Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Чурсина Валентина Васильевна

    -Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.

    -Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

    -Развивать коммуникативные умения учащихся, умения анализировать и обобщать, навыки самостоятельной работы.

    -Воспитывать гордость за родной край.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_mire_kamnya.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: "В мире камня"

    Цель урока: Расширение кругозора учащихся  о горных породах и минералах

    Задачи:

    -Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.

    -Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

    -Развивать коммуникативные умения учащихся, умения анализировать и обобщать, навыки самостоятельной работы.

    -Воспитывать гордость за родной край.

    Оборудование:

     -коллекция камней;

    -ноутбук, проектор;

    -микроскоп;

     -презентация;

    Ход урока

    1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    2 слайд

    2. Проверка домашнего задания.

    Какие бывают звуки?

    Почему вреден шум?

    Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать шума?

    3.Мотивация к учебной деятельности.

    Ученик:

    - «Камень с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад камень использовался как орудие труда. Острыми камнями расчленяли на части туши убитых зверей. Камнем можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. Блестящими цветными камнями человек издавна любил украшать себя.

    Камень был надежным орудием обороны и нападения: удачно брошенный камень поражал врага и настигал ускользающую добычу.

    В настоящее время люди очень много знают о камнях: об их происхождении, свойствах и способах их  обработки. Изучением камней, или как их еще называют горные породы  и минералы, занимается наука – геология.»

    С давних времён  людей  интересовала сила камня.

    Хозяйка Медной горы:

    -  Здравствуйте  люди  добрые. Сила камня?  Вас интересуют  мои камни.  Да жив  интерес  к  силе камня   и    в 21 веке. Издавна русские люди интересовались красотой и силой камня. Не каждому дано познать срытые свойства камня.  Только лучший из лучших сможет  познать  камень и стать  мастером.

    Вот и мне нужен  мастер- камнерез. Может он есть среди Вас? Мне бы получше приглядеться.

     Учитель:

     - Ребята вы узнали гостью?  Оставайся  Xозяйка  Медной горы  у нас. Посмотри, что мы умеем.

    4. Новый материал. Знакомство с коллекцией камней. (использование микроскопа)

    Кремень. (Слайд 3)

    Учитель:

    - В древности осколки кремня использовались для высечения огня. Древним человеком кремень использовался для изготовления оружия и бытовых предметов. Существует устойчивое народное поверье, что такой кремень обладает особыми свойствами воздействия на воду. Исстари кусок чёрного кремня клали в ёмкости с продуктами питания при их засолке или ином заготовлении впрок.

     (Ученики рассматривают через микроскоп)

    Яшма. (Слайд4)

    Учитель:

    -В России яшма пользовалась большой популярностью при Екатерине Второй, которая развивала камнерезное дело и способствовала созданию нескольких крупных заводов по обработке яшмы. В древности из яшм делали печатки и амулеты, якобы оберегавшие от расстройства зрения и от засухи. Наиболее известные российские месторождения поделочной яшмы находятся на Южном Урале.

    (Ученики рассматривают через микроскоп)

    Гранит. (Слайд5)

    Учитель:

    - Гранит - прочная горная порода с красивым рисунком расположения кристаллов. Из гранита делают фундаменты, опоры мостов, гранитной брусчаткой выложены улицы. Он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро.

     (Ученики рассматривают через микроскоп)

    Каменный уголь. (Слайд6)

    Учитель:

    - Основа образования угля - растительные остатки. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он хорошо горит, выделяя много тепла.

    (Ученики рассматривают через микроскоп)

    Мел. (Слайд7)

    Учитель:

    - Самый лучший природный мел получают в Англии.

    Сотни лет человек использует мел для различных целей. Мел, которым мы пользуемся в классе, смешивают со связующими примесями, чтобы он не крошился. Добавляя различные красители, можно получить мел любого цвета.

    После пульверизации, промывки и фильтрации из мела получают белый порошок, который применяется для добавления в замазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!

    (Ученики рассматривают через микроскоп)

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.  (Слайд8)

    Каменная соль. (Слайд 9)

    Учитель:

    - Каменная соль залегает пластами в осадочных горных породах. По своему происхождению соль является химическим морским осадком, образовавшимся при испарении морской воды. Многие соленые озера обязаны своим происхождением залежам каменной соли в недрах земли.

    (Ученики рассматривают через микроскоп)

    Пемза. (Слайд 10)

    Учитель:

    -Пемза - пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании кислых и средних лав.

    Используется как заполнитель в легких бетонах , как добавка к цементам и извести. Применяется для шлифовки металла и дерева, полировки каменных изделий. Так же используется для гигиенического удаления огрубевшей кожи стоп.

    (Ученики рассматривают через микроскоп)

    Янтарь. (Слайд 11)

    Учитель:

    -Янтарь - затвердевшая смола хвойных деревьев. Лучше всего остатки древних насекомых сохранились в янтаре. Из янтаря делают кольца, серьги, бусы и другие украшения. Наиболее значительные места распространения: побережье Балтийского моря, Румынии, Сицилия, Бирма.

    (Ученики рассматривают через микроскоп)

    Песок. (Слайд 12)

    Учитель:

    -Песок - осадочная горная порода.Широко используется в составе строительных материалов, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства, в дорожном строительстве.

    (Ученики рассматривают через микроскоп)

    Глина. (Слайд 13)

    Учитель:

    -Глина - мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

    Глина является основой гончарного, кирпичного производства.

    Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.

    В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

    Лечебные глины и грязи широко используются в курортном лечении.

    (Ученики рассматривают через микроскоп)

    5. Закрепление изученного.

    Учитель:

     Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как  мы с вами, растения и животные.  Мир камня древнее живого мира.

    Все камни или как их еще называют горные породы и минералы, которые мы рассматривали на уроке, созданы природой, поэтому их называют природными камнями. А есть камни, которые создал человек. Например,  искусственные драгоценные камни, стекло. Их называют искусственными камнями.  Не будем забывать, что  полезные ископаемые исчерпаемы, в основном невозобновимы. Об этом помните всегда! Цените то, что у нас с вами есть.

    6. Оценка работы  учащихся  Хозяйкой Медной горы.

    Дарит книгу «Познания силы камня».

    7. Домашнее задание.

    Слайд 14  стр. 96-99 – пересказ, приготовить сообщение.

    8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

    -Какую цель мы ставили перед собой на  занятии? Выполнили ли мы её? Оцените свою работу на занятии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока.Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество"

    Конспект урока. Окружающий мир. Тема: "Вода-необыкновенное вещество или вода-растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"...

    Конспект урока окружающий мир. Тема: «Кожа – наша первая «одежда».

    Цели:обучающиепознакомить детей с понятием «кожа» и её функциями;выделить её значение в приспособлении организма к окружающей средеразвивающиеразвивать интеллектуальные и практические умения детей;раз...

    Конспект урока. Окружающий мир. Тема: Кто такие звери?

    Цель: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения зверей и показать их многообразие и красоту.Планируемые достижения учащихся:Предметные:- научить раз...

    Конспект урока. Окружающий мир. Тема. Семейный бюджет.

    Окружающий мир. Тема. Семейный бюджет.Цели урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»Задачи:1) Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закре...

    Конспект урока Окружающий мир Тема: Что такое Родина? 1 класс

    Подробный конспект урока с заданиями на сайте учи.ру по  карточкам  ....

    Конспект урока Окружающий мир Тема: Что умеет компьютер? 1 класс

    Подробный конспект урока с заданиями на сайте учи.ру по  карточкам  данной тематике....