Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

     Конспект урока по  окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"  Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

    Задачи:

    Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, учить бережно относиться к природе.

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx26.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс: 2 класс, программа "Школа-2100"

    Предмет: Окружающий мир

    Тема урока: "Реки "

    Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

    Задачи: 

    Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, учить бережно относиться к природе.

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Основные дидактические методы: 

    • проблемные методы обучения;
    • частично-поисковый;
    • объяснительно-иллюстративный;
    • принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.

    Дидактические средства: 

    • для учителя - презентация;
    • для учеников - учебник-тетрадь, карточки, макет земной поверхности.

    Методическая литература: 

    1. Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Докшина С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. Я и мир вокруг. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2003.
    2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса: Я и мир вокруг. В 4 частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2007.
    3. Занимательное природоведение. - М.: Омега, 1997.
    4. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.

    Оборудование: 

    • проектор;
    • прозрачный лоток;
    • песок;
    • карточки с заданием.

    План урока: 

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
    3. Совместное "открытие" новых знаний.
    4. Самостоятельное применение знаний.
    5. Итог урока. Рефлексия.

    Ход урока

    1.        Оргмомент.

    Слайд1.

    Карта полушарий

    - С давних пор из века в век

     Узнать стремился человек

     Как труден путь, что там вдали?

     И снаряжал он корабли,

     И опускался до глубин,

     И поднимался до вершин.

     Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.

     За знанья жизнь отдать он мог…

     А  с вами мы начнём урок.

    Сегодня на уроке мы с вами  продолжим путешествие по нашей планете. Откроем её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы отправимся в небольшую экспедицию.

    - Ребята, а кто знает, что такое экспедиция?

    - Обратимся к толковому словарю.

     (В толковом словаре Ожегова экспедиция- это поход или поездка группы, с каким – то заданием.)

    Цель нашей экспедиции- проверить умения работы с картой, познакомиться с новыми географическими  объектами, одним словом приобрести новые знания.

       Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся на уроке.

    -Что такое океаны?

     (Главные хранители водного запаса Земли)

    Что окружено со всех сторон океанами?

    (Материки)

    2.        Актуализация знаний  и формулирование темы урока.

    (Работа в группах)

    Слайд 2

    Отправимся мы в экспедицию на кораблях. Свой маршрут вы узнаете, выполнив задания.

    Карточка:

    -назови материк

    -назови океан

    -назови и разукрась указанный участок. Можно пользоваться картой в учебнике на стр.128-129.

    Правильно ли справились с заданием ребята?

    -Почему вы решили использовать именно этот цвет? (река-это не суша, а вода.)

    - Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок?

    (разговор пойдет о реках)

    Тема нашего урока: Реки.     Слайд 3

    -А что вы знаете о реках? Посовещайтесь в группе и дайте ответ.

    (Река-это большое количество воды.  Она течет)

    Слайд 4

    Отметьте это на вашей карточке.

    (Не можем это сделать, т.к. не хватает знаний)

    3.        Постановка проблемного вопроса.

    -Какие вопросы у вас возникли? Слайд 5

    -почему   течет вода?

    - откуда и куда течет река?

    -откуда в реке берется вода?

    4.        Совместное открытие нового знания.

    ОПЫТ

    5. Самостоятельное применение знаний

    Работа  в группах.

    -Чтобы говорить о  реках, надо познакомиться со всеми частями реки.    Слайд 6

    -Какие части реки вы заметили?

    (Исток, устье, притоки, берега, водораздел)

    Слайд 7

    Слайд 8

    -Как называется место сбора всех вод реки?

    (Бассейн)

    -Он включает в себя все мелкие речки и речушки, ручейки и родники.

    -Как определить правый и левый берега реки?

    (Если плыть по течению, то слева - левый берег, а справа- правый берег)

    А у вас есть своя версия на вопрос, почему течет вода?

    (версии детей)

    - Сколько разных версий прозвучало. Нужно разобраться. Попробуем проделать небольшой опыт.

     Я лью воду из стакана в лоток.

    -Почему вода течет в лоток из стакана?

    (на воду действует притяжение земли)

    -как сделайте так, чтобы вода в лотке начала медленно двигаться с одной стороны в другую. Что для этого надо сделать с лотком?

    (необходимо немного наклонить лоток. И опять будет действовать притяжение земли).

    -Как можно ответить на наш вопрос: почему течет река?

    (Река течет под воздействием притяжения Земли, с более высоких участков по наклону в низкие участки)

    -Какие высокие участки суши вы знаете?

    (горы и возвышенности).

