд 7

Из-за чего можно заболеть? Если общался с больным человеком. Если одет не по погоде, замерз. Если организм слабый, получает мало витаминов. Если человек находится в пыльном и душном помещении. Если человек не соблюдает правила личной гигиены.

Слайд 9

Как передается вирус? Воздушно-капельным путем. ОРВ, грипп, ангина Это интересно При кашле и чихании капельки распространяются на 3 метра. При разговоре – на 1метр

Слайд 13

Желудочно-кишечные заболевания гепатит дизентерия сальмонеллёз

Слайд 14

Профилактика болезней Правильное питание Соблюдение режима Закаливание Употребление витаминов Занятие спортом

Слайд 15

з а с л б б р п и о о я м о м л л з д о р о в ь е а к л т н и н з к а о т и н а к а ц ь л о м а и и в н а ы н и е

Слайд 17

Домашняя работа 1.Стр.59, ответить на вопросы. 2.Составить памятку на тему: «Если хочешь быть здоров»

Слайд 18

Будьте здоровы! Будьте здоровы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

Урок по окружающему миру 2 класс "Школа 2100"

Тема:"Природные зоны России"Обобщающий урок...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

План урока по Окружающему миру 1 класс Школа 2100. Тема: ТВЕРДЫЕ ТЕЛА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ

Файл содержит план урока по Окружающему миру в 1 классе, программа "Школа 2100", учебник Вахрушева, с приложениями в виде материалов для распечатки, раздачи ученикам и размещения на доске....