Главные вкладки

    Конспект урока окружающий мир. Тема: «Кожа – наша первая «одежда».
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Чурсина Валентина Васильевна

    Цели:

    • обучающие

    познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями;

    выделить её значение в приспособлении организма к окружающей среде

    • развивающие

    развивать интеллектуальные и практические умения детей;

    развивать  навыки, связанные с заботой о собственном здоровье                                                 

    • воспитательные

    прививать любовь и заботу о собственном здоровье;

    воспитывать культуру общения, уважение к мнению одноклассника, чувство ответственности

    Оборудование:  увеличительное стекло, зеркало, карточки с заданиями.

    Образовательные технологии: 

    • ИКТ
    • здоровьесберегающая технология
    • обучение в сотрудничестве (групповая работа)
    • проблемное обучение

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kozha-pervaya_odezhda.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Кожа – наша первая «одежда».

    Цели:

    • обучающие

    познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями;

    выделить её значение в приспособлении организма к окружающей среде

    • развивающие

    развивать интеллектуальные и практические умения детей;

    развивать  навыки, связанные с заботой о собственном здоровье                                                  

    • воспитательные

    прививать любовь и заботу о собственном здоровье;

    воспитывать культуру общения, уважение к мнению одноклассника, чувство ответственности

    Оборудование:  увеличительное стекло, зеркало, карточки с заданиями.

    Образовательные технологии:  

    • ИКТ
    • здоровьесберегающая технология
    • обучение в сотрудничестве (групповая работа)
    • проблемное обучение
    • Ход урока:

    1.  Организационный момент.

    Чтоб природе другом стать,
    Тайны все её узнать,
    Все загадки разгадать,
    Научитесь наблюдать,
    Будем вместе развивать у себя внимательность,
    А поможет всё узнать наша любознательность.

    - Начинаем наш урок.  

    Поприветствуйте наших гостей, а теперь повернитесь ко мне.

    2. Психологическая поддержка.                                                                            -Посмотрите друг на друга и ласково, нежно улыбнитесь. Как приятно, как тепло сразу стало! Давайте пожелаем друг другу добра.

    3. Повторение изученного материала. Создание ситуации успеха.  

    4.  Вводная часть.

    -Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать организм человека. А какова тема нашего урока вы узнаете, отгадав загадку.

    Тело сверху прикрываю,
    Защищаю и дышу.
    Пот наружу выделяю,
    Температурой тела руковожу. (Кожа)

    -Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о коже.

    -А почему кожу называют нашей первой одеждой?

    Кожа – это естественная, данная природой одежда. На коленках брюк со временем могут протереться дырки. Платье, подаренное вам на прошлый день рождения, оказывается мало. А кожа всегда новенькая и всегда впору. Кожа не пропускает воду, словно непромокаемый плащ. Она защищает нас от жары и от холода, быстро приспосабливаясь к новым условиям. Кожа надежно предохраняет внутренние ткани от повреждений. Тонким защитным панцирем кожа покрывает все тело – от пяток до затылка. Весит такой костюмчик у взрослого человека примерно 4 кг. Совсем немного для такой сложной и полезной одежды.

    Сегодня узнаем как можно больше интересного о коже, познакомимся с ее функциями, научимся ухаживать за кожей.

    5.  Основная часть.

    А) Строение кожи.

    Кожа состоит из трёх слоев.

    Самый первый слой называется ЭПИДЕРМИС. 

    Это очень тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые кожа дышит.

    Наружный слой постоянно обновляется. Верхние чешуйки (клетки) слущиваются, образуются новые, которые растут изнутри.  

        Второй слой называется ДЕРМА  - это и есть сама кожа.  Более толстый слой. Его толщина 1-2 мм. В этом слое находятся потовые, сальные железы, кровеносные сосуды, нервы.          

       И третий слой – ГИПОДЕРМА или подкожная жировая клетчатка, состоит из “комочков” жира. Они служат “складом” питательных веществ и энергии, а также подушечкой для внутренних органов. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

            Итак, кожа – это самый большой  и важный орган человека. Без кожи человек прожить не сможет.

    Б) Это интересно.

           Поедателями  нашей кожи являются микроскопические клопы САПРОФИТЫ. Невооружённым глазом увидеть мы их не сможем, но я вам их покажу.

    Данные клопы очень вредны для людей страдающий аллергией, поэтому нужно как можно чаще пылесосить пол и вовремя вытрясать мешок.

    -Почему кожа у людей имеет разный цвет? (Предположения детей)

    -Человек рождается с кожей определенного цвета, и изменить его он не может. Ведь уже при рождении кожа содержит определенное количество цветных зернышек, которые называются ПИГМЕНТОМ. А бывает и такое, и такое, что у людей отсутствует пигмент. Такие люди называются альбиносами.

    6.  Практическая работа. Работа в группах.

    -Кожа - орган осязания. Она равномерно покрывает всё тело человека, но это не просто оболочка нашего организма, а сложный орган со своими функциями. Давайте проведём практическую работу и выясним функции кожного покрова.
    Опыт №1.
    Задание:

    -Встаньте. Согните и разогните руки, ноги. Наклонитесь вперед, назад, вправо, влево.
    -Что можно сказать о подвижности тела и его костей?
    Вывод: Отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять, сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.
    Что же связывает части тела в одно целое?( Кости и кожа.)
    - Кожа защищает организм от ушибов, ран, царапин, грязи, микробов, перегрева солнечными лучами. Какое еще назначение имеет кожа?

    (на экране появляется строка ЗАЩИТНИК ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ)
    Опыт №2.

    Задание:
    - Рассмотрите кожу. Потрогайте ее пальцами, потяните. Что можно сказать о коже? ( Кожа гладкая, мягкая.)
    - Обратите внимание — на местах сгибов (локти, суставы пальцев ног, рук, колени) кожа имеет складки. Случайно ли это? Зачем эти складки?
    Опыт №3

    Задание:

    - Правой рукой захвати складки кожи на суставе, а теперь медленно согни палец. Объясни, что происходит с кожей?
    Вывод. Складки на коже нужны, чтобы не мешать движению пальцев рук, ног и других частей тела. Без складок на коже наши пальцы, ноги, руки не могли бы легко сгибаться.

    Опыт №4.

    Задание:
    - Рассмотри кожу через лупу. Лупа — увеличительное стекло. Мы видим на коже маленькие отверстия. Эти отверстия называются порами. Зачем коже нужны поры? (Кожа дышит через поры)

    (на экране появляется строка ОРГАН ДЫХАНИЯ)
    Опыт №5.

    Задание:
    -Потрите крепко пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что вы заметили на стекле? (На них осталось жирное пятно)
    Зачем коже жир? Кто догадался?
    Вывод: Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой.
    -Подумайте, откуда на коже взялись капельки пота и жира? Кто помог им выделиться?

    (на экране появляется строка ОРГАН ВЫДЕЛЕНИЯ)

    Опыт №6.

    Задание:

    Подойдите к раковине и намочите кожу руки.

    Возможно ли отжать кожный покров?

    Вытрите руку, воспользовавшись салфеткой.

    Вывод: Можно сказать, что наша кожа водонепроницаемая.

    (на экране появляется строка ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ)

    7. Подведение итогов урока.

    Итак,  какую же  роль играет наша кожа?

    Водонепроницаемость;

    Орган дыхания;

    Орган выделения;

    Орган осязания;

     Защита от солнечной радиации;

    Регулятор температуры тела;

     Защита от механических воздействий….

    8.  Гигиена и уход за кожей.

    - К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется.  И поэтому нам надо знать правила ухода за кожей.

    9. Работа с текстом учебника.

    А) Правила ухода за кожным покровом.

    -Прочитайте текст на страницах 12 – 13.

    -Как кожа становится грязной?

    -Почему грязная кожа опасна для человека?

    -Как нужно ухаживать за кожей?

    -Что следует делать при ранениях?

                                      при ожогах?

                                       при обморожении?

    -Почему раны на коже называют «воротами для болезни»?

    -Люди любят загорать на солнце. Когда это бывает опасно? Как уменьшить эту опасность?

    -Эту информацию мы можем получить из учебника на стр.14 – 15.

    Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03.

    Б)  Волосы и ногти – образования кожи. Работа в группах.

    -Из учебника на стр. 13 – 14 1-ая и 2-ая группы готовят рассказ о волосах,

     а 3-я и 4-ая группы – о ногтях.

     5-ая и 6-ая группы готовят ответы на вопросы на стр. 14.

    10. Подведение итогов урока.

    11. Рефлексия.

    12. Выставление отметок. Запись домашнего задания.

     Стр. 11 – 15, тетрадь стр.4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Кожа – наша первая «одежда»

    Познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями;выделить её значение в приспособлении организма к окружающей среде;развивать интеллектуальные и практические умения детей;развивать  навыки, свя...

    Конспект урока окружающий мир 4 класс "Пётр Первый"

    Конспект  урока окружающий мир 4 класс "Пётр Первый"...

    Конспект урока окружающий мир 4 класс "Пётр Первый"

    Конспект  урока окружающий мир 4 класс "Пётр Первый"...

    Конспект урока окружающего мира "Трава у нашего дома" 2 класс УМК "Перспектива"

    План-конспект урока окружающего мира (2 класс)Тема: Трава у нашего домаЦель: расширение знаний о наиболее встречающихся травянистых растенияхПланируемые результаты:Предметные:-уметь распозновать травя...

    Урок: «Окружающий мир», Тема: «Кожа и ее значение», Класс: 4

    Познакомить со строением и функциями покровного органа-кожи, формировать потребность беречь своё здоровье.На основе самостоятельных наблюдений учащихся и информации, полученной при чтении дополнительн...