Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме:
    План урока по Окружающему миру 1 класс Школа 2100. Тема: ТВЕРДЫЕ ТЕЛА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ

    Тришина Алевтина Николаевна

    Файл содержит план урока по Окружающему миру в 1 классе, программа "Школа 2100", учебник Вахрушева, с приложениями в виде материалов для распечатки, раздачи ученикам и размещения на доске.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

    1 класс

    А.А. Вахрушев

    Тема урока: «ТВЕРДЫЕ ТЕЛА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ»

    (часть 2 § 21)

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с тремя состояниями физических тел (развитие — уметь объяснять мир).
    2. Познакомить учеников с различными состояниями веществ и их свойствами (развитие — уметь объяснять мир).
    3. Научить выделять и описывать признаки предметов ((развитие — уметь объяснять мир).
    4. Развивать умение использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы (интеллектуальные общеучебные умения).
    5. Развивать творческие способности учащихся (интеллектуальные общеучебные умения).
    6. Развивать умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни (интеллектуальные общеучебные умения).
    7. Воспитывать чувство любви, благодарности ко всему окружающему, учиться видеть в нем удивительное, интересное, познавательное (линия развития — уметь объяснять свое отношение к миру).

    Материалы:

    Шприцы на каждого;

    твердые геометрические фигуры;

    2 стаканчика;

    2 блюдца;

    2 емкости;

    2 пиалы;

    ластик;

    ключ;

    сок;

    молоко;

    стакан для шприца с водой;

    краски (подкрасить воду);

    пакеты на каждую группу;

    таблички — выводы;

    таблички — задания;

    таблички — слова для мотивации;

    таблички: «твердые тела», «жидкости», «газы», «имеют постоянную форму», «принимают форму сосуда, в котором находятся», «заполняют все пространство», «нельзя сжать» (2 шт.), «можно сжать».

    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

    Задача: узнать, чем отличаются физические тела.

    На доске вразнобой: ключ, вода, кислород, кирпич, молоко, азот.

    Задания:

    • распределите по группам;
    • дайте название каждой группе (твердые тела, жидкости, газы);
    • о чем пойдет речь на уроке? (после ответа на вопрос — на доску: Тема: «Твердые тела, жидкости и газы»);
    • добавьте в каждую группу по 1 примеру;
    • почему именно эти слова вы добавили? (объясните, докажите);

    Какими свойствами обладают физические тела? (Гипотезы).

    1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ГРУППАМ
    1. Ластик, стаканчик, блюдце.
    2. Ключ, емкость, пиала.
    3. Сок, стаканчик, блюдце.
    4. Молоко, емкость, пиала.

    Задания:

    • Переложите (перелейте) из одного сосуда в другой.
    • Для твердых тел: изменилась ли форма предмета? (Нет, это твердое тело).
    • Для жидкостей: какую форму приобретает жидкость при переливании из одного сосуда в другой? (Жидкость принимает форму сосуда).
    1. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
    2. ОБОБЩЕНИЕ: Как вы думаете, что будет:
    • с другими твердыми предметами? (сохраняют форму);
    • с другими жидкостями? (примут форму сосуда).

    Какую информацию получили?

    На доске:

    твердые                        жидкости                        газы

    не меняют форму                меняют форму

    А как эту информацию можно проверить? (Учебник).

    1. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

    Работа с учебником. Читаем вывод стр. 35.

    1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

    Рабочая тетрадь стр. 50 № 1.

    Проверка — экран.

    ФИЗ. МИНУТКА

    1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    Какими еще свойствами могут обладать твердые тела и жидкости? (На доску — предположения).

    • Возьмите брусок, попробуйте изменить его форму: можно ли его сжать или растянуть? (Нет). Почему? (Он твердый). Вывод: твердые тела нельзя сжать. (Убрать с доски лишнее).
    • Наберите цветную воду в шприц. Можно ли сжать воду? (Нет). Вывод: жидкости нельзя сжать. (Убрать с доски лишнее).
    • Наберите в шприц воздух. Зажмите носик шприца и попытайтесь нажать на поршень. Поршень сдвигается. Вывод: воздух можно сжать. (Убрать с доски лишнее).

    Где можно проверить информацию? Учебник стр. 35.

    Чем мы дышим? (Воздух). Мы его видим? (Нет). Воздух — смесь газов.

    Как мы догадаемся, что кто-то забыл закрыть кран газовой плиты? (Почувствуем запах).

    Почему он опасен?

    Что надо сделать? (Позвонить 04).

    Какие запахи еще мы чувствуем? (Духи, цветы).

    Вывод: Газы заполняют весе пространство.

    Проверка информации — учебник, стр. 36.

    Применение: рабочая тетрадь стр. 50 № 2, проверка — экран.

    1. ИТОГ
    • С какими основными состояниями тел вы познакомились? (Твердое, жидкое, газообразное, или: твердое тело, жидкость, газ).
    • Какими свойствами обладают твердые тела?
    • Какими свойствами обладают жидкости?
    • Какими свойствами обладают газы?
    • Оцените свою работу: правильны ли были наши предположения?

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Незнакомые жидкости нельзя пить или нюхать!

    1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    Классификация (каждый заполняет таблицу):

    Отметь галочкой правильный ответ:

    твердое

    жидкое

    газо-образное

    коктейль

    гранит

    бензин

    лед

    метан

    Или: кофе, лед, чай, пластмасса, азот, кастрюля

    Проверяем по экрану. Оцените свою работу (нарисуйте кружок: зеленый — без ошибок, желтый — 1-2 ошибки, красный — не справился с работой).

    СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

    Водород — самый легкий газ. В соединении с кислородом образует воду.

    Углерод — химический элемент, составная часть всех органических соединений и углекислого газа, который мы выдыхаем.

    Воздух — смесь газов, составляющая атмосферу Земли.

    Кислород — бесцветный газ, входящий в состав воздуха, необходимый для дыхания и горения.

    Азот — газ без цвета и запаха, составная часть воздуха.

    Метан — горючий газ (болотный или рудный) без цвета и запаха, соединение углерода с водородом.

    Природный газ — естественный, натуральный, встречающийся в природе.

    Газ — вещество в таком состоянии, при котором его частицы движутся свободно и заполняют все пространство.

    Пар — вещество в газообразном состоянии, образующееся из жидкости при ее нагревании и испарении.

    Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием.

    Поговорка — краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее законченного высказывания (в отличие от пословицы).


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слова и высказывания для размещения на доске.

    ВОДА

    КЛЮЧ

    ВОЗДУХ

    МОЛОКО

    КАРАНДАШ

    КИСЛОРОД

    ЖИДКОСТИ СЖИМАЮТСЯ

    ЖИДКОСТИ НЕ СЖИМАЮТСЯ

    ТВЁРДЫЕ ТЕЛА НЕ СЖИМАЮТСЯ

    ТВЁРДЫЕ ТЕЛА СЖИМАЮТСЯ

    ВОЗДУХ НЕ СЖИМАЕТСЯ

    ВОЗДУХ СЖИМАЕТСЯ

    ВЫВОД:

    ТВЁРДЫЕ ТЕЛА

    • ИМЕЮТ ПОСТОЯННУЮ ФОРМУ
    • НЕ ИМЕЮТ ПОСТОЯННУЮ ФОРМУ

    (подчеркни правильный ответ)

    ВЫВОД:

    ЖИДКОСТИ

    • ИМЕЮТ ПОСТОЯННУЮ ФОРМУ
    • НЕ ИМЕЮТ ПОСТОЯННУЮ ФОРМУ

    (подчеркни правильный ответ)

    ТВЁРДЫЕ ТЕЛА

    ЖИДКОСТИ

    ГАЗЫ

    НЕ МЕНЯЮТ ФОРМУ

    МЕНЯЮТ ФОРМУ

    ЗАПОЛНЯЮТ ВСЕ ПРОСТРАНСТВО

    ИМЕЮТ ПОСТОЯННУЮ ФОРМУ

    ПРИНИМАЮТ ФОРМУ СОСУДА, В КОТОРОМ НАХОДЯТСЯ

    НЕЛЬЗЯ СЖАТЬ

    МОЖНО СЖАТЬ

    ПАРТА

    КИРПИЧ

    МОЛОТОК

    ГВОЗДЬ

    НОЖ

    МЕЛ

    ОРЕХ

    ЛЕДЕНЕЦ

    СКАЛКА

    ЛОЖКА

    КОКТЕЙЛЬ

    ЧАЙ

    БУЛЬОН

    НЕФТЬ

    МОРСКАЯ ВОДА

    ДОЖДЬ

    ДУХИ

    СОК

    ЛИМОНАД

    МАШИННОЕ МАСЛО

    КЕФИР

    ДЫМ

    ПАР

    МЕТАН

    АЗОТ

    ГЕЛИЙ

    НЕОН

    УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

    ВОДОРОД

    КИСЛОРОД

    ВОЗДУХ

    ПРИРОДНЫЙ ГАЗ


    ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Задания для практической работы в группах и вывод.

    ГРУППА № 1

    ЗАДАНИЕ

    1. Переложите предмет из одного сосуда в другой.
    2. Сделайте вывод и подчеркните правильный ответ.

    ГРУППА № 2

    ЗАДАНИЕ

    1. Переложите предмет из одного сосуда в другой.
    2. Сделайте вывод и подчеркните правильный ответ.

    ГРУППА № 3

    ЗАДАНИЕ

    1. Перелейте жидкость из одного сосуда в другой.
    2. Сделайте вывод и подчеркните правильный ответ.

    ГРУППА № 4

    ЗАДАНИЕ

    1. Перелейте жидкость  из одного сосуда в другой.
    2. Сделайте вывод и подчеркните правильный ответ.

    ВЫВОД:

    форма предмета:

    • изменилась;
    • не изменилась

    (подчеркни)


    ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Самостоятельная работа.

    Отметь галочкой правильный ответ:

    твердое

    жидкое

    газо-образное

    коктейль

    гранит

    бензин

    доска

    метан


    ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Рисунки для сверки результатов самостоятельной работы. Размещаются на доске или показываются на экране.

    Сравни свои ответы с правильными:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100

    календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

    Программа  по окружающему миру  для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на  основании Общеобразовательной программ...

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

    рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса....

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"...

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру . 1 класс (Школа 2100)

    Календарно-тематическое планирование по  окружающему миру 1 класс. ( Школа 2100)  2012-2013 учебный год.  Пояснительная записка.   Данное планирование составлен...

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100" 1 класс

    Программа с тематическим планированием...

    Конспект рока по окружающем миру, 1 класс, «Школа России", Тема: «Откуда берутся снег и лед»

    Конспект рока по окружающем миру, 1 класс,  «Школа России,  Тема: «Откуда берутся снег и лед». Урок построен в соответствии с ФГОС, используются  информационно-коммуникативные техн...