Конспект урока окружающий мир. Тема: «Кожа – наша первая «одежда».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Чурсина Валентина Васильевна

Цели:

  • обучающие

познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями;

выделить её значение в приспособлении организма к окружающей среде

  • развивающие

развивать интеллектуальные и практические умения детей;

развивать  навыки, связанные с заботой о собственном здоровье                                                 

  • воспитательные

прививать любовь и заботу о собственном здоровье;

воспитывать культуру общения, уважение к мнению одноклассника, чувство ответственности

Оборудование:  увеличительное стекло, зеркало, карточки с заданиями.

Образовательные технологии: 

  • ИКТ
  • здоровьесберегающая технология
  • обучение в сотрудничестве (групповая работа)
  • проблемное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kozha-pervaya_odezhda.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Кожа – наша первая «одежда».

Цели:

  • обучающие

познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями;

выделить её значение в приспособлении организма к окружающей среде

  • развивающие

развивать интеллектуальные и практические умения детей;

развивать  навыки, связанные с заботой о собственном здоровье                                                  

  • воспитательные

прививать любовь и заботу о собственном здоровье;

воспитывать культуру общения, уважение к мнению одноклассника, чувство ответственности

Оборудование:  увеличительное стекло, зеркало, карточки с заданиями.

Образовательные технологии:  

  • ИКТ
  • здоровьесберегающая технология
  • обучение в сотрудничестве (групповая работа)
  • проблемное обучение
  • Ход урока:

1.  Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

- Начинаем наш урок.  

Поприветствуйте наших гостей, а теперь повернитесь ко мне.

2. Психологическая поддержка.                                                                            -Посмотрите друг на друга и ласково, нежно улыбнитесь. Как приятно, как тепло сразу стало! Давайте пожелаем друг другу добра.

3. Повторение изученного материала. Создание ситуации успеха.  

4.  Вводная часть.

-Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать организм человека. А какова тема нашего урока вы узнаете, отгадав загадку.

Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу. (Кожа)

-Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о коже.

-А почему кожу называют нашей первой одеждой?

Кожа – это естественная, данная природой одежда. На коленках брюк со временем могут протереться дырки. Платье, подаренное вам на прошлый день рождения, оказывается мало. А кожа всегда новенькая и всегда впору. Кожа не пропускает воду, словно непромокаемый плащ. Она защищает нас от жары и от холода, быстро приспосабливаясь к новым условиям. Кожа надежно предохраняет внутренние ткани от повреждений. Тонким защитным панцирем кожа покрывает все тело – от пяток до затылка. Весит такой костюмчик у взрослого человека примерно 4 кг. Совсем немного для такой сложной и полезной одежды.

Сегодня узнаем как можно больше интересного о коже, познакомимся с ее функциями, научимся ухаживать за кожей.

5.  Основная часть.

А) Строение кожи.

Кожа состоит из трёх слоев.

Самый первый слой называется ЭПИДЕРМИС. 

Это очень тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые кожа дышит.

Наружный слой постоянно обновляется. Верхние чешуйки (клетки) слущиваются, образуются новые, которые растут изнутри.  

    Второй слой называется ДЕРМА  - это и есть сама кожа.  Более толстый слой. Его толщина 1-2 мм. В этом слое находятся потовые, сальные железы, кровеносные сосуды, нервы.          

   И третий слой – ГИПОДЕРМА или подкожная жировая клетчатка, состоит из “комочков” жира. Они служат “складом” питательных веществ и энергии, а также подушечкой для внутренних органов. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

        Итак, кожа – это самый большой  и важный орган человека. Без кожи человек прожить не сможет.

Б) Это интересно.

       Поедателями  нашей кожи являются микроскопические клопы САПРОФИТЫ. Невооружённым глазом увидеть мы их не сможем, но я вам их покажу.

Данные клопы очень вредны для людей страдающий аллергией, поэтому нужно как можно чаще пылесосить пол и вовремя вытрясать мешок.

-Почему кожа у людей имеет разный цвет? (Предположения детей)

-Человек рождается с кожей определенного цвета, и изменить его он не может. Ведь уже при рождении кожа содержит определенное количество цветных зернышек, которые называются ПИГМЕНТОМ. А бывает и такое, и такое, что у людей отсутствует пигмент. Такие люди называются альбиносами.

6.  Практическая работа. Работа в группах.

-Кожа - орган осязания. Она равномерно покрывает всё тело человека, но это не просто оболочка нашего организма, а сложный орган со своими функциями. Давайте проведём практическую работу и выясним функции кожного покрова.
Опыт №1.
Задание:

-Встаньте. Согните и разогните руки, ноги. Наклонитесь вперед, назад, вправо, влево.
-Что можно сказать о подвижности тела и его костей?
Вывод: Отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять, сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.
Что же связывает части тела в одно целое?( Кости и кожа.)
- Кожа защищает организм от ушибов, ран, царапин, грязи, микробов, перегрева солнечными лучами. Какое еще назначение имеет кожа?

(на экране появляется строка ЗАЩИТНИК ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ)
Опыт №2.

Задание:
- Рассмотрите кожу. Потрогайте ее пальцами, потяните. Что можно сказать о коже? ( Кожа гладкая, мягкая.)
- Обратите внимание — на местах сгибов (локти, суставы пальцев ног, рук, колени) кожа имеет складки. Случайно ли это? Зачем эти складки?
Опыт №3

Задание:

- Правой рукой захвати складки кожи на суставе, а теперь медленно согни палец. Объясни, что происходит с кожей?
Вывод. Складки на коже нужны, чтобы не мешать движению пальцев рук, ног и других частей тела. Без складок на коже наши пальцы, ноги, руки не могли бы легко сгибаться.

Опыт №4.

Задание:
- Рассмотри кожу через лупу. Лупа — увеличительное стекло. Мы видим на коже маленькие отверстия. Эти отверстия называются порами. Зачем коже нужны поры? (Кожа дышит через поры)

(на экране появляется строка ОРГАН ДЫХАНИЯ)
Опыт №5.

Задание:
-Потрите крепко пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что вы заметили на стекле? (На них осталось жирное пятно)
Зачем коже жир? Кто догадался?
Вывод: Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой.
-Подумайте, откуда на коже взялись капельки пота и жира? Кто помог им выделиться?

(на экране появляется строка ОРГАН ВЫДЕЛЕНИЯ)

Опыт №6.

Задание:

Подойдите к раковине и намочите кожу руки.

Возможно ли отжать кожный покров?

Вытрите руку, воспользовавшись салфеткой.

Вывод: Можно сказать, что наша кожа водонепроницаемая.

(на экране появляется строка ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ)

7. Подведение итогов урока.

Итак,  какую же  роль играет наша кожа?

Водонепроницаемость;

Орган дыхания;

Орган выделения;

Орган осязания;

 Защита от солнечной радиации;

Регулятор температуры тела;

 Защита от механических воздействий….

8.  Гигиена и уход за кожей.

- К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется.  И поэтому нам надо знать правила ухода за кожей.

9. Работа с текстом учебника.

А) Правила ухода за кожным покровом.

-Прочитайте текст на страницах 12 – 13.

-Как кожа становится грязной?

-Почему грязная кожа опасна для человека?

-Как нужно ухаживать за кожей?

-Что следует делать при ранениях?

                                  при ожогах?

                                   при обморожении?

-Почему раны на коже называют «воротами для болезни»?

-Люди любят загорать на солнце. Когда это бывает опасно? Как уменьшить эту опасность?

-Эту информацию мы можем получить из учебника на стр.14 – 15.

Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03.

Б)  Волосы и ногти – образования кожи. Работа в группах.

-Из учебника на стр. 13 – 14 1-ая и 2-ая группы готовят рассказ о волосах,

 а 3-я и 4-ая группы – о ногтях.

 5-ая и 6-ая группы готовят ответы на вопросы на стр. 14.

10. Подведение итогов урока.

11. Рефлексия.

12. Выставление отметок. Запись домашнего задания.

 Стр. 11 – 15, тетрадь стр.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Кожа – наша первая «одежда»

Познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями;выделить её значение в приспособлении организма к окружающей среде;развивать интеллектуальные и практические умения детей;развивать  навыки, свя...

Урок: «Окружающий мир», Тема: «Кожа и ее значение», Класс: 4

Познакомить со строением и функциями покровного органа-кожи, формировать потребность беречь своё здоровье.На основе самостоятельных наблюдений учащихся и информации, полученной при чтении дополнительн...

Конспект урока окружающего мира.Тема: "Наши ближайшие соседи" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений детей  о странах, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные: Знать название стран и столиц,...

Конспект урока окружающего мира.Тема "Наши ближайшие соседи"(УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: "Наши ближайшие соседи."Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с государствами - ближайшими соседями России;     совершенствование умений работы с ...

Открытый урок окружающего мира "Кожа - наша первая одежда"

Урок окружающего мира на тему "Кожа - наша первая одежда" разработан для того, что познакомить обучающихся с понятием «кожа», её функциями, строением, гигиеной....