    -А сейчас попробуйте ответить на вопрос: откуда и куда течет река?

    -Прежде, чем ответить на вопрос, давайте обратимся к карте на стр. 130-131. На северо-востоке протекает река, называется женским именем.

    -Что это  за река? (Лена)

     - Мы с вами определили, что река течет с высокого места в низкое. Определите, где будет находится высокое место, а где низкое?

    - Как определить, что выше уровень гор, или уровень океана?

    - Какой ответ даем на наш вопрос?

    (Реки начинаются в горах, на возвышенностях -исток и заканчиваются внизу на уровне моря, океана –здесь устье.)

    - На все ли вопросы мы ответили?

    (нет откуда в реке берется вода?)

    - Хорошо, давайте вспомним, почему вода на земле не исчезает?

    Слайд  9

    (круговорот воды в природе)

     (Тают ледники)

    -Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта. Я приготовила песок и лейку. Лейка будет изображать дождь.

    -Почему вода появилась из-под горки песка не сразу?

    -Почему, когда я перестала лить воду, она продолжает сочиться?

    -Откуда же еще  река получает воду?

    (Из подземных источников)

    -Можете ли вы теперь ответить на вопрос, почему в реке всегда есть вода ?

    (Да. Она получает воду из ледников, от осадков и подземных источников)

    -Постоянно ли в реке находится вода?

    Физминутка

    А сейчас давайте отдохнем.

    - Вернемся к нашим первым заданиям. Обозначьте места, где берут начало ваши реки и куда они впадают.

    -Как вы думаете, может ли маленький ручеек быть сильным и могучим? Может ли он менять земную поверхность?

    (Предположения детей)

    Тогда я советую прочитать необычную сказку о ручейке на стр.108.

    -Что вы узнали нового?

    (Ручеек очень сильный. Он может образовать овраг)

    - Какое значение имеют реки?

    На территории России протекает более 2,5 млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является великая русская река ВОЛГА.

    Слайд 10.

    - А что слышали вы об этой реке?

    Рассказ о реке Волге (Мартынова К . Ласковыми словами «красавица», «матушка», «главная улица» России называет наш народ великую русскую реку Волгу — самую длинную и многоводную в Европе. Это равнинная река. Длина ее от истока до устья 3 531 км. Это расстояние примерно равно расстоянию от Москвы до Северного полюса.

    Кошелев М. Волга берёт начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м.  Исток Волги расположен в Осташковском районе  Тверской области.  На окраине болотца имеются несколько родников, объединённых между собой в небольшой водоём, один из которых считается истоком реки Волги. Вокруг родника построена часовня, к которой ведёт мостик. Из водоёма Волга вытекает обыкновенным ручейком шириной 50-100 см и глубиной до 30 см. Вода в ручейке имеет красно-чёрный оттенок.

    Дзусов И.  Волга принимает около 200 притоков.  Слайд 11.

    Основное питание Волги осуществляется снеговыми (60% годового стока), грунтовыми (30%) и дождевыми (10%) водами.

    Волгу делят на три части: верхняя Волга, средняя Волга и нижняя Волга – здесь проживаем мы.

    Слайд 12.

    Данилова Я. В наше время река играет большую роль в России, на ней расположены большое количество гидроэлектростанций, сама же река необходима для различных морских грузоперевозок, которые сейчас успешно осуществляются.

    Исмаилов А. Я хочу рассказать о происхождении названия реки Волга в древности ее называли Ра, в средние века - Итиль, или Этель, считается, что наиболее вероятно                             происхождение «Волга» от праславянского слова, означающего волглый — волога — влага, таким образом возможный смысл названия Волги — как «вода» или «влага», если можно выразиться то подходит и «большая вода», благодаря огромным размерам реки

    Итог урока.

    Самооценка.

    -Экспедиция подошла к концу. Возвращаемся домой.

    - Что вы нового узнали о реке, путешествуя сегодня на уроке?

    Слайд13.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс

    Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

    -Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)

    Тема: «Грибы»  Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи между о...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «Животноводство». 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока: «Животноводство»Цели урока: познакомить с отраслью сельского хозяйства – животноводством, особенностями разведения и содержания домашних животных; воспитывать любовь к жи...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «Растениеводство». 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока: «Растениеводство»Цели урока: познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; учить различать и группировать культурные растения....

    Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)

    Тема: «Грибы» Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи меж...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «Животноводство». 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока: «Животноводство»Цели урока: познакомить с отраслью сельского хозяйства – животноводством, особенностями разведения и содержания домашних животных; воспитывать любовь к жи